На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Экономика

Обращение участников Луганских общественных слушаний по вопросу "Обеспечение государством конституционных прав граждан в сфере здравоохранения"

Версия для печати Версия для печати

К Президенту Украины,
Верховной Раде Украины и
Кабинету Министров Украины
г. Луганск
5 декабря 2009 г.

Уважаемые руководители страны!

Луганская громада накануне международного "Дня прав человека" провела общественные слушания, на которых обсудила вопрос об обеспечении государством конституционных прав граждан в сфере здравоохранения.

Основным Законом страны установлено, что человек, его жизнь и здоровье – наивысшая ценность общества, а государство, главной обязанностью которого является утверждение и обеспечение прав человека, включая право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование, отвечает перед гражданами за свою деятельность. К сожалению, эти нормы Конституции Украины за многие годы так и не приблизились к своему реальному воплощению. Государство практически самоустранилось от выполнения своих конституционных обязанностей.

Общеизвестно, что здоровье граждан в значительной мере влияет на экономическое, социальное и культурное развитие страны, демографическую ситуацию и состояние безопасности страны. За прошедший 18-летний период развития украинской государственности наблюдается прогрессирующее нарастание системного кризиса в социальной сфере, что привело к прогрессирующему сокращению как численности населения страны в целом, так и производительных трудовых ресурсов в частности.

Одним из аспектов социальной сферы, который существенно влияет на здоровье человека, является состояние организации медицинской помощи в стране. Низкий уровень финансирования отрасли, отсутствие согласованных планов реформ, и коррупция в системе здравоохранения привели к нарушению конституционных прав граждан на бесплатную, доступную и качественную медицинскую помощь. Это вызывает серьезную обеспокоенность луганской общественности о состоянии дел в сфере медицинской помощи не только в регионе, но и в целом по стране.

Состояние здоровья населения Украины имеет стойкую тенденцию к ухудшению его основных индексов. Показатели смертности украинского населения в два раза превышают аналогичные показатели стран Европейского Союза. В стране – самый высокий в Европе уровень естественной убыли населения, она находится среди лидеров по темпам заболеваемости туберкулезом и СПИДом. Национальная система здравоохранения из-за несовершенства системы организации и управления, нерационального использования отраслевых ресурсов, неразвитой материально-технической базы не может выполнить возложенные на нее обязанности. Потребности в бюджетном финансировании медицинской помощи реализуются лишь на 52,7%, поэтому значительная доля финансовых потоков сосредоточена в теневом секторе экономики отрасли. Большая часть населения оказалась фактически лишенной права на бесплатное, доступное и качественное здравоохранение. Луганская область не является исключением в этом процессе.

Участники общественных слушаний выделили следующие основные системные проблемы украинского здравоохранения и выносят соответствующие предложения по концептуальным механизмам реформирования здравоохранения.

1. Обществу необходима новая политика здравоохранения, в соответствии с которой врач является главным ресурсом системы охраны здоровья, а пациент – главным субъектом отрасли. Без качественного подготовленного врача оборудование медицинских учреждений представляет собой груды железа и пластмассы, а лекарства являются опасными ядами.

Общепризнаны во всем мире три главных добродетели врача: сочувствие, компетентность и независимость. Независимость определяется социальным статусом врача. Мы приходим к уровню мировых цен на все товары и услуги, только врач остается в нашей стране «интеллектуальным рабом» с одной из самых низких заработных плат. У нынешнего врача вовсе нет мотивации к самообразованию, его компетентность падает из года в год. Таким образом, две главные добродетели врача в нашей стране становятся пустыми словами.

Уровень оплаты медицинских работников остается на предпоследнем месте среди специалистов других отраслей. Этот показатель в 2 раза меньше, чем в промышленности, и на 20% ниже, чем в образовании. С другой стороны, по заключению независимых экспертов ЕС, в среднем в медицинской отрасли заработная плата составляет только одну десятую часть реальных доходов медицинских работников. Так называемые «неформальные платежи» стали основным источником существования медработников, что означает переход врача в криминальную зону взаимоотношений «государство – врач – пациент». Этическая деструкция образа врача наносит огромный вред не только медицине, но и всему обществу, так как честный и образованный врач во все времена составлял лучшую часть интеллектуальной элиты общества. Нищий и голодный врач является угрозой для благополучия пациента и реализации его прав.

Предлагаем: Государству необходимо срочно решать вопросы дифференцированной и адекватной оплаты труда медицинских работников государственных и коммунальных лечебных учреждений.

2. Решение проблем в здравоохранении не может быть осуществлено без формирования эффективной инфраструктуры медицинской помощи и рационального использования ресурсов отрасли. В настоящее время управленческая и финансовая модели здравоохранения разбалансированы и не соответствуют современным требованиям. Структура медицинской помощи в значительной степени деформирована в сторону избыточной и неэффективно работающей больничной сети за счет неразвитой сети первичной медико-санитарной помощи. По заключению экспертов ЕС, в структуре финансирования государственного здравоохранения рекомендуется направлять до 90% средств на первичную медицинскую помощь. К сожалению, деятельность этого звена, которое является центром первичного контакта с пациентом, финансируется лишь на 5-8%, а остальная часть отраслевых ресурсов направлена на содержание избыточной, неэффективно используемой больничной сети. До сих пор не определены обоснованные приоритеты развития госпитальной помощи и ответственность органов власти за ее ресурсное обеспечение. Приоритетными направлениями развития стационарной помощи следует признать развитие скорой и неотложной медицинской помощи, интенсивной терапии, помощи детям и роженицам.

Предлагаем: Первостепенной задачей реформирования отрасли признать изменение управленческой и финансовой ее модели. Государство обязано изначально сформулировать приоритеты общественного здравоохранения в соответствии с реальными возможностями их ресурсного обеспечения.

3. Одним из направлений трансформации отрасли должна стать ликвидация ведомственной медицины. В Украине существует параллельная сеть ведомственных медицинских учреждений, которая отвлекает 9% бюджета здравоохранения, а в целом 14 параллельных медицинских ведомств поглощает почти половину бюджета государственного здравоохранения (заключение экспертов ЕС). Особое место в системе ведомственной медицины занимают лечебные учреждения для обслуживания депутатов и президента страны, которые поглощают около 4% средств бюджета здравоохранения. Такое неравноправие – это позорное явление для страны, которая декларировала демократические европейские принципы развития.

Предлагаем: Перевести ведомственные медицинские учреждения (кроме ведомства Вооруженных Сил) в систему МЗ Украины. Все высокопоставленные чиновники должны иметь равные с гражданами права на бесплатную медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях общей сети.

4. Из-за дефектов научной организации медицинской помощи отечественные врачи малознакомы с основными принципами научно-обоснованной медицинской практики (доказательная медицина). Практика принятия клинических решений в нашей стране основывается на несовершенных знаниях, которые являются причиной некомпетентности медицинских работников. На фоне низкой компетентности специалистов, в медицинских структурах процветает фармакологический рэкет в самых различных его проявлениях. Сейчас чиновники, ученые и врачи, как субъекты медицинской отрасли, активно вовлечены в фармакологический бизнес в ущерб интересам пациентов.

Существующие протоколы оказания медицинской помощи не всегда соответствуют принципам доказательной медицины. Иногда в эти протоколы включены дорогостоящие лекарственные препараты, эффективность которых не доказана. Эти протоколы часто не имеют конкретных авторов-разработчиков и не утверждены согласительными комиссиями специалистов. То есть существует высокая вероятность финансового участия фармакопроизводителей в составлении этих протоколов в ущерб государству и пациенту.

Предлагаем: В стране необходимо принять системные меры для повышения уровня компетентности врачей и создания условий, при которых будет минимизированы возможности участия государственных субъектов медицины в фармакологическом бизнесе в угоду частным интересам.

5. В стране и регионах не реализовано право пациента, врача и журналиста на информацию о состоянии здравоохранения. Министерство здравоохранения не представляет оперативную и структурированную статистическую информацию о состоянии дел в отрасли. Местные органы отраслевого управления также не обеспечивают доступ к информации обо всех аспектах деятельности здравоохранения и здоровья граждан в регионах. Блокирование информационных потоков со стороны чиновников делает невозможным оценку качества управления здравоохранением и участие общественных организаций в государственном управлении и местном самоуправлении. Общеизвестно, что свободные потоки информации во всех сферах жизни общества создают условия, при которых бюрократия теряет власть над обществом, а это, в свою очередь, способствует процессам демократизации общества.

Предлагаем: разработать законодательные механизмы, при которых органы отраслевого управления обязаны своевременно, регулярно и открыто предоставлять информацию обо всех аспектах деятельности здравоохранения в регионах и в стране: заболеваемость, смертность, штаты, движение денежных потоков. Сеть Интернет в настоящее время является стандартным средством для реализации этих целей.

Мы, участники общественных слушаний, проведенных 5 декабря 2009 г. в Луганской области, требуем:

1.1. Немедленно начать реальное реформирование системы здравоохранения с учетом существующих тенденций современных социально-экономических процессов. Для этого необходимо установить приоритетные направления реорганизации системы управления и структурно-функциональной трансформации отрасли, создать соответствующую законодательно-правовую базу проведения реформ в здравоохранении, реализовать экономические механизмы регулирования на всех ступенях отраслевой вертикали, сформировать систему здравоохранения, в которой центральное место должны занимать интересы и права пациентов, медицинских работников как основных субъектов сферы медицинской помощи.

1.2. Рассмотреть и принять в неотложном порядке зарегистрированный пакет законов, регулирующих нормативно-правовые отношения в медицинской отрасли, которые в течение многих лет не рассматривались Верховной Радой Украины.

1.3. Установить четкие государственные приоритеты и гарантии, стандарты и объемы медицинской помощи, обеспеченные ресурсами и обязательствами перед гражданами в системе здравоохранения.

1.4. Обеспечить развитие врачебного самоуправления, реализацию прав пациентов на доступную и качественную медицинскую помощь как гарантии демократизации, общественного контроля за процессом преобразования украинского здравоохранения.

Настоящее Обращение принято участниками общественных слушаний – "единогласно".

Просим рассмотреть наше Обращение и наши предложения к формированию стратегии развития здравоохранения и предоставить нам ответ в письменной форме по адресу: 91005, г. Луганск, ул. Анри Барбюса 20, к. 42.


Председатель Общественных слушаний                                      О.П. Перетяка
Секретарь                                                                                         Т.Н. Кислая


| Количество показов: 1257 |  Голосов:  4 |  Рейтинг:  3.38 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:





Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Гидулян Владимир Иванович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Хронологія гірництва у країнах світу (частина 2)

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua