На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Экономика

Луганское здравоохранение: "Разруха не в клозетах, а в головах"

Версия для печати Версия для печати

Мы живем в мире парадоксов. Существующая система здравоохранения давно уже не устраивает никого: ни население, ни медицинских работников, ни самих чиновников. Однако дальше пустых деклараций дело так и не идет

Общеизвестно, что основой эффективной организации и развития территориальных громад является профессиональная деятельность органов местного самоуправления. В соответствии с существующим законодательством, они отвечают за формирование на своих территориях эффективной и экономически целесообразной системы здравоохранения, организацию доступной и качественной медицинской помощи населению. Именно эти органы, и никто другой, могут принимать ключевые решения, необходимые для проведения реформ в здравоохранении. Органы местного самоуправления, являясь собственниками коммунальных медицинских учреждений, несут ответственность за их деятельность. Они должны знать реальные потребности территориальной громады в медицинской помощи и эффективно управлять имеющимися ресурсами.

Украинское законодательство хотя и не запрещает, однако и не стимулирует органы местного самоуправления к проведению активных преобразований в медицинской отрасли. Поэтому многие из них предпочитают либо использовать выжидательную тактику, надеясь получить указания "сверху", либо демонстрируют лишь видимость активной деятельности, порой напоминающую "бурю в стакане". Несомненно, от тех, кто находится у штурвала местного самоуправления, от их профессиональной компетенции, волевых качеств, целей и мотивации занять властные кресла зависит, быть или не быть переменам в медицинской отрасли.

Мы живем в мире парадоксов. Существующая система здравоохранения давно уже не устраивает никого (за редким исключением): ни население, ни медицинских работников, ни самих чиновников. Более полутора десятков лет на разных уровнях государственной и отраслевой управленческой вертикали раздаются призывы о необходимости проведения глубоких преобразований в здравоохранении, однако дальше пустых деклараций (постановлений, указов, приказов и государственных программ) или элементарных сокращений персонала и больничных коек (то есть приведения отраслевой структуры к существующему финансированию) в системе здравоохранения дело так и не идет. В результате мы имеем разбалансированное отраслевое управление, неэффективное использование ресурсов, глубокий кризис в отрасли. При этом в разных регионах пытаются найти собственный рецепт спасения местного здравоохранения. Рассмотрим, для примера, каким образом пытаются обустроить медицинскую помощь на самой восточной окраине страны.

Луганское здравоохранение не является каким-то исключением среди других отраслевых региональных структур. Его особенностью может быть лишь тот факт, что в рейтинге интегральной оценки показателей деятельности оно стабильно находится среди
аутсайдеров отрасли. Сколько попыток было сделано луганскими администраторами от медицины, чтобы переломить ситуацию, но до сих пор позитивных перемен так и не получилось. В конце 90-х годов прошлого века местные медицинские начальники сначала попытались привести коечный фонд к европейским стандартам, но, кроме сокращений штатных единиц медперсонала и больничных коек, ничего путевого из этого не вышло. Затем чиновники в 1999 г. за несколько лет попытались "внедрить" в Луганской области семейную медицину. Однако вышел очередной конфуз: было открыто в сельских районах лишь несколько "потемкинских" семейных врачебных амбулаторий. Потом начали массово переучивать участковых терапевтов и педиатров на семейных врачей, но в большинстве своем они так и не стали востребованными как специалисты, а многие из них даже ушли из отрасли.

Следующим шагом луганских "реформаторов" стала разработка в 2008 году новой пустышки –
концепции по реформированию уже специализированной медицинской помощи. Суть реализации "концепции", утвержденной областным советом, свелась к переименованию областных диспансеров и ряда других узкоспециализированных больниц в профильные "центры". Только смена вывески-названия также ничего кардинального в деятельность переименованных учреждений не принесла. Чтобы изменить названия областных медицинских учреждений, в Луганске решили провести их реорганизацию через ликвидацию. В результате таких действий многие специалисты утратили бы медицинский стаж, потеряли бы в зарплате, а сама реорганизация привела бы к неоправданным многомиллионным затратам из местного бюджета. Поэтому активное противодействие медицинских коллективов, вмешательство в конфликт отраслевого профсоюза и министерства заставило областной совет вначале приостановить свое решение, а потом и вовсе отказаться от необдуманной затеи.

После очередной смены в текущем году главного областного медицинского начальника, местные чиновники воспылали острым желанием оптимизировать сеть учреждений вторичной медицинской помощи. Несомненно, резон в этом шаге есть, ведь существующая больничная сеть неуклонно деградирует из-за постоянного дефицита средств и ресурсов, их раздробленности и неэффективности использования. Финансирование стационаров многие годы сводилось лишь к содержанию их инфраструктуры, выделению скудных бюджетных средств на "защищенные статьи" смет расходов (т.е. на зарплату персонала и затраты на содержание самих больниц). При этом наши руководители даже и не вспоминают о том, что центром всей деятельности местного здравоохранения должны быть, прежде всего, интересы и потребности пациентов. А кому это нужно, если зависимые больные и их родственники, когда речь идет о жизни и здоровье, готовы отдать последнюю рубашку?

Как заявил на специальной коллегии Луганской областной госадминистрации, посвященной ситуации, которая сложилась в местном здравоохранении, начальник отраслевого управления П.Малыш, теперь основные усилия медицинских руководителей будут направлены на воссоздание территориальных медицинских объединений, которые существовали в советские времена, как основы возрождения региональной медицинской управленческой вертикали, на возврат многих специализированных лечебных заведений с областного уровня на городской (районный) уровень, на формирование сети межрайонных роддомов с закрытием прежних маломощных больниц, на открытие перинатального центра и ряд других организационных новаций. Но поможет ли это Луганской медицине, находящейся
в коме?

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что луганское областное медицинское руководство пытается вернуться к прежним централизованным методам управления и распределения ресурсов, не предлагая новых подходов к совершенствованию деятельности существующей отраслевой системы. К сожалению, сегодняшние медицинские менеджеры забывают, что нельзя опять вернуться в необратимую реку времени. Многие из них часто с ностальгией вспоминают прежние времена с централизованным планированием, единственной управленческой вертикалью, когда ресурсы распределяют "сверху" не столько для решения проблем больного человека, сколько на содержание и развитие отрасли.

Очевидно, старые стереотипы мышления доминируют в головах большинства наших медицинских руководителей. Поэтому, осознавая, что дальше так жить нельзя, они хаотически пытаются делать хоть что-то, даже не прогнозируя будущих последствий. Однако их потуги не дают желаемого эффекта, приводя к очередной встрече с граблями на пути по замкнутому кругу. Не знают луганские начальники, как использовать рыночные механизмы в системе коммунального здравоохранения, потому и поощряют существование теневой экономики в отрасли, перекладывая свою ответственность за неумение эффективно управлять на плечи пациентов, принуждая их играть роль финансовых доноров. Может быть, им лучше стоило бы поучиться у коллег из Житомира, Полтавы и Харькова, где уже несколько лет успешно отрабатываются современные модели адаптации отрасли к существующим рыночным экономическим отношениям?

Благодаря поддержке Европейского Союза, в этих регионах реализовано несколько пилотных проектов, которые направлены на совершенствование финансирования и управления отрасли, на развитие системы медицинских стандартов, на отработку профилактических и первичных медицинских мероприятий. В настоящий момент там завершается
проект ЕС "Содействия реформе вторичной медицинской помощи в Украине", где наши коллеги на практике отрабатывают новые организационно-экономические подходы к реорганизации стационарной медицинской помощи. В этом проекте учитывается как опыт европейских стран, так и сегодняшние реалии украинского здравоохранения.

По мнению специалистов, создание на региональном уровне единого покупателя медицинских услуг в лице органов местного самоуправления может стать эффективным инструментом реструктуризации сети медицинских учреждений. Очевидно, что действующая
49 статья Конституции Украины, запрещающая сокращать существующую сеть коммунальных учреждений здравоохранения, является юридическим препятствием на пути реформирования медицинской отрасли. Однако существующее законодательство уже сейчас позволяет изменять правовой статус лечебно-профилактических учреждений, преобразовывая их из бюджетных организаций в коммунальные некоммерческие предприятия.

Согласно Бюджетного кодекса Украины,
бюджетное учреждение представляет собой неприбыльную организацию, финансируемую из Государственного или местного бюджетов. Хозяйственный кодекс Украины определяет юридический статус коммунальных некоммерческих предприятий, которые, как и бюджетные учреждения, создаются компетентным органом местного самоуправления и входят в его сферу управления. Потому изменение правового статуса лечебно-профилактического учреждения на статус коммунального некоммерческого предприятия никак не отразится на форме собственности и базовом принципе управления. Зато такая трансформация позволит медицинским организациям переходить на договорные отношения с другими экономическими субъектами территориально-административных единиц. Благодаря этим изменениям у руководителей лечебно-профилактических учреждений появятся более широкие полномочия с одновременным повышением их ответственности за медико-хозяйственную деятельность неприбыльного предприятия.

Несомненно, нужно знать пути реформирования отрасли в других странах и регионах, ведь лучше учиться на чужих ошибках, чем на собственных. Однако этот опыт нельзя просто импортировать или копировать. Очевидно, что существующую систему следует изменять системно и комплексно, с учетом сегодняшних реалий и действующих факторов, разрабатывая общие "правила игры" одновременно для всех организационных медицинских структур административно-территориальных единиц, ориентируя их деятельность на приоритет интересов больного человека. Проведение же организационно-функциональных трансформаций в отрасли отдельными фрагментами (например, сначала заниматься построением семейной медицины, а только потом стационарной помощью, или наоборот) – пустая трата времени, да и имеющихся ограниченных ресурсов.

Прежний опыт организационного шараханья и реформаторского зуда луганских руководителей здравоохранения – тому пример. Восемь лет назад они перевели на областной бюджет много десятков специализированных медицинских учреждений, а теперь пытаются вернуть их на содержание местных громад. Правда, делают это как-то по-особому: те больницы, что побогаче, в смысле материальной базы, оставляют себе, на балансе областной коммунальной собственности, а те стационары, что "дышат на ладан", хотят вновь перевести на бюджет городов и районов области. Или другой пример: не доведя до ума проблему развития семейной медицины в области, наши "реформаторы" ринулись совершенствовать узкоспециализированную медицинскую помощь. Получается так, что новый медицинский начальник, приходя в отраслевое управление, начинает свой реформаторский проект, игнорируя затеи своего предшественника. Поэтому реальных изменений в луганской медицине никто за многие годы не почувствовал, и в ближайшие годы вряд ли кто их почувствует.

Перемены наблюдаются лишь в кабинетах медицинских чиновников областного управления. За четыре последних года там сменилось три областных медицинских начальника, куча их заместителей и множество специалистов. Сегодня областное управление здравоохранения уже имеет название "главного", а штат его работников увеличился за два года больше, чем в полтора раза. Особенно преобразились после ремонтов чиновничьи кабинеты, в которых циркулируют лавины всевозможных документов, подтверждающих нелегкий труд своих хозяев. За хаосом бумажной деятельности медицинским руководителям некогда оглянуться вокруг, чтобы обратить внимание на перемены в других областях и воспользоваться опытом преобразования отрасли в соседних регионах.

А что предлагают
эксперты ЕС и коллеги-соседи, где были реализованы пилотные отраслевые проекты? Прежде всего, они настаивают на принятии ряда новых нормативно-правовых документов, на соответствующем законодательном сопровождении будущих изменений в отечественном здравоохранении. Это правильно, ведь законодательная регуляция создает необходимую базу для осуществления настоящих, а не декларативных реформ. Однако при надлежащей активности и соответствующей воле отраслевых руководителей разного уровня отраслевого управления, органов местного самоуправления, даже существующее законодательство дает им достаточно возможностей для проведения серьезной трансформации коммунального здравоохранения.

Специалисты настаивают на изменении системы финансирования в соответствии со следующими принципами: подушевого финансирования (то есть выделение средств на каждого жителя) – для первичной и амбулаторной медицинской помощи, и глобального бюджета (то есть без привязки к конкретной статье расходов) – для стационарной медицинской помощи. Для объединения финансовых ресурсов медицины на уровне района (области) необходимо вносить соответствующие изменения в Бюджетный кодекс. Создание единой медицинской информационной сети, разработка медико-экономических стандартов также необходимы для более эффективного управления отраслью на местах.

Важным условием трансформации системы здравоохранения является изменение статуса учреждений больничной сети. Нужно, чтобы они стали автономными, гибкими в принятии хозяйственно-управленческих решений. Это позволит перейти к новым экономическим механизмам ведения хозяйства, таким как договорные (контрактные) отношения между больницами (производителями медицинских услуг) и органами местного самоуправления или в будущем – страховыми компаниями, которые в перспективе должны стать покупателями этих услуг. Реализация предлагаемых рецептов реформирования отрасли приведет к формированию новых возможностей более эффективного управления имеющимися ресурсами, создаст условия для совершенствования системы стимулирования работы персонала, будет способствовать последующему гибкому развитию сети медицинских учреждений за счет их добровольного объединения и перераспределения функций как внутри, так и за их пределами. Примеры такой трансформации больниц в Украине уже существуют. В Харьковской и Житомирской областях работают лечебно-профилактические учреждения, которые уже изменили свой статус и стали коммунальными некоммерческими предприятиями. Теперь они демонстрируют значительно более эффективные показатели хозяйственной деятельности, чем были прежде.

Уже для всех стало очевидным, что
луганское здравоохранение требует срочного лечения. Так почему же в этом регионе руководители не следуют позитивному примеру своих коллег из других областей, хотя для этого вполне хватает существующей законодательной базы? Возможно, они не хотят или не умеют делать то, для чего были призваны. Может потому мы и наблюдаем постоянную чехарду в руководящих чиновничьих креслах не только в Луганске, но и по всей отраслевой управленческой вертикали? Только от перемены лиц, наделенных властными полномочиями, результат в лучшую сторону почему-то не меняется. Когда же в отраслевое руководство придут не чиновники-конъюнктурщики, а настоящие профессионалы-менеджеры, способные к осуществлению так необходимых реформ в украинском здравоохранении? Долго ли еще будет удовлетворять население и самих медицинских работников такое положение вещей в медицинской отрасли? Когда-то и их терпению придет конец!

Про автора:

Олег Перетяка,
кандидат наук государственного управления, доцент Луганского национального университета им. Тараса Шевченко
___________________________________

Другие статьи автора по этой теме:

Губернатор разглядел коррупционеров среди местных эскулапов
Тупость прикрываем прожектами: в Луганске вновь заговорили о медицинской реформе
Псевдореформа луганской медицины
”Ноу-хау” в приватизації луганських лікарень
Медицина - падчерица украинского политикума
Нужна ли медицина украинскому селу?


| Количество показов: 1688 |  Автор (привязка):  Перетяка Олег Павлович |  Голосов:  Рейтинг:  3.35 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:



Андрей Набоков, 08.09.2009 14:20:43 Цитировать Имя

Дело не в инертности, а в том, что каждый болеет (и умирает) в одиночку. Все возможности для населения сообщить власти свое недовольство государство отключило: медицинских профсоюзов нет, объединений пациентов - нет, правозащитных организаций - нет. Государство таких организаций боится как огня и всячески препятствует их созданию, хоть на областном, хоть на национальном уровне... вот и результат.


Александр Бабушкин, 08.09.2009 14:05:26 Цитировать Имя

Цитата
Долго ли еще будет удовлетворять население и самих медицинских работников такое положение вещей в медицинской отрасли? Когда-то и их терпению придет конец!
Не скоро это произойдет, поскольку (по выражению уважаемого О.Е. Боброва) в медицине инертных много, а буйных мало.



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Колінько Віталій Володимирович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Концепція економічного розвитку України

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua