На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Экономика

К вопросу о научном эксперименте и других ценностях жизни

Версия для печати Версия для печати

Уважаемые, ну не принимайте априорных решений! Всякое априорное решение приносит в десятки раз больше вреда, чем простое "лежание чиновника на печи"

Вот как было раньше? Появятся, например, в водохранилище сине-зеленые водоросли, убивающие плавающую живность, или начнут отравляться реки от удобрений, заносимых в них с полей во время дождей, – виноваты ученые! И это правда. И писали это и в партийной, и в советской прессе. Только не писали там, что решения принимались в кабинетах, где понятия не имели, что такое научный эксперимент, там в расчет брались совсем другие жизненные ценности.

Зато теперь уже никто в наших бедах ученых не обвиняет. Если раньше наука, по банкетному определению одного крупного советского ученого, являлась ничем иным, как "способом удовлетворения собственного любопытства за счет государства", что помогало ученым как-то существовать, то сейчас она стала обычной "продажной девкой империализма", как сказал один маститый марксист о кибернетике. Ну, а что тут наука продать может? Только ученые степени и звания. Вот и продает. Так что люди, отягощенные научными степенями и учеными званиями, сидят именно в тех кабинетах, в которых принимаются решения. Другие-то купить не могут, все-таки дороговато. И выходит, если начать обвинять науку в чем-то, то это как бы себя обвинять, а кто же сам себе враг? Ну, а в самой науке на первое место вместо научного эксперимента вышли другие ценности жизни.

Эксперимент всегда проводится для дальнейшего обобщения его результатов. Если эксперимент повторяем, его, как правило, называют научным. Но вот отношение к разного рода научным экспериментам в разных слоях общества неоднозначно. Для лиц с априорным знанием (это, как правило, бюрократы) эксперимент считается бесполезным и даже вредным, поскольку эти люди априори знают, что лучше для всех, кто не принадлежит к их прослойке. Как ни странно, примерно такое же отношение к научному эксперименту испытывают так называемые лица творческих профессий. Чтобы не быть голословным, приведу цитату из наиболее известной в Украине в январе 2011 года книги. На странице 103: "…"Політичний заповіт" Леніна... у заповіті є дуже цінна вказівка вождя, на жаль, не врахована його наступниками, що перш ніж будувати соціалізм, треба випробовувати його на дрозофілах". В цитате просматривается несколько иронических смыслов, в частности, ироническое отношение к научному эксперименту, причем не только в социуме, но и в биологии. Необъективность по отношению к социализму, просматривающаяся в этой цитате, также, скорее, имеет в основе эмоциональные корни, нежели научный анализ.

Но здесь, при рассмотрении роли научного эксперимента в принятии серьезных решений, следует отметить, что научный эксперимент в последнее время заменяется рекламой, чаще мошеннической, нежели правдивой. Задачей рекламы чаще всего становится достижение привыкания потребителей к той или иной упаковке продукта, вне зависимости от его качества. Скажем, две фирмы, "Картопля" и "Бараболя", изготавливающие продукты из картофеля, в условиях конкуренции в первую очередь будут искать наиболее яркую, броскую упаковку для своих продуктов (например, чипсы), причем в процессе истинное качество продукта, как правило, утрачивается.

В последнее время "упаковка" стала как бы рекомендательным письмом для потребителя. Носители такой "упаковки" чаще всего представляются в глазах заказчика способными принимать безошибочные решения без проведения каких-либо научных, квазинаучных или совсем ненаучных экспериментов. Во всех рекламах, презентациях и других популяризациях насаждается и прививается идеология: "Упакованный", значит, качественный". В условиях рынка эта идеология уже давно овладела потребителем, в Советском Союзе она исподволь насаждалась со времен "оттепели" (время шестидесятников). Крылатой стала фраза: "Главное, чтобы костюмчик сидел". Таким образом, если при принятии решения возникает дилемма – опереться на научный эксперимент или на "упаковку", – бюрократы отдают предпочтение "упаковке", которая становится основной жизненной ценностью.

Скорее всего, именно этот подход руководил людьми, принявшими решение отдать экономическую судьбу Украины в руки "гарвардских мальчиков" (название группе дала А.Герман в интервью 5 каналу ТВ, показанному 5 января 2011 года – К. Пахотин). По линиям ОБС (одна баба сказала) и СМИ (средства массовой информации) прошла информация, что эту группу "переманили" у Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, и будто бы эта группа способна полностью и окончательно возрождать экономику Украины быстрыми темпами. Если это правда, то такое могло произойти в единственном случае. Дело в том, что Нурсултан Назарбаев известен не только как опытный, прагматичный, гибкий политик, но и как наиболее успешный руководитель страны на просторах СНГ и его окрестностей. "Переманить" от него кого-либо оптом или в розницу можно только с ведома самого Президента, если "продукт" оказался не соответствующим обещаниям "упаковки".

Тем не менее, если верить слухам и технологии "испорченного телефона", достижением этой группы является подготовка проекта соглашения по сланцевому газу…

"Одна из ведущих американских компаний "Shell" уже
ведет активные переговоры с Кабмином относительно выработки условий, на которых ее дочерняя структура – "Shell Ukraine Exploration and Production" сможет начать пробное бурение. Подписаны предварительные соглашения о добыче сланцевого газа и с компанией "Exxon Mobil". Так что американцы, которых очень трудно заподозрить в отсутствии прагматичности, готовы вкладывать серьезные средства в украинские проекты по нетрадиционной добыче газа. Наверное, у них для этого есть предпосылки".

При положительном решении вопроса станет очевидным оправдание прогноза, составленного автором статьи
ранее (см. рис.5 и 7). Примерно треть энергетического пространства Украины будет контролироваться поименованными выше ТНК. Пользуясь лексикой О.Бендера, можно констатировать: "Ледоход набирает силу, господа присяжные заседатели!".

Хор-рошие "гарвардские мальчики"!

Любой научный эксперимент выполняется за четыре этапа: подготовительный, основной, обработка, обсуждение и осмысливание результатов, апробация результатов (Рис.1).
научный эксперимент.jpg
Обычно между временем первого и второго этапа существует четкая гиперболическая зависимость – чем длительнее эксперимент, тем скоротечнее подготовительный период и, естественно, наоборот. Это объясняется тем, что при длительном эксперименте его условия могут корректироваться во время основного этапа, иногда, в силу необходимости, – более четкой "проработки" отдельных аспектов, а иногда, в силу необходимости, – учета других жизненных ценностей.

Обратившись к образованию, легко обнаружить странную вещь – самая передовая отрасль всякой экономики является ее наиболее консервативной частью. Проведение экспериментов в образовании возможно, но лишь в соответствии с пословицей: "Тише едешь – дальше будешь". Наименьшая длительность основного этапа эксперимента в образовании – полугодие. Это в случае изучения очень частного вопроса методик преподавания той или иной отдельной дисциплины. Педагогический эксперимент усложнен тем, что трудно воссоздавать условия его проведения при повторной проверке. Поэтому часто проведение эксперимента в последние десятилетия в СССР стало подменяться документом о "проведении опытов". Такое мошенничество было полуофициально разрешено, поэтому в научной среде авторитет носителей степеней педагогических наук упал в значительной мере. В последнее время большинство иных "наук" активно занимается тем же самым, так что престиж педагогов от науки, несмотря на отсутствие успехов в образовании, постепенно "выравнивается".

В среднем образовании, в результате разрушительной "демократизации" после революции (ВОСР), высшая школа, вернее, ее остатки, оказалась без основы. Руководители страны спохватились, и началось создание вузов "красной профессуры" по полувоенному принципу единоначалия, каковой остался в вузах Украины до сих пор.

Так вот, экспериментирование в средней школе в некоторой мере проводилось, отчего появился "дозволенный" педагог Макаренко, насаждавший в школе домостроевский коллективизм в сочетании с принципом единоначалия, как и указывали руководители партии и правительства. В таком виде средняя школа оставалась до конца пятидесятых годов, хотя первые разрушительные реформы большевиков остановили развитие страны до такой степени, что и до сих пор кое-где не засветилась "лампочка Ильича". В шестидесятые годы начало осуществляться планомерное уничтожение образования с помощью так называемых научных экспериментов, насаждаемых верхним эшелоном партии. Это связь школы с жизнью и введение одиннадцатилеток, это программированное обучение и математика Колмогорова, это всеобщее среднее образование и отмена наград для учителей и многое, многое другое…

Зато появились так называемые научные разработки по частным вопросам дидактики и начального воспитания ("фонемизмы" Лысенковой, "полифония и символизмы" Шаталова, "шепоток" Амонашвили), никак не задевающие строгой иерархии в руководстве основными составляющими образования. Школа "единобожия" Сухомлинского, укрепляющая основной принцип единоначалия, школа Захаренко, работающая с использованием еще и другого принципа руководства – "товарищеского фонда", были подняты на щит, как образцы социалистического руководства образованием.

В высшей школе вообще были запрещены какие-либо потуги в инициативном экспериментировании. Попытка новосибирских ученых (НЭТИ) открыть лабораторию онтодидактики в начале 70-х годов была пресечена "на корню", чтобы другим неповадно было. Все эксперименты могли проводиться только с одобрения Политбюро и лично Генсека. Но тогда эти эксперименты носили тотальный характер по принципу "Танцуют все!". Следует отметить, что подобная практика сохранилась во всех странах СНГ, мало того, глобальные эксперименты с высшим образовании в РФ курирует лично Д.Медведев, что обещает еще много "увлекательного" в дальнейшем уничтожении интеллекта народа РФ, ну и других народов, населяющих страны СНГ, поскольку все стараются или "походить" на старшего партнера, или "переплюнуть" его.

Это обстоятельство приоткрывает некоторые иные жизненные ценности, считающиеся бюрократией куда более важным, чем проведение каких-то там экспериментов. Вот, в Болонском процессе и ЕГЭ мы поотстали, но быстро догнали, скомандовав: "Танцуют все!". С числом 12 мы их "лихо переплюнули", знай наших! А Вакарчуковское "Хочешь быть доцентом, стань автором учебника!" должно войти в перечень мировых бюрократических "шедевров". Бюрократы всегда обладали априорным знанием, всегда лучше знали, как осчастливить счастливого человека, чтобы жизнь медом не казалась.

Если Медведев целенаправленно уничтожает интеллект страны, а Сколково превращается в шлюз для "оттока" талантливой молодежи из всех регионов на Запад, то наши бюрократы тоже не возражают принять в этом участие, готовы даже принять антинародный закон о высшем образовании, где с ног на голову поставлено руководство всеми компонентами высшей школы.

А если конструктивно… Почему образовательные учреждения, выпускающие профессионалов (профессиональные колледжи по законопроекту) дают дипломы неких младших специалистов, а просто колледжи, выпускающие "недоучек и недотыкомок" (здесь имеется в виду только учебный план, а не умственные способности студентов, которые вполне могут превосходить такие же у преподавателей), выдают дипломы бакалавров. Весь иронизм в том, что для превращения профессионала в недотыкомку ему, профессионалу, нужно будет еще два года "провалять дурака" в просто колледже. Хорошо закон написан, нет слов! А ведь куда проще объявить профессионалов бакалаврами, перевести профессиональные колледжи в просто колледжи, а структурой заняться в университетах, не унижая бывшие средние специальные учебные заведения. Но ведь тут нужно проводить хотя бы какой-никакой эксперимент, а не хочется, вот и процветает априорное знание бюрократа!

А что закон предполагает сделать с формами обучения? А ничего, все старые знакомые формы, ибо нет фантазии у составителей. А ведь куда проще – отдать "на откуп" самим учреждениям, как хотят, так пусть и делают. Но ведь тут снова нужен эксперимент…

Таким образом, хочется обратиться к составителям закона, который ведь все равно "додавят": "Уважаемые, ну не принимайте априорных решений! Всякое априорное решение приносит в десятки раз больше вреда, чем простое "лежание чиновника на печи". До принятия решения проведите эксперимент, а если вы, при наличии ученых степеней и званий, не знаете, что это такое, спросите у людей знающих!".

Господин Президент страны, Верните награды учителям и преподавателям за стажность, которые отменил Н.С.Хрущев во времена "слияния школы с жизнью" Это сразу поднимет престиж образования и место стояния учителя, которое сейчас находится гораздо "ниже плинтуса".


| Количество показов: 1288 |  Автор (привязка):  Пахотин Константин Константинович |  Голосов:  9 |  Рейтинг:  3.75 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:





Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Курдюкова Ольга Миколаївна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Тривога днів

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua