На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Образование

О необходимости стратегических исследований в высшем образовании

Версия для печати Версия для печати

Никакое априорное решение сколь угодно мудрых чиновников не сможет восстановить престиж и качество украинского образования

Образование является коллективным изобретением человечества. Дообразовательный период ограничивается в мире млекопитающих семейным воспитанием, редко – племенным (стайным, стадным) воспитанием, но правильное образование – это достижение разума человечества.

Как и всякий искусственный объект или система, процесс, образование должно было бы подвергнуться всестороннему научному исследованию, однако в этом случае были произведены лишь первичные теоретические и экспериментальные изыскания, как правило, зачинателями новых формирований в образовании. В высшем образовании система развивалась вообще стихийно. Все так называемые научные исследования в высшем образовании ограничиваются и по сию пору описанием некоего опытного или эмпирического материала, не имеющего никакого отношения к научному исследованию. Прогнозно-стратегические построения также отличаются априорностью и нонаргументированностью. Итак, следует признать, что научное изучение высшего образования находится в эмпирической стадии, усложненной волюнтаристским вмешательством в работу этой сложной системы.

1. О факторах влияния (Рис.1)

1.1. Основным, фундаментальным фактором влияния на развитие высшего образования с древнейших времен следует полагать некий генетический фактор – тягу к самосовершенствованию. Его можно называть требованием эгрегора, влиянием ноосферы, некой записью в геноме; с энергетической точки зрения образование можно полагать инструментом достижения комфортных условий существования с наименьшими энергетическими затратами. Образованный домашний кот ловить мышей не будет, поскольку он знает, что его кормушка наполнится без всяких физических усилий с его стороны, стоит лишь попросить с помощью мурлыкания.

Рис.1.jpg

1.2. Вторым фундаментальным фактором влияния следует, видимо, считать общественное признание. К образованным людям исторически соплеменники, а потом и сограждане испытывают некое почтение и уважение. Так было до самого последнего времени, несмотря на периодически предпринимаемые бюрократией попытки свести учителей и преподавателей (носители образования) до статуса шкрабов и напедрабов. Вполне обоснованно считается, что образованные люди способны быстрее обучаться новому делу, увереннее себя чувствуют в нестандартных естественных, цивилизационных или экономических ситуациях. Таким образом, общественное признание способствует прогрессу высшего образования.

1.3. С зарождением государства постепенно усиливается роль образования, дошедшего в древнем мире до статуса культа для правящей элиты. В средние века роль образования резко снизилась, и потребность в нем начала возрастать только с зарождения массового производства. Зато роль нового образования стала более весомой для низших классов, а государственная поддержка возросла после понимания государственных достижений с образованным населением. Образование на государственной службе проявило себя достаточно полно в ХІХ-ХХ веках. Государственная необходимость выражалась в достаточной государственной поддержке, но породила и бюрократическое вмешательство в функционирование системы высшего образования. Особенно большой была государственная необходимость при государственном управлении и распоряжении общественной собственностью.

1.4. В последнее время резко возросла мощность информационных потоков. Информационное поле буквально пронизывает бытовую, профессиональную, интимную и духовную сферы жизни каждого человека. Доступность фактологической информации стремительно возрастает. Фактическое, предметное знание любого уровня сложности и понимания легкодоступно для любого возраста в полном объеме, но чаще – в энциклопедических отрывках вне контекста причинно-следственных отношений. Возникает иллюзия априорного знания и легкости достижения профессионализма любого уровня без правильного образования, что, в свою очередь, приводит к ощущению обременительности "отстаивания" очереди за дипломом только из-за требований возможного работодателя, что дополнительно доказывается школьной практикой невыполнимых
тестов. Подобная ситуация усугубляется тем, что наиболее популярная дисциплина "Информатика" до сих пор находится на донаучном, эмпирическом этапе. Нет теоретического обоснования и определения этой дисциплины в целом и отдельных разделов в частности, что и позволяет пользователям компьютерной техники добиваться значительных успехов изобретательского уровня (интуиция без научного обоснования).

В целом описанный фактор в настоящее время приводит к недопустимости применения устоявшейся стандартной модели высшего образования и приводит к необходимости научного подхода к созданию работоспособных стратегических моделей в высшем образовании.

1.5. К сожалению, пятый фактор можно назвать фактором антирекламы высшего образования и науки. Имеются в виду выступления СМИ по поводу украинского высшего образования. За все время трудно вспомнить репортажи и новости с положительными отзывами об отечественном высшем образовании. Зато все превосходные степени относятся к образованию в США и Западной Европе. Прививаемая уничижительная оценка "домашнего" высшего образования перенесена и на частный бизнес, и в политику. Кроме того, приобретение научных степеней и ученых званий лицами, не имеющими отношения ни к науке, ни к образованию, приняло в последнее время ошеломительный размах, в то время, как работникам высшей школы создаются различные препоны в этом смысле. Достаточно вспомнить пресловутое распоряжение министра Вакарчука о требованиях к соискателям ученых званий доцента и профессора.

1.6. Шестой немаловажный фактор влияния на высшее образование имеет бюрократические корни. Это волюнтаризм и принятие необоснованных решений бюрократами по реформированию образования, по оплате труда, сводящих труд преподавателя к безусловно бесполезной деятельности. Это попытки принятия закона о высшем образовании, почти каждая статья которого требует подзаконного акта, что на руку именно бюрократии. Это диктат и "причесывание" всех вузов любой формы собственности под требование к государственным вузам и по структуре, и по содержанию, и по методологии образования. Это и отсутствие оплаты за подготовку специалистов частным капиталом.

Последние два фактора однозначно отрицательно сказываются на функционировании системы высшего образования. Следует отметить, что в последнее время постепенно отмирают два фундаментальных фактора прогресса высшего образования – государственная необходимость и общественное признание. Это происходит в силу успешного укрепления именно последних двух факторов.

2. О восстановлении престижа высшего образования (Рис.2)

Рис.2.jpg

2.1. Понимание сути воздействия факторов влияния позволяет поставить задачу научных исследований. Кратко эту задачу можно формулировать как поиск алгоритмов:

2.1.1. Восстановления функционирования факторов общественного признания и государственной необходимости;

2.1.2. "Перевода" фактора информационного поля в стимулирующее фундаментальное положение относительно высшего образования;

2.1.3. "Превращения" факторов негативного влияния в факторы устойчивого позитивного влияния.

Решение поставленных задач не может осуществиться единовременно, с помощью волевого решения соответствующих распорядительных структур, доказательством чего служит кризис высшего образования во всех странах европейской цивилизации и неудача первого периода "волевого" создания европейского пространства высшего образования. Необходимо перевести процесс принятия решений в системе образования на научную основу с включением лабораторного и натурного эксперимента.

2.2. Важность и масштаб поставленных задач требуют самого высокого уровня подчинения научных исследований и контроля за их проведением. В президентско-парламентской республике проведение исследований можно поручить научной структуре при Президенте, а контроль за проведением экспериментов – Комитету по образованию и науке Верховной Рады, памятуя об основном требовании к экспериментам с участием людей: "Не навреди!". Программа исследований должна преследовать межсистемные, межведомственные цели.

2.3. Восстановление престижа высшего образования не может ограничиваться предложенными межсистемными научными исследованиями, но должно опираться и на "внутренние" системные и структурные исследования системы образования с выработкой соответствующих рекомендаций. Важность таких исследований определяет необходимость включения последних в общую программу научных разработок.

3. О необходимости стратегических исследований в системе высшего образования

3.1. История развития системы высшего образования представлена на Рис.3.

Рис.3.jpg

Информационный этап характеризуется единственной моделью мироощущения, и образование основывается на обучении правилам поведения в условиях принятой модели. Основной принцип обучения – "делай, как я"; основная цель – выживание рода, племени, союза племен, общественной или профессиональной касты. Развитие цивилизации носит случайный характер, от редкого открытия до открытия. При появлении больших скоплений людей (полисов-государств) появляются разные модели мироощущения, между сторонниками разных моделей происходят философские диспуты, нередко переходящие в кровопролития (Древняя Греция, в Египте – борьба Атона – Амона…).

Методологический этап отличается поисками методологии описания множественных моделей мироощущения, создания единой технологии (говоря по-теперешнему) поиска продукции. Ученики обучаются методам. Зарождение следует отнести ко времени медресе; через забвение мрачных веков этот этап возродился в университетах Западной Европы. Этот этап принес бурное развитие цивилизации, и до сих пор приносит отдельные успехи, хотя образование в целом уже находится в следующем этапе.

Технологический этап возникает в условиях резкого возрастания количества моделей мироощущения в связи с возникновением коммуникационной техники (радио, телевидение и особенно компьютерная сеть). Модели перестали быть статичными, их границы постоянно находятся в динамике и имеют размытый вид. Возрастает количество возможных технологий познания. Приходит необходимость какого-то ориентира, шаблона, стандарта общепринятой модели мироощущения, что ведет к принудительному упрощению калейдоскопа моделей мироощущения на основе неких параметров. Такими параметрами проще всего принять первичные инстинкты, что с успехом и воплощается через поп-культуру, рекламу, PR-технологии, привитие идеологии потребления.

В образовании этот этап возник в пятидесятые годы прошлого века в США, распространился на Западную Европу, а сейчас проник на пространство СНГ. В образовании разрабатываются упрощающие технологии организации обучения, примером чего служит, например, Болонский процесс. В целом эклектичное информационное поле в процессе обучения упорядочивается путем применения единой технологии на всем образовательном пространстве. Европейская цивилизация таким образом старается отдалить свой окончательный упадок, хотя большинству образованцев понятно, что принятые упрощающие технологии организации обучения приведут к тупику в развитии цивилизации.

В то же время, начинают пробиваться ростки этапа системообразующего образования (тавтология применена специально), но пока еще не в системе образования, однако очевидно, что то территориальное или экономическое государство, которое первым войдет в этот этап в образовании, резко вырвется вперед в науке и экономике. Концепция этого образования очень проста, но требует обязательного проведения эксперимента, без чего вхождение в этот этап может растянуться на десятилетия. В то же время, методология на этом этапе носит характер изобретения, а, возможно, и открытия, подлежащего патентованию для сохранения приоритета страны, нашедшей эту методологию.

В заключение можно сказать, что проведение экспериментов по системообразующему образованию следует начинать уже теперь. Время не ждет.

3.2. Вхождение украинского образования в Болонский процесс предполагалось предварить экспериментом на базе 5-7 вузов. Министр В.Кремень даже создал при Министерстве некую комиссию, которая должна была выработать соответствующие рекомендации, однако что-то "пошло не так", и к концу 2003-2004 учебного года было решено "ввергнуться" в Болонский процесс всей системой высшего образования полностью и без раздумий. Снова победил волюнтаризм, и восторжествовала бюрократия.

Достоинства и недостатки бюрократических решений по Болонскому процессу до сих пор оцениваются по принципу "закалимся в борьбе", что не приносит пользы для всей системы и вызывает интуитивное сопротивление непосредственных исполнителей. Лишний раз мы убеждаемся, что априорные решения в важных вопросах могут принести больше вреда, чем пользы.

3.3. Тем не менее, Болонский процесс имеет свои сильные стороны как инструмент создания единого европейского пространства высшего образования при соблюдении некоторых условий:

3.3.1. Создание единого для Европейского Союза и присоединившихся к Болонскому процессу стран реестра или классификатора специальностей;

3.3.2. Создание общего для упомянутых стран квалификационных характеристик направлений.

Соблюдение этих условий единственно позволит говорить о некой базе единого образовательного пространства. Без этого никакие соглашения на уровне университетов двустороннего или многостороннего характера не позволят такое пространство создать. Соглашения на уровне университетов в наиболее благоприятных условиях позволят лишь выдавать двойные дипломы некоторым студентам, что не решает проблемы.

При соблюдении перечисленных условий для украинских вузов может быть предложена структура, показанная на Рис.4, требующая экспериментальной проверки.

Рис.4.jpg

Предполагается, что колледжи в составе университета осуществляют профессиональную подготовку студентов по программе бакалавра, институты через школы дают подготовку магистров для бакалавров, а через факультеты осуществляют подготовку носителей инструментального знания по программе магистра.
Предлагаемая модель подготовки по программе бакалавра была подробно описана
ранее, а возможная структура институтов университета показана на Рис.5.

Рис.5.jpg

Следует отметить, что даже в самых благоприятных обстоятельствах подобные модели должны подвергаться тщательному научному исследованию через проведение экспериментов и выработку на основе этих опытов подробных рекомендаций. Именно и только в этом случае можно будет констатировать возрождение полноценного и качественного украинского образования.

3.4. Системный характер высшего образования требует и системного подхода в научных исследованиях. Отсутствие методов системного экспериментального анализа сложных систем с учетом человеческого фактора принуждает рассматривать целостную систему как совокупность взаимопроникающих подсистем с различными свойствами, характеристиками и природой (Рис.6). При теоретическом анализе систем чаще всего природа атрибутики не учитывается, поскольку иначе системный анализ становится невозможным в силу недостаточного абстрагирования, но в экспериментальных исследованиях подобное "пренебрежение" природой элементов, входящих в опыт, практически всегда приводит к провалу всего эксперимента, что и заставляет учитывать составляющие подсистемы.

Рис.6.jpg

3.5. Всевозможные методологические рецепты, связанные с улучшением методик процесса обучения, до сих пор базируются на традиционных содержании образовании, формах обучения и видах занятий. В условиях всепроникающего информационного поля, при наличии мощного инструмента обучения (компьютер), простым усовершенствованием и всевозможным консалтингом проблему высшего образования решить нельзя. Никакое априорное решение сколь угодно мудрых чиновников от образования не сможет восстановить престиж и качество украинского образования.

Только экспериментальные стратегические исследования разных вариантов образования, ограниченных лишь принципом "Не навреди!", смогут предложить реальные рекомендации к решению проблемы.


| Количество показов: 1326 |  Автор (привязка):  Пахотин Константин Константинович |  Голосов:  7 |  Рейтинг:  3.9 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:



Олена Пугачова, 04.12.2011 15:31:47 Цитировать Имя

И еще. Мышление по правилам государства, т.е. социализация, - важнейшая функция образования как социального института. Но это мышление по правилам, А НЕ ПО ПОНЯТИЯМ. Выполняет ли образование сегодня функции социального института, или оно превратилось в частный бизнес, а общественные интересы превратились в частные интересы? Не стот смешивать кризис образования, связанный с новой информационной действительностью, и кризис института образования, связанный с развращением всех, кто попадает в этот огромный теневой бизнес. Из кризиса можно выйти при условии активного поиска выхода. Но из разложившегося состояния выйти нельзя при всем желании, припарки здесь не помогут.


Олена Пугачова, 04.12.2011 00:30:31 Цитировать Имя

К сожалению, научное исследование социальных сетей у нас не проводится. Культура, образование,воспитание - все это вылилось в социальные сети. Мы видим, что все это нахождится на низком уровне, но считаем, что в этом виноваты социальные сети, а мы - другие. В образовательных учреждениях - все по-другому. Поэтому выражение "ушел в сеть" воспринимается однозначно и негативно. Между тем все не так просто и понятно. И вывод о том, что социальная сеть - это пространство для общений, которое не способно на сложные конструкции - недостаточно обоснован (т.к. не базируется на конкретных современных исследованиях).
Что касается образования, вы попробуйте добыть знания в нашей системе образования. Хорошо, если они Вам не нужны, а если нужны? Конечно, у нас есть университеты, конечно, у нас есть рейтинги, конечно, у нас есть методкомплексы и т.д. Но что делать человеку, который не находит того, что могло бы удовлетворить его познавательный интерес. И не стоит недооценивать роль социальных сетей в этом случае.


Kenskin, 23.11.2011 18:22:52 Цитировать Имя

!. Лучше, чем сказал А.С.Пушкин на первых страницах романа "Евгений Онегин", вряд ли можно охарактеризовать социальные сети. То, что мы сейчас имеем в сети, можно считать аналогом некоего собрания, где организуются в разных помещениях кружки по интересам. Социальные сети отражают голод в общении, но никак не образовывают участников.

Безусловно, обучение происходит, любое общение обучает, но процесс образования несколько отличается от того, что Вы предлагаете так называть. Образование предполагает обучение правильному мышлению, что нужно понимать, как мышление по правилам, принятым в данном обществе. Поэтому издавна отличались разные виды образования, ведь для разных народов или групп народов были разные правила.

Социальные сети создают среду общения, что приводит к обучению "чему-нибудь и как-нибудь", а это по максимуму позволяет лишь ориентироваться в информационном пространстве, но не позволяет отправлять профессиональные функции. Участнику сети "немудрено блеснуть" некими намеками на что-нибудь этакое эзотерическое и астрально-запредельное или перечнем любимых футболистов, или иными параметрами эрудиции.

Эрудированный человек - это хорошо, но нельзя ставить знак тождества между эрудированностью и образованностью.

Образование - подчиненная система, ее развитие возможно за счет внутренних ресурсов, но поскольку это открытая состема, процессы в ней не могут иметь адиабатный характер, поэтому даже внутренние ресурсы системы имеют открытый выход из подсистемы. Такова, напрмер, методология. За счет принятой в Советской педагогике потовыжимательной системы методология высшей школы не только не оплачивалась, но и всячески уводилась в тень.

Образование не находится при последнем издыхании, образование находится в стадии глубокого кризиса в силу пояления совершенно нового доступа к фактической информации, что сбивает с толку тех исследователей и преподавателей, которые всегда путали эрудицию со знаниями.


Олена Пугачова, 15.11.2011 17:31:06 Цитировать Имя

Выйти из системного кризиса внутри системы не удастся. Жизненный цикл организации под названием "Образование" вошел в последнюю стадию. Понимая это, все, кто смотрит на образование как финансовый поток стараются выжать максимум. Сейчас в образовании время "хищников и стервятников"- растерзывающих без всяких правил все, что осталось.

Истинное образование становится невидимым. Его не фиксируют ни дипломы, ни статистика, ни работодатели. Оно оказалось без финансового сопровождения, поэтому и не регистрируется социальными датчиками.
Где может дать о себе знать образование? Такая возможность появилась - социальная сеть. Я думаю, что от нашей системы образования со временем будут отпадать и преподаватели и студенты, формируя новое образовательное пространство, где есть знания, а не методкомплексы и справки о знаниях.



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Бабяк Ярослав Юрійович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

"Суперклиматрон" - будущее аграрной и аграрно-космической отраслей

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua