На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Экономика

Обращение участников Луганских общественных слушаний по вопросу "Обеспечение государством конституционных прав граждан в сфере здравоохранения"

Версия для печати Версия для печати

К Президенту Украины,
Верховной Раде Украины и
Кабинету Министров Украины
г. Луганск
5 декабря 2009 г.

Уважаемые руководители страны!

Луганская громада накануне международного "Дня прав человека" провела общественные слушания, на которых обсудила вопрос об обеспечении государством конституционных прав граждан в сфере здравоохранения.

Основным Законом страны установлено, что человек, его жизнь и здоровье – наивысшая ценность общества, а государство, главной обязанностью которого является утверждение и обеспечение прав человека, включая право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование, отвечает перед гражданами за свою деятельность. К сожалению, эти нормы Конституции Украины за многие годы так и не приблизились к своему реальному воплощению. Государство практически самоустранилось от выполнения своих конституционных обязанностей.

Общеизвестно, что здоровье граждан в значительной мере влияет на экономическое, социальное и культурное развитие страны, демографическую ситуацию и состояние безопасности страны. За прошедший 18-летний период развития украинской государственности наблюдается прогрессирующее нарастание системного кризиса в социальной сфере, что привело к прогрессирующему сокращению как численности населения страны в целом, так и производительных трудовых ресурсов в частности.

Одним из аспектов социальной сферы, который существенно влияет на здоровье человека, является состояние организации медицинской помощи в стране. Низкий уровень финансирования отрасли, отсутствие согласованных планов реформ, и коррупция в системе здравоохранения привели к нарушению конституционных прав граждан на бесплатную, доступную и качественную медицинскую помощь. Это вызывает серьезную обеспокоенность луганской общественности о состоянии дел в сфере медицинской помощи не только в регионе, но и в целом по стране.

Состояние здоровья населения Украины имеет стойкую тенденцию к ухудшению его основных индексов. Показатели смертности украинского населения в два раза превышают аналогичные показатели стран Европейского Союза. В стране – самый высокий в Европе уровень естественной убыли населения, она находится среди лидеров по темпам заболеваемости туберкулезом и СПИДом. Национальная система здравоохранения из-за несовершенства системы организации и управления, нерационального использования отраслевых ресурсов, неразвитой материально-технической базы не может выполнить возложенные на нее обязанности. Потребности в бюджетном финансировании медицинской помощи реализуются лишь на 52,7%, поэтому значительная доля финансовых потоков сосредоточена в теневом секторе экономики отрасли. Большая часть населения оказалась фактически лишенной права на бесплатное, доступное и качественное здравоохранение. Луганская область не является исключением в этом процессе.

Участники общественных слушаний выделили следующие основные системные проблемы украинского здравоохранения и выносят соответствующие предложения по концептуальным механизмам реформирования здравоохранения.

1. Обществу необходима новая политика здравоохранения, в соответствии с которой врач является главным ресурсом системы охраны здоровья, а пациент – главным субъектом отрасли. Без качественного подготовленного врача оборудование медицинских учреждений представляет собой груды железа и пластмассы, а лекарства являются опасными ядами.

Общепризнаны во всем мире три главных добродетели врача: сочувствие, компетентность и независимость. Независимость определяется социальным статусом врача. Мы приходим к уровню мировых цен на все товары и услуги, только врач остается в нашей стране «интеллектуальным рабом» с одной из самых низких заработных плат. У нынешнего врача вовсе нет мотивации к самообразованию, его компетентность падает из года в год. Таким образом, две главные добродетели врача в нашей стране становятся пустыми словами.

Уровень оплаты медицинских работников остается на предпоследнем месте среди специалистов других отраслей. Этот показатель в 2 раза меньше, чем в промышленности, и на 20% ниже, чем в образовании. С другой стороны, по заключению независимых экспертов ЕС, в среднем в медицинской отрасли заработная плата составляет только одну десятую часть реальных доходов медицинских работников. Так называемые «неформальные платежи» стали основным источником существования медработников, что означает переход врача в криминальную зону взаимоотношений «государство – врач – пациент». Этическая деструкция образа врача наносит огромный вред не только медицине, но и всему обществу, так как честный и образованный врач во все времена составлял лучшую часть интеллектуальной элиты общества. Нищий и голодный врач является угрозой для благополучия пациента и реализации его прав.

Предлагаем: Государству необходимо срочно решать вопросы дифференцированной и адекватной оплаты труда медицинских работников государственных и коммунальных лечебных учреждений.

2. Решение проблем в здравоохранении не может быть осуществлено без формирования эффективной инфраструктуры медицинской помощи и рационального использования ресурсов отрасли. В настоящее время управленческая и финансовая модели здравоохранения разбалансированы и не соответствуют современным требованиям. Структура медицинской помощи в значительной степени деформирована в сторону избыточной и неэффективно работающей больничной сети за счет неразвитой сети первичной медико-санитарной помощи. По заключению экспертов ЕС, в структуре финансирования государственного здравоохранения рекомендуется направлять до 90% средств на первичную медицинскую помощь. К сожалению, деятельность этого звена, которое является центром первичного контакта с пациентом, финансируется лишь на 5-8%, а остальная часть отраслевых ресурсов направлена на содержание избыточной, неэффективно используемой больничной сети. До сих пор не определены обоснованные приоритеты развития госпитальной помощи и ответственность органов власти за ее ресурсное обеспечение. Приоритетными направлениями развития стационарной помощи следует признать развитие скорой и неотложной медицинской помощи, интенсивной терапии, помощи детям и роженицам.

Предлагаем: Первостепенной задачей реформирования отрасли признать изменение управленческой и финансовой ее модели. Государство обязано изначально сформулировать приоритеты общественного здравоохранения в соответствии с реальными возможностями их ресурсного обеспечения.

3. Одним из направлений трансформации отрасли должна стать ликвидация ведомственной медицины. В Украине существует параллельная сеть ведомственных медицинских учреждений, которая отвлекает 9% бюджета здравоохранения, а в целом 14 параллельных медицинских ведомств поглощает почти половину бюджета государственного здравоохранения (заключение экспертов ЕС). Особое место в системе ведомственной медицины занимают лечебные учреждения для обслуживания депутатов и президента страны, которые поглощают около 4% средств бюджета здравоохранения. Такое неравноправие – это позорное явление для страны, которая декларировала демократические европейские принципы развития.

Предлагаем: Перевести ведомственные медицинские учреждения (кроме ведомства Вооруженных Сил) в систему МЗ Украины. Все высокопоставленные чиновники должны иметь равные с гражданами права на бесплатную медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях общей сети.

4. Из-за дефектов научной организации медицинской помощи отечественные врачи малознакомы с основными принципами научно-обоснованной медицинской практики (доказательная медицина). Практика принятия клинических решений в нашей стране основывается на несовершенных знаниях, которые являются причиной некомпетентности медицинских работников. На фоне низкой компетентности специалистов, в медицинских структурах процветает фармакологический рэкет в самых различных его проявлениях. Сейчас чиновники, ученые и врачи, как субъекты медицинской отрасли, активно вовлечены в фармакологический бизнес в ущерб интересам пациентов.

Существующие протоколы оказания медицинской помощи не всегда соответствуют принципам доказательной медицины. Иногда в эти протоколы включены дорогостоящие лекарственные препараты, эффективность которых не доказана. Эти протоколы часто не имеют конкретных авторов-разработчиков и не утверждены согласительными комиссиями специалистов. То есть существует высокая вероятность финансового участия фармакопроизводителей в составлении этих протоколов в ущерб государству и пациенту.

Предлагаем: В стране необходимо принять системные меры для повышения уровня компетентности врачей и создания условий, при которых будет минимизированы возможности участия государственных субъектов медицины в фармакологическом бизнесе в угоду частным интересам.

5. В стране и регионах не реализовано право пациента, врача и журналиста на информацию о состоянии здравоохранения. Министерство здравоохранения не представляет оперативную и структурированную статистическую информацию о состоянии дел в отрасли. Местные органы отраслевого управления также не обеспечивают доступ к информации обо всех аспектах деятельности здравоохранения и здоровья граждан в регионах. Блокирование информационных потоков со стороны чиновников делает невозможным оценку качества управления здравоохранением и участие общественных организаций в государственном управлении и местном самоуправлении. Общеизвестно, что свободные потоки информации во всех сферах жизни общества создают условия, при которых бюрократия теряет власть над обществом, а это, в свою очередь, способствует процессам демократизации общества.

Предлагаем: разработать законодательные механизмы, при которых органы отраслевого управления обязаны своевременно, регулярно и открыто предоставлять информацию обо всех аспектах деятельности здравоохранения в регионах и в стране: заболеваемость, смертность, штаты, движение денежных потоков. Сеть Интернет в настоящее время является стандартным средством для реализации этих целей.

Мы, участники общественных слушаний, проведенных 5 декабря 2009 г. в Луганской области, требуем:

1.1. Немедленно начать реальное реформирование системы здравоохранения с учетом существующих тенденций современных социально-экономических процессов. Для этого необходимо установить приоритетные направления реорганизации системы управления и структурно-функциональной трансформации отрасли, создать соответствующую законодательно-правовую базу проведения реформ в здравоохранении, реализовать экономические механизмы регулирования на всех ступенях отраслевой вертикали, сформировать систему здравоохранения, в которой центральное место должны занимать интересы и права пациентов, медицинских работников как основных субъектов сферы медицинской помощи.

1.2. Рассмотреть и принять в неотложном порядке зарегистрированный пакет законов, регулирующих нормативно-правовые отношения в медицинской отрасли, которые в течение многих лет не рассматривались Верховной Радой Украины.

1.3. Установить четкие государственные приоритеты и гарантии, стандарты и объемы медицинской помощи, обеспеченные ресурсами и обязательствами перед гражданами в системе здравоохранения.

1.4. Обеспечить развитие врачебного самоуправления, реализацию прав пациентов на доступную и качественную медицинскую помощь как гарантии демократизации, общественного контроля за процессом преобразования украинского здравоохранения.

Настоящее Обращение принято участниками общественных слушаний – "единогласно".

Просим рассмотреть наше Обращение и наши предложения к формированию стратегии развития здравоохранения и предоставить нам ответ в письменной форме по адресу: 91005, г. Луганск, ул. Анри Барбюса 20, к. 42.


Председатель Общественных слушаний                                      О.П. Перетяка
Секретарь                                                                                         Т.Н. Кислая


| Количество показов: 1245 |  Голосов:  4 |  Рейтинг:  3.38 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:





Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Гук Андрій Петрович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Біотехнології для нормалізації екологічного стану Донбасу

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua