На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Политика

К вопросу о потребности в кадрах высшей квалификации

Версия для печати Версия для печати

Статья базируется на предыдущих публикациях:

1. О посткризисных моделях

2. Вища освіта в інформаційному суспільстві

Совершенно очевидно, что кризис направлен на ослабление территориального государства и на переход властных полномочий в руки экономических сверхобразований – ТНК (транснациональные корпорации)

Кадры решают все…
(Кто-то из великих еще
до И.В.Джугашвили)


С образованием в Украине совсем плохо, можно сказать, "пациент при смерти", если даже ученик ректора главного педагогического университета имени Драгоманова пишет такие слова: "Сучасна освітня політика України є багато в чому прикладом неоптимального поєднання елементів конфліктуючих моделей. З одного боку, вона некритично запозичує цінності, цілі та пріоритети ліберальної моделі (з її індивідуалізмом, плюралізмом, економоцентризмом) і тим самим дещо суперечить світоглядному ядру української культури (яка включає також і протилежні лібералізму цінності збереження високої значущості держави, нації, народу); з іншого боку, освітня політика України, як ми вже зазначали, багато в чому успадкована із системи радянського управління освітою, яку за організаційно-управлінськими критеріями можна віднести до адміністративної, навіть тоталітарної моделі".

И здесь же приводятся такие предложения, которые даже их автору наверняка должны казаться, по моему мнению, фантастическими, в силу хотя бы голого идеализма без фундамента, что сродни строительству замков на песке: "Духовною передумовою визначення цілей освітньої політики має виступати концепція національного розвитку, ідея, здатна консолідувати суспільство в цілому, не розділяючи його на східну та західну частини нації, не диференціюючи його на етнічні, політичні, конфесіональні спільноти. Формування такої світоглядної бази освітньої політики та розв'язання зазначеного протиріччя держави та суспільства можливе, на нашу думку, лише за умови радикальної зміни освітніх практик, зміни суб'єкта освітнього процесу. Участь суспільства у виробленні, ухваленні та реалізації правових й управлінських рішень в освіті повинна забезпечуватися як відповідною нормативно правовою базою, так і реальними механізмами дієвої громадської участі в розвитку освіти".

Существующее положение продлится достаточно долго, поскольку как образование находится в собственном кризисе, порожденном многими причинами, так и государство вне зависимости от его названия, находится в перманентном кризисе, начиная примерно с тех времен, которые следует отнести к торжеству философии постмодернизма в странах Запада. Кризис образования сначала обозначился именно на Западе ("Что знает Иван, чего не знает Джон?") в конце 50-х – начале 60-х годов, а потом постепенно продлил свое победоносное шествие и на Восток, причем при активной помощи власть имущих большевиков. Это очень поучительная история о том, как государство легко и непринужденно может уничтожить хорошее образование.

Образование (и не только высшее) обречено испытывать хаотические толчки в разные стороны еще долгое время. Достижения стабильности в ближайшее время не просматривается. Вивисекция образования, начатая еще во времена Министра М.Згуровского, с успехом продолжается. Все без исключения эксперименты Министерства, проводимые кухонными ножами вместо скальпелей, наносили и наносят такие раны обсуждаемому организму, которые кровоточат до сих пор, и становится непонятно – а жив ли еще пациент или средневековое средство излечения от всех болезней уже произвело свое радикальное действие? Правда, титанический труд дехкан М.Згуровского и И.Вакарчука по изменению русел финансовых арыков в направлении КПИ в первом случае и в направлении львовских вузов – во втором, видимо, вознагражден, хотя и не оценен еще по достоинству, но зато ярко и зримо блеснул мясницкий экспериментальный нож в эпопее укрупнения сумских вузов при Министре В.Кремне. Иными словами, кроме объективных факторов кризиса образования добавился мощнейший субъективный фактор – Министры образования, некомпетентность и реформаторский зуд которых не оставляет никаких возможностей для самоизлечения образования.

В то же время, вряд ли продуктивным будет зацикливаться на бичевании пороков лекаря, когда срочное лечение пациента только одно и может возродить его к жизни.

Говоря о высшем образовании, следует отметить, что в его кризисе немалую роль играет и перманентный политико-экономический кризис, отчетливо проявившийся еще в 70-е годы прошлого столетия, а сейчас перешедший в хроническую стадию с учащающимися обострениями.

В этом свете перспективы высшего образования становятся несколько туманными и зависящими от эволюции общества и государства и их влияния на высшее образование. Влияние общества и государства на высшее образование рассматривалось мною ранее, следует отметить теперь нужды государств, образующихся в соответствии с посткризисными моделями.

Совершенно очевидно, что кризис направлен (т.е. имеет векторный характер в силу искусственности) на ослабление территориального государства и на переход властных полномочий в руки экономических сверхобразований – ТНК (транснациональные корпорации). Напомню исходные модели (рис.2). Эволюции моделей представлены в статье для четырех вариантов по принципу предпочтения, но возможны и другие пути, особенно для государства с сильной властью и слабой экономикой (Казахстан, Белоруссия, Венесуэла…) по схеме, показанной на рис.3, - постепенное превращение в государство-корпорацию с возможностью создания собственной ТНК, способной к экономической экспансии. Естественно, в этом случае вряд ли можно говорить о господстве в этих странах охлократии, которую принято представлять телезрителям и жителям Интернета в качестве "истинной" демократии.

 

Наоборот, совет директоров или кабинет министров там вполне предсказуем и по кандидатурам, и по срокам. Хорошо ли это, судить могут лишь жители этих стран, хотя "старые" ТНК будут постоянно инициировать попытки свержения власти в этих странах.


В пределах обсуждения поставим цель определения необходимости подготовки носителей инструментального и предметного знания для различных посткризисных моделей государств, которые, безусловно, в обозримом будущем еще останутся номинальными объединителями определенных социумов при всех попытках объединений. В то же время в ближайшем будущем ЕС придется считать федеральным образованием (Соединенные Штаты Европы), предпосылки к этому уже видны хотя бы по событиям в Греции. Полная федерализация ЕС будет как раз кульминацией кризиса, но до этого еще далеко…

Итак, для эволюционированной модели 1 можно предложить схему, показанную на рис.4.

 

Логика показанной модели проста. В том месте, где находится мозговой центр или штаб-квартира корпорации, наиболее распространенным является труд интеллектуала, т.е использование труда носителя инструментального знания (know how), Кроме того, государству и данному обществу выгодно, чтобы в верхних эшелонах власти в корпорациях больше всего было граждан именно этой страны. Для государства просто не остается никакого выбора, - число носителей инструментального знания должно быть достаточно большим, чтобы обеспечить нужды государства и бизнеса (культура позаботится о себе сама). Для разработки прогнозов и планов деятельности, новых подходов и новых моделей производства и продуктов, осваивание и "оседлание" существующих информационных потоков – все это требует от кадровых ресурсов стратегического мышления, которое и является в чистом виде инструментальным, ведь стратег должен владеть анализом, синтезом и прогнозированием!

Вот и получается, что людских ресурсов хватает только на воспроизводство интеллектуалов, причем расширенное воспроизводство не всегда удается из-за демографических скачков при постоянном росте потребности, поэтому подготовку носителей предметного знания приходится сокращать, а исполнительные структуры переносить за пределы государства. Вполне распространенная практика.

Аналогичные рассуждения позволяют предложить следующие схемы.

 

Для стран, захваченных одной или несколькими ТНК все государственные решения проводятся под диктовку этих ТНК (например, объявление карантина в Украине при вполне стабильной ситуации на потребу фармацевтических фирм). Экономика, захваченная иными ТНК, не требует больших стратегических разработок от граждан государства, наоборот, граждане должны исполнять и благодарить инвесторов за те зарплаты, которые им "положат". Зачем исполнителям инструментальное знание? Для описанной ситуации наиболее подходящей образовательной схемой является та, что дает в качестве "продукта" носителя предметного знания. Описанная модель проиллюстрирована рисунком 5.

Очень интересны в смысле подготовки кадров и высшего образования модели государств-корпораций и "саморегулирующихся" государств, "уравновешенно" образующих ТНК и допускающих иные ТНК на свои территории. А интересны они тем, что приводят к одной схеме потребности в кадрах высшей квалификации (рис.6), хотя и из разных предпосылок.

Государство-корпорация нуждается, хотя бы в начальной стадии, в полном заполнении всех вакансий своими гражданами, что определяет одинаковую потребность кадров высшей квалификации – носителей предметного знания и носителей инструментального знания. Такой подход принуждает государство использовать различные методологические модели подготовки кадров, среди которых Болонский процесс вполне может занять свое почетное место, но не быть превалирующим, поскольку основным продуктом методологии Болонского процесса является носитель предметного знания.

 

"Уравновешенное" государство ощущает столь же равную потребность в интеллектуалах и предметниках, поскольку для "своих" ТНК нужно больше первых, а для "импортных" ТНК – все-таки вторых. В итоге и здесь мы приходим к уравновешенному подходу. Правда, в этом случае некоторую часть расходов на высшее образование можно переложить на ТНК, что потребовало бы от чиновников поделиться методологической "властью" (диктат в содержании и методологии обучения). Не хотят ведь!

Если учесть обобщенные "требования" и "пожелания" информационного общества [2], организаторы высшего образования: и чиновники, и профессура, – оказываются в сложном положении. Как было показано в этой статье, информационное общество из принципов стабильности и безопасности, нуждается именно в носителях предметного знания. Носители инструментального знания лишь дестабилизируют информационное общество. Но эта ситуация присуща для всех видов обществ, причем знак дестабилизации впрямую связан с количеством интеллектуалов, потому-то для информационного общества присуще ожидание стагнации. Информационное общество можно считать апофеозом развития человечества, признавать это грустно, хотя государства усиленно идут по этому пути.

Требования информационного общества целиком и полностью совпадают со схемой на рис.5. Иными словами, для информационного общества наиболее характерна слабая государственная власть (напомним, что слабой государственная власть может быть признанной при слабости всех трех ее ветвей и, как следствие, пренебрежением законами). Отсюда легко сделать вывод о том, что информационное общество создает предпосылки к переходу управляющих обществом структур от территориального государства к государству экономическому.

В то же время территориальное государство вряд ли легко и просто сдаст свои позиции. Социумы, как показывает опыт, будут принуждать свои государственные образования защищать исконные территории вплоть до обособления, что мы видели еще в 70-е годы прошлого столетия и в Канаде и в Бельгии (имеются в виду попытки расчленения страны). К концу века эти тенденции усилились под нажимом ТНК, использующих подконтрольную военную силу. Самым ярким примером служит расчленение Югославии. Здесь, пожалуй, провозвестники и прообразы экономических государств несколько просчитались, поскольку для теневой власти важно, чтобы легитимное государство было рыхлым и слабым. В этом случае легче контролировать и территорию, и социум (например, США – наглядный пример!).

Как ни странно, но и объединительные тенденции являются, казалось бы, защитной мерой для территориального государства, создают еще более ощутимые предпосылки к его "умерщвлению". Постепенная федерализация Европы разрыхляет государственную власть и создает возможность коммуникаций без лишних финансовых затрат. Возможно, организация ЕС имеет одной из причин попытку территориально охватить деятельность Европейских ТНК и защитить их от Североамериканского и Дальневосточного поглощения…

Как ни странно, но объединительная тенденция в высшем образовании (ЕЕОП – единое европейское образовательное пространство) и усилия, которые затрачиваются европейскими министрами образования льют воду снова-таки на мельницу ТНК. Почему? Все просто, для ТНК главное – в любой стране работник должен приступать к работе без переучивания и доучивания, а уж единообразить технологии – дело простое.

Ведь казалось бы, соберитесь всем ЕС-овским министерским кагалом, договоритесь о взаимопризнании дипломов стран-участниц ЕС, введите какие-то условия для третьих стран, желающих иметь нострификационные договоры, и стойте на своем. Своеобразие каждой страны, разнообразие лишь усиливает образование. В условиях федерализации ЕС естественное взаимопроникновение методологий и уровня подготовки специалистов протекало бы не намного медленнее, чем внедрение единообразной системы (Болонский процесс). Однако пошли именно этим путем. Спасибо ведущим европейским вузам, активно сопротивляющимся этим регрессивным новациям. Процесс адаптации продлен до 2020 года, лишь бы капиталы ТНК не включились в него для радикального ускорения.


Тем не менее, именно Болонский процесс наиболее подходит для подготовки носителей предметного знания (рис.7). В активе процесса – организация учебного процесса, контроля знаний, новейшие достижения информационных технологий в формах и методах научения.

Наиболее прогрессивным в настоящее время следует признать стендовое обучение бакалавров, когда они обучаются непосредственно на стендах или тренажерах своего будущего рабочего места. В этом случае можно только приветствовать многодипломную политику образовательной бюрократии и поддержку системы обучения всю жизнь, что с точки здравого смысла означает, что государству некуда деньги девать. Хочется посмеяться, однако почему-то грустно…

Подготовка интеллектуалов (носителей инструментального знания) является основной для образования стран, эволюционирующих по схеме на рисунке 4. К ним следует отнести КНР, которая сейчас все более приобретает эти черты. Видимо, к этому пока весьма неудачно стремится и РФ. Тем не менее, как показано на схемах, носители инструментального знания нужны для всякой страны (рис.4…6).

Но подготовка носителя инструментального знания никак не вписывается в рамки Болонского процесса, а все ведущие страны СНГ с большим энтузиазмом внедрили этот самый процесс в своих вузах ПОГОЛОВНО. Правда, в РФ уже имеются симптомы отката (исследовательские вузы, автономные вузы).

А вот в Украине борьба идет на уровне якобы поиска новых форм и других способов бойкота Болонского процесса при явном и громогласном подтверждении его поддержки. Вот, в репортаже пани Даниленко (2 июня 2010 года, 5 канал ТВ) была показана дискотека на механико-математическом факультете Донецкого национального университета, которая, оказывается, была на самом деле лекцией по математике. Неясно, обучали ли студентов de - методу Вейерштрасса или просили изобразить ногами наиболее сложные фигуры Лиссажу, во всяком случае говорили, что таким образом давали понять, что математика не чужда эстетике. Знающие спорить с этим утверждением не будут, но дискотека?

Похоже было, что таким образом было хорошо показано, что лекция в обучении носителей инструментального знания утратила свое значение, о чем автор уже писал ранее. Подготовка интеллектуалов возможна лишь малыми группами по методологии, приблизительно описываемой схемой на рисунке 8.


 

Вот и получается, что стремление в ЕЕОП не должно быть поголовным. Обязательно следует оставить некоторое число вузов для подготовки носителей инструментального знания. 13771.


| Количество показов: 1842 |  Автор (привязка):  Пахотин Константин Константинович |  Голосов:  7 |  Рейтинг:  3.9 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:





Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Трофимяк Богдан Євстахович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Мінеральні ресурси та добувна промисловість країн світу: Ангола

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua