На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Экономика

Бизнес на крови-8: итоги к Новому (антикоррупционному) Году

Версия для печати Версия для печати

Окончание. Начало см.:

Бизнес на крови

Бизнес на крови-2 

Бизнес на крови-3 

Бизнес на крови-4

Бизнес на крови-5: взгляд из прокуратуры

Бизнес на крови-6 или мер Луганска врет представителю ООН

Бизнес на крови-7: правовой ликбез

Расследование заключается не в том, чтобы застать политика со спущенными штанами или выявить отдельное нарушение закона, а в том, чтобы помочь читателю в понимании того, что происходит в нашем все более усложняющемся мире

Писарь, мэр и прокурор – на воре вор
(Испанская поговорка)

Там за это сажают…

Журналистское расследование – своеобразный жанр, требующий от автора умения собирать, анализировать актуальную информацию, которую заинтересованные лица или организации скрывают от общества. Трудно не согласиться с мнением американского журналиста Джина Робертса, написавшего: "Расследование заключается не в том, чтобы застать политика со спущенными штанами или выявить отдельное нарушение закона, а в том, чтобы докапываться до фактов, лежащих глубоко под поверхностью, чтобы помочь читателю в понимании того, что происходит в нашем все более усложняющемся мире".

Чаще всего действия героев журналистских расследований, посвященных коррупционным темам, попадают в поле зрения правоохранительных органов, осуждаются не только общественностью, но и судебной системой. Так принято везде в цивилизованном мире, но только, увы, не у нас.

Например, прошлым летом в Сан-Диего (США) обладатель Пулитцеровской премии, журналист Дин Кэлбрет (Dean Calbreath) рассказал украинским журналистам, как по материалам его расследования бывший летчик-ас, американский ветеран вьетнамской войны, конгрессмен от Республиканской партии Рэнди "Дюк" Каннингем (Randy "Duke" Cunningham) был приговорен к восьми годам заключения за получение взятки в размере 2,4 млн. долларов. В конце встречи с американским журналистом наш коллега задал ему вопрос:

- Украинское общество перед президентскими выборами узнало о том, что один из претендентов «приватизировал» государственную дачу и немалый кусок земли вокруг. Что бы было с таким высоким государственным чиновником в США?

- Его бы посадили, как нашего конгрессмена.

- Теперь он – наш президент.

- Оу... сорри...

Вот так-то, дорогой читатель: там правит закон, а у нас просто правят. Там – верховенство права, а у нас – "понятий".

Здесь же за это повышают…

Когда мы начинали свое журналистское расследование, новый Гарант Конституции объявил о создании Национального антикоррупционного комитета. Через пару недель после этого народные депутаты отменили в очередной раз действие пакета антикоррупционных законов, принятого еще в июне 2009 г., и перенесли на 1 января 2011 г. Вот мы и решили, к Новому году, когда начнут работать новые законы, подвести итоги нашего антикоррупционного расследования.

За девять месяцев его проведения, как требует того матушка-природа, должно же было хоть что-нибудь родиться. В итоге, так оно и получилось. После выхода публикации "Бизнес на крови-2" в апреле этого года к расследованию подключилась местная прокуратура. Как работает орган, надзирающий за соблюдением законодательства, мы уже ранее писали. Анализируя ситуацию "задним числом", мы обнаружили парадоксальное явление: по мере нежелания городской прокуратуры заниматься своими прямыми обязанностями, у героев наших публикаций начался всплеск карьерного роста. ткаченко.jpg

Первым по служебной лестнице двинулся заместитель городского головы Александр Ткаченко. Это – тот самый чиновник, который препятствовал получению СМИ открытой информации, который в частной структуре организовал "семейный подряд", который давал указание на перевод городской биохимической лаборатории на площади, арендуемые частной медицинской фирмой, который изобрел ноу-хау в отношениях с журналистами – "интервью по переписке". 30 апреля сего года нашего героя собственным распоряжением голова Луганской облгосадминистрации назначил своим заместителем по вопросам социальной политики, однако, вскоре он был вынужден вернуться на прежнее место.

кравченко.jpgСледующим любимцем Фортуны стал сам Луганский городской голова Сергей Кравченко. Местная прокуратура, как только могла, затягивала процесс принятия решения о возбуждении уголовного дела за злоупотребление властью или служебным положением этого чиновника, видимо, связывая свое решение с предстоящими местными выборами. Выборы закончились. Как заметили интернетовские острословы, в Луганске "регионала" Кравченко от поражения спасло лишь "очко", т.е. спорная победа в 21 голос над нардепом-коммунистом.

Сразу после инаугурации новый старый мэр С.Кравченко среди первых кадровых назначений 16.11.2010 г. утвердил главным врачом 7-й городской больницы Михаила Мищенко. Надеюсь, еще помнит наш читатель интервью этого медицинского бизнесмена, который поведал о трудностях становления израильского бизнеса на луганской земле, когда местные чиновники "просто тупо издевались и пили кровь". Однако все стало на свои места. Теперь "бизнес на крови", несомненно, будет иметь продолжение, если к нему не подключатся местные контролирующие органы.

Понимая, что основным препятствием в возможной реализации процесса отмывания бюджетных средств через налаженный израильский механизм станет наше журналистское расследование, новый главный врач 7-й горбольницыМищенко.jpg М.Мищенко 30.11.2010 г. обратился за "помощью" в… милицию. Он заявил, что "клеветнические статьи" дестабилизируют работу бюджетных и частных медицинских учреждений, которыми сам и руководит, а их автор вымогал у него полгода назад деньги на "деловую поездку в США", угрожая "предметом, похожим на оружие (пистолет)". После подачи заявления в правоохранительные органы, "опасаясь за свою жизнь", новоиспеченный главный врач срочно уехал в Израиль восстанавливать свое здоровье (или замаливать грехи?). Видимо, медицинский бизнесмен, ставший по совместительству и руководителем коммунального учреждения, плохо знаком со ст. 383 УК Украины ("заведомо неправдивое сообщение о совершении преступления"). Поэтому теперь ложным доносом займется местная прокуратура. Как говорится, "за базар" все же придется и ответить.

призначення.jpg

Загадки расследования

Остается лишь догадываться, почему у гражданина Израиля Дена Вернера возникла острая необходимость создавать в Киеве две одинаковые фирмы с небольшим уставным фондом, с указанием ложного адреса и средств связи в регистрационных документах? Удивительно, но факт: обе киевские с израильскими корнями медицинские фирмы, не имея филиалов, сосредоточили всю свою деятельность на территории 7-й луганской городской больницы. Очевидно, такого бы не произошло, если бы не были заинтересованы высшие чиновники городского уровня в заморском бизнесе и "международных связях".

По данным городского управления здравоохранения, в коммунальном учреждении в этом году в аренду сдано более 1500 м2 больничных площадей. Из них 1180 м2 взяли в аренду сроком на 10 лет частные медицинские структуры (ЧП ["Сигма-1", "Сигма-2", "Сигма-3"], ООО ["Украинско-Израильская медицинская компания" (далее – УИМК) "Системы лабораторной диагностики" (далее – СЛД)], руководимые президентом Луганской областной ассоциации негосударственной медицины М.Мищенко. После назначения его главным врачом 7-й больницы перспективы приватизации этого лечебного учреждения стали весьма очевидны. Тем более что механизм приватизации медицинских стационаров уже ранее был апробирован в Луганске.

Обман местных жителей стал повседневной политикой и практикой наших героев. Например, в 2008 г., открывая диагностический центр УИМК, городской голова С.Кравченко заявлял, что в Луганск пришла самая передовая диагностическая аппаратура, скромно промолчав, что представляемый компьютерный томограф прибыл из Израиля после восстановительного ремонта. Заверения в том, что УИМК создана при участии самой крупной больничной кассы государства Израиль "CLALLIT-BIOMEDICAL ENGINEERIK LTG" также ничего общего с реальностью не имели. Уже в ходе журналистского расследования в СМИ появилась информация о том, что в июне 2010 г. Антимонопольным комитетом ЧП "Сигма", руководимое М.Мищенко, оштрафовано за недобросовестную конкуренцию.

Известный литературный герой Остап Бендер, знавший "четыреста сравнительно честных способов отъема денег" у граждан, старался в игры с правоохранительными органами не играть, т.к. чтил уголовный кодекс. Совсем другое дело – луганские чиновники из органа местного самоуправления, облаченные доверием громады защищать интересы своих жителей. По долгу службы они должны были бы думать, как улучшить деятельность коммунального здравоохранения. Однако некогда им этим заниматься, когда нужно правильно распорядиться постоянно растущим городским (и государственным) бюджетом.

Хотя за последние 5 лет объем финансирования здравоохранения из бюджета Луганска вырос в 2,5 раза и составляет практически треть городского бюджета, никто из жителей этого не почувствовал. Многие луганчане негативно оценивают качество и доступность медицинской помощи в городских больницах. За примерами, как заботятся местные бюрократы о развитии луганской медицины, далеко ходить не следует. Тот же взрыв газового баллона, разрушившего 7-ю больницу, вызван неисправностью системы централизованной подачи кислорода, на ремонт которого у городской власти как всегда не было средств. Зато теперь на решение проблемы кислородообеспечения лечебниц выделено 1 млн. 300 тыс. гривен, а на реконструкцию разрушенного больничного здания – более 30 млн. грн. Ежегодно на амбулаторный прием горожанина в поликлинике мэрия выделяет всего 2 копейки. Поэтому там, где можно безнаказанно "фильтровать" городской бюджет (в сферах строительства и закупок медоборудования), мэрия тратит миллионы, а заботу о людях отцы города переложили на плечи самих пациентов и их родственников.

Сейчас в планах мэрии – создание кардиологического центра, который, по ее замыслу, будет обслуживать не только жителей Луганской области, но и соседних областей. Зачем "нищему" городскому здравоохранению сверхзатратный узкоспециализированный уровень медицинской помощи, никто понять не может. Тем более что аналогичный кардиологический центр уже фактически создан и действует в областной клинической больнице. Очевидно, не интересы коммунального здравоохранения беспокоят высших городских чиновников, а незаконное лоббирование связанного с их карманами медицинского бизнеса. После назначения главным врачом 7-й городской больницы бизнесмена М.Мищенко механизм отмывания бюджетных средств приобретает более конкретное содержание. Работает этот механизм или нет, пусть в этом разбираются правоохранительные органы. Мы же не претендуем на "хлеб" прокуратуры. Остановимся лишь на возможных схемах использования расположенных на базе 7-й городской больницы бизнес-структур.

Во-первых, мы неоднократно через СМИ и непосредственно в журналистском запросе обращались к заместителю городского головы А.Ткаченко с просьбой опровергнуть имеющуюся у нас косвенную информацию о размещении его семейных активов в оффшорной компании. Однако этот чиновник никак ее не отрицает, заверяя, что исправно подает декларацию о доходах. Информация о том, что М.Мищенко является также соучредителем оффшорной компании, им тоже не опровергалась. Таким образом, герои нашего расследования, возможно, участвуют и в оффшорном бизнесе. В настоящее время данное предположение нами уточняется через международных журналистов-расследователей, имеющих доступ к информационным базам о фирмах, зарегистрированных в оффшорных зонах.

схема.jpg

Общеизвестно, что оффшорные компании в импортно-экспортных операциях активно используются для вывоза капиталов из Украины. Правильное использование при этом торговых схем дает возможность работать практически без налогов или существенно их минимизировать. Поэтому предстоящая покупка дорогостоящего импортного медицинского оборудования для восстанавливаемой после взрыва 7-й горбольницы и открытие на ее базе кардиологического центра станет очень кстати для использования указанных структур израильского "инвестора".

Во-вторых, при наличии нескольких подконтрольных фирм, участвующих в медицинском бизнесе, и заинтересованности высших городских чиновников возникает реальная возможность заниматься отмыванием средств местного (или государственного) бюджета, выделяемого на медицинскую отрасль.

В-третьих, при наличии фирм-близнецов с небольшим уставным фондом при необходимости легко можно использовать механизмы преднамеренного и фиктивного банкротства, перераспределения активов и т.д. Несомненно, перечень "эффективного" использования бизнес-схем не ограничивается вышерассмотренными механизмами. Наше расследование посвящено не исследованию бизнес-процессов, а тому, как чиновники, которым громада доверила распоряжаться коммунальной собственностью и бюджетом, используя служебное положение и власть, занимаются развитием не коммунального здравоохранения, а построением собственного бизнеса. Как говорится: "У нас – делишки, а дела – у прокурора". А что же по этому поводу думает правонадзорный орган?

Закон – тайга…

Когда материалы журналистского расследования 22.04.2010 г. попали в местную прокуратуру, у работников данного органа интереса заниматься этим вопросом явно не было. Хотя в представленных материалах речь шла о действиях должностных лиц, злоупотребляющих служебным положением в интересах третьих лиц (ст. 364 УК Украины), которыми обязана заниматься непосредственно прокуратура, последняя переправила дело к следователям городской милиции. Как-то "упустила" прокуратура и требования ст. 5 Закона "О борьбе с коррупцией", где должностным лицам, уполномоченным на выполнение функций государства, запрещено "оказывать содействие, используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности". Поэтому "дело Кравченко" городская прокуратура пустила "по большому кругу".

Дважды (02.08.2010 г. и 21.09.2010 г.) по результатам проверки ЛГУ УМВД Украины в Луганской области принимались постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 190 УК Украины ("мошенничество"), которые отменялись местными органами прокурорского надзора. Милиция не могла даже опросить должностных лиц горисполкома, т.к. статья "по злоупотреблениям" является прерогативой органов прокуратуры. 14.10.2010 г. старший помощник городского прокурора фактов злоупотребления своими служебными полномочиями должностными лицами исполкома Луганского городского совета не усмотрел, поэтому вновь вынес отказное постановление.

Чем занималась более полугода городская прокуратура, трудно сказать, т.к. ее действия покрыты тайной следствия. Даже не погружаясь в глубину проблемы, уже на поверхности можно было увидеть немало вопросов, требующих своего разрешения. Перечислим хотя бы некоторые из них.

1. Как, когда, по каким критериям горисполком подбирал инвестора для городской больницы №7?

2. Каким образом УИМК собирается создавать на базе коммунальных учреждений современный лабораторный комплекс, строить многоэтажное здание кардиологического центра, если размер уставного капитала этого общества мал, опыт работы всего около года, а деятельность в сфере медицинских лабораторий и диагностических центров к видам деятельности этого общества не отнесены?

3. Анализ условий Договора о намерениях, подписанного городским головой и директором УИМК, имеет признаки его фиктивности. Почему этот договор стал основанием для перевода городской биохимической лаборатории из новых помещений 9-й городской больницы, на капитальный ремонт которых из городского бюджета было потрачено более 400 тыс. грн., в помещения 7-й городской больницы, арендуемые и отремонтированные частной медицинской фирмой?

4. Отчего более года простаивают отремонтированные в 9-й горбольнице помещения после выселения из них биохимической лаборатории?

5. На каком основании главным врачом 7-й городской больницы назначен М.Мищенко, руководитель частных медицинских структур, арендующих более 1000 м2 площадей в этой же больнице, не имеющий специализации по организации здравоохранения и практического опыта руководства коммунальными медицинскими учреждениями?

Несомненно, местную прокуратуру кроме перечисленных вопросов могли бы заинтересовать вопросы уплаты налогов киевских ООО с израильскими корнями. Ей под силу провести и проверку фактов опосредованного занятия предпринимательской деятельностью и противоправного содействия путем использования служебного положения деятельности УИМК и СЛД заместителем Луганского городского головы А.Ткаченко. Остается загадкой, почему прокуратура за все это время так и не смогла заполучить от должностных лиц горисполкома пояснений о своих мотивах, действиях и решениях относительно "содействия" бизнесу залетных фирм. Почему-то прокурорская проверка свелась лишь к поиску мошенников среди предпринимателей, а не анализу коррупционных действий местных чиновников.

Завершая свое журналистское расследование, можно сделать лишь несколько выводов:

1. Биохимические анализы в большинстве лечебных учреждениях города стали не только платными, но и доверия к их результатам нет, т.к. лабораторный бизнес оказался вне поля зрения контролирующих органов.

2. Высшие городские чиновники активно включились в медицинский бизнес, лоббируя интересы приближенных к своему карману частных структур.

3. Прокурорский надзор "спит", пока не получит команду сверху "фас".

Мы выполнили свое предназначение и проинформировали общественность о полученных результатах нашего журналистского расследования. Последнее слово – за правоохранительными органами.

А тем временем в Генеральную прокуратуру Украины поступил депутатский запрос по материалам нашего журналистского расследования, который был переадресован в прокуратуру Луганской области. В письме от 26.11.2010 г. областной прокурор проинформировал: "Изучением в прокуратуре области материала установлено, что указанное решение принято преждевременно, в связи с чем постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (от 14.10.2010 г. – авт.) отменено. Материал направлен прокурору г. Луганска для организации дополнительной проверки, ход которой поставлено на контроль в прокуратуре области". Будем надеяться, что пресс-служба данного контролирующего органа в последствии проинформирует общественность о результатах собственной проверки. А мы на этом расследовании поставим точку, т.к. своего освещения уже ждут новые темы.

Олег Перетяка
(Публикация осуществлена при содействии Проекта поддержки журналистских расследований в Восточной Европе SCOOP)

P.S. Пока готовился этот материал, в СМИ появилась информация о том, что 17 декабря Верховная Рада отменила весь пакет антикоррупционных законов, действие которых вступало с 01.01.2011 г. Гарант Конституции взял борьбу с коррупцией на себя, отсрочив изменение и ввод в действие антикоррупционного законодательства на неопределенное время.


| Количество показов: 1708 |  Автор (привязка):  Перетяка Олег Павлович |  Голосов:  11 |  Рейтинг:  3.87 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:





Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Степаненко В'ячеслав Володимирович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Придністровський дайджест № 37

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua