На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Экономика

Новое целеполагание в здравоохранении: политэкономия или гуманизм?

Версия для печати Версия для печати

Политические гарантии здоровья в развитых странах становятся нормой, начинается новый цикл развития здравоохранения, и мы – свидетели этому

По мере того, как цели развития отдельных групп и человечества в целом становятся все более прозрачными и прагматичными, попытки определить глобальные цели развития в любой отдельной области человеческой деятельности начинают вплотную подходить к определению смысла жизни, после чего обсуждение покидает профессиональную сферу и сразу же переходит к философам.

Не вдаваясь в философию без надобности, приходится признать, что если рассмотреть сегодняшние цели деятельности медработника, государства и пациента, то неизбежен вывод, что эти цели на самом деле экономические, а именно (перечислены без учета приоритетов):

• Врач желает обменять свое умение удовлетворять потребности пациента на жизненные блага для себя и своей семьи.

• Врач желает реализовать свое внутреннее стремление помогать ближнему для получения морального удовлетворения от работы. Работник, получающий моральное удовлетворение от работы, – работает лучше.

• Врач, как и любой другой работник, желает иметь стабильное место работы и социальный статус.

• Пациент желает быть трудоспособным сейчас, чтобы кормить себя и свою семью.

• Пациент хочет реализовать свое право не страдать физически и морально даже во время болезни. Физические и моральные страдания негативно отражаются на его качестве как работника.

• Пациент желает иметь гарантии своей трудоспособности в будущем.

• Пациент желает максимально увеличить сроки своей трудоспособности и, в целом, своей жизни.

• Пациент желает не платить за услуги врача, а также и за услуги государства по организации услуг врача.

• Государство желает увеличить количество населения в целом.

• Государство желает увеличить процент трудоспособного населения.

• Государство желает уменьшить непроизводительные потери всех видов из-за болезни работников.

Эти взаимно противоречащие экономические требования очень стары, большинство из них пришли к нам еще из доиндустриального общества, когда такого понятия как социальные гарантии еще не было. Тогда эти желания удовлетворялись в той степени, в которой они не противоречили нерегулируемому рынку услуг. По мере становления индустриального общества и увеличения важности количества рабочих рук и концентрации их в одном месте, рынок медицинских услуг перестал быть свободным и начал регулироваться. Государство начало планировать свое социальное развитие и, в качестве его инструмента, появилась СЗ, которая ищет способы удовлетворить потребности всех участников этого специфического рынка и сгладить конфликты. Основной политико-экономический конфликт между врачом и пациентом: пациент хочет все услуги получить по максимально возможному разряду и бесплатно, врач хочет иметь за свои знания и умения достаток и социальный статус. Политический момент состоит в том, что и пациент, и врач – граждане одного государства и должны быть равны в правах и это – не обсуждается.

Вся политика государства в здравоохранении до недавних пор состояла в том, чтобы найти способ изъять некоторое количество средств у настоящих и будущих пациентов так, чтобы они не заметили масштабов такого изъятия (помним, что пациент платить не хочет в принципе), и найти способ более или менее справедливо заплатить из этих денег медработникам за работу, но так, чтобы пациенты этого не заметили, так как может возникнуть законный вопрос: а откуда у государства такие деньги? Государства, которым удалось сконструировать такую систему, считали, что они имеют "социализированную медицину".

После того, как все развитые государства прописали в своих Конституциях принципы гуманизма, как основу всего общественного устройства, политические соображения взяли верх и стали подчинять себе экономику. Было время, когда государства, имевшие социализированную медицину, брали из бюджета средства для расчета с врачами, и этого хватало. В последние десятилетия хватать перестало. Наиболее общие причины перечислены ниже:

• Как потенциальных, так и "текущих" пациентов стало физически больше.

• Болезненность населения растет от целого комплекса причин, в том числе из-за его постарения.

• Количество нозологических единиц, поддающихся лечению, постоянно растет.

• Успехи в лечении большинства болезней очень скромны, улучшение результатов на 1-2% уже считается огромным успехом.

• Большое количество пациентов с ограниченной трудоспособностью, как результат окончания лечения с "успешным" результатом.

• Рядом с медициной развились сопутствующие рынки, потребляющие государственные ресурсы, но практически не влияющие на результат лечения.

• Индустриализация медицины, приводящая к зависимости результатов лечения от применения тяжелой и сверхдорогой техники, приводящая к резкому удорожанию услуг, в том числе рутинных медосмотров и обследований.

Ощущение нехватки ресурсов для роста, отсутствие кардинального улучшения результатов даже у богатых государств, не жалеющих средств на общественное здравоохранение, и хроническое недовольство пациентов не только запредельной стоимостью лечения, но и неумением государства рационально организовать такое лечение, приводят к расшатыванию негласного общественного договора между пациентами, медработниками и государством. Социальные гарантии развитого государства перед своими гражданами теперь стремятся звучать не как "я оплачу ваши медицинские счета при условии, что вы лечитесь у нашего доктора, но только до определенной суммы", а как "я компенсирую ваши расходы по преодолению любой медико-социальной проблемы при условии, что вы гражданин данного государства". Парадокс в том, что понятие медико-социальной проблемы резко зависит от принятой в данном обществе "планки нормы", которая в свою очередь непрерывно растет. Получается, что развитое государство дает политические гарантии в отрыве от текущих экономических гарантий, да еще и ориентируясь на "вчерашнюю", устаревшую концепцию нормы, искренне считая, что его граждане, живущие "выше нормы" на медико-социальные гарантии претендовать не будут. Но человеческую природу не переделать – планка нормы тут же выстраивается по самому высокому, при этом подавляющая часть населения страны начинает считать себя в зоне потребности в социальных гарантиях. В результате такое государство всегда испытывает недостаток ресурсов для удовлетворения медико-социальных аппетитов граждан.

Если посмотреть на графики роста медицинских и социальных расходов государств, то можно увидеть что все они идут вверх, причем даже у тех из них, что испытывают серьезные экономические трудности. Увидеть, как кривая расходов на здравоохранение идет вниз можно только в тех отдельных случаях, когда произошел тотальный крах государственности, когда ни сверстать бюджет, ни посчитать его реальное выполнение уже невозможно. Такая идущая вниз кривая на самом деле маскирует почти вертикальное падение.

Но среди плавно растущих графиков разных стран есть такие, где кривая медико-социальных расходов в последнее десятилетие резко уходит вверх, опережая темпы роста ВВП своей страны. Это и есть развитые в социальном плане государства, в которых политические соображения и цели роста взяли верх над собственно экономикой. За гуманизм такое государство уже готово платить любую цену. Почему же государства на определенном этапе посчитали возможным платить за медико-социальные гарантии своих граждан цену, которую другие государства, не достигшие этого этапа, считают невозможной? Что с ними произошло?

Я считаю, что в таком обществе действительно меняются ценности. Преобразование окружающей природы под собственные удобства сменяются преобразованием себя, как биологического объекта. Накопление страной материальных ресурсов больше не имеет цели внешней экспансии любого вида, во всяком случае, между этими развитыми государствами. Накопившиеся ресурсы демократически управляемое общество начинает тратить на себя, на погашение социальных конфликтов, выражающихся в неравномерном распределении социальных благ. Потребление действительно необходимых материальных благ в таких странах уже близко к насыщению. Прекратив накапливать бессмысленное количество, страна начинает инвестировать в качество себя самой. Здесь важно то, что способ управления данным обществом позволяет ей осознать, что страна – это просто группа людей, для которых уже достигнут предел инвестирования своего труда в окружающую неживую природу. Все больший процент своего ВВП население страны инвестирует в себя, что и показывают графики.

СЗ такой страны оказывается в условиях непрерывного реформирования пропорционально расширяющимся полномочиям и, соответственно, растущему финансированию под новые полномочия. Население, получив доступ к распределению средств на всех уровнях бюджетов, переходит от финансирования лечебно-диагностической деятельности медработников к конструированию новой интегрированной социальной среды, приспосабливая уже самих себя и свои организмы под текущие представления о норме. Весь вопрос, что именно данное конкретное общество считает нормой.

Старое целеполагание прежней СЗ, занимавшейся в основном лечением возникающих болезней, профилактикой отдельных классов нозологий и родовспоможением – уже выглядит слишком мелко. Возникает новое целеполагание, основанное на гораздо более высокой планке "нормы", предполагающей тело человека как объект бесконечного усовершенствования. Человек с таким модернизированным телом желает получить преимущества в осуществлении уже теперь своих целей, и решение вопроса о том, что именно будет являться преимуществом, будет лежать на нем. Естественно, что и ответственность за принятое решение будет лежать тоже на нем самом.

Проблемы всех нынешних государств, осознанно пытающихся реформировать свои СЗ, находятся в русле решений политико-экономических вопросов, а именно:

• Понимая, что существующая система финансирования СЗ не может удовлетворить потребности всех, государство в лице элит пытается найти те группы населения, которые можно было бы исключить из государственного финансирования их медико-социальных нужд. Политика состоит в том, что такой группой упорно оказывается сама элита общества.

• Пытаясь увеличить государственное финансирование СЗ, элиты пытаются найти те структуры государства, с которых такое финансирование можно было бы срезать. Политика состоит в том, что от состояния финансирования этих сфер во многом зависит благосостояние самой элиты. Еще один политический момент в том, что неблагоприятное окружение этих государств часто не позволяет им сократить, и тем более, полностью отказаться от финансирования многих таких сфер, например оборонной. Однако те государства, которые находят такие возможности, оказываются в выигрыше.

• Еще одним политическим моментом является тенденция к переносу части тяжести финансирования СЗ на частный бизнес, как в форме обязанности частных лиц страховать здоровье части населения (своих наемных работников), так и в форме допуска существования частного сектора здравоохранения, при котором часть денег за оказанные услуги переходит в карманы медицинских провайдеров минуя государство. Решение допустить частного провайдера в медико-социальную сферу – безусловно политическое.

• Еще один политический вопрос нельзя обойти: развитое государство признает приоритет личных интересов над государственными, в том числе и распоряжаться своим собственным телом и даже жизнью. Но для государства тела граждан – это не просто биологические объекты, это – родители следующего поколения населения данной страны. Государство инстинктивно противодействует любым поползновениям граждан массово распоряжаться своими телами и жизнями, как только появляются данные или просто подозрения, что такие массовые действия затронут будущие поколения. Для государства этот вопрос политический, это вопрос жизни и смерти.

Данные развитые государства решили основные экономические проблемы до такой степени, что и у государства, и у граждан появились ресурсы, для применения которых нет первоочередных задач. Раньше такие "лишние" деньги просто оседали в банках и становились спекулятивным капиталом. Теперь эти ресурсы инвестируются в те медико-социальные проблемы, которые ранее считались непреодолимыми либо несущественными. Ранее государство не решало такие проблемы само и давало их решать гражданам, так как ресурсов хронически не хватало. Потом государство приняло политическое решение (если точнее, это сами граждане через свои представительства на разных уровнях в демократически управляемом государстве приняли такое решение) тратить ресурсы на себя, подобно тому, как семья, приобретя все необходимые для полноценной жизни блага, вдруг начинает пристально заниматься своим здоровьем, фитнесом, протезировать зубы, искать хорошего пластического хирурга, короче – приводить в порядок свое тело и усовершенствовать себя.

Конечно, это не означает, что экономических проблем не осталось. Просто они перешли на другой уровень приоритетов этажом ниже. Политические лозунги о примате гуманитарных вопросов, записанные в Конституциях, наконец-то получили экономический базис для реализации. Что же произойдет с расходами на социально-медицинские цели в таких странах? Мне думается, что они продолжат рост до тех пор, пока поколение ныне живущих людей в таких странах не удовлетворит свои первоочередные медицинские нужды. Удовлетворение наступит тогда, когда большинство населения уже не сможет ничего улучшить в своем теле, люди просто перестанут его замечать, как не замечает своего тела здоровый подросток. Останется одно украшательство, переходящее в моду на внешность. Любое ухудшение общей экономической ситуации до таких пределов, что люди снова начнут "чувствовать" свое тело, будет восприниматься как национальная катастрофа.

Подводя итог, можно сказать, что сейчас развитые государства дают своим гражданам экономические гарантии здоровья, т.е. "мы будем здоровы, если вместе заработаем на это деньги". Уже в ближайшем будущем развитые государства и государственные объединения начнут давать своим гражданам политические гарантии здоровья, а именно: "став гражданином этой страны (или поселившись в данной местности) – вы не сможете серьезно заболеть". Это – принципиальная разница.

Анализируя историю оказания медико-социальных услуг, можно заметить, что медико-социальный статус индивидуума проходил в истории несколько стадий или циклов. Сперва был семейный цикл: социальные гарантии распространялись только на членов данной семьи (рода, племени). Гарантии выглядели чрезвычайно примитивно (ночлег, раздел добычи, место у костра, примитивная помощь при ранении), но, тем не менее, давали ощутимое преимущество членам рода при конкуренции с другими людьми и при борьбе с природными обстоятельствами. Следующей стадией были экономические гарантии медико-социального статуса: эта стадия началась тогда, когда медицинскую помощь стало возможно купить за деньги, при этом преимуществом была уже не принадлежность к знатному роду, а экономическая состоятельность индивидуума. Переход к этой стадии был очень неравномерным и растянутым во времени у разных народов и был сильно завязан на местных религиозных традициях. Основной признак перехода к экономической стадии – массовая профессионализация медиков, в Европе началась в 11-15 ст. и длится по сию пору. Однако, в недрах этой стадии уже заметны ростки следующей: происходит медикализация государственной деятельности, т.е. социально-медицинские задачи из области экономической деятельности группы людей превращаются в способ организации жизни внутри государств. То, что раньше можно было получить от профессионала за деньги – становится рутинной обязанностью государства по отношению к своим гражданам. Более того, человечество приходит к мнению, что если государство не смогло организовать свою работу так, чтобы доступность медико-социальных услуг для граждан не зависела от их экономической состоятельности, то такое государство не считается развитым. Политические гарантии здоровья в развитых странах становятся нормой, начинается новый цикл развития здравоохранения, и мы – свидетели этому. Интересно, что переход от экономических гарантий к политическим происходит гораздо быстрее, чем предыдущий переход. Можно ожидать, что и следующий переход произойдет еще быстрее.

К каким же гарантиям перейдет человечество после политических?


| Количество показов: 1430 |  Автор (привязка):   |  Голосов:  24 |  Рейтинг:  4.21 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:



Анатолій Якименко, 01.12.2010 20:18:44 Цитировать Имя

Цікава стаття. Із задоволенням би посперечався, однак не люблю писати коментарі.
Пропоную свою скромну працю, яку розмістив на УНІАН http://www.unian.net/ukr/news/news-408339.html smile:)


Андрей Набоков, 15.11.2010 16:35:25 Цитировать Имя

Цитата
Олександр Бабушкін пишет:
Сомневаюсь, уважаемый Андрей, чтобы наше поколение в нашей стране дожило хотя бы до политических гарантий.
Согласен, это абсолютно исключено. Даже если прямо сейчас начать масштабные и рациональные изменения системы здравоохранения Украины, то ее плодами смогут воспользоваться только те, кто младше 25-30 лет.


Олександр Бабушкін, 15.11.2010 13:22:59 Цитировать Имя

Сомневаюсь, уважаемый Андрей, чтобы наше поколение в нашей стране дожило хотя бы до политических гарантий.



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Наход Михайло Андрійович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Історія вітчизняних теорій і вчень: навчально-методичний посібник

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua