На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Политика

Записки несидента. Блеф императивного мандата

Версия для печати Версия для печати

Диссиденты делятся на сидентов, досидентов и отсидентов. Есть еще несиденты, за которыми присматривают компетентные органы.

Фольклор времен застоя

Может ли общественное объединение граждан заниматься неуставной деятельностью? Ответ прост: «Нет, не может»!

Может ли партия, как объединение граждан, заниматься неуставной деятельностью? Ответ такой же: «Нет, не может»!

Отзыв депутатов условно демократическими силами, согласно поправкам в законодательстве, и есть неуставная деятельность политических партий.

Сначала об императивном мандате от условно демократических сил.

МАНДАТ ИМПЕРАТИВНЫЙ - мандат с ограничениями; форма ответственности депутата, предполагающая безусловное выполнение им наказов избирателей, в противном случае он может быть отозван.(Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г.В. Осипов.-М., 1998) Императивный мандат применяется в "социалистических", а также в ряде авторитарных государств. В демократических государствах императивный мандат, как правило, не применяется ввиду его противоречия принципу национального представительства. Одно из исключений представляет существование императивного мандата в одной из палат парламента ФРГ - бундесрате, формируемом не избирателями, а правительствами земель федерации: депутаты обязаны проводить в жизнь инструкции своих правительств.

Все понятно! Императивный мандат – это билет обратно в «светлое социалистическое будущее»! Итак, императивный мандат это одна из важнейших особенностей социалистических или авторитарных государств. Поэтому можно согласиться с Венецианской комиссией, которая не рекомендовала законодательно утвердить императивный мандат. Коль скоро императивный мандат - характерная черта авторитарного государства, то выходит, что Украина стала последовательно отказываться от собственной Конституции, которая ставит главную цель – построение демократического государства. Партия, которая потребовала законодательного закрепления императивного мандата лишь на словах называется демократической. Может ли быть демократия в авторитарном государстве? Может! Но только такая, которую разрешит вождь. Например, добровольно, в полном соответствии с разрешенными демократическими нормами, очередной раз избрать своего любимого вождя. Однако Украина - государство демократическое, в котором Закон превыше всего?

1 июня 2007 года Верховная Рада Украины проголосовала за поправки к Законам Украины, предоставив возможность политическим партиям и блокам право отзыва депутатов прошедших на все уровни представительской власти по спискам партий и блоков. Президент подписал этот Закон, и он вступил в силу. То есть, законодательно утвержден так называемый императивный мандат. По решению высших руководящих органов блоков «БЮТ» и «НСНУ» уже отзываются не только народные депутаты, но, например, как опубликовала газета «События», депутаты Верховной Рады Крыма и горсовета г. Симферополя. Как будут избирательные комиссии, в том числе и Симферопольская городская территориальная избирательная комиссия, исполнять решения съездов этих блоков политических партий?

Безусловно, каждая комиссия будет руководствоваться исключительно законом, и действовать в рамках только Закона, толкуя его согласно политическим пристрастиям членов комиссии.

Да, действительно, приняты следующие Законы Украины «Про внесення змін до Закону України "Про вибори народних депутатів України" та деяких інших законодавчих актів України (щодо порядку проведення позачергових виборів до Верховної Ради України та заміщення народних депутатів України, повноваження яких були достроково припинені), «Про внесення змін до деяких законів України щодо статусу депутатів Верховної Ради Автономної Республіки Крим та місцевих рад». В том числе эти же поправки внесены и в Закон Украины «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов». Эти Законы подписал Президент. В соответствии с внесенными поправками, политическим партиям и блокам предоставлено право отзывать депутатов, прошедших по их спискам. Однако, политические партии могут действовать только в рамках Закона Украины «О политических партиях», который в Статье 3 совершенно определенно указывает, что «Політичні партії провадять свою діяльність відповідно до Конституції України, цього Закону, а також інших законів України та згідно із партійним статутом, прийнятим у визначеному цим Законом порядку». То есть, партия может действовать только в рамках своего Устава. Этот же закон предусматривает и требования, которым должен отвечать устав партии. Аналогично устанавливаются требования к соглашению о создании избирательного блока политических партий. Указанные изменения никак не коснулись требований к тому, что может, а что не может содержаться в уставе партии, так же, как и блока политических партий.

Поясним на примере избирательного блока политических партий «Блок Юлии Тимошенко». Этот блок создавался в соответствии с Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины». В части 3 статьи 56 перечислены следующие требования к соглашению о создании блока: Стаття 56. Порядок утворення виборчого блоку.

3. Угода про утворення виборчого блоку повинна визначати:

1) повну та скорочену назву блоку;
2) керівні органи виборчого блоку та умови їх функціонування;
3) норми представництва та спосіб делегування представників від партій, що входять до блоку, на міжпартійний з'їзд (збори, конференцію) щодо висування кандидатів у депутати;
4) порядок проведення міжпартійного з'їзду (зборів, конференції) щодо висування кандидатів у депутати;
5) порядок прийняття рішень міжпартійним з'їздом (зборами, конференцією);
6) умови висування та норми представництва кандидатів у депутати до виборчого списку від партій, що входять до виборчого блоку;
7) порядок прийняття рішення про виключення особи з виборчого списку кандидатів у депутати від партії (блоку).

Как видим, Законом не предусмотрен пункт о праве руководства блока отзывать депутатов. То есть руководство блока может отозвать своих кандидатов, то есть тех, кто не получил депутатский мандат, но не может отозвать уже действующего депутата. Закон Украины «Про внесення змін до Закону України "Про вибори народних депутатів України" та деяких інших законодавчих актів України (щодо порядку проведення позачергових виборів до Верховної Ради України та заміщення народних депутатів України, повноваження яких були достроково припинені) не добавил соответствующий пункт ни в Закон Украины «О выборах народных депутатов», ни в Закон Украины «О политических партиях». Это означает, например, что ссылка БЮТ на п.2.5 соглашения о блоке, которым установлен порядок прекращение полномочий депутатов, не мог быть внесен 13 февраля 2007 года, не может быть внесен и в настоящее время. Таким образом, как политические партии, так и блоки политических партий, получили право досрочного прекращения полномочий депутатов, но они не могут им воспользоваться, поскольку Законом не предусмотрены соответствующие изменения в уставе или соглашении.

Таким образом, прошедшие съезды БЮТ и НСНУ отзывают своих депутатов всех уровней незаконно.

В сообщениях информационных агентств говорится, что уже прекращены полномочия ряда депутатов от БЮТ и соответствующие избирательные комиссии приняли решения о выдачи депутатских мандатов следующим по списку кандидатам. Эти комиссии нарушили закон. Так что же должно произойти, чтобы партии и блоки политических партий могли воспользоваться своим правом?

Совсем не много. Кто-то из народных депутатов, а может быть группа народных депутатов, должны выступить с законодательной инициативой о внесении соответствующей поправки в Законы. Далее Верховная Рада Украины в соответствии Регламентом должна рассмотреть эти поправки и проголосовать за изменения в Законах.

После этого, политические партии получают право внести соответствующие поправки в уставы, а съезды блоков политических партий соответствующие изменения в соглашение. Далее эти уставы и соглашения в установленном законом порядке должны быть перерегистрированы в Министерстве Юстиции Украины и перерегистрированы в ЦИК Украины.

Только после этого избирательные комиссии, не нарушая Закон, могут регистрировать следующих по спискам партии кандидатов депутатами.

Вот после пережевывания этой юридической казуистики стало понятно, почему БЮТ так тщательно прятал заявления, а отдел кадров Верховной Рады Украины ломал голову над тем, что записать в «Трудовую книжку». Решение съезда, как основание для увольнения, не предусмотрено КЗОТ. Если сделать такую запись, то потом легко можно будет восстановиться по суду. Получается так: депутат как бы и ушел, а на самом деле остался. Но в жизни нельзя быть чуть-чуть беременным. В жизни или ты ушел, или не ушел.

Теперь по сути блефа императивного мандата. Чтобы быть правильно понятым, без иных толкований, сошлемся на общепринятое толкования слова блеф:

Блеф (англ. Bluff), - выдумка, обман, введение в заблуждение с целью запугивания или хвастовства.
Большая советская энциклопедия

БЛЕФ м. - 1. Прием, когда игрок, имеющий плохие карты при игре в покер, действует так, чтобы соперники сочли его карты выигрышными. 2. перен. разг. Выдумка, ложь с целью запугать кого-л. или внушить кому-л. преувеличенное представление о чем-л.
Новый словарь русского языка

В чем состоит блеф с императивным мандатом? С одной стороны, для того, чтобы его употребить, следует внести соответствующие изменения в уставные документы партии, а также соответствующие изменения в соглашения о блоке, об отзыве именно депутатов. С другой стороны, эти изменения невозможно внести в законном порядке. То есть, в императивный отзыв депутатов заведомо заложено восстановление депутатских полномочий. Вопрос состоит только в том, когда их восстанавливать. Но тут каждая из партий подготовила ловушку сама себе. Суть ее в том, что отзыв согласно императивному мандату является неуставной деятельностью партии.

Естественно возникает риторический вопрос: «Может ли партия, которая занимается неуставной деятельностью, участвовать в выборах?»


| Количество показов: 2084 |  Автор (привязка):  Крилов Володимир Сергійович | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:





Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Козиренко Віктор Петрович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Донецький вісник Наукового товариства ім. Шевченка. т.25 Історія

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua