На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Здравоохранение

Здоровьетворящее образование: критерии жизненной компетентности

Версия для печати Версия для печати

В качестве теоретических основ разрабатываемого и реализуемого нами подхода мы можем назвать следующие:

  • Системный подход в исследованиях индивида и личности (И.В.Блауберг, О.А.Конопкин, Н.М.Пейсахов, У.Р.Эшби, П.К.Анохин и др.)
  • Представления аналитической психологии о коллективном бессознательном, понятия  архетипов и синхронистичности (К.Г. Юнг).
  • Становление  зрелой личности как пути перехода от позиции обладания к позиции становления («Иметь или быть» по Э.Фромму ).
  • Теория самоактуализации личности  А.Маслоу.
  • Процесс порождения и поиска смысла жизни как условия  здоровья человека, его выживания  (В.Франкл).
  • Идеи гуманистической психологии (К.Роджерс и его последователи).
  • Процесс переживания как путь преодоления жизненных кризисов (Ф.Е.Василюк).
  • Понятия о стрессе и жизненной энергии (Г.Селье).
  • Концепция поисковой активности и адаптации (В.В.Аршавский, В.С.Ротенберг).
  • Концепция обученной беспомощности М.Селигмана.
  • Концепция конструктивной агрессивности Г.Аммона.
  • Исследования «экзаменационного» стресса Д.Спинкса.
  • Разработки института психологии Российской Академии Наук в области применения кибернетических моделей  в психологии (В.В.Давыдов, Ю.М.Забродин, В.Ю.Крылов, Ю.И.Морозов и др.)
  • Представления психосоматической медицины Ф.Александера, Мак-Клеланда и др.
  • Теория деятельности, разрабатываемая  отечественной психологической школой, смыслопорождения и смыслообразования, развития способностей.   (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Д.Эльконин,  В.П.Зинченко, Б.Ф.Зейгарник, Теплов, Лейтис   и др. ).
  • Структурно-функциональная модель регуляции деятельности (А.М.Волков, Ю.В.Микадзе, Г.Н.Солнцева).
  • Значение игры для развития не только ребенка, но и взрослого человека (Бойтендайк, Б.Д.Эльконин и др.)
  • Понимание творчества человека как изначально заложенного в природе принципа развития (Пономарев Я.В.).
  • Традиции проективного образования и построения  организационно-деятельностных игр (методологическая школа Г.П. и М.П. Щедровицкого, белорусская школа Н.А.Масюковой).
  • Принципы самоорганизации живых систем различного уровня сложности (Н.М.Амосов).
  • Теория функциональных систем П.К.Анохина, К.В.Судакова.
  • Структурно-функциональная модель деятельности мозга А.Р.Лурия.
  • Информационная теория эмоций П.В. Симонова.
  • Теории самосознания человека и понятия Я-кнцепции и Образа-Я (В.Джемса, К.Роджерса, И.С.Кона, М.Розенберга, Р.Мейли, В.В.Столина и др.)
  • Модель потребного будущего (Н.А.Бернштейн)
  • Глубинные энерго-информационные причины психических, психосоматических и социально-психологических нарушений, многоуровневость опыта человека (биографического, перинатального, трансперсонального),  определяющего  неосознаваемые установки и конфликты в поведении человека (Станислав Гроф).
  • Структурно-функциональная модель организации системы саморегуляции личности (Конопкин О.А. Миславский Ю. А.).
  • Концепция отношений личности В.Н.Мясищева.
  • Понятие готовности к деятельности как системно организованных потребностей, способностей, решимости (Гальперин, Давыдов, Зинченко и др.)
  • Теория психосоциального развития и его дихотомичности (Э.Эриксон).
  • Понятие психологической установки (грузинская школа Н.Узнадзе), аттитюдов (западная психологическая школа), теория социальных диспозиций Ядова.
  • Психологическое моделирование образовательных сред В.А.Ясвина.
  • Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества (Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Колошина Т.Ю., Фролова Т.В.).
  • Теория и законы воспитания И.Д.Беха.

Человек в современном мире чаще всего отождествляется  с его социальными ролями или демографическими характеристиками. Например, школьник, студент, представитель той или иной профессии, национальности, государства, имеющий определенный социальный статус, член семьи, выполняющий в ней определенную роль, и т.д. Безусловно, это далеко не полный перечень возможных ролей,  позиций и характеристик, но сущность Человека и Жизни ими не исчерпывается, сколько бы мы их не перечисляли. И даже качественное исполнение всех ролей в соответствии с требованиями общества не означает еще, что человек жизненно компетентен.

Быть компетентным – значит,  знать, как качественно исполнять свои функции и уметь это делать в том или ином деле. Быть жизненно компетентным – знать, как качественно жить и уметь постоянно наращивать качество жизни.

Качественно жить – значит, уметь творить свою жизнь, строить отношения с людьми, взращивать свое здоровье, счастье, успех, уметь быть творческим и творящим. Это значит быть устойчивым к любым, даже самым невероятным жизненным кризисам, способным не просто сохранять в них силу воли, не теряя человеческого лица, нравственные ориентиры, но и взращивать свою способность жить осознанно, жить в соответствии с высшими общечеловеческими ценностями, жить экологично; жить, извлекая уроки из потерь и кризисов. Это значит постоянно исследовать и развивать самого себя, раскрывая свой неисчерпаемый внутренний мир, используя его богатства на благо себе и другим. Это значит, поддерживать других людей, помогать им расти и развиваться, помогать учиться идти собственным путем, не теряя при этом связи с другими. Получая готовую информацию, готовые знания, сколько бы предметов не изучал человек, сколько бы книг не прочитал в своей жизни, не может стать Человеком, не может стать жизненно компетентным, не может открыть, взрастить и воплотить все то, что дано ему от природы, к чему призван.

За примерами далеко ходить не надо. Начинающий учитель, даже круглый отличник, с красным дипломом, активный участник всевозможных научных конференций, приходит на свой первый урок и оказывается, что никакие дипломы не могут помочь ответить на прямой вызов самой жизни.

Жизненная компетентность – это системное качество, которое обретается только в самой жизни, в проживании ее, в преодолениях, в самоотдаче людям, созидательному делу,  в осознании того, что делаешь, для чего живешь, для чего в твоей жизни даются те или иные «уроки» в виде болезни, в виде потерь, невзгод, конфликтов, непонимания, непринятия тебя другими или своей собственности неспособности принять и понять другого.

Жизненная компетентность – это еще и стремление стать лучше, чем есть, самосовершенствоваться, улучшить отношения с людьми, улучшить жизнь вокруг. Причем, не за счет других, а за счет наращивания собственных внутренних сил и ресурсов.

И даже если мы введем еще десяток-другой информационно-ориентированных дисциплин в школе, в вузе, даже самых замечательных, таких как культурология, человековедение, экология, психология и др., мы не создадим условия для развития жизненной компетентности. 

В психологии хорошо известно – способности развиваются в деятельности. Точно так же отношения развиваются в отношениях; сознание развивается в процессе осознания, рефлексии того, что проживаешь. Творчество развивается в процессе творения, а не воспроизводства уже сотворенного. Способность любить и заботиться развивается только в строительстве отношений любви и заботы. Способность к преодолению конфликтов формируется только в самом процессе такого преодоления. Нравственные качества ребенка пробуждаются только в нравственно организованной взрослыми жизни, где нравственность – ценность, где поступки и отношения исполнены нравственности.

Обрести жизненную компетентность можно только проживая жизнь целостно, как целостное человеческое существо, осознавая, что все в жизни взаимосвязано и взаимообусловлено. Неуверенность в себе, комплекс неполноценности ребенка сегодня через 30 лет может обернуться недостатком силы для защиты другого человека, дела, идеи и привести к краху самое прекрасное начинание. Сегодняшняя нерешительность завтра может обернуться разрушением. Слабое здоровье сегодня завтра обернется неспособностью вынести нагрузки профессионала, матери, отца, а значит, может стать причиной развала дела, семьи. Неустойчивость учителя к стрессам, его повышенная раздражительность, хроническая усталость сегодня завтра приведет к равнодушию  или агрессии по отношению к собственным ученикам. Несть числа таким примерам.

Где же выход? И где грамотный подход? Есть ли? Да, есть. И он в системном понимании жизненной компетентности и переходе к созданию условий для ее развития.

Подход к системному пониманию жизненной компетентности Педагогики Эволюции Жизни (…) позволяет выделить те критерии, которые могут обеспечить  системное, целостное образование человека на протяжении всей его жизни, от зачатия до старости, направленное на постоянное, не прекращающееся взращивание тех качеств, которые и составляют жизненную компетентность.

1. Базовые потребностей человека:

  • потребность в другом человеке;
  • потребность в постоянном поиске смысла жизни;
  • потребность в творческой самореализации;
  • потребность во взрослении.

2. Здоровье человека: нравственное, физическое, социальное, эмоционально-психическое, интеллектуальное, генетическое. А значит, система образования человека должна быть оснащена теми технологиями, которые позволяют человеку самостоятельно уметь заботиться обо всех видах собственного здоровья.

3. Самоорганизация, т.е. готовность человека в любой жизненной ситуации самостоятельно организовывать свою собственную жизнь совместно с другими людьми. При этом можно говорить не только о самоорганизации индивидуальной, но и коллективной, т.е. готовности коллектива организовывать совместную созидательную деятельность.

4. Творчествоозарение, т.е. готовность к постоянному поиску истины, знаний, к открытиям через глубинную работу с собственным внутренним миром; готовность к продуктивной деятельности, созиданию, а не только к воспроизведению уже созданного, исполнительству, пусть и в художественных и научных  видах деятельности.

5. Единение, т.е. готовность к взаимодополнению в отношениях с людьми, причем с разными людьми, имеющими другую жизненную позицию, представителями других культур, других национальностей, других религий, других социальных групп и слоев.

6. Система отношений человека:

  • отношение к самому себе как готовность и владение инструментами исследования собственного внутреннего мира, готовность постоянно расти и развиваться, искать и находить смысл жизни, к постоянному строительству самого себя как человеческого существа (не только как профессионала, члена общества, представителя страны), как мужчины или женщины в самом глубинном смысле слова;
  • отношение к другим как постоянный поиск путей преодоления возникающих или существующих конфликтов, постоянное преодоление барьеров в межличностных и межкультурных отношениях, возможностей для совместной созидательной деятельности;
  • отношение к миру как готовность жить в мире созидательной жизнью, готовность преодолевать потребительское отношение к миру, готовность творить, готовность взращивать себя как гражданин планеты.

7. Жизненный потенциал человека (все изначальные потенциальные возможности, данные от природы не просто как конкретному индивиду, а как эволюционно заданные):

  • расширение интервалов устойчивости (психофизиологической, психоэмоциональной, нравственной, социальной и др.);
  • мобильность жизненного потенциала – способность быстро реагировать на любые запросы среды (физические, социальные, информационные и т.д.), не разрушаясь самому и не разрушая мир;
  • автономность – то есть принадлежность твоих жизненных сил тебе самому;
  • саморегенерация – способность восстанавливать свой жизненный потенциал,  какие бы разрушительные влияния не исходили из среды.

8. Социальная грамотность:

  • проективная грамотность – умение проектировать свою жизнь, свой собственный рост, развитие, решая не просто познавательные, а жизненно важные задачи;
  • кооперантная грамотность – умение строить отношения в коллективе, совместно творить, совместно действовать, преодолевая барьеры, конфликты, дополняя друг друга в деле уникальными способностями и возможностями каждого, не теряя никого, никого не отвергая;
  • организационная грамотность – умение собирать людей и ресурсы для реализации индивидуальных и коллективных проектов.

9. Ответственность:

  • готовность принимать реальную, действенную ответственность за себя самого;
  • готовность принимать на себя ответственность за свою семью, за тот климат, который в ней царит, за  развитие долгосрочных отношений;
  • готовность принимать на себя ответственность за свой народ, за его развитие и процветание;
  • готовность принимать на себя ответственность за человечество, ибо его выживание, изменение качества жизни зависит  и от того, каково качество жизни всех народов, его составляющих.

Формирование жизненной компетентности это путь, на котором:

• создаются условия для развития всех системных  качеств жизненной компетентности людей любого возраста, с любыми исходными возможностями;

• используются лучшие психолого-педагогические и социальные технологии, направленные на развитие всех системных качеств, составляющих жизненную компетентность человека;

• осуществляется выявление реальных актуальных жизненных (а не просто познавательных) задач, требующих незамедлительного решения, в процессе решения которых и развивается жизненная компетентность;

• организовываются системные действия  всех сил и социальных систем общества, ибо ответственность за формирование жизненной компетентности, создание возможности для ее развития у детей и молодежи, взрослых, невозможно возложить только на систему образования и семью, - это дело всех людей.

Литература:

Аршавский В.В., Ротенберг В.В. Поисковая активность и адаптация. Москва, 1984.
Акбашев Т.Ф. Первые шаги в педагогику жизни. Казань, 1998.
Акбашев Т.Ф., Солдатова Т.А. Всеобщая валеограмотность. Казань, 1999.
Акбашев Т.Ф. Международное движение „Образование ради жизни”. Минск, 2001.
Акбашев Т.Ф. От общества потребления к обществу образования. Уфа, 1997.
Анохин П.К. Проблема принятия решения в а психологии и физиологии. Проблемы приянятия решения. М., 1976.
Бех І.Д. Посібник “Виховання особистості”. Київ, Либідь, 2003.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. МГУ, 1986.
Волков А.М., Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. МГУ, 1987.
Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.
Клименко В. Людина - феномен природи і ноосфери. Київ, 1992.
Кэррол Ли, Тоубер Джен. Дети Индиго. Киев, „София”, 2004.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1980.
Ливехуд Бернард. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994.,
 Мисюкова Н.А. Проектирование в образовании. Минск, 2001.
Психологическое здоровье личности. Практична психологія та соціальна робота. 1999, № 5.
Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Колошина Т.Ю., Фролова Т.В. Принципы рефлексивной психологии  педагогического творчества. Вопросы психологии. 1991, № 5.
Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. М., 1972.
Фромм Э. Иметь или быть. М., 1996.
Франкл В. Человек в поисках смысла.М., 1996.
Эшби Введение в кибернетику. М., 1959.
Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред. Психологический журнал, 2000, том 21, № 4. 

Молчанова Т.О.,
Преподаватель психологии факультета психологии Николаевского государственного университета им. В.А.Сухомлинского,
Исполнительный директор Агенства «Педагогика здоровья и одаренности»


| Количество показов: 4723 |  Автор (привязка):  Молчанова Тетяна Олегівна | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:





Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Черв`якова Наталія Іванівна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Мала гірнича енциклопедія. Том 1, літера Г

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua