На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Экономика

В поисках больших (!!!), долгих (!!) и дешевых (!) кредитов. Часть 6

Версия для печати Версия для печати

Продолжение. Начало см.:

В поисках дешевых, больших и долгих кредитов. Часть 1

В поисках больших (!!!), долгих (!!) и дешевых (!) кредитов. Часть 2

В поисках больших (!!!), долгих (!!) и дешевых (!) кредитов. Часть 3

В поисках больших (!!!), долгих (!!) и дешевых (!) кредитов. Часть 4

В поисках больших (!!!), долгих (!!) и дешевых (!) кредитов. Часть 5

Все чаще и чаще приходит в голову мысль, что Украина вот-вот рухнет вниз до определения "failed state" – до статуса несостоявшегося государства

Из уже опубликованных заметок как бы сам по себе напрашивается вывод:

Большие (!!!), долгие (!!) и дешевые (!) кредиты нужно искать "на стороне", ибо мы не в состоянии заработать эти деньги самостоятельно.

По крайней мере, за 19 лет Независимости мы не научились зарабатывать денег даже на самое необходимое. Речь идет хотя бы об обеспечении (1) достойной жизни пенсионерам, (2) надежной охраны здоровья, (3) прочной обороны державы. Медиа-пространство переполнено сообщениями, подтверждающими нашу несостоятельность решить даже эти, ключевые, проблемы существования нации (и державы). Уже выросли миллионы молодых людей, даже не догадывающихся, что возможна жизнь и без этой нищеты, с доступным здравоохранением, боеспособной армией-защитницей, с сытыми пенсионерами… И все чаще и чаще приходит в голову мысль, что Украина вот-вот рухнет вниз до определения "failed state" – до статуса несостоявшегося государства.

Возвращаясь к вынесенной в заголовок проблеме, автор не может не напомнить читателям, что быстрый социально-экономический (и политический) подъем нескольких десятков государств после 1945 года базировался на привлечении громадных закордонных средств, которые (чаще всего) шли в СЭЗы и другие специальные регуляторные пространства. К уже упоминавшемуся Китаю и Турции можно легко добавить еще несколько (Ирландия, Индия и т.д.).

Почему все не ТАК?

Нам не удается привлечь необходимые объемы закордонных ресурсов для стремительного взлета «наверх» только в силу исключительно большой безалаберности в отношениях власти и бизнеса.

Обратимся к недавним, относительно легким для понимания, но весьма показательным примерам.

Читатели еще хорошо помнят, какими баталиями сопровождалось принятие Налогового Кодекса Украины. Нам, корабелам, удалось провести лишь несколько специальных, направленных на поддержку судостроения, норм. Одна из них – освобождение от уплаты земельного налога.

Так, пунктом 4 подраздела 6 раздела ХХ "Переходные положения" Налогового Кодекса Украины освобождены «от уплаты земельного налога субъекты судостроительной промышленности, определенные в соответствии со статьей 1 Закона Украины "О мерах по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине" (выделено автором). Для судостроительного предприятия этот налог в среднем составляет несколько млн. грн. в год. Сумма весьма значительная, если учесть, что верфи Украины в среднем имеют лишь 10-15% загрузки от минимально необходимой. То есть, денег на уплату налога просто нет.

Однако радость наша была более чем недолговечна! Ведь Закон Украины от 23.12.2010р. № 2856 "О внесении изменений в Бюджетных кодекс Украины и другие законодательные акты Украины" своей статьей 23 исключил статью 1 Закона Украины "О мерах по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине". Вот как выглядит эта шокирующая норма: "23. Статью 1 Закона Украины "О мерах по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2000 г., № 3, ст.20; 2002 г., № 14, ст. 95; 2005 г., № 3, ст 77) исключить". (выделено автором).

То есть, Налоговый Кодекс Украины, принятый до появления Закона № 2856, ссылается на ампутированную статью Закона, принятого после – оснований для освобождения от уплаты земельного налога как бы НЕТ!

Мы подумали, что это ошибка. Но реакция Государственной налоговой администрации заставляет думать нас о намеренном блокировании становления специального режима налогообложения судостроения. Ведь звонки заводов на "горячую линию" ГНАУ оказались напрасными. На протяжении почти сорока минут заводы гоняли по разным департаментам. В конце концов, поблагодарили за звонок, извинились, но вразумительного ответа не дали. Анонимные сотрудники ГНАУ (хотя бы фамилию называли) действие нормы Налогового Кодекса Украины подтвердить отказались.

Складывается впечатление, что авторы исключения судостроения из спецрегулирования решили проигнорировать предвыборные решения Президента Украины Виктора Януковича по восстановлению специальных режимов бизнес-регулирования в судостроении и неоднократные заявления Премьер-министра Николая Азарова относительно поддержки судостроения. Может быть, у авторов иные руководители государства? И Президент у них не Виктор Янукович, и Премьер у них не Николай Азаров?

Корабелы также ошарашены тем, что вышеупомянутая норма, блокирующая освобождение от уплаты земельного налога субъекты судостроительной промышленности, радикально противоречит Налоговому Кодексу Украины – документу высшей, чем законы, юридической силы. Что же делать?

Но если бы это был только один пример… Их, если верить бизнесу, много!

Поставим себя на место зарубежного бизнесмена, имеющего немаленькие деньги и присматривающегося к Украине: Может в эту оригинальную, да с хорошим геоэкономическим наследством, страну вложиться – деньгами, идеями, опытом? Какое может быть его решение, учитывая, что многочисленные добросовестные и профессиональные консалтинговые компании назовут ему десятки случаев, подобных вышеописанному? Как ему тут не вспомнить оголтелую, бесшабашную ликвидацию СЭЗов, территорий приоритетного развития, специального регулирования отдельных важных видов экономической деятельности, которая состоялась 6 (уже шесть!) лет тому назад. Как тут не вспомнить, что неоднократные обещания вождей исправить ту преступную ошибку (или умысел?) так и не выполнены. Можно ли при такой немыслимой для других стран Мира безалаберности власти рассчитывать на приход в Украину больших (!!!), долгих (!!) и дешевых (!) кредитов? Риторический вопрос…

А как же соседи?

Наша южная соседка Турция начала создавать СЭЗы лишь в 1987-1992 гг.

И ВВП на душу населения в 1992 году был лишь $6,1 тыс. В Украине мы работали похуже – ВВП на душу населения был лишь $5,1 тыс. А потом турки от нас оторвались…

Одна из главных причин этого отрыва – появление СЭЗов. Они создавались в виде специальных регуляторных пространств с целью максимального использования преимущества географического положения Турции, ее близость к рынкам как стран Ближнего и Среднего Востока, так и стран Западной и Восточной Европы.

Для лучшего понимания нашей безалаберности познакомимся с действующим в СЭЗах Турции специальным режимом предпринимательства.

1. СЭЗы Турции полностью освобождены от налогов, в том числе от корпоративного и подоходного. Нашему бизнесу такое счастье и не снилось!

2. Предприниматели, работающие в СЭЗ, освобождаются также от разного рода сборов и пошлин: таможенных, гербовых, портовых. Для нас это – сладкая детская сказка.

3. В отличие от большинства других стран, в Турции разрешена реализация на внутреннем рынке товаров, произведенных в СЭЗ или импортированных через них. При этом к ним применяется обычное внешнеторговое регулирование. Фактически, примерно треть торгового оборота турецких СЭЗ приходится на торговлю внутри Турции. А мы уже много лет болтаем о необходимости укрепления и развития внутреннего рынка, дабы ослабить свою зависимость от мировых экономических потрясений.

4. В качестве средства платежа в СЭЗ может использоваться любая конвертируемая валюта. Знает ли об этом наш Нацбанк?

5. Инвесторы могут использовать прибыль без каких бы то ни было ограничений, налогов, сборов и предварительных разрешений. Для наших инвесторов это – несбыточная мечта.

6. Иностранные граждане, имеющие вид на жительство в Турции, могут владеть в СЭЗ компаниями со 100% иностранным капиталом.

7. Разрешен найм на работу иностранных специалистов и управленческого персонала.

8. Законом о свободных экономических зонах и Законом от 5 мая 1983 г. накладывается запрет на забастовки и локауты сроком на 10 лет с момента начала деятельности фирмы в СЭЗ.

9. Стоимость аренды земли весьма умеренна.

10. Стоимость наемной рабочей силы низка по сравнению с другими странами аналогичного уровня развития. И у нас пока что весьма низка.

11. Сведены до минимума бюрократические формальности, как на стадии инвестирования капитала, так и на стадии производства и реализации продукции. No comments!

12. Законодательства, касающиеся цен и качества товаров и услуг, и контроля за ними, которые применяются в других районах Турции, не действуют в СЭЗ.

Для нас особенно интересным есть то, что для создания условий для предпринимательства в свободных экономических зонах, для осуществления строительства объектов инфраструктуры и прочих сооружений на территориях, выделенных для СЭЗ, создан специальный Фонд организации и развития свободных экономических зон в структуре Центрального банка Турции. Средства Фонда формируются за счет оплаты лицензий на право заниматься предпринимательской деятельностью, 0,5%-ного налога на стоимость всех товаров, пересекающих границу СЭЗ, а также специальных выплат, оговоренных в контрактах, которые заключаются действующими в СЭЗ физическими или юридическими лицами. Услышав это, украинский предприниматель воскликнет: Неужели такое возможно???

Результаты

Для того, чтобы лучше понять роль СЭЗ в экономике Турции, уважаемый читатель, обратим свой взор на главные ее индикаторы.

По свежим оценкам года-2010, ВВП на душу населения (с учетом паритета покупательной способности валюты) составили:

1. в Турции – $12,3 тыс. (95 место в Мире),

2. в Украине – в 2 (два!) раза меньше, а именно $6,7 тыс. (134 место в Мире). Напоминаю – в году 1992-м мы были весьма близки.

Турция куда легче перенесла кризис, чем Украина: в 2009 году ВВП Турции упал на -4,7%, а у нас – на -15,1% (бОльшее падение было только в Латвии (-18%).

Поучительное "совпадение"

Оппоненты, кормящиеся из рук международных финансовых организаций, скажут: а при чем тут СЭЗы? Их влияние не является значительным!

Обратимся к цифрам (график в
Части 4).

В 1980-1987 годах прямые иностранные инвестиции в экономику Турции росли черепашьими темпами – плюс 1% в год. И в 1987 году составили аж $9,5 млрд. Но уже в 1988 году (только-только был принят первый закон про СЭЗ) подскочили на 4% к году предшествующему.

Далее. В 1988-2000 гг. они прирастали ежегодно на 4-7% и в 2000 году уже достигли $19,2 млрд.

После некоторого замедления роста в 2001-2002 гг. мощность потока прямых иностранных инвестиций в экономику Турции возросла в разЫ, и на конец 2007 года поднялась до уровня $153,1 млрд. при ВВП в $649 млрд.

Соотношение этих двух результатов 2007 года есть просто поразительным: $153,1 млрд. при ВВП в $649 млрд…. Остается завидовать белой завистью…

Можно ли предположить, что эффективное регулирование турецких СЭЗ тут ни при чем? Нет! Без создания СЭЗ быстрый подъем Турции был бы просто невозможен.

Еще сопоставим только две цифры: $9,5 млрд. прямых иностранных инвестиций в экономику Турции на конец года 1987 и $153,1 млрд. на конец года-2007. Рост более чем в 16 раз впечатляет…

Кризис изменил динамику: на конец 2009 года прямые иностранные инвестиции в экономику Турции упали до $78 млрд. дол. Но! Турецкий капиталист инвестировал в другие экономики общим итогом – почти что $97 млрд. А это рост влияния Турции в Мире… Нам рост международного авторитета не нужен?

Так где же наши СЭЗы???

To be continued…

Виктор Лисицкий,
Экономист. Член Рады предпринимателей при Кабмине Украины


| Количество показов: 1339 |  Автор (привязка):  Лисицький Віктор Іванович |  Голосов:  12 |  Рейтинг:  4.15 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:



Владимир Крылов, 06.02.2011 21:01:27 Цитировать Имя

Уважаемый Виктор Иванович!
Вы все прекрасно написали.Все очень логично и понятно. Со всем можно согласиться.
Не могли бы Вы прокомментировать подобного рода экономическую активность в условиях мирового экономического кризиса:
"В здании Совмина Крыма на проспекте Кирова в Симферополе полным ходом идет ремонт.
... тендер на освоение 4899700 грн. выиграло некое ЧП «Строй-центр-2» с уставным фондом 2 тыс. грн., но зато с донецкими корнями его учредителя.
... весь второй этаж будет отдан премьеру и его замам. Если верить источникам, премьер переедет из своего кабинета, где работали все его предшественники на протяжении полувека. Теперь апартаменты главы правительства будут размещаться на том же пролете второго этажа, но на противоположной стороне. «Главная причина переезда — требования безопасности... Окна кабинета премьера будут выходить во внутренний двор здания правительства, а не на площадь Ленина, где постоянно многолюдно». В старом кабинете премьера, который вместе с приемной, комнатами отдыха и помещениями для советников и помощников тоже занимает половину центрального пролета второго этажа, по слухам, теперь будет салон релаксации. "

Первая Крымская
http://1k.com.ua/360/details/6/3

Можно ли спрогнозировать реакцию потенциального инвестора региона на подобную экономическую активность?

С уважением



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Ляхович Вадим Здиславович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Рік після помаранчевої революції. Оцінка ситуації і перспективи.

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua