На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Здравоохранение

Тезисы к реформированию системы здравоохранения в Украине (обсуждение). Часть ІІ.

Версия для печати Версия для печати

Окончание. Начало см.: http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=29438

Вопросы лицензирования специалистов

Лицензия, как разрешение специалиста на работу, выдаваемое государством – это не только повод для государства одноразово урвать некоторую сумму с предпринимателя. В этом случае оно просто превращается в форму скрытого налогообложения. Это очень мощный инструмент в умелых руках для развития производства и услуг. Я составил небольшой список задач, в решении которых может помочь правильно поставленный процесс лицензирования именно медицинских специалистов:

1. Отсев из числа кандидатов всех недостаточно квалифицированных или недостаточно оснащенных для оказания медицинских услуг заявленного профиля. Функция достаточно банальная. Главное – наличие четких, прозрачных и легко контролируемых критериев достаточной квалификации и достаточной оснащенности. Прозрачность процесса лицензирования – главное средство борьбы с коррупцией в этой области.

2. Ограничение на возникновение новых специализированных медицинских практик в тех городах (регионах), где уже наблюдается жесткая конкуренция между поставщиками медуслуг данного вида (сейчас: стоматология, урология?). Ограничивать можно путем манипулирования ценой на лицензию, сознательно завышая ее для данной специализации, либо даже вводя мораторий на выдачу новых лицензий на определенной административной территории.

3. Закрепление частных медицинских практик внутри данной территории. Очень важная функция, без которой предыдущая окажется фикцией. Например, лицензия на стоматологические услуги, выданная на территории Тернопольской области в 2010 году, действует также на территории Львовской и Ивано-Франковской областей. Это будет стимулом для стоматолога, так как он сможет оказывать свои услуги на большей площади и большему количеству населения. Он может легко переносить свой бизнес туда, где на него есть спрос. Это имеет смысл для государства, так как эти области относительно редко заселены и «незакрепленный» стоматолог может выжить даже при малой плотности населения.

В то же время на территории, где стоит задача рассредоточить определенные медицинские услуги, которых явно слишком много на малой территории, можно сделать лицензию прикрепленной к достаточно малой территории (например, стоматологи внутри городской черты Киева). Каждый стоматолог, получающий такую лицензию в Киеве, будет знать, что он сразу же попадет в условия жесткой конкуренции внутри Киева, но перенести свой бизнес уже не сможет (даже в Броварах лицензия уже не будет действовать). Таким образом, закрепление действия лицензий на определенной территории будет мощным рыночным механизмом для регулирования распределения количества специалистов по стране в целом. Действие новых выдаваемых лицензий можно ежегодно пересматривать, но, конечно, без обратной силы действия. То есть, может сложиться ситуация, когда определенная лицензия, полученная в 2010 году будет действовать на всю страну, а такая же по профилю, но полученная в следующем 2011 году – только на 2-3 области, в которых возник текущий переизбыток данных специалистов. В случае, если ситуация коммерчески стала настолько невыгодной для врача, что встал вопрос о выживании, он всегда может сдать «невыгодную» лицензию государству, и приобрести новую, с новым сроком действия и территорией действия (конечно, если такие есть в наличии).

4. Стимулировать перенос или создание новых практик определенной специализации на определенной территории (области). Например, необходимо быстро стимулировать развитие частных офтальмологических услуг в Полтавской области (допустим, там сложился их дефицит). Для этого нужно, чтобы на несколько лет ВСЕ офтальмологические лицензии, где бы они не были выданы, распространяли свое действие также и на Полтавскую область. Понятно, что это будет не единственная мера, но в общем числе мероприятий она будет стимулировать нужные процессы.

5. Срок действия лицензии. Манипуляции с ним могут помочь ограничить или наоборот, увеличить количество специалистов данного направления. Дольше срок действия – количество специалистов накапливается с каждым годом. Короче срок действия (вплоть до 1-2 лет) – количество специалистов держится на «коротком поводке» и в любой момент может быть вообще временно прекращено. Кроме того, короткую лицензию (которую нужно часто покупать заново) можно использовать как способ для государства изъять из частного рынка мед услуг «легкие деньги» (в условиях временного отсутствия конкуренции) и направить их на нужды реформирования госсектора на данной территории.

6. Ценовая политика – мощный инструмент стимулирования и ограничения количества практик определенного типа. Только пользоваться им нужно очень осторожно, чтобы не вызвать ажиотажных настроений. Цена должна меняться а) с определенной периодичностью, например, раз в год; б) не более чем на определенное число процентов в плюс или в минус; в) о грядущем изменении цены должно сообщаться заранее, например, за год.

7. Разбиение лицензий на узкие специализации. При возникшей необходимости быстро развить в данной области достаточно специфический вид медицинской услуги (например, в области явно недостает эндокринологов – специалистов по щитовидке). Местный лицензирующий орган тут же создает специализированную лицензию по доступной цене, ограничивающую специалиста оказанием только таких услуг. Но есть условие: такая узкая лицензия должна быть компенсирована длительным сроком действия и максимальным охватом территории, иначе она может оказаться заведомо бессмысленной с коммерческой точки зрения.

Маленькое дополнение: все вышеперечисленные рычаги управления рынком частных врачебных услуг не означают, что я предлагаю начать их дергать без надобности сразу же после начала реформы. Я их перечислил просто для того, чтобы они в принципе существовали. Но применять их следует, по моему мнению, очень осторожно и в соответствии с разработанной стратегией (которая, я надеюсь, родится).

Итак, лицензионный процесс в частном секторе медуслуг может выглядеть так:

• Кандидат на получение лицензии должен иметь действительный диплом врача Украины (либо признанный диплом другого государства). Кстати, для врачей-иностранцев оговорить еще и языковой экзамен;
• Сертификаты определенных курсов специализации (заранее оговоренный перечень как украинских курсов, так и зарубежных);
• Необходимое число лет стажа в госсекторе (если получает впервые);
• Наличие требуемых лицензий у лицензирующего органа. Понятно, что если в данной области введен мораторий или годовая норма уже выкуплена, то новому кандидату придется отказать и ждать следующего года;
• Кандидат должен заранее знать, какой будет срок действия и на какой территории она будет действительна;
• Статус частного предпринимателя;
• Документально доказать наличие условий для оказания услуг данной специализации (помещение, средства оказания услуг);
• При необходимости закупки дорогого оборудования – документ из банка о готовности выдать кредит на требуемую сумму;
• Сдача квалификационного экзамена (единый для всей страны экзамен в соответствии с перечнем специальностей). Разумеется, предусмотреть возможность сдавать экзамен заранее. Первая попытка – бесплатная или за символическую плату, все последующие попытки – за плату. Экзамен в виде тестов на компьютере плюс практические навыки;
• Врач, получивший лицензию, обязуется предъявлять ее по первому требованию, как пациенту, его родственникам, так и контролирующим органам. В идеале – повесить в кабинете в рамку :-).
• В случае коллективной практики – каждый специалист лицензируется отдельно;
• Отсутствие коммерческой тайны. Каждая выданная лицензия публикуется (владелец, специализация, срок действия) на специальном сайте и официальном едином печатном органе;
• Лицензия автоматически аннулируется после окончания срока действия. Также аннулирование по решению суда (если условия лицензирования не были выполнены или фальсифицированы). Аннулирование при лишении диплома по суду.

Кстати, что делать с лицензией, владелец которой не может больше практиковать по любой причине (умер, получил инвалидность, эмигрировал на ПМЖ, лишен диплома по суду). Предлагаю такую лицензию выставлять снова на продажу.

Лицензирование, точнее, сертифицирование, специалистов, работающих в советской (читай государственной) системе, на первом этапе реформ предлагаю оставить без изменения.

Считаю, что необходимо всем медработникам государственного сектора (т.е. врачам и медсестрам) присвоить статус государственного служащего, что немедленно скажется на их доходах и социальном статусе.

Как быть с распределением молодых врачей и сестер? Предлагаю поступить следующим образом: судьба специалиста должна быть увязана с результатами учебы на все время пребывания в учебном заведении. А именно: после окончания вуза (техникума) оценивать весь выпуск по баллам зачеток и сдачи практических навыков.

При этом выпускников, показавших невысокие знания (например, нижние 50% курса), распределять в лечебные учреждения советской системы с обязательством отработать определенный срок. Считаю, что 3-5 лет, в зависимости от специализации, достаточно для того, чтобы специалист сформировался и определил для себя, будет ли он оставаться в профессии. После этого срока специалист имеет право сдавать квалификационный экзамен на частнопрактикующего врача/сестру.

Верхние 50% выпускников сразу имеют свободное трудоустройство, так же как и те, кто учился на платной основе. Они имеют право сдавать квалификационный экзамен на частнопрактикующего врача/сестру после отработки того же стажа в государственном секторе. Таким образом, никто не сможет попасть в частные клиники (амбулатории) в качестве врачей/сестер, не приобретя указанное количество лет стажа и сдав экзамен.

Предусмотреть официальную возможность «выкупа», т.е. одномоментного (или поэтапного?) возврата вузу (министерству? В долях обоим?) себестоимости подготовки соответствующего специалиста (методики расчета?) с последующим свободным трудоустройством. Количество таких выкупов не должно превышать за год установленной нормы по каждому вузу (ежегодное квотирование).

Распределение производить только после успешного окончания интернатуры в советской системе и получения сертификата специалиста (для врачей).

Это даст следующие выгоды:

1. Студент с первого дня учебы может влиять на факт своего распределения и планировать свою карьеру.

2. Дополнительная мотивация к учебе.

3. Государство точно знает, какое количество выпускников и в каком году оно будет иметь для госраспределения и для свободного распределения. Можно будет точнее планировать кадровую политику.

4. Распределение не будет висеть над студентом «дамокловым мечом» (возможность возврата денег).

Что делать с бесплатными студентами, не сдавшими госэкзамен на врача? Предлагаю автоматически предлагать им сдавать госквалификационный экзамен на медсестру, и, в случае сдачи, давать диплом медсестры общего профиля. В этом случае государство спасет хотя бы часть затраченных на его подготовку средств.

Сдавший квалификационный экзамен на частного врача может подавать документы на получение лицензии на частную практику в местный лицензирующий орган.

Может ли частный врач вернуться в государственный сектор здравоохранения? В случае получения лицензии предлагаю официально запретить возможность его возврата в советскую систему, т.е. кадрово разделить эти системы. Вернуться в советскую систему врач сможет, только отказавшись от статуса частного (вернув лицензию государству с возможной пересдачей экзамена через определенный срок).

Этот спорный пункт я внес, поставив себя на место врача (сестры), переходящей в частный сектор. После первых же проблем возникает желание немедленно убежать и вернуться в такой знакомый и спокойный госсектор. Это всего лишь клапан "в одну сторону", позволяющий избежать массового панического бегства частных медиков назад в результате какой-либо провокации наших госчиновников или непродуманного высказывания политика. Окружающая среда вначале реформ будет явно не дружественная.

Кроме того, в таком пункте есть смысл, если учесть, что доктор (сестра) будет заранее знать, что обратного хода нет (а если есть, то с "потерей качества", как говорят шахматисты). Это просто позволит уменьшить количество случайных людей, желающих поэкспериментировать в частном секторе.

Проработав определенное число лет в системе частнопрактикующих врачей (сколько?) и достигнув статуса врача-консультата (неоднократные курсы?, отдельная лицензия), частный врач может претендовать на вступление в независимый профсоюз, открывающий перед ним принципиальную возможность работы в частной специализированной клинике (стационар).

Как же может выглядеть карьера врача в таких условиях?

1. Учеба в вузе.

2. Распределение в интернатуру в государственном секторе, получение сертификата специалиста.

3. Если попадает по баллам зачетки и сдачи практических навыков в топ 50% – свободное распределение, если нет – госраспределение на рабочее место в госсекторе.

4. И в том, и в другом случае – отработка определенного числа лет.

5. Далее карьера может отличаться:

а) все жизнь оставаться в госсекторе;

б) сдать квалификационный экзамен на частнопрактикующего врача и получить лицензию на частную практику (начать свою практику или влиться в уже существующую).

6. Имеет выбор всю жизнь работать частным врачом (индивидуально или в составе групповой врачебной практики).

7. Набрав определенное число лет стажа в частном секторе, может получить лицензию врача-консультанта.

8. Далее – вступить в профсоюз частных врачей, после чего получить возможность перейти в уже существующую частную клинику (стационар) или организовать свою.

Следует также ответить на принципиальные вопросы:

Может ли частный врач совмещать в вузе как преподаватель и сотрудник кафедры? Предлагаю – ДА, как частный предприниматель, по договору с вузом. То же самое для частных медсестер, по договору с техникумом (медучилищем).

Что делать с частным врачом/сестрой, деятельностью которого не удовлетворены как пациенты, так и коллеги? Предусмотреть процедуру и условия понижения профессионального статуса (категории). Отзыв (аннулирование) лицензии – только по решению суда.

Как провести четкую грань между частной врачебной амбулаторией и частной клиникой? Величина бизнеса и спектр услуг не могут быть здесь критерием. Я предлагаю четкий критерий – наличие своего стационара. Вопросы оснащенности такого стационара оставить за санитарной инспекцией. Если у частного врача есть стационар хотя бы на 1-2 койки – это уже частная клиника, если нет – то это амбулатория (даже если там работают 20 частных врачей и принимают 100 пациентов в день).

Что делать, если практикующий частный врач уходит в отпуск (болеет, едет на съезд и т.д.)? Договора о взаимозаменяемости между частными врачами с одинаковыми по профилю лицензиями?

Может ли частная амбулатория или клиника быть местом прохождения интернатуры? Предлагаю – НЕТ.

Предусмотреть процедуру понижения профессионального статуса частного врача: исключение из независимого профсоюза (список причин?) и автоматический переход в частнопрактикующие врачи, лишение лицензии частного врача с возвращением в систему советской медицины (по суду), лишение врачебного диплома (по суду) с выдачей медсестринского.

Предусмотреть процедуру лицензирования врачей, долгое время не практиковавших, в том числе уехавших в свое время за рубеж (возврат в профессию), а также разрешить вопросы признания иностранных врачебных дипломов и лицензирования таких специалистов на территории Украины.

Вопросы медицинского страхования

С моей точки зрения, страховая медицина, о внедрении которой на Украине ведется так много дискуссий, вовсе не является отдельным видом организации здравоохранения, а всего лишь способом организовать оплату медицинских услуг. Поставщиком медицинских услуг выступает либо государство (государственная медицина), либо частное лицо или группа лиц (частная медицина), либо они оба в разных пропорциях (смешанная система).

Логически рассуждая, медицинскую услугу по времени можно оплатить:

1. До наступления потребности в медицинской услуге (то бишь, заранее);

2. После возникновения потребности в ней и после выбора поставщика услуги, но до того, как такая потребность исчезнет. Например, немедленно после установки диагноза или при госпитализации;

3. После того, как медицинская услуга будет полностью оказана, т.е. после излечения заболевания, выписки из стационара и т.д.

Разберем эти 3 способа оплаты с точки зрения выгоды для пациента и поставщика услуги, в качестве которого может выступать как частный врач, так и государство.

Оплата заранее:

Поставщик услуги получает деньги до наступления заболевания (травмы) и имеет время:

а) подготовить материальные ресурсы (койку со всей инфраструктурой, амбулаторию и т.д.), закупить фармпрепараты, оснащение,
б) обучить персонал и поддерживать его в состоянии готовности;
в) произвести некоторый объем научно-организационной работы (разработка методики лечения и контроля его качества), утвердить стандарты лечения и т.д.;
г) четко представляет себе, о каком потенциальном количестве пациентов идет речь (количество оплативших) и, соответственно, может организовать бесперебойную работу своих подразделений для выполнения своих обязательств;
д) четко представляет себе объем оказываемой услуги (согласно договору) и меру своей ответственности. Вынужден оказывать услугу в пределах выплаченных сумм;
е) регулярность поступления средств позволяет легче планировать свою работу;
ж) имеет некоторый резерв сил и средств, позволяющих оказать дополнительные услуги либо оказать услуги дополнительному количеству пациентов (например, в случае эпидемии);
з) в случае снижения количества пациентов (например, сезонного) не несет больших убытков;
и) не может заранее определить реальный объем помощи, в которой будет нуждаться конкретный пациент.

Пациент:

а) выбор поставщика услуги происходит заранее, так же как и ее объем (согласно договору);
б) возможность маневрирования своими финансами в плане перехода на более дорогой или более дешевый пакет услуг;
в) возможность сразу же после возникновения потребности в услуге контролировать качество услуг и их своевременность, вплоть до судебных претензий;
г) требует определенного доверия пациента поставщику услуг;
д) пациент может разбить предварительные платежи (взносы) на небольшие части, которые ему по силам.

Оплата во время оказания услуги:

Поставщик услуги:

а) не может предугадать количество пациентов, которые обратятся к нему за помощью за определенный период времени и не может планировать свою работу;
б) не обладает возможностью подготовить материальные ресурсы и обучить персонал заранее, ограничен в поддержке персонала в состоянии готовности;
в) в случае снижения количества пациентов (сезонного) несет существенные финансовые убытки;
г) не имеет никакого резерва на экстренный случай;
д) средства в оплату услуг поступают случайным образом и не могут быть спланированы;
е) не имеет средств для проведения предварительной научно-организационной работы;
ж) может гораздо точнее определить объем помощи пациенту (диагноз, как правило, уже известен).

Пациент:

а) выбор поставщика услуги происходит в последний момент, без учета соотношения «цена/качество»;

б) может контролировать качество услуг, но не их своевременность, так как услуга оказывается только после оплаты;
в) вынужден платить полную стоимость лечения сразу, что в неотложных и серьезных случаях довольно болезненно;
г) требует гораздо меньшего доверия пациента поставщику услуг (деньги в обмен на услугу).

Оплата после оказания услуги:

Поставщик услуги:

а) чрезвычайно невыгодна поставщику – он вынужден оказывать услугу пациенту за свой счет;
б) оказывается в положении просящего после оказания услуги, причем услуга – это товар, который нельзя вернуть;
в) не может заранее подготовить материальную базу и персонал, иначе, чем за свой счет;
г) не имеет никакого резерва на экстренный случай;
д) вынужден начинать оказывать услугу следующему пациенту, не получив оплату за предыдущего, т.е. работать в долг;
е) требует определенного доверия поставщика услуг к пациенту;
ж) средства в оплату услуг поступают случайным образом и не могут быть спланированы.

Пациент:

а) выбор поставщика услуги происходит в последний момент, без учета соотношения «цена/качество»;
б) полностью зависим от поставщика услуг, вынужден оплачивать услуги по факту, вынужден платить также и за необоснованно назначенные процедуры и исследования;
в) вынужден платить полную стоимость лечения сразу, что в неотложных и серьезных случаях довольно болезненно. Точно знает, какую сумму требуется платить и что именно входило в услугу;
г) требует гораздо большего доверия поставщика услуг пациенту (деньги в обмен на услугу).

Рассматривая эти три варианта оплаты медицинских услуг по времени, можно заметить две противоположные тенденции:

• Чем позже оплачивается услуга, тем это более финансово выгодно пациенту;
• Чем раньше оплачивается услуга, тем это более выгодно поставщику услуг.

Однако, при предварительной оплате услуг пациент, несмотря на кажущуюся невыгодность этого, получает гораздо лучший уровень услуги, т.к. такой тип оплаты позволяет развивать систему здравоохранения в целом. Я считаю, что основной упор при реформировании сектора необходимо сделать на то, чтобы как можно больший процент пациентов оплачивали услуги предварительно. То есть, мы получаем вывод, что развитие медицинского страхования ВЫГОДНО как поставщику услуг, так и пациенту и системе здравоохранения в целом.

Для развития медицинского страхования в Украине будут необходимы:

• Законодательная и нормативная база (частично есть;
• Достаточное количество застрахованных лиц. Имеются в виду мероприятия по увеличению количества клиентов (как индивидуальных, так и коллективных) страховых компаний различных форм собственности;
• Достаточное количество медучреждений (поставщиков медуслуг), готовых работать по такой схеме;
• Независимый контролирующий орган, позволяющий эффективно следить за тем, чтобы все участники рынка медицинских страховых услуг соблюдали правила игры (см. первый пункт);
• Для развития рынка необходима конкуренция, т.е. большое количество страховых компаний. Чем больше компаний на рынке и чем больший спектр медуслуг они покрывают, тем лучше для будущих пациентов и для общества в целом, т.к. страховая услуга становится доступнее.

Рассматривая нынешнее состояние медицинского страхования в Украине, можно заметить, что:

1. Количество застрахованных по-прежнему невелико. Не наблюдается очереди желающих застраховать свое здоровье. Задавая резонный вопрос «почему?», мы придем к следующим ответам:

• Клиент не видит разницы в качестве оказываемых ему услуг между случаем, когда его болезнь попадает под страховку, и тем, когда нет. Часто – это одно и тоже медучреждение;
• Одновременно клиент ощущает разницу в стоимости, причем именно услуга, получаемая по страховке, оказывается для него в целом дороже;
• Типичный украинский клиент страховой компании, как правило – молодой человек или человек среднего возраста, относительно редко обращающийся за медицинской помощью;
• Не существует единой методики оценки стоимости медицинских услуг, соответственно, клиент не может сравнить объем и качество медуслуг, полученных по различным страховкам;
• Ни государство, ни страховые компании не проводят рекламных или имиджевых компаний, направленных на привлечение клиентов и объяснение выгод для пациента. Стремление не привлекать к себе внимание – верный признак полукриминального бизнеса. В отсутствие нормативной базы он и не может быть другим.

2. Страховые компании работают только с молодыми клиентами, избегая пожилых и детей (т.е. именно часто болеющих категорий населения).

3. Мал платежеспособный спрос на услуги медстрахования (те, у кого есть средства – еще не болеют, а те, кто болеют – средств никогда и не имели).

4. Рынок медстрахования совершенно не поддерживается государством, и, наоборот, предпринимаются меры для его подавления.

Специалисты говорят, что первую половину свой жизни застрахованный работает на свою страховку, зато во второй половине жизни – страховка работает на него. Т.е., грубо говоря, нынешние украинские застрахованные еще слишком молоды, чтобы ощутить преимущества медицинского страхования. Они еще не «заболели» по-настоящему. В то же время пожилые украинцы не становятся клиентами молодых украинских страховых компаний по очевидным причинам: а) нет денег; б) страховые компании их не страхуют, потому, что это для них разорительно (клиент не вылазит из поликлиники).

То есть, можно сказать, что нынешняя патовая ситуация с медстрахованием есть болезнь роста, которая пройдет при смене поколений, когда нынешние 30-летние станут 50-летними. Однако это не означает, что к нормализации ситуации не нужно готовиться. Комплекс мероприятий, который помог бы Украине подготовиться к возникновению цивилизованного рынка медицинских страховых услуг, по моему мнению, мог бы выглядеть так:

1. Разработать и утвердить нормативно-правовую базу для оказания полноценных услуг по медицинскому страхованию;

2. Создать условия для массового возникновения поставщиков медицинских услуг (лечебных учреждений), готовых работать по страховым схемам;

3. Провести долговременную кампанию по пропагандированию медстраховых услуг, направленную исключительно на молодежь и подростков;

4. Выработать комплекс льгот и стимулов, позволяющих страховым компаниям работать с детским контингентом;

5. Разработать и внедрить единую методику оценки стоимости медицинской услуги;

6. Создать постоянно действующий орган по контролю за качеством медуслуг, оказываемых застрахованным. Разрешение конфликтов с привлечением экспертов. Филиалы во всех крупных городах;

7. Создать нормативные документы, предписывающие страховать целые категории населения. Например: страхование всех пассажиров транспорта, страхование всех беременных, страхование всех школьников и студентов и т.д.;

8. Создать спецкурс по медицинскому страхованию в вузах (медицинских и экономических) с привлечением иностранных преподавателей.

На сегодняшний день медицинское страхование в Украине развивается довольно стихийно и ограничивается только наличием медучреждений, готовых работать в этой системе. Надежный контроль за качеством оказания медуслуг по страховкам отсутствует.

На первом этапе предлагаемых реформ ожидается большое количество финансово самостоятельных частнопрактикующих врачей и их объединений. Можно прогнозировать рывок рынка страховых медуслуг и поэтому следует предусмотреть более жесткий контроль за этим рынком для предотвращения злоупотреблений и недобросовестной конкуренции.

Для увеличения количества пациентов, готовых лечится по страховым схемам, и, соответственно, клиентской базы для частных врачей и клиник, следует всемерно способствовать числу застрахованных лиц. Для чего предусмотреть:

• страхование всех пассажиров на транспорте, включая маршрутные такси (частично есть);
• страхование всех школьников (кто платит? частично родители?);
• страхование всех сотрудников частных фирм (частично есть);
• страхование всех сотрудников медучреждений негосударственной формы собственности;
• страхование всех студентов вузов и техникумов, обучающихся на платной основе (включить в оплату?);
• страхование всех беременных на этапе взятия на учет (кто платит?);
• страхование всех въезжающих в страну неграждан, в том числе тех государств, с которыми нет визового режима (распространять страховки через турагентства, консульства).

Уже на первом этапе реформ обеспечить выпуск специалистов для решения конфликтных вопросов в судах (стажировка за рубежом?). Возможно сочетание юридического и медицинского образования, специализированные третейские суды(?). Обеспечить высокий социальный и материальный статус таких специалистов (отчисление процентов от спорных сумм?).

Обсудить: Разрешить использование накопленных сумм из пенсионного фонда для погашения задолженности граждан по медстраховым взносам (создать юридическую норму). При выходе на пенсию сумма выплат, конечно, пропорционально уменьшится, так как часть средств была использована на лечение. В случае полного использования средств с персонального пенсионного счета на лечение пенсионер будет получать социальный минимум.

Создание хосписов и их статус

Как уже говорилось выше, система здравоохранения Украины в нынешнем ее состоянии выполняет, кроме своих прямых обязанностей, еще и обязанности многих социальных служб. В частности, службы ухода за одинокими людьми, не могущими себя обслуживать.

В советское время считалось нормальным, когда хирург высшей категории в стационаре тратит большую часть своего времени на организацию ухода за одинокими бабушками, которым он хирургическими методами помочь не может, а выписать их некуда. И никого не интересовало, что эту работу может выполнить любая квалифицированная сестра, а хирург должен заниматься своим прямым делом – оперировать. Кроме того, стоимость содержания хирургической койки в несколько раз выше, чем необходимо для простого ухода за лежачим пациентом.

В условиях предлагаемой реформы необходимо разделить эти функции, иначе государственный сектор здравоохранения просто захлебнется под количеством одиноких пациентов, вся причина нахождения в стационаре которых – отсутствие родственников для ухода за ними. Демографы говорят, что количество таких пациентов будет нарастать.

Для этого уже на первом этапе реформ предлагаю начать создание специализированных учреждений для ухода за нетрудоспособными лицами, не требующими специализированного лечения – хосписов. Это позволит быстро разгрузить стационары советской системы от бесперспективных лежачих пациентов, которых некуда выписать.

Кто же станет клиентами таких учреждений?

1. Одинокие пациенты, получившие курс оперативного или консервативного лечения, но, в силу характера заболевания, не имеющие возможность себя обслуживать. Нуждаются в поддерживающем лечении и квалифицированном уходе.

2. Такие же пациенты, но имеющие родственников, которые (постоянно или временно) не могут за ними ухаживать.

3. Пациенты, требующие специализированного ухода или процедур, которые невозможно организовать в домашних условиях.

4. Нетрудоспособные пациенты, не имеющие возможности себя обслуживать и не имеющие жилья (при отсутствии родственников, готовых взять их к себе).

Помещение хосписа отличается от помещения стационара меньшими требованиями к площадям, отсутствием многих служб, пониженными требованиями к стерильности. Фактически, для организации лечебных процедур потребуется организовать только перевязочную/манипуляционную. Стоимость содержания койки в таком учреждении будет в разы меньше, чем в полноценном хирургическом стационаре. Таким образом, под хосписы уже в начале реформы могут быть выделены приспособленные помещения: старые гостиницы и пансионаты, общежития и дома отдыха, включая те, что являются «непрофильными активами» для предприятий и которые невыгодно содержать на балансе.

Персонал хосписов

Легко можно предвидеть проблемы с комплектованием персонала хосписов. Основной персонал в таких учреждениях будет санитарский (младший медперсонал). В качестве дополнительных санитаров в первые годы реформ можно использовать молодых людей, проходящих альтернативную воинскую службу (помним, что в связи с переходом на контрактную армию таких людей не будет уже через 3-4 года). Можно также использовать студентов первых курсов медучилищ и медвузов, проходящих санитарскую летнюю практику. Медсестринский персонал – молодые медсестры после госраспределения (первый год работы). Руководитель – врач-терапевт. Хоспис имеет право нанимать медсестер любой квалификации, а также приглашать для консультации врачей – узких специалистов советской системы либо частных, оплачивая их услуги из специальных фондов.

Финансирование хосписов предлагаю сделать смешанным:

• Частично за счет средств социального обеспечения;
• Частично за счет средств родственников клиентов хосписа (если имеются родственники);
• Частично за счет бывшего работодателя (при доказанном профзаболевании или производственной травме);
• Национальные и иностранные благотворительные фонды;
• Религиозные организации.

Обсудить: создать юридическую норму, что часть налогов, собранных в области с частнопрактикующих врачей и частных клиник, отчисляется на обеспечение и оснащение местных хосписов (но только не в их фонд заработной платы!). Контроль над расходованием этих сумм со стороны местного отделения профсоюза частнопрактикующих врачей/сестер.

Разрешить создание частных хосписов (предусмотреть специальные лицензии), где пациенты, требующие специализированного ухода (который невозможно наладить в домашних условиях) могут его получить в комфортных условиях за счет состоятельных родственников.

Статус таких государственных хосписов должен быть особым. Предлагаю создавать их на балансе министерства социального обеспечения. Однако, учитывая, что они будут выполнять и лечебные функции, министерству здравоохранения придется выполнять регламентирующие и контрольные функции. Разработать государственный стандарт оказания услуг по уходу за лежачими пациентами.

Вопросы информационного обеспечения

Вопросы информационного обеспечения реформы здравоохранения очень важны и для медиков, и для общества в целом. Более того, всякая реформа, даже хорошая, но проводимая кулуарно, не имеет шансов на успех. Реформа в конечном итоге, делается для пациента, которым в перспективе является каждый член общества, включая и самих медиков. Однако уровень информации и язык, на котором эта информация подается для целевой аудитории, должны отличаться.

Специалистов-медиков будет интересовать следующая информация:

• Любые планируемые изменения в порядке сертификации и лицензирования медуслуг;
• Изменения в способах финансирования лечебных учреждений;
• Введение и изменение стандартов оказания помощи;
• Любые планируемые изменения законодательства, касающиеся оказания медицинской помощи;
• Количество выданных и обнуленных лицензий на медуслуги всех типов;
• Количество выданных и обнуленных лицензий на услуги по медицинскому страхованию;
• Количество реально занятых в каждом секторе специалистов-медиков;
• Анализ по текущим вакансиям для медиков с разбивкой по регионам и специальностям;
• Утвержденные бланки медицинской документации и отчетности всех типов;
• Ссылки на новые сетевые ресурсы, содержащие информацию для медиков по вопросам реформы;
• Информация о следующих планируемых шагах реформаторов;
• Аналитические статьи по вопросам реформы.

Пациентов (в том числе потенциальных) будет интересовать следующая информация:

• Официальные рекомендации пациентам по выбору врача и лечучреждения на данном этапе реформ;
• Любые планируемые изменения законодательства, касающиеся оказания медицинской помощи;
• Ссылки на новые сетевые ресурсы, содержащие информацию для пациентов по вопросам реформы;
• Информация о следующих планируемых шагах реформаторов.

Кроме того, предлагаю создать специальный сервер, где будет храниться следующая информация:

• Создать единый реестр мед специалистов (врачей и сестер), имеющих право практиковать в Украине (подробное резюме, фото) с парольным доступом через сеть;
• Создание единого реестра пациентов (обсудить юридические вопросы!) с парольным доступом через сеть на базе реестра физлиц;
• Создание общенациональной поисковой системы для вакансий мед специалистов в государственном и частном секторе, в том числе выставленных для продажи лицензий на частную практику с разбивкой по регионам и специализациям. Динамически обновляемый список всех выданных и обнуленных лицензий на частную практику;
• Вся информация о плане и сроках реформ, информация об исполнителях и ответственных лицах;
• Создание единой поисковой системы для покупки/продажи медицинского оборудования (как нового, так и бывшего в употреблении), а также оснащения и расходных материалов.
• Доступ в Интернет для каждого частного медучреждения (частной врачебной или сестринской практики) хотя бы с одного рабочего места;
• Всемерное развитие сети телемедицинских центров (платные консультационно-диагностические услуги на базе частных клиник), таким образом консультация уникального специалиста станет доступной.

Возможность подстройки под региональные условия

Предлагаемые направления реформ относятся ко всей территории Украины, но для учета региональных особенностей системы здравоохранения в областях с разной плотностью и структурой населения необходимо предусмотреть возможность маневра, а именно:

• «Люфта» при выдаче лицензий, т.е. в тех областях, где имеется выраженный дефицит медработников определенной специализации, процедура получения лицензии для них будет иметь послабления;
• Количества врачебных и сестринских практик на душу населения, их оснащение;
• Сезонность в качестве и количестве медицинских услуг на определенных территориях (Крым, Закарпатье и др.) в связи с наездом туристов в летние месяцы;
• Более централизированной структурой медучреждений в городах и более «рассредоточенной» – в сельской местности;
• Наличие специфических «вредностей» для населения в районах, загрязненных химическими, биологическими и радиоактивными выбросами и агентами, которые влияют на структуру заболеваемости в данной местности.

Описанные отличия в структуре здравоохранения должны учитываться как центральными, так и местными органами управления уже на этапе планирования реформ. Ситуация должна постоянно отслеживаться в динамике и корректироваться по ходу реформы.

Команда реформаторов

Планируемая реформа будет состоять из трех этапов:

1. Подготовительный период: оценка текущего состояния отрасли и публикация отчета, коррекция законодательства, кадровые перемещения, аудит учреждений здравоохранения, анализ демографической ситуации, детальная выработка стратегии – до 1 года;

2. Первый этап: начало изменений в подготовке медработников, создание профессиональных медицинских сообществ (независимых профсоюзов), создание частных врачебных и сестринских практик, начало создания хосписов, регулирование лицензионного процесса в зависимости от ситуации в областях, стимулирование услуг медицинского страхования, начало создания сети частных клиник, имиджевые и образовательные программы для медспециалистов, юристов и пациентов, начало целевых программ борьбы с главными причинами смертности взрослого и детского населения, курсы переподготовки для высвобождающихся специалистов, начало перехода отрасли на безбумажную технологию (компьютеризация) – до 2-х лет;

3. Второй этап: организация и становление сети частных клиник, охват медицинскими страховыми услугами большинства населения, допуск независимых медпрофсоюзов к процессу лицензирования и сертификации специалистов, начало коренного реформирования государственного сектора здравоохранения, строительство компактных современных профильных медицинских центров с большой пропускной способностью, изменение тарифных сеток в государственном секторе, пропуск всего медперсонала (врачей, сестер и вспомогательного персонала) госсектора через курсы повышения квалификации, полная компьютеризация отрасли – до 3-х лет;

Команду реформаторов, видимо, придется делить на подразделения, во главе каждого – главный специалист, отвечающий за выработку единого мнения по проблеме и обеспечения преемственности в деятельности после принятия окончательного решения.

Предлагаю следующие отделы:

• Юридический
• Финансовый
• Имущественный
• Кадровый
• Информационно-маркетинговый
• Методический
• Координационный.

В соответствии с тем, что задачи будут плавно меняться на этапах реформы, то и состав, и количество привлекаемых специалистов будут меняться. В частности:

На подготовительном этапе потребуются:

• Финансовые аналитики, аудиторы;
• Аналитики недвижимости, аудиторы;
• Профессиональные организаторы здравоохранения, статистики;
• Демографы;
• Социологи;
• Специалисты по подготовке и переподготовке кадров;
• Маркетологи со знанием рынка фармпрепаратов;
• Юристы по гражданскому и авторскому праву.

На первом и втором этапах:

• Специалисты по подготовке и переподготовке кадров, методисты высшей и средней школы;
• Специалисты по комплексным сетевым решениям, компьютерщики-внедренцы;
• Профессиональные медстатистики и аналитики;
• Юристы по гражданскому праву со знанием основ здравоохранения;
• Специалисты-аналитики по рынку страховых услуг;
• Специалисты по связям с общественностью (PR, public relations), журналисты;
• Маркетологи со знанием рынка медуслуг;
• Методисты по организации частных медицинских услуг;
• Консультанты по налоговому праву, рынку медицинских и страховых услуг.


| Количество показов: 3195 |  Автор (привязка):   |  Голосов:  9 |  Рейтинг:  4.01 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку



Андрей Набоков, 07.10.2008 16:53:49 Цитировать Имя

Кое-что про проблемам реформы здравоохранения можно почитать и тут:
http://www.privatmed.in.ua/index.php


Андрей Набоков, 20.08.2008 10:04:21 Цитировать Имя

Цитата
Виталий Осташко пишет:
Общее впечатление - когда пытаешься вникнуть в суть - очень быстро увязаешь в деталях, да и доказательная базавызывает некоторое сомнение.

Вы наверное, юрист? "Доказательная база" бывает в уголовных делах :-)) Если какое-то место с первого раза неясно - просто прочтите еще раз... Кстати, о каких доказательствах идет речь? Доказательством в науке является прямой эксперимент, но кто же его разрешит провести?

Цитата
Ну например, вы восторгаетесь примером частной стоматологии... А вы не задумывались почему стоматология - совершенно обособленная отрасль медицыны? Почему даже в США - оплоте частной страховой медицыны услуги стоматологии не оплачиваются страховыми компаниями?

Вы будете смеяться - задумывался! В США подозревают, что количество зубов во ртах граждан никак не влияет на продолжительность их жизни. А страховые компании вообще считают стоматологию разновидностью косметологии и не оплачивают. А вообще, обособленность дантистов - традиция, тянущаяся со средневековья. Конкуренция, однако...


Андрей Набоков, 20.08.2008 09:53:19 Цитировать Имя

Цитата
Виталий Осташко пишет:
Как-то на первый взгляд это все напоминает революцию, что-ли...
Но всегда ли нужна революция?

Никакой революции! Только естественные процессы! те, что невыгодны - тормозим, те, что выгодны - стимулируем... Никакой ломки, госсектор продолжает существовать... Вы, наверное, не читали предисловие?

Цитата
Знаете, мне кажется, что пока в Конституции относительно бесплатности медицины ничего не изменится, не имеет смысла город городить.

Подготовить планы действий и прогнозы на разные сценарии развития ситуации - первейшая обязанность эксперта. Отменить ст.Конституции - дело нескольких месяцев (была бы воля), а вот создать стратегию... об этом стоит подумать заранее....

Цитата
В целом, вы в данной статье описываете не столько идею реформирования, сколько - подробный механизм этого пороцесса. Но без целеполагания описание предполагаемых процессов реформирования не имеет особого смысла.

Додумент назван "Тезисы", на самом деле все окажется сложнее. Подробная Программа реформирования отрасли может оказаться документом толщиной в 10 см. Цели реформы - получение системы здравоохранения, которая работает. Характеристики перечислены в первой главе.


Виталий Осташко, 19.08.2008 23:09:13 Цитировать Имя

Общее впечатление - когда пытаешься вникнуть в суть - очень быстро увязаешь в деталях, да и доказательная базавызывает некоторое сомнение. Ну например, вы восторгаетесь примером частной стоматологии... А вы не задумывались почему стоматология - совершенно обособленная отрасль медицыны? Почему даже в США - оплоте частной страховой медицыны услуги стоматологии не оплачиваются страховыми компаниями?


Виталий Осташко, 19.08.2008 23:03:16 Цитировать Имя

Как-то на первый взгляд это все напоминает революцию, что-ли...
Но всегда ли нужна революция?
Знаете, мне кажется, что пока в Конституции относительно бесплатности медицины ничего не изменится, не имеет смысла город городить.
В целом, вы в данной статье описываете не столько идею реформирования, сколько - подробный механизм этого пороцесса. Но без целеполагания описание предполагаемых процессов реформирования не имеет особого смысла.


Александр Бабушкин, 05.08.2008 15:29:02 Цитировать Имя

Перечитывать я начал по реформе тезисы, но то-ли лето, то-ли лень не дают возможности дочитать их до конца и подискутировать. Однако труд сей оцениваю на высший балл - было бы не плохо, если бы с ним ознакомились и здравомыслящие чиновники.



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Гавриленко Світлана Йосипівна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua