Поступаем в ВУЗ: как это делается. Личный опыт и наблюдения

31.07.2006 

Высшее образование, благодаря укоренившейся еще с советских времен традиции, давно стало целью и мечтой большей части подрастающего поколения в современной Украине. Иметь высшее образование престижно и, в нынешних условиях, просто необходимо. ВУЗов много, и все они разные. И по форме собственности, и по учебным программам, и по уровню аккредитации. А когда приходит время сделать выбор и сдавать экзамены, начинается кордебалет под названием "В это лето мы поступаем в ВУЗ" 

В этой статье – взгляд изнутри на этот чреватый потерями нервов и денег процесс. 

Выбор ВУЗа 

Информацию о ВУЗах можно найти в специальных справочниках для поступающих или на сайтах этих учебных заведений. Справочники различаются большим разнообразием подаваемой информации, но, чувствуется, не все ВУЗы ей охотно делятся. Не всегда указано, есть ли лицензия и какой у ВУЗа уровень аккредитации. Хотя, вполне возможно, эти претензии скорее относятся к недобросовестным издателям. Сайты же, несмотря на наличие практически в каждом учебном заведении факультетов с "компьютерными" специальностями, отличаются убогостью, свойственной временам начала развития Интернета в нашей стране. Похоже, руководство институтов и университетов по своим возрастным показателям уже вышло из категории пользователей Интернета и не понимает важности этой составляющей формирования имиджа учебного заведения. Как выразился один знакомый программист: "Такой сайт я сконструирую за одну учебную пару". Сказано это было о визитной карточке одного из престижных киевских ВУЗов. 

Итак, выбираем. Разумеется, делать это надо загодя, как минимум за полгода, а еще лучше за год до поступления. Столь ранний выбор учебного заведения позволит будущему абитуриенту целенаправленно готовиться, посещая специальные курсы, организованные при ВУЗах или заниматься с репетитором. К слову сказать, многие высшие учебные заведения предоставляют определенные льготы при поступлении тем, кто закончил подобные курсы, разумеется, при этом же заведении. Вполне понятный мотив. Люди уже "потратились", следовательно, по логике руководителей, имеют право на льготы.  

Неплохо раздобыть программы вступительных экзаменов и экзаменационные вопросы прошлого года. Как ни странно, не все учебные заведения охотно делятся подобной информацией, как будто это какое-то ноу-хау. В одном из университетов нам прямо ответили: "Вопросов не дадим. Готовьтесь. Все в пределах школьной программы". Чудно и непонятно. 

Это только впоследствии, пройдя все этапы, понимаешь, что весь процесс поступления сопровождается таким режимом неоправданной секретности, которому могут позавидовать специальные режимные заведения.

 

Знакомство 

Этап необязательный, да и не всем доступный. Но лично я всем рекомендую. Лучше немного потратиться (на проезд), чтобы впоследствии из-за незнания не "влететь по-крупному". 

Институты и университеты ежегодно проводят "Дни открытых дверей", где предоставляют подробную информацию о себе и процессе обучения всем желающим. Ничего страшного не случится, если Вы приедете в "неурочный" день. Убедитесь воочию, как все выглядит без парадной напыщенности и показухи, столь свойственной официальным "открытым" мероприятиям. Скорее всего, поговорить лично с ректором, деканом и прочими "высокими" особами Вам не удастся, в чем я убедился на собственном опыте. Но несколько бесед все же состоялось. Дополнительной и ценной информации эти разговоры не принесли, поэтому вряд ли стоит этим заниматься.

Что же, собственно, нужно уяснить? 

Прежде всего, увидеть лично выданную Министерством образования и науки лицензию или ее копию, обратив особое внимание на срок действия. Как правило, лицензия выдается на 5 лет. Посмотреть, в каких условиях проходит процесс обучения. Каков уровень преподавания, а именно, сколько академиков, профессоров и прочих, облаченных учеными степенями и званиями, участвуют в учебном процессе. Если материальная база ВУЗа, его оснащенность, обеспеченность учебной литературой и средствами обучения вызывают у Вас сомнение, тогда лучше не рисковать и обратиться в более серьезное заведение.

 

Сдача документов 

И вот ВУЗ выбран, школьные экзамены сданы. Впереди – поступление, а именно сдача вступительных экзаменов. Набор документов, необходимых для поступления довольно стандартен. Паспорт и его ксерокопии, аттестат или другой документ о среднем образовании с оценочным вкладышем, медицинская справка, папка, 2 конверта, 4 фотографии размером 3х4. Студенты творческих специальностей прилагают свои работы, если это необходимо по условиям конкурса. 

Здесь стоит оговориться и заметить, что сейчас документы можно подавать сразу в несколько ВУЗов. В этом случае оригиналы документов лишь показывают в приемных комиссиях, а сдают их копии. 

Чтобы увеличить вероятность поступления, мы так и сделали. Главная проблема состоит лишь в том, чтобы экзамены в различных ВУЗах не совпадали, то есть не были в один день. И, как показывает опыт, именно так зачастую и происходит. Впрочем, винить в этом учебные заведения не стоит. Каждое руководствуется лишь своими интересами и на соседей не смотрит. 

О сдаче документов стоит рассказать поподробнее. Не ждите, что Вас встретят с распростертыми объятиями. В действительности все обстоит несколько иначе. В первом же из ВУЗов мы столкнулись с многочасовой очередью, ожиданием в душных, непроветриваемых коридорах, где некуда присесть. И это был не какой-нибудь захолустный институтик, а Киевский национальный технический университет (бывший КПИ). Непонятно, как в таких условиях выдерживали сами члены приемной комиссии, но они, надо отдать им должное, пытались быть вежливыми. 

Гораздо лучше обстояли дела в университете им. Т.Шевченко. И прохладно, и с очередью как-то справились, и есть где присесть. То есть можно все, если захотеть. 

Ну и уж совсем шикарно нас встретили в МАУП (Межрегиональная академия управления персоналом). Кондиционеры, мягкие кресла и полное отсутствие очереди абитуриентов. Тут же вспомнилась прочитанная накануне информация о закрытии шести филиалов этой академии как не прошедших аттестацию. Поэтому и желающих немного. Выбранная нами специальность "Журналистика" здесь называлась как-то уж очень странно "Социология и журналистика". Начинаем спрашивать и выясняем, что в списке учебных дисциплин есть только "Основы журналистики", остальные все – чистейшая социология. И в дипломе будет указано так же – "Социология". То есть чистейший "лохотрон" и привлечение абитуриентов любыми средствами. Насторожило и то, что при сдаче документов необходимо оплатить первый месяц обучения (540 гривен), а в случае непоступления эти деньги, якобы, вернут. В общем, в МАУП мы документы сдавать не стали. Стоит еще отметить, что это полностью коммерческий ВУЗ, несмотря на громкую приставку "при Президенте Украины". Хотелось бы разобраться, кто и за какие заслуги такие "вкусные" названия раздает. 

Был еще Международный университет развития человека "Украина", сокращенно МУРЧУ, а по-украински еще лучше получается – МУРЛУ. Административное здание его находится неподалеку от Контрактовой площади. Узкие коридоры, небольшие комнатки. Оказалось, что своих учебных корпусов у университета нет, арендуют в различных школах и колледжах, разбросанных по всему Киеву. Следовательно, весь процесс обучения – в вечернее время. В холле торжественно висел проект достройки какого-то там санатория и размещения на этих площадях университета. Проект – это здорово, но ведь строительство не ведется. А если и начнется, то когда закончится? Да и перспектива обучения в школьных классах не радовала. Решили оставить университет один на один с его проблемами.

 

Взятки 

Обойти этот вопрос оказалось совершенно невозможным. Пусть обвиняют меня добропорядочные деятели нивы высшего образования, но факты – вещь упрямая и против них не попрешь. Пусть лучше розовые очки снимут и осмотрятся вокруг. Результаты последних социологических опросов говорят о наибольшей коррумпированности нашего образования и медицины. Эти две отрасли оставили далеко позади даже органы госвласти, традиционно славящиеся взяткоимством. Ну а Киев уж тут традиционно впереди Украины всей. Столица все-таки. 

Какие тарифы? Да очень просто все. Берете годовую стоимость обучения. Умножаете на количество лет обучения и переводите все это в некие условные единицы, например в «бакинские рубли», очень любимые нашим народом. 

Пример: стоимость обучения 10000 гривен в год (хотя бывает и 20000 и 30000), умножаем на 5, итого 50000. Переводим в «у.е.» и получаем, с учетом округления, $10000. Это за поступление на бюджетное отделение, то есть туда, где имеется государственный заказ. К слову сказать, не все специальности нужны государству. Вот, например, юристы абсолютно не требуются. Только в Киеве их ежегодно выпускают под тысячу человек. Куда такую ораву трудоустроишь? 

Вдумчивый читатель спросит: "А где же логика в даче взятки? Что при платном обучении 10000 у.е., что при бюджетном". Вот и я также мучился этим вопросом, пока не озарило. Все очень просто, мы ведь исходим из того, что абитуриент может поступить, то есть имеет соответствующие знания. А если у тебя сын-балбес (или дочь), которые явно по конкурсу не пройдут? Вот тут-то взяточка в самый раз. 

О взятках говорю не понаслышке. Проводя свое журналистское расследование, встречался со знающими людьми, которые могли, при необходимости, свести "с кем надо". И о тарифах действующих рассказали. На наивный вопрос о том, что ведь сейчас применяется независимое тестирование, обезличенное, дескать, и все такое, сказали: "Поэтому и дорого. Много людей задействовано, делиться надо. Но это пусть тебя не беспокоит. Не твой вопрос. Твое дело – дал деньги – получил результат". Иными словами, все потуги Министерства образования сломать существующую систему пока что об нее же и разбились. 

Так что же получается в результате? Вполне может быть и такое, что все бюджетные места уже задолго до экзаменов распроданы, а на особо популярных специальностях – и места с обучением на платной основе. 

Ребенка своего я не расстраивал такими рассказами, чтобы боевой задор не сбивать. И взяток тоже не давал. Будем пробиваться своими силами.

 

Подготовка к экзаменам 

Каждый готовится, естественно, как умеет и как привык. А рассказать я хочу о проводимых перед экзаменами консультациями. Вполне естественно, что речь на этих консультациях должна идти о предстоящем экзамене, о тех вопросах, которые будут рассматриваться. Так и думают вчерашние дети, сегодня ставшие абитуриентами. 

Вот тут жизнь и преподносит им один из сюрпризов взрослой жизни. Их ждут лишь общие и размытые слова о предстоящем серьезном испытании. Информируют о его технической стороне: как будет проходить, как писать, временные рамки и тому подобное. И ничего не говорят о тех акцентах, которые присущи экзамену именно в этом, конкретном, ВУЗе. И уж совсем вопиющим на этом фоне звучат заявления вроде такого "Нам не нужно Ваше мнение. Вы должны показать знание украинской литературы и даже в сочинении на вольную тему упомянуть минимум трех украинских авторов". И это говорилось будущим журналистам! Мне страшно за будущее украинской журналистики, если ее преподают такие специалисты. В этой связи вспоминается одна из прошлогодних передач канала "Культура". Гостем передачи был серьезный дядечка, кандидат философских наук, редактор одного из уважаемых журналов. На вопрос ведущего, есть ли у журнала кадровые проблемы, он сказал, что есть, шесть вакансий журналистов. И невозможно найти. Рассказал, что приходят выпускники, которые умеют писать без ошибок правильные слова, но не имеют собственных мыслей, не знают современной истории и не ориентируются в ситуации. И получают от ворот поворот. Думается, корни этого – именно в описанном выше подходе к оцениванию. Журналист – профессия творческая. 

А чего стоит заявление уважаемой дамы, преподавателя университета (тоже на консультации), обращенное к медалистам: "Грош цена всем Вашим медалям. Они, в большинстве своем, куплены". Немыслимое изречение педагога повергло в шок многих абитуриентов.

 

Экзамены 

На экзаменах – не как на войне. Здесь каждый сам за себя. Экзамены – вещь серьезная. Но в серьезности всех превзошел знаменитый Киевский политех. Не иначе заигрались в Штирлица. Перед началом тестирования абитуриенты были запуганы всевозможными запретами, которые, по мнению организаторов, могут "дать условный знак" лицу, которое будет проверять экзаменационную работу. В связи с этим нельзя было менять ручку, делать любые пометки на полях и так далее. Иначе работа не будет допущена. Бедные неудавшиеся Джеймсы Бонды! Как писал классик "Страшно далеки они от народа". Навскидку могу придумать с десяток способов, чтобы обойти эти ограничения и все-таки "дать знак, кому надо". Например, интервалом между словами. Два больших, два маленьких. Так что запрет – сказочка для дураков. Тем, кто разрабатывает схемы поступления за взятку, такие препятствия нипочем. 

По части содержания самих вопросов тестирования всех перещеголял головной украинский ВУЗ, университет им. Т.Шевченко. И видится в них прежде всего стремление подыграть современной политической ситуации, или просто они отражают политические предпочтения составителя тестов. Чего стоят, например, такие вопросы как "Сколько штатов в США?" и "Какие отрасли наиболее развиты в экономике Грузии?". Безусловно, эрудированный человек должен знать это и не только это. Но как-то уж очень в одну сторону нам все время пытаются промывать мозги. Вы мыслите себе такой, к примеру, вопрос "Сколько субъектов федерации в Российской Федерации?" или "Какие отрасли наиболее развиты в Белоруссии?". Я лично не представляю. А ректора ВУЗа, где такой тест провели бы, хватил бы инфаркт из-за страха, что снимут с должности. Политика.

 

Радости и разочарования 

Именно так. Кому радости, кому разочарования. Диалектика жизни. Конкурс в 8 человек на место подразумевает пропорцию 1 к 7 из радостных и разочарованных. Об этом писать не буду. Не беллетристика. Результаты, по существующей традиции, вывешивают для всеобщего обозрения. Бесконечные списки и количество баллов за каждый экзамен. И по существующей же традиции списки эти никем не подписаны, печатей тоже не наблюдается. Такая себе "филькина грамота". И полное доверие к тому, кто эти бумажки на компьютере набирал. Официальные же результаты проставляются в экзаменационном листе, который есть у каждого поступающего. 

Если с результатом не согласен, можно подать апелляцию в приемную комиссию. Причем сделать это надо в день обнародования оценок. Странное требование. Особенно, если учесть, что необходимо еще ознакомиться с самой экзаменационной работой. 

Ради эксперимента мы так и сделали. Сначала попросили просто ознакомиться с работой. Нам отказали с мотивировкой, достойной бюрократа: "Не положено". Лучше б они этого не делали! Нарвались на профессиональную гордость юриста. Кем запрещено, когда, в каком нормативном акте отражено, можно ли с ним ознакомиться? Все эти вопросы остались, что вполне естественно, без ответа. "А если каждый вот так вот решит посмотреть? Ведь несколько сотен человек!" Да какое Ваше дело! Ведь это право каждого человека ознакомиться со СВОЕЙ работой, узнать, какие ошибки сделаны, и проверить, правильно ли начислены баллы. О способе начисления которых (баллов) информации мало во всех без исключения ВУЗах. Тайна за семью печатями. 

В конце концов, бастионы были сломлены. Пришлось написать заявление с мотивировкой (вдумайтесь) "потому что не согласен с результатами экзамена". Ну просто бред какой-то и паранойя! Такой у них, видите ли, образец! 

Справедливости ради стоит отметить, что все были отменно вежливы и корректны. Работу мы, не смотря ни на что, посмотрели. Преподаватель, проверявший ее, обстоятельно разъяснил, за что снижен каждый балл, проанализировал ошибки и даже дал рекомендации на будущее.

 

Выводы и итоги 

В университет мы поступили. На коммерческое отделение. Подписали контракт и даже уже оплатили первый семестр обучения в указанный срок. Через месяц мое счастливое чадо окунется в море знаний, переступив порог своей Alma mater. Это итог. 

А выводы просты и очевидны. 

Наше высшее образование давно и серьезно больно. И терапевтические меры уже вряд ли помогут. Нужна хирургия, оперативная и беспристрастная. 

"Кадры решают все", - говорил непопулярный сейчас политик. Но в этом он был прав. А где взять их, неиспорченных прогнившей системой? На этот вопрос ответа я не дам. 

Кто учит наших детей? Как учит и чему? Пожалуй, именно эти вопросы должны быть во главе угла. В этой связи вспоминается еще одно впечатление, вынесенное из коридоров одного из киевских ВУЗов. Ожидая очереди в приемную комиссию, я рассматривал красочный стенд, рассказывающий о славной деятельности кафедры журналистики. Внимание мое привлекла фотография коллектива. Мужчины и женщины, все в возрасте, приблизительно от 40 до 70 лет. Не беру в сомнение их профессионализм. Если бы это была математика, филология, да мало ли еще что, но не такая динамично развивающаяся специальность как журналистика. Именно на ее переднем крае столь много талантливой молодежи, пишущей ярко и честно, не грешащей конъюнктурой. Вот кому следовало бы передавать бесценный опыт. И вообще, можно ли научить творчеству? Не верю. Ему нужно лишь не мешать. 

Видится мне, что в предстоящей реформе обязательно должны быть учтены права абитуриентов и, прежде всего, обеспечена всепроникающая прозрачность и гласность процесса вступительных экзаменов. 

Необходимо сломать клановость и кастовость современного образования, вычеркнуть и вырезать из этой системы все несуразности и "раковые опухоли". 

И изгнать политику, подальше изгнать. 

А сами ВУЗы надо не что аккредитовать, а просто просветить рентгеном, проверить учебную базу, учебные пособия и программы, уровень профессорско-преподавательского состава. И долой, позакрывать все эти пародии на учебные заведения, ютящиеся в бывших детских садиках или заводских цехах. Иначе качества образования не добиться никогда. 

Нужен хирург. И не один, а с командой единомышленников.

Возврат к списку

средний балл - 5 (голосов - 6)

1 2 3 4 5

Комментарии пользователей

Не указан элемент инфоблока



Разработка и поддержка – Центр интеллектуальных ресурсов и технологий.
© Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua