На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Экономика

Болонский процесс: подготовка бакалавра – содержание

Версия для печати Версия для печати

Продолжение. Начало см.:

Болонский процесс: подготовка бакалавра – модель структуры…

Болонский процесс: подготовка бакалавра – роль куратора

Содержание образования является наиболее жестким и наименее демократичным компонентом профессионального образования

1. Вместо введения

Содержание подготовки бакалавра – достаточно интересный объект для исследования. Несмотря на то, что наши чиновники хорошо научились "стряпать" учебные планы путем следования старым образцам с последующим сокращением учебного времени на каждую дисциплину и резкого увеличения количества дисциплин с легкой "подачи" знакомых профессоров и доцентов, содаржание подготовки специалистов высокой и высшей квалификации, с точки зрения научного изучения, остается секретом.

Содержание образования является наиболее жестким и наименее демократичным компонентом профессионального образования, поскольку он регламентирован жесткими профессиональными требованиями и государственными стандартами.

Именно попытка некоторой демократизации привела к введению в учебные планы такого блока дисциплин, который лицемерно назван "дисциплины по выбору университета" и "дисциплины по выбору студента", которые, впрочем, "вписаны" в профессиональную подготовку.

Рис.1.jpg

Несколько ранее было показано, что при определении содержания высшего профессионального образования следует отказаться от практики учебных планов и руководствоваться квалификационными характеристиками профессионального направления. В принятых на межгосударственном уровне для всех стран, входящих в единое пространство высшего образования (ЕПВО), классификаторах профессий должны быть выделены блоки родственных профессий, для которых столь же необходимо для всех стран в ЕПВО принять единые квалификационные характеристики направлений или блоков родственных профессий (Рис.1).

А вот ответы на вопрос "как удовлетворить требования квалификационных характеристик?" можно отнести к компетенции университетов. Оформление организации учебного процесса также должно оставаться внутренним делом каждого университета, поскольку работодателей, и на внутреннем, и на международном рынках труда, всегда будут интересовать лишь соответствие компетентности носителя рабочей силы компетенциям рабочего места.

Вряд ли можно ожидать от автора статьи неких рецептов определения содержания подготовки бакалавров. Мы определим целью лишь отработку основных научных подходов к определению содержания самой подготовки.

2. О векторах развития личности

Сначала обратимся к количественным оценкам. Сразу отметим, что расчеты носят гипотетический характер и дают лишь оценочную картину.

В целом, студент в колледже осваивает 200 кредитов – примерно по 50 кредитов на каждом уровне обучения. Если временную наполненность считать по европейским стандартам, то 50 кредитов равны 1800 академическим часам, а при 10-тичасовом учебном дне (10 академических часов в современных условиях равны примерно 7 астрономическим часам) равны 180 дням или 36 пятидневным неделям (30 шестидневных недель). Половину кредитов следует отнести на профессиональную подготовку (включая характеристику направления, характеристику специальности и практическую подготовку), примерно 40 кредитов уходят на адаптационную подготовку бакалавра (Рис.2), таким образом, для дисциплин по выбору остаются около 60 кредитов.

Рис2.jpg

Следует обязательно отметить введение учебных занятий в выбранных самим студентом направлениях. Отсюда совершенно необходимым элементом подготовки бакалавра следует признать куратора, который играет роль старшего советника и наставника для студента.

Поскольку вторичные векторы пристрастий или хобби чаще всего бывают весьма далеки от первичного, профессионального, вектора, при рассмотрении содержания дисциплин по выбору студента возникает вполне резонный вопрос учета этих дисциплин в программе подготовки бакалавра.

Качественная оценка "подходит – не подходит" для дисциплин по выбору ликвидирует саму идею выбора, поэтому здесь не подходит. Следует заметить, что диплом для человека является аналогом некогда практикуемых рекомендательных писем, поэтому из вкладыша работодатель должен иметь наиболее полную картину нанимаемого работника, знать его достижения и увлечения не только в профессиональной области. Такой подход к носителям рабочей силы уже применяется во многих странах. Именно поэтому нельзя сдерживать и препятствовать студенту проходить подготовку в облюбованных направлениях.

Дисциплины по выбору можно подразделить на два больших класса – класс цикловых дисциплин, позволяющих приобрести любительские умения и навыки в некоторой области (плетение корзин, вышивание рушников, езда на автомобиле…), и класс отдельных дисциплин для пополнения методологического или "научного" (тензорный анализ, квантовая механика, основы соционики…).

Предлагается простой способ количественного учета дисциплин по выбору по "цветности" этих дисциплин. Цвет определяет куратор и утверждает Совет колледжа.

Таблица цветности дисциплин по выбору 

"Цвет" дисциплины 

Дисциплина, выбранная студентом, направлению профессиональной подготовки 

 

полностью соответствует 

 

может быть использована 

 

не будет использована в профессиональной деятельности ни при каких обстоятельствах 

Далее все просто. Для "зеленых" дисциплин кредиты учитываются с весом "единица", для "синих" – вес "половина", а для "красных" – "одна четверть".

Решение проблемы достаточно простое. Усложнение может идти путем увеличения цветности, но не более, чем до пяти, иначе вся идея теряет смысл, и следует вводить сложные алгоритмы согласования, на которых будет защищена еще одна диссертация по педагогике. А надо ли?

3. О содержании раздела "Адаптация"

Основные задачи, возложенные на этот раздел подготовки бакалавра, вне зависимости от направления его профессии и специальности, показаны на Рис.3.

Рис.3.jpg

Основной разработке автором статьи предполагается подвергнуть поведенческую функцию бакалавра в различных ситуациях. Цивилизационные вызовы могут быть как негативными (синяя стрелка), так и позитивными (зеленая стрелка). Задача подготовки – привить студенту толерантное отношение и адекватно позитивную реакцию на вызовы. Это касается и сферы обслуживания, необходимо в иерархических отношениях в служебных, общественных и правовых ситуациях. Следует отметить необходимость экологического образования как части гражданского воспитания.

Если за критерий взять личностный фактор, то задачи адаптации выглядят так, как показано на Рис.4. Адаптационные дисциплины должны воспитывать тело, разум и чувства.

Содержание адаптационной подготовки зависит от степени сочетания задач, указанных на Рис.3, с задачами из Рис.4 для каждого студента, что позволяет уже с самого начала обучения строить личную учебную траекторию. Отсюда видна не только важность работы куратора, но и ее безотлагательность с самых первых шагов студента в колледже.

Рис.4.jpg

Таким образом, содержание адаптационной подготовки достаточно насыщенное. Если идти стандартным путем, то можно в учебный план включить до 50 отдельных небольших дисциплин и декларировать успешную подготовку и гражданское образование при действительном его отсутствии в силу неизбежной эклектичности преподавания и освоения студентами этих дисциплин.

Гарантией качества адаптационной составляющей подготовки бакалавра будет служить применение синтетических дисциплин, объединенных общей методологией и взаимопроникновением содержания.

Так, одной из немногих дисциплин адаптационной составляющей подготовки бакалавра может быть коммуникативистика с такими разделами, как социальные коммуникации, средства коммуникации, предмет коммуникации и др.

4. О содержании профессиональной подготовки бакалавра

Общепринятая структура содержания профессиональной подготовки специалиста состоит из разделов, показанных на Рис. 5.

Рис.5.jpg

Каждый подраздел содержит в себе от 3 до 20 учебных дисциплин, каждая со своим методом, "своей" математикой, своим подходом к решению учебных и практических проблем. Снова с неизбежностью мы приходим к воспитанию эклектичности мышления бакалавров, что, в свою очередь, отнимает у этих специалистов возможности интеллектуального роста.

Предлагаемые в последнее время индивидуальные траектории обучения не учитывают коллективного характера образования, поэтому, как правило, не срабатывают. В то же время использование коллективной единой ствольной траектории обучения может разрешить противоречия в идеологии образования.

Рис.6.jpg

В качестве примера, на Рис.6 приведен пример ствольной структуры содержания, объяснение которой относится уже к методологии обучения, о чем следует поговорить отдельно.

Продолжение следует.


| Количество показов: 1244 |  Автор (привязка):  Пахотин Константин Константинович |  Голосов:  5 |  Рейтинг:  3.75 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:





Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Білогуб Ольга Андріївна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Донецький вісник Наукового товариства ім. Шевченка. Т.26. Мовознавство

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua