На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Образование

Об учебной документации в высшей школе

Версия для печати Версия для печати

Вводя демократические принципы в высшее образование, следует признать, что учебный план является анахронизмом, оставшимся от модели авторитарного высшего образования

Когда преподаватель после отпуска приходит на кафедру, вдруг оказывается, что он должен изготовить некоторые (многочисленные) документы, которые должны быть на кафедре, готовые к предъявлению по первому требованию любой комиссии, начиная от деканата и заканчивая инспектором ГАК (государственная аккредитационная комиссия). Самый главный для преподавателя набор документов – это учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД). В него входят: рабочая программа учебной дисциплины с разбивкой учебного материала по модулям, перечень лабораторных и практических работ, методические пособия или разработки по всем практическим и лабораторным работам, перечень самостоятельных работ с образцами выполнения каждой такой работы, вопросы и возможные ответы по тестированию для модульного и итогового контроля знаний студентов, перечни правильных ответов на поставленные вопросы по тестированию, решения задач, если таковые включены в тестирование, тексты лекций по учебной дисциплине.

Каждый год этот набор документов обновляется, потому что креативные господа изменяют учебные планы очень старательно, и почти по всем дисциплинам ежегодно изменяются либо название, либо распределение аудиторных часов, либо что-нибудь еще…

Особую прелесть и удовлетворение ощущает преподаватель, который узнает в последних числах августа, что в связи с изменением учебного плана, еще не утвержденного методическим центром министерства, ему (преподавателю) нужно подготовиться к чтению нового курса, скажем, "Менеджмент в коммуникативной логистике" или "Полигональный мерчандайзинг", а лекции уже проставлены в первых числах сентября. Такой преподаватель либо будет самым "нерадивым" работником весь учебный год, либо старательным плагиатором, третьего не дано…

Впрочем, с этой ситуацией знакомы все преподающие преподаватели в отличие от напедрабов.

Всякая документация может подвергаться классификациям разного рода, и научные исследования в документообороте ведутся, в основном, в этом направлении. В последнее время появились исследования и в обороте электронных документов. Интересным для нас является то, что исследованиям в перечисленных направлениях подвергается и учебная документация, о чем вполне ясно свидетельствует приведенная ниже цитата (А. М. Шелестова. Навчальна документація сучасного університету: Особливості класифікації. - Вісник ХДАК. Випуск 28. 2009):

Пахотин1.jpg

Подход к классификации учебных документов осуществляется, исходя из критериев целеполагания и наличия (критерий наличия – документ нужен, поскольку существует). Не обсуждается вопрос целесообразности и необходимости тех или иных документов.

Совершенно очевидно, что безграничная задокументированность офисной, в том числе околоучебной, деятельности в значительной мере снижает качество основного технологического процесса, а в образовании дестабилизирует, а то и разрушает сложившийся учебный процесс. Возможно, это и является целью бюрократии, однако при анализе ситуации будем исходить из того, что руководство системы искренне желает повысить качество образования, в том числе и качество обучения.

Вполне резонным будет подход к классификации учебной документации, основанный на критерии целесообразности и полезности того или иного документа. Особенно важным такой подход является в период перехода от "бумажного" варианта ведения документации к "электронному".

Сначала попробуем дать удобную для последующих рассуждений классификацию существующей учебной документации (некоторое преобразование классификации, представленной на рис.1).

Пахотин2.jpg

Представленный на рисунке 2 перечень документов системы учебной документации вряд ли полностью отражает существующие требования к документации, рожденные творчеством чиновников от образования, вполне "резонно" полагающих, что преподаватели не вполне четко и отчетливо представляют себе важность наличия документации для качества образования. Для нас приведенный перечень важен с точки зрения возможности предметного обсуждения целесообразности того или иного документа в условиях современной модели двухступенчатого высшего образования.

Учебный план

Учебный план регулирует формы, виды и сроки обучения студентов на протяжении всего предписанного периода обучения студента. Поскольку учебный план предписывает виды аудиторных занятий, которые следует неукоснительно выполнять, можно считать его основным документом распорядительного плана для обучения группы или, в крайнем случае, подгруппы студентов. Учебный план предписывает осуществление коллективного принципа обучения, исключает отклонения в любую сторону (замена одной дисциплины на другую или углубленное изучение одной учебной дисциплины за счет другой учебной дисциплины для отдельных студентов), поэтому можно говорить об авторитарном характере образования по учебному плану.

Введение в учебный план дисциплин регионального значения (по выбору вуза) и дисциплин по выбору студента еще более подчеркивает авторитарность образования. Кто и когда спрашивал у студентов, какие дисциплины учебного плана следует читать как дисциплины по выбору студента? Кроме того, как можно выбирать желаемую дисциплину из, например, двух таких: "Антропософная морфетика" или "Конгруэнтивная инверсность"? А ведь для большинства студентов дисциплины учебного плана до их изучения столь же понятны, как и приведенные выше.

Вводя демократические принципы в высшее образование, следует признать, что учебный план является анахронизмом, оставшимся от модели авторитарного высшего образования.

Если кто-то из ученых педагогов будет говорить о возможности создания некоей индивидуальной траектории обучения в условиях действия учебного плана, следует понимать, что указанный ученый педагог выполняет чей-то заказ или лукавит, иногда не осознавая этого.

Упразднение ученого плана создаст, на первый взгляд, лакуну в организации учебного процесса. Действительно, чему учить, если нет "направляющего" документа? Но, с другой стороны, всегда не мешает помнить, что учебные планы составляют и составляли чиновники от образования, а работать выпускникам вузов приходилось в экономике. Этот диссонанс отметил еще А.Райкин в пятидесятые годы прошлого столетия: "Пришел в институт, забудь все, чему тебя учили в школе, пришел на завод, забудь все, чему тебя учили в институте!". Такое, в некоторой степени, стороннее место занимало и продолжает занимать высшее образование именно благодаря учебному плану. Но тогда как же быть?

В системе государственного трудоустройства предусмотрен реестр профессий, а для каждой профессии, входящей в реестр, должна быть составлена квалификационная характеристика. Чиновники, увлекшиеся коррупционными играми, этот участок работы полностью запустили, и квалификационные характеристики имеются, хорошо, если для 10% профессий, поименованных в государственном реестре.

В СМИ появилось сообщение, что будто бы в Вене в 2011 году состоялась конференция университетов Евросоюза, где провозглашено осуществившимся создание единого европейского образовательного пространства. Правда, годом раньше, в марте 2010 года Министры образования 46 стран приняли решение, по которому процесс образования упомянутого пространства продолжен до 2020 года. Пока что более реалистичным следует считать решение конференции Министров, ведь единое образовательное пространство предполагает и единые образовательные стандарты. Полагать, что в стандартах будет установлен единый учебный план по направлениям – это значит неверно понимать тенденцию развития высшего образования. А вот принять за базу единую квалификационную характеристику профессионального направления, вытекающую из единого для, скажем, Евросоюза реестра специальностей, – вполне реально. В этом случае получится предлагаемая рис.3 картина.

Пахотин3.jpg

Типовые и рабочие программы

Здесь следует остановиться, в первую очередь, на вопросе типа обучения (рис.4).

Пахотин4.jpg

Болонский процесс при подготовке бакалавров прямо подразумевает проектное обучение, а в этом случае программа профессиональной подготовки бакалавра оказывается единственным программным документом, т.е. типовая программа становится не только не необходимым, но и просто лишним документом, а поэтому и вредным.

Программа учебной дисциплины фактически является документом планирования содержания подготовки специалиста именно по этой дисциплине и, несмотря на обычные стандартные вступительные фразы о предшествующих и последующих учебных дисциплинах, связанных с рассматриваемой, как правило, никак не учитывает насущные потребности профессиональной конкретной подготовки. Это ведет к избыточности образования и подготовки бакалавров, хотя для подготовки магистров такой подход заслуживает внимания.

Из сказанного следует, что нужно исходить из системной модели подготовки бакалавра, а при проектном и стендовом обучении следует вообще исключить разбиение содержания профессионального образования на отдельные дисциплины и проводить изучение инструментальных и технологических дисциплин по мере необходимости. Иными словами, подготовку бакалавра следует в корне изменить в силу возникновения непреодолимого противоречия между задачами профессиональной подготовки и программного обучения, применяющегося в настоящее время.

Продолжение следует...


| Количество показов: 1795 |  Автор (привязка):  Пахотин Константин Константинович |  Голосов:  10 |  Рейтинг:  4.06 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:



Олена Пугачова, 04.10.2011 11:51:08 Цитировать Имя

Пока все заблокировано и действует только одна одностороння цепочка вуз -чиновник, никакие модели никому не помогут. Что толку, что ее разместит сайт. А дальше?


Kenskin, 04.10.2011 06:14:46 Цитировать Имя

Жванецкий описывает поведение воробьев (воробей - это соловей, закончивший консерваторию заочно) с помощью однолинейной "цепочки".
В нашем случае Вы подходите к созданию полноценного графа (дерево) в качестве модели с соаодчиненными узлами разной сложности. Весьма перспективная идея, осуществить которую примитивными средствами MsOffice и сетевых ресурсов пока сложно, но зато очень интересно!
Если Вы захотите свои представления выразить в графической модели, пришлите наброски по адресу kenskin@ukr.net. Уверяю Вас, приветливые хозяева этого сайта не откажут Вам и мне в публикации удачной модели.


Олена Пугачова, 03.10.2011 19:30:36 Цитировать Имя

Мое личное мнение состоит в следующем. Любая формальная бумага должна оцениваться не изолированно от всего существующего и происходящего. Помните у Жванецкого: «Консерватория, аспирантура, мошенничество, афера, суд, Сибирь. Консерватория, частные уроки, еще одни частные уроки, зубные протезы, золото, мебель, суд, Сибирь. Консерватория, концертмейстерство, торговый техникум, зав. производством, икра, крабы, валюта, золото, суд, Сибирь. Может, что-то в консерватории подправить?» Так и у нас мы пытаемся подправить консерваторию. Вопрос в том, что этот элемент связан с другими составляющими связями, которые непременно приведут в Сибирь (с чего бы мы не начинали).
Меня интересует: какова связь учебный план-преподаватель; учебный план - студент; учебный план - экономика и т.д. Связывает ли учебный план нас как составляющих образовательного процесса или, наоборот, разъединяет. Можем ли мы развиваться в рамках учебного плана или только деградируем? Не является ли учебный план интеллектуальным насилием для студентов и преподавателей? Исследовал ли кто-нибудь воздействие существующих учебных планов на образовательный процесс? Короче, только увидев цепочку связей я могу сказать, куда они ведут. Пока этой цепочки нет вообще. Есть УМК и чиновник. И эта связь действует как интеллектуальное насилие над преподаванием.


Kenskin, 02.10.2011 07:31:10 Цитировать Имя

Уважаемая Олена Пугачова!
Большое спасибо за комментарий.
Хотелось бы узнать Ваше мнение по замене типового учебного плана подробной квалификационной характеристикой направления подготовки. Демократизирует ли такая замена образование? Приобретут ли университеты черты культурной или "ментальной" автономии? Или по-прежнему автономия будет достигаться путем кабинетных интриг?
Об УМКД (термин 80-х годов) я буду писать позже...


Олена Пугачова, 30.09.2011 17:48:20 Цитировать Имя

Полностью поддерживаю точку зрения автора статьи. Один раз написать метод. комплекс, который соответствует всем требованиям, - означает убить в себе творческое начало, желание развиваться, мыслить, любить свой предмет. Это не просто анархонизм. Это- орудие интеллектуального насилия над преподавателем. Видимо, именно эта цель и преследуется теми, кто заставляет всех преподавателей всех вузов делать однообразную, бессмысленную работу. Перелистывая метод. комплексы разных вузов, видишь, что они одинаковы как близнецы и одинаково (лет на 20) отстают от того, что сегодня преподают в западных вузах. Кто заинтересован, чтобы так унижали преподавателя и заставляли его преподавать устаревшие теории по устаревшим методикам? Кроме того, эта колоссальная работа зачастую делается бесплатно, без обеспечения авторских прав. В вузах скоро студентов будет меньше, чем метод. комплексов.
Преподавателя никогда не спрашивают, что ему нужно для работы. Это за него знает чиновник. Только чиновник никогда не несет ответственности за свои решения. Я думаю, что вопрос о роли преподавателя в учебном процессе стоит вынести на всеобщее обсуждение, независимо от деклараций Болонской системы.



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Гордевський В'ячеслав Дмитрович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Придністровський дайджест. Спеціальний випуск

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua