На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Политика

Кому нужны медицинские кадры: слова и дела

Версия для печати Версия для печати

Кадровая проблема в здравоохранении является тем "слабым звеном", из-за которого почти два десятилетия отрасль претерпевает стагнацию и деградацию. При дефиците в 48 тыс. врачей Украина который год является страной-донором медицинских кадров в другие страны

"Кадры решают все!" (И.В.Сталин)
"В кадрах решают все!" (Народная молва "перестроечного" периода)
”Кадры” решили – и ВСЕ!" (Народная молва современного периода)

Недавно украинский министр здравоохранения В. Князевич провел рабочее совещание с сотрудниками своего Департамента кадровой политики, образования и науки, где заявил: "Мы должны готовить менеджеров здравоохранения в соответствии с международными стандартами" (см.
http://www.moz.gov.ua/ua/main/press/?docID=12534). В самом деле, кадровая проблема в здравоохранении является тем "слабым звеном", из-за которого почти два десятилетия отрасль претерпевает стагнацию и деградацию (см. http://vz.kiev.ua/med/24-05/11.shtml).

При дефиците в 48 тыс. врачей Украина который год является страной-донором медицинских кадров в другие страны. Непрестижность труда в медицинской отрасли негативно сказывается на профессиональном мастерстве специалистов. Это касается как специальной подготовки практикующих врачей, так и их руководителей. Если от непрофессионализма ординатора страдают отдельные пациенты, то отсутствие менеджерской подготовки у руководителя медицинского учреждения приводит к проблемам жизнедеятельности не только отдельного коллектива, а порой и всей отрасли.

Легко министру говорить, значительно труднее реализовать произнесенное, особенно если слова и дела практически не пересекаются. За примерами далеко ходить не следует, они лежат на поверхности. Поведаем лишь известные нам факты, а читатель сделает собственные выводы.

В июне 2008 г. Минздрав объявил конкурс на замещение вакантной должности начальника управления медицинского обеспечения ЕВРО-2012, международной деятельности и евроинтеграции. Чиновники из медицинского министерства не ожидали, что кроме "своего человека" на конкурс подаст документы еще кто-то другой (гражданин Х). Хотя документы Х не только соответствовали условиям конкурса, претендент был, помимо всего прочего, еще и кандидатом наук государственного управления по вопросам здравоохранения, председателем конкурсной комиссии МЗ Украины,
В. Бедный все равно принял решение о недопущении к конкурсу "чужака". Претендента Х известили, уже после формально проведенного конкурса сообщив ему, что присланные документы якобы "не соответствуют" установленным требованиям. Отстаивая свои гражданские права, житель Луганской области Х обратился в суд. Несмотря на многомесячную судебную волокиту, министерство здравоохранения так и не прислало своего представителя на судебное заседание, не предоставило ни одного (!!!) запрашиваемого судом документа. Тем самым медицинское министерство не на словах, а собственным примером продемонстрировало, каким образом соблюдает закон и подбирает себе менеджерские кадры. Сейчас действия чиновников Минздрава рассматривается в Высшем административном суде Украины.

Или другой пример. В том же июне 2008 г. Луганский государственный медицинский университет объявил конкурс на замещение вакантной должности заведующего кафедрой анестезиологии, реаниматологии и хирургии факультета последипломного образования. Хотя в Луганском медуниверситете уже не один год работает гражданин У, неугодный (по политическим и прочим мотивам) местному начальству, доктор медицинских наук по специальности "хирургия" (с 1993 г.), доцент (с 1996 г. по кафедре госпитальной хирургии Одесского медуниверситета), его документы на конкурс отклонили по надуманной причине: будто кафедрой может руководить исключительно профессор. Так как такого в округе не нашлось, то исполняющим обязанности кафедрой ректор назначил не доктора наук, а "своего" человека, защитившего кандидатскую диссертацию.

В феврале 2009 г. был повторно объявлен конкурс на вышеозначенную кафедру Луганского медуниверситета. Доктору медицинских наук У вновь было отказано в приеме документов. Он дважды обращался к министру здравоохранения В. Князевичу с просьбой вмешаться в кадровый беспредел луганских чиновников. Однако медицинский министр сохраняет невозмутимое молчание. Видимо, он не знает утвержденного приказом Министерства образования Украины от 05.08.1993 г. №293 Положения о порядке принятия и увольнения педагогических и научно-педагогических работников учреждений образования, находящихся в государственной собственности, где черным по белому записано: "Должности заведующего кафедрой, профессора могут занимать, как правило, лица, которые имеют ученое звание профессора или научную степень доктора наук и стаж педагогической работы не менее 5 лет".

Понятно, для руководства Луганского государственного медуниверситета, а тем более министра здравоохранения нормативный акт, подписанный в другом ведомстве, – не указ, ведь как говорится, "мы и сами с усами". Однако зачем же игнорировать требования Закона Украины "О высшем образовании"? Видимо, чиновникам от медицины в столице и на окраинах проще жить по "понятиям". Очевидно, законы пишутся не для них.

Например, луганские бюрократы из облгосадминистрации придумали кадровое "ноу-хау" как "своими" людьми комплектовать руководящие кадры медицинского ведомства (см. http://irtafax.com.ua/night_lugansk/2007-08-08-25.html) . В апреле 2007 г. был объявлен конкурс на замещение вакантной должности заместителя начальника главного управления здравоохранения облгосадминистрации. Когда на конкурс были поданы документы неугодного местному начальству доцента Z, имеющего кроме медицинского еще и экономическое образование, документы которого полностью отвечали условиям конкурса, то в состязании пожелали участвовать еще два работника из облгосадминистрации, не имеющих необходимого стажа государственной службы и опыта руководящей работы. Председатель конкурсной комиссии "забыл" даже предупредить "своих" претендентов, что их документы не соответствуют условиям объявленного конкурса. После проведенного экзамена был оставлен лишь один "нужный" работник из администрации.

Когда же гражданин Z поинтересовался у губернатора А. Антипова о том, когда будет объявлен конкурс на вакантную должность первого заместителя начальника главного управления облздрава, то бюрократы не стали "рисковать" с новым конкурсом. Они вновь подобрали "своего" человека, документы которого также не соответствовали квалификационным требованиям к вакантной должности государственного служащего. Чтобы придать видимость законности приема гражданина на государственную службу без объявления конкурсного отбора, руководитель Луганской облгосадминистрации назначил "нужного" человека своим "советником", которого через три недели незаконно перевел на вышестоящую должность первого заместителя начальника главного управления здравоохранения.

Свое незаконное решение местные бюрократы прикрыли "согласованием" чиновников Минздрава. Почему же медицинский министр и в этом случае не встал на сторону закона? Ответ, думаю, мы не услышим. Потому что существующая в стране система общественных отношений, напоминающая феодальные устои, решает вопросы не с точки зрения закона, а по понятиям чиновничьей братии. Можно много говорить о международных стандартах и игнорировать собственные законы. Можно периодически вспоминать о растущем дефиците медицинских кадров и ничего не делать для того, чтобы из отрасли не уходили подготовленные специалисты.

Нельзя не согласиться с министром В. Князевичем в том, что отечественная медицина умирает от дефицита профессиональных управленцев. Однако, нужно не только стенать о несчастной доле нашего здравоохранения и продолжать "чистить рыбу с хвоста". Пора бы заняться собственно и головой, от которой нет ногам покоя.

Наблюдая за тем, как медленно и верно "засыхает" государственная медицина, невольно возникает желание провести аналогию рассматриваемого процесса с медицинскими манипуляциями над живым организмом. Если врач видит, что признаки жизнедеятельности в теле больного имеют стойкую негативную тенденцию, то у него возникают предположения о наличии у него каких-либо паразитов, онкологического процесса или иной опасной хвори. Тогда он принимает неотложные эффективные меры лечения, вплоть до радикальной операции. Так почему же наше министерство (и вся властная государственная вертикаль) лишь наблюдает за процессом? Или в арсенале чиновников для медицинской отрасли остались лишь паллиативные средства? Как-то не хочется верить в то, что наши отраслевые менеджеры не способны организовать деятельность реанимационного отделения, а их знания достойны применения лишь в хосписной или патологоанатомической практике.

Приведенные примеры о кадровой политике в системе здравоохранения не являются чем-то уникальным в нашей жизни. Хотя мы рассмотрели лишь часть из них, которые имели место в Луганской области, но каждый из нас может привести собственные аналогичные факты, вне зависимости от того, в какой сфере деятельности они происходят, расширяя географию своих наблюдений от отдельного населенного пункта до масштабов всей страны. Для Украины страшна не воображаемая пандемия гриппа птиц или свиней, а реальная немощь существующей системы государственного управления.

Когда же профессиональные и моральные кадры заменят сегодняшних "кадров", решающих все и за всех?


| Количество показов: 1436 |  Автор (привязка):  Перетяка Олег Павлович |  Голосов:  6 |  Рейтинг:  3.58 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:



Айболит, 13.05.2009 22:53:24 Цитировать Имя

Согласен с мнением Андрея Набокова в том, что «попытка заставить государство исполнять собственные законы приводит к суперагрессивной реакции чиновничьего сообщества, ибо посягательство на собственную персону они воспринимают как нападение на устои государственности». Законы существуют для других, а не для людей при власти. Это касается не только «государевых слуг», но и «слуг народа». У нас так и остались феодальные отношения, когда близость к власти освобождает человека от какой-либо ответственности, кроме ответственности перед своим господином, когда жизнь строится «по понятиям». Таким «господином» может быть и руководитель учреждения, и партийная структура, и просто влиятельный покровитель. Мне просто неприятно наблюдать, когда проблемы в отрасли некоторые «авторитеты» пытаются рассматривать через призму партийной принадлежности (см. http://irtafax.com.ua/night_lugansk/2...5-09.html). С удовольствием недавно посмотрел курс лекций русского генерала Петрова по общей теории управления (см. http://rutube.ru/tracks/117982.html?v...d132d0f36) с его посылом, что ничего просто так не происходит. Принцип: «Разделяй и властвуй!» как был многие тысячелетия назад, так и остался до сих пор. Так удобнее жить лицам, занимающих высокие иерархические ступеньки различных общественных пирамид. Как здесь не вспомнить принципы Питера о некомпетентности наших руководителей: «В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности». А в итоге: „маємо, що маємо”.
Через неделю планирую побывать в Киеве на парламентских слушаниях по обсуждению очередного законопроекта о медицинском страховании. Думаю, что там увижу немало интересных моментов. О своих впечатлениях поделюсь с участниками форума.


Андрей Набоков, 13.05.2009 15:28:46 Цитировать Имя

закон требует публикации объявления о вакансии - опубликовали. Но закон не обязывает принимать иногородних, ибо решение о принятии оставлено чиновнику (типичный признак коррупкоемкости еще на стадии законопроекта). Точно та же ситуация, как и с тендерами по медтехнике и лекарствам. Чиновники, как термиты, выели государство изнутри, оставив только оболочку, а внутри - пустота. Выглядит очень прочто, а ткни пальцем - и развалится... Имитация государственных структур, симулякр. На самом деле - машина по вопроизведению коррупционных отношений... Любая попытка заставить государство исполнять собственные законы приводит к суперагрессивной реакции чиновничьего сообщества, ибо посягательство на собственную персону они воспринимают как нападение на устои государственности... самое смешное, что сам чиновник в это искренне верит :-)


павло ковтонюк, 13.05.2009 14:52:15 Цитировать Имя

А где Вы увидели в объявлении что нужны перспективные руководители-менеджеры?


Александр Бабушкин, 13.05.2009 14:48:36 Цитировать Имя

Как-то вычитал в газете "Ваше здоровье" объявление о замещении вакантной должности зам. начальника департамента (или отдела) по борьбе с коррупцией при МОЗ Украины. Решил в шутку испытать "счастья" и позвонил по указанному телефону. Мне ответили,, что с периферии не берут, только местных, киевских, с пропиской, поскольку у МОЗ нет возможности предоставить жильё приезжим.
Зачем же тогда публиковать объявление во всеукраинской медицинской газете? Для проформы, для замыливания глаз? Не является ли это нарушением Законов по кадровой политике? Неужели только в Киеве проживают перспективные руководители-менеджеры?



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Павелко Володимир Григорович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Політика макроекономічної стабілізації української економіки...

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua