На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Здравоохранение

Оборотная сторона радости

Версия для печати Версия для печати

Поглядев на лица большинства окружающих нас людей, мы вряд ли скажем, что они сияют радостью и источают свет. Отчего же они печальны?

Святые отцы выделяют два вида печали – печаль ради Бога и печаль мирскую. Первая – это благотворное чувство сокрушения о содеянных грехах. Оно рождает стремление исправиться и, по мысли апостола Павла, «производит неизменное покаяние ко спасению». Вторая «производит смерть» (2 Кор 7: 10).

Печаль мира сего весьма ядовита. Она соткана из целой гаммы ощущений: от элегии грусти, окрашенной в поэтические тона, до апатии, тоски и невыносимых душевных терзаний. Мирская печаль – исчадие гнева, следствие глубокого внутреннего недовольства из-за неисполненных или вовсе неисполнимых притязаний. Это бесплодное сожаление о реально или мнимо упущенных возможностях. Как указывает апостол Иаков, «желаете – и не имеете» (Иак 4: 2). Отсюда – огорчение, нетерпеливость, неблагодарность, малодушие, маловерие, ропот на Бога.

Каковы поводы для мирской печали? Безденежье, нездоровье, конфликты, стрессы… Недаром поговорка гласит: «Кому-то супчик жидковат, кому-то жемчуг мелковат».

Причиной мирской печали, помимо социально-психологических факторов, часто становятся и духовные. Когда диавол хочет сломать человека и вывести его из строя, он сжимает сердце, прогоняет покой и мутит душу беспросветной тревогой.

Вскрывая корни печали, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин уточняет: «Не всегда от вины другого происходит в нас возмущение, а больше от нашей порочности, потому что мы имеем в себе скрытные (сокрытые, неявные. – К. З.) причины оскорблений и семена пороков, которые, как только прольется на нашу душу дождь искушений, тотчас производят ростки и плоды».

Что же такое «семена пороков» и какие «сорняки» они дают? Попробуем взглянуть на печаль – оборотную сторону радости – с позиций христианской психологии и медицины.

Тревога

Тревога – это печаль, спроецированная в будущее. Ощущая неопределенное беспокойство, безотчетные опасения, какую-то неясную, а тем более вполне осознанную угрозу, человек напряженно ожидает беду, даже катастрофу. Люди с высоким уровнем тревожности плохо реагируют на подобный стресс. Они и так не уверены в себе, беспомощны, легко расстраиваются, пугаются, приходят в смятение и замешательство. К этому присоединяются ночные кошмары, бессонница, одышка, сердцебиение, головокружение, тошнота.

Наиболее рельефно такая картина наблюдается при генерализованном тревожном расстройстве. Это – чрезмерное хроническое беспокойство и тягостные предчувствия, истоки которых «размыты» и не приурочены к какому-либо конкретному событию, объекту или ситуации.

Вот характерный случай. Он произошел с Дмитрием, аспирантом кафедры одного престижного университета. С детства мальчик рос очень беспокойным, суетливым, быстро утомлялся. В последние семь – восемь лет симптомы нарастали. Юноша волновался за собственное здоровье и самочувствие своих родителей.

Однажды Дима решил, что его сердце бьется слишком медленно, и в душу закралась мысль о скорой кончине. Он переживал еще и потому, что «сердце» и «нервы» не позволяли ему в срок сдать кандидатский минимум и закончить диссертацию. Он нервничал и опасаясь «провалиться» на экзаменах, хотя за годы обучения в вузе такого ни разу не случилось. Дима перестраховывался. На занятиях он старался брать слово лишь в малых аудиториях и только тогда, когда был уверен в своих знаниях.

Застенчивость не позволяла ему расширить круг приятелей. Дима боялся, что его не оценят и что он получит неодобрительные отзывы. Он вообще привык колебаться и сомневаться перед началом каждого крупного дела. К счастью, Дима нашел в себе смелость обратиться к врачам, и они помогли ему лучше разобраться в самом себе.

Как и у любого другого патологического проявления печали, у тревоги много разных причин. В частности, ученые обнаружили специальный ген тревоги и невротичности. Он воздействует на способность головного мозга использовать нейромедиатор серотонин, недостаток которого провоцирует тревогу. Тем самым данный ген частично отвечает за тревожность и подверженность человека сродным с ней негативным переживаниям. Также в некоторой мере этот ген определяет нашу склонность к спокойствию и уравновешенности. Ученые отмечают, что влияние наследственности на степень невротичности невелико – около 4 %.

Надо учитывать и воспитание, умение владеть собой, навыки общения, поддержку близких и т. д. Поэтому тревогу и несдержанность нельзя объяснять исключительно генетическими дефектами. Однако ген тревоги и невротичности можно условно считать тем самым «семенем порока», по выражению преподобного Иоанна, а саму тревогу — типичным «сорняком» на поле человеческой души.

Депрессия

Иное схожее «семя» – биологические факторы депрессии.

Ядро депрессии (от лат. depressio – прижимать, угнетать) составляет печаль, особенно в сочетании с унынием, стыдом и враждебностью. Депрессия едва ли не самое распространенное психическое нарушение. Оно характеризуется снижением настроения, подавленностью, пессимистической оценкой событий и повышенной утомляемостью. В народе говорят: хандра, меланхолия, кручина. При депрессии ухудшаются аппетит, сон, внимание, мышление. Больной теряет жизненный тонус, остро ощущает внутреннюю пустоту, собственную неполноценность, удрученность и вину. Нередко его посещают мысли о самоубийстве.

Депрессия присуща и детям. Вот история девятилетнего мальчика по имени Денис. В школе и дома он отличался раздражительностью и вспышками гнева. По малейшему поводу плакал, кричал и швырял все, что попадалось под руку. На занятиях с трудом сосредотачивался и мгновенно отвлекался. Избегал сверстников. Денис предпочитал играть в одиночестве, а дома запирался в своей комнате и смотрел телевизор. По словам матери, мальчик плохо спал и непрерывно что-то жевал.

Примечательно, что такое поведение ребенка началось после развода его родителей. Положение усугубилось, когда отец вступил в новый брак, переехал в другой район города и стал реже навещать сына. Ситуация понятная и, увы, довольно обыденная.

Среди множества форм депрессии упомянем лишь две – невротическую (психогенную) и эндогенную (витальную, биологическую). Невротическая депрессия развивается «на нервной почве»: в результате неразрешенного внутреннего конфликта, психической травмы, краха надежд, потери кого-то или чего-то значимого (близкого человека, работы, репутации, смысла жизни и т. п.).

Эндогенная депрессия обусловлена не стрессами, утратами и греховным образом жизни, а врожденными особенностями организма. По меткому определению святых отцов, она происходит «от естества» – от генетических, биохимических и гормональных отклонений.

Напомним, что «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений греховной поврежденности человеческой природы». Выделяя в структуре личности духовный, душевный и телесный уровни, «святые отцы различали болезни “от естества” и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей» (см.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

Известный австрийский психолог и психотерапевт Виктор Франкл обращает внимание на следующий весьма показательный факт. Эндогенная депрессия – это заболевание, которое мешает человеку увидеть смысл своей жизни. А невротическая депрессия, наоборот, может возникнуть из-за потери смысла жизни. В этом разница.

Мы будем говорить только об эндогенной депрессии. Еще Гиппократ предполагал, что хандра проистекает от избытка в организме «черной желчи» и потому свойственна меланхоликам (от греч. melas – черный, chole – желчь).

Люди с таким слабым, неуравновешенным темпераментом крайне обидчивы, чувствительны, неэнергичны и не уверены в себе. Даже незначительный повод для грусти достаточен, чтобы они заплакали, а малейшая трудность в деле часто заставляет их опускать руки. Замкнутому, застенчивому, робкому и ранимому меланхолику нелегко бороться с печалью и унынием. Мрачные думы, пессимизм одолевают его чаще, чем сангвиника.

Эндогенная депрессия меланхолического типа (так же, как и темперамент) наследуется. Уточним: переходит не сама депрессия, а депрессивность – склонность человека испытывать подавленное, угнетенное состояние.

Эта врожденная склонность связана с пониженной концентрацией в клетках головного мозга трех нейромедиаторов (норадреналина, дофамина и серотонина). Напомним, что с помощью этих веществ нервные клетки взаимодействуют между собой и передают импульсы. Синтез и функции нейромедиаторов заданы генетически. Когда мутации нарушают работу соответствующих генов, человек склонен реагировать на какой-либо стресс депрессией.

Ученые установили, что недостаток норадреналина приводит к глубокой тоске, избыток – к тяжелым стрессам. Нехватка дофамина оборачивается истощением нервной системы, а его повышенный уровень вызывает манию (приподнятое настроение, эйфорию, знакомое наркоманам чувство «кайфа») и симптомы, сходные с шизофренией. Дефицит серотонина порождает сильную тревогу, импульсивность и агрессивность, а его достаточное содержание в тканях мозга заметно улучшает настроение.

В зависимости от баланса нейромедиаторов фазы депрессии, мании и нормального самочувствия сменяют друг друга. Это характерно для маниакально-депрессивного психоза. Больной испытывает то приступы гнетущей печали, уныния и отчаяния, то прилив энергии и радость, вплоть до блаженства. Депрессивные периоды бывают чаще маниакальных.

Этот психоз передается генетически, вероятно, по женской линии (через X-хромосому).

Уныние

Печаль генетически родственна страсти уныния. Симптомы печали при унынии обостряются и приобретают хроническую, запущенную форму. Поражаются все силы души и отчасти функции тела.

В основе уныния лежит неверное представление человека о своих грехах, о возможностях и достижениях, об отношениях с Богом и людьми. Это приводит к упадку духа: либо с горьким плачем и воздыханиями, либо с примесью озлобления и негодования на все и вся. Отсюда –внутренняя опустошенность, нерадение к душеполезным делам, леность, праздность, кощунство, духовное нечувствие, ожесточение сердца, отчаяние.

Преподобный Иоанн Лествичник именует уныние «расслаблением души», «изнеможением ума», «тоской сердечной», которые происходят по наваждению диавольскому. Демон уныния – самый сильный. Он побуждает монаха ослабить свой духовный подвиг, заставляет бездельничать и празднословить, отвлекает от молитвы, клонит в сон, т. е. «переключает» на мирское. Этот коварный дух нападает на подвижников около полудня. Поэтому псалмопевец называет его «заразой, опустошающей в полдень», по-славянски – «бесом полуденным» (Пс 90: 6).

Стараясь ввергнуть человека в отчаяние, искуситель нашептывает ему: «Ты – великий грешник, и Бог не помилует тебя. Не надейся: ты не спасешься! А если все равно ты попадешь в ад, то зачем несешь свой крест?! Не лучше ли прервать муки?!»

Старец Паисий Святогорец предупреждает, что уныние и душевная тяжесть у излишне чувствительного, ранимого человека иногда проистекают от угрызений совести и наветов лукавого.

Наряду с этим, бесовским, видом уныния, святые отцы выделяют и естественное уныние. Для нас оно наиболее интересно, поскольку обусловлено чисто физиологическими процессами организма.

По мнению преподобных Варсануфия Великого и Иоанна, «естественное уныние образуется от бессилия телесного» – от переутруждения и физической усталости. Епископ Варнава (Беляев), со ссылкой на преподобного Исаака Сирина, говорит, что естественное уныние возникает от чрезмерных трудов и суровых подвигов. Физическое, эмоциональное и умственное утомление – это «канва, по которой демон вышивает свои проклятые узоры».

Причиной служит также хроническая усталость. Она накапливается в человеке годами и вызывается бешеным ритмом жизни, длительными стрессами, постоянными заботами, невзгодами и отсутствием полноценного отдыха.

Обследуя пожилых людей, психиатры часто ставят диагноз: инволюционная меланхолия. Ее основные симптомы – тоска, тревога, разочарование, самобичевание, досада на себя, обида на судьбу. Психологически понятно: многие граждане честно трудились на благо государства, а взамен не получили достойного вознаграждения и почета. Их былые должности, заслуги, сбережения, если и не обесценились, то оказались в прошлом. Немудрено, что крушение идеалов и надежд, неприкаянность и несправедливость доводят до отчаяния. Когда жизнь не в радость, кто-то брюзжит, кто-то бунтует, а кто-то накладывает на себя руки…

Болезненно-подавленное состояние духа, снижение настроения и тоскливость психиатры обозначают термином «гипотимия». Диапазон этого расстройства велик: от легкой грусти и пессимизма до глубокой тоски и чувства никчемности, бесперспективности существования. А здесь уже один шаг до самоубийства.

Для лечения тревоги, депрессии и сходных с ними расстройств врачи назначают психотерапевтические методы и различные медикаменты (в частности транквилизаторы и антидепрессанты, которые регулируют в организме обмен биологически активных веществ). Однако использование таких способов и препаратов чревато серьезными осложнениями. Нам, слабым и немощным, медицинскую помощь необходимо сочетать с духовными усилиями (смирением, терпением, молитвой, чтением слова Божия и т. д.). Иначе болезнь «от естества» может превратиться в сугубо тяжкий, почти невыносимый крест.

И будем помнить замечательное наставление старца Паисия Святогорца: «Самое лучшее лекарство в болезни – это та духовная радость, которую Божественная благодать приносит душе. Духовная радость имеет в себе самую великую целительную силу во всех болезнях. Она – заживляющая раны Божественная мазь, тогда как расстройство эти раны раздражает».

Константин Зорин
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии МГМСУ,
бакалавр религиоведения, медицинский психолог, врач-терапевт


| Количество показов: 1859 |  Автор:  Константин Зорин |  Голосов:  16 |  Рейтинг:  4.28 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:



Вуйко!, 10.12.2008 11:22:37 Цитировать Имя

Християнство раціональне Західне проблему психічних хворих вирішувало просто -- приковували до ліжка;Східне крило(візантійське)було більш лояльним і терпимим,надавало притулок/харчі і образу юродивого придали шарму/терпимості/бачити джерело істини (читай: провидця).

Одинадцята заповідь "Не бійся" була відмінена; ймовірно, побачили і зрозуміли,що страх -- реакція захисту без якого вижити/захиститися/сконцентрувати увагу було неможливим, хоча "бісових" проблемних людей це не врятувало (окремий цвинтар -- тому доказ;якщо гарно попросити (якийсь стимул/компенсацію застосувати) проблем зі священником стосовно суіциданта не буде щодо місця поховання/відспівування...

Хочеш вижити в пустелі -- сповідуй Іслам;душевний спокій -- гарантує Будда;треба зосередитись на конретних задачах нації (колективний самозахист) -- незамінний Юдаїзм.
Західне Християнство ввічливо відсунуте від керування світським(державою);У Східного так не вийшло і світські структури посередником визначило монарха на чолі синоду/політбюро:займайте печери і моліться, до провайдерів,керівників держави--сільради, не підступайте--забанять!(владу важко ділити!).
Мудра княгиня Ольга баражирувала між сферами впливу(ЄЕП-ЄС,НАТО-Москва),побувавши в католицизмі і православії по черзі...
Коли Папа (Юлій 2,для прикладу) потопав в гедонізмі народилась опозиція Протестантизму без посередника Бога, а просто пастора...Результат більш ніж кровавий....,хоча з Лютером погоджувались і співчували всі! В такий спосіб появились американці (дождались відкриття Нового світу), що тимчасово "перебували /перечікували" негоду в Європі.
Протестанти--бджоли ---- роботящі,некурящі і непитущі трактують святе письмо буквально(штурманська лінійка) і трошки скучноваті! Відсутність світських радощів (вино,тютюн, спецтютюн--маріхуана) замінили на бонуси від Природи -- розмножайся (на воді, суходолі,повітрі;Мармони переборщили,трошки..)!

А як з фінасово-кошторисними проблемами?

Просто і зрозуміло, дякуючи винаходу п о ж е р в у в а н ь (вдалий маркетинговій хід,бо Людина ,коли їй дають вибір ,заплатить/пожертвує більше і без чека;в нашій Новітній історії -- Марія -Деві -- невинна піонерка-комсомолка, порівняно з Аде.....ю!).Жодна криза не добереться, бо прайс-лист на :вінчання,хрещення,похорони,освячення поновлюється з урахуванням індексів всіх Бірж... і гарантована недосяжність Нацбанку, бо то Святе, податківців/митарів до церкви не пускають (мораль їх і совість підмочені).

А як почуває себе той, на кому фокусуються всі ідеології, тобто,людина,просто людина?(МУ --маленький українець,який завжди мріє/хоче/бути про ВУ)

Та, так собі! Мало хорошого ,коли твою душу всі гибіють лікувати/корегувати/наставляти/поправляти/дарувати/відпускати/забирати з неминучим дзьобанням г р і ш н о с т і (винуватий тим,що народився?).

--Ізя!Чому мій син народився через 3 місяці після весілля?

--А хіба він знав,коли у вас буде весілля? Помилився--спутав з знайомством/заручинами!

І думає, бідний МУ, як йому в любій формі/засобами зберегти/дотримати достойну концентрацію Серотоніну; тримається за віжки судьби в різних опціях; щастя, радості, гніву, ненависті тощо,без яких: картини не пишуться, вірші не складаються, сценарії не реалізуються, революції зупиняються, іспити не здаються, штурми парламентів відкладаються, ніхто не любить(ВіЛ не підчепити)... і так далі, і так до безконечности!

Реалізувався -- добре,або дуже добре,--будь щасливим!Ще більш щасливі спадкоємці витягнуть Заповіт, але з охоловших рук!
Не реалізувався?! Теж не страшно!Сільрада поховає, списавши суму коштів...,як на VIP-персону*!

*Якщо хочеш жити з подвійним дном -- сповідуй Християнство;дуалізм душі і тіла;богу Богове-- кесарю Кесарєве!


Kenskin, 09.12.2008 16:54:24 Цитировать Имя

Цитата
Поглядев на лица большинства окружающих нас людей, мы вряд ли скажем, что они сияют радостью и источают свет. Отчего же они печальны?

И правда. Заметив этот феномен, я попросил знакомую продавщицу хлебного магазина просто прикинуть, сколько за день (точнее за ее смену) к ней обратятся ВЕСЕЛЫХ, ДЕЛОВЫХ, ХМУРЫХ людей. Она дала точный ответ6 всего было 480 покупателей, из них деловых - ни одного (натяжка), веселых - 6 человек. Это было в прошедшее воскресенье.
Каковы же причины? К сожалению, на вопрос отчего в статье нет четкого ответа, но есть классификация минорных состояний от уныния до депрессии. Может, это косвенный ответ?
Цитата
Вскрывая корни печали, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин уточняет: «Не всегда от вины другого происходит в нас возмущение, а больше от нашей порочности, потому что мы имеем в себе...

Вряд ли можно согласиться с преподобным Константином в уместности использования приведенной цитаты в качестве пояснения причин печали...
Печально все это...



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Блока Александр Юрьевич

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Мінеральні ресурси та добувна промисловість країн світу: Алжир

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua