На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Образование

Об учебной документации в высшей школе – 2

Версия для печати Версия для печати

Сохранившаяся от советского высшего образования документация по организации и управлению учебным процессом в современных условиях своим обилием и наложением непреодолимых границ тормозит учебный процесс и высшее образование в целом

В прошлом сообщении была дана классификация учебной документации, которая была перенесена в данную статью для удобства последующей аргументации.

Итак, продолжим… 


Освіта.jpg

Типовые и рабочие программы

Для исключения избыточности подготовки бакалавров все дисциплины в своем содержании должны быть ориентированы на удовлетворение требований квалификационной характеристики направления профессиональной деятельности. Если для специальных дисциплин особой сложности не предвидится, то при составлении программ инструментальных и адаптационных учебных дисциплин возникают требования приспособления к изучению последующих курсов. Из этого противоречия в американской высшей школе вышли наипростейшим путем – внедрением метода проектов, когда главы математики, физики, ботаники, общей биологии и т.д. изучаются при подготовке проекта по специальности. Получаются в итоге мозаичные знания по инструментальным дисциплинам, отвечающие скорее хаотическому информационному пространству, чем правильному образованию. Подобная подготовка исключает необходимость в каких-либо программах, но она же при смене деятельности каждый раз требует переподготовки бакалавра.

Если сохранить программное обучение, то следует вспомнить забытое в последнее время словосочетание – межпредметные связи. Нельзя также забывать и о принципе интеграции в образовании, что значительно упростит научные исследования в направлении обеспечения целостности высшего образования. Как бы чиновники не сопротивлялись научным исследованиям в области высшего образования, как бы не старались специалисты в педагогических науках обеспечить бюрократический подход в образовании, настоящие исследования и научная выработка решения образовательных проблем станут реальностью уже в недалеком будущем. Жаль, если украинское образование снова окажется в хвосте мировой научной мысли… 

Тем не менее, типовые программы легко плодятся со скоростью появления новых дисциплин. "Интересным" фактором типовой программы в последнее время оказывается ее формализация вне зависимости от содержания учебной дисциплины. Самое странное в этом процессе, пожалуй, заключается в том, что в родственных дисциплинах в содержании предусматривается дублирование целых блоков учебного знания, что указывает на деградацию программного обучения в целом.

О содержании рабочих программ говорить можно только конкретно, потому что в разных вузах оно различное. В целом обнаруживается тенденция увеличения листажа рабочих программ по требованиям местных вузовских чиновников, не желающих, по-видимому, отставать от вышестоящих товарищей по столу.

Критерии оценивания

Особого внимания заслуживает распределение баллов по отдельной дисциплине. Для набора достаточного числа баллов студент должен посещать занятия, проходить тестирование модульного контроля и итоговое тестирование или сдавать экзамен. Здесь возможны курьезы. Методический центр одного из отраслевых министерств спустил в вузы такую таблицу распределения баллов, по которой можно было без экзаменов и итогового тестирования набрать достаточное количество баллов на вполне приличную оценку. Этот порядок продержался ровно одну сессию, поскольку старший профессорско-доцентский состав оказался лишенным э-э-э… общения со студентами. Таблицу быстро переработали так, чтобы студенты в процессе обучения могли набрать не более 50 баллов из 100. Этот пример ярко показывает волюнтаристский подход к контролю качества обучения. Становится очевидной необходимость научного исследования этого вопроса.

Рейтинговое оценивание всей дисциплины по отношению к другим дисциплинам приобретает все большее значение с демократизацией обучения. Дисциплины по выбору студента должны оцениваться в соответствии с направлением подготовки, и здесь волюнтаризм лишь тормозит развитие образования. Только разработка научного метода оценки дисциплин, предлагаемых студентом к его обучению, по отношению к его профессиональной подготовке позволит и далее развивать единое европейское пространство высшего образования.

Расписание занятий

Даже такой документ, как расписание занятий, к которому отношение вузовских чиновников весьма панибратское и фамильярное, как к бросовой бумажке, даже такой документ, который и документом назвать нельзя, так часто его правят, требует фиксации и подчинения кредитно-модульной системе организации учебного процесса в Болонской технологии.

В расписании обязательных дисциплин должен быть зафиксирован порядок изучения дисциплин по модульной схеме, т.е. расписание должно предусматривать чередование лекционных и практических занятий строго в соответствии с рабочей программой. Почти нигде этого нет, поэтому и модульное распределение учебного материала является чаще всего фикцией.

Предлагается полужесткая модель расписания, когда обязательные адаптивные и специальные дисциплины преподаются строго по расписанию учреждения, а дисциплины по выбору – по расписанию кафедры, но и в этом случае без экспериментальной проверки ничего нельзя принимать к неукоснительному исполнению…

Журнал группы, журнал преподавателя, ведомость учета проведенных занятий

Болонский процесс, предполагая и декларируя мобильность студентов, тем самым устанавливает индивидуализацию в учебном процессе вплоть до организации временных рабочих групп при изучении отдельных разделов учебных дисциплин. Таким образом, классическая студенческая группа становится анахронизмом, поэтому и учебная документация, ориентированная на организованную студенческую группу, также подлежит замене на более приспособленную к современным реалиям документацию.

Наличие современного инструментария при индивидуальном обучении вообще может снять проблему контроля посещаемости студентами занятий по обязательным дисциплинам. Уже известны компьютерные планшеты, адаптированные для нужд образования (изготовлено в Индии). Если вспомнить про централизованное изготовление студенческих билетов, то посещаемость вполне может быть проконтролирована самим студентом, ведь преподавателю вменяется в обязанность такой контроль только при авторитарном обучении. В настоящее время преподавателя, скорее, можно сравнить со страховочной веревкой для студента, взбирающегося по скалам учебного знания. Студент должен решать сам или с помощью куратора, нужна ли ему такая страховка. С введением всеобщего тестирования преподаватель устранен и от непосредственного контроля знаний по программе подготовки бакалавра.

При такой постановке вопроса журнал преподавателя, введенный в ранг официального учебного документа (например, в Уманском национальном университете садоводства), следует считать густопсовым анахронизмом, оставшимся от авторитарного образования и использующимся бюрократией для дополнительного уничтожения творческого потенциала и сведения преподавателей до уровня напедрабов (научно-педагогические работники).

Ведомость учета проведенных занятий составляется каждый месяц каждым преподавателем и сдается в учебную часть (учебный отдел, учебное управление). Польза от этого документа та, что проверка, контроль за ведением этих документов, проверка соответствия с учебным планом, рабочей программой и расписанием создают возможность и необходимость от одного до пяти дополнительных рабочих мест чиновников. Для учебного процесса и образования в целом пользы нет. Первоначально ведомости были калькой журнала регистрации занятий на кафедре. Такой журнал велся с благородной целью подмены внезапно заболевшего, например, преподавателя другим преподавателем кафедры, который мог продолжить изучение курса вместе со студентами без дублирования и отрыва от программы. Все это имело смысл при монодисциплинарных кафедрах. В современных условиях, когда дисциплин, читаемых кафедрой, больше, чем преподавателей (на одном сайте автор нашел кафедру механики, на которой читается 104 дисциплины при наличии 36…40 преподавателей), такая практика теряет смысл. Ведомости сохранились с целью уличать мошенничества преподавателей, которые изначально таковыми и считались, как лица, отошедшие от рабочего класса и влившиеся в прослойку гнилой интеллигенции.

Другие документы контроля работы преподавателя, а им нет числа, столь же "полезны", как и ведомости учета… Например, журнал взаимопосещений. Всякая особа, посещающая занятие преподавателя, уже давно в европейской части Союза воспринималась, как враждебное лицо, унижающее своим присутствием данного преподавателя. Поэтому издавна для заполнения журнала преподаватель описывал свои занятия в ритуальном виде, а якобы посещающий эти описания подписывал. Возникает вопрос: есть ли польза от такого документа?

Итак…

В целом следует сделать вывод, что сохранившаяся от советского высшего образования документация по организации и управлению учебным процессом в современных условиях своим обилием и наложением непреодолимых границ тормозит учебный процесс и высшее образование в целом.

Этот раздел учебной документации подлежит научному исследованию и неукоснительной замене минимальным количеством необходимых документов, причем в электронном виде, без дублирования на бумаге. Последнее отвечает требованиям экологов.

Продолжение будет…

| Количество показов: 1045 |  Автор (привязка):  Пахотин Константин Константинович |  Голосов:  9 |  Рейтинг:  3.8 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:





Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Шуваткіна Ірина Анатоліївна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Мала гірнича енциклопедія. Том 1, літера І

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua