На главную страницу
Громадська премія Експерт року-2007
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу


Курсы валют

База знаний / Аналитика / Політика та суспільство

К вопросу о государственных правилах

Версия для печати Версия для печати

Самый распространённый вопрос, который сейчас возникает в связи с авариями судов в Керченском проливе – кто и что нарушил? И кто, соответственно, виновен в ущербе?

Если оставить за скобками вопросы государственного управления в морской индустрии Украины в целом, о совершенствовании которого идут разговоры уже не один год, а сконцентрироваться только на вопросах законодательного обеспечения безопасности судоходства, то тут сразу же возникает целый шлейф дополнительных вопросов. Что имеется в виду?

Пример, что называется – на слуху. Авария в море. Гибнет судно. Гибнут люди. Значительный общественный резонанс. Назначается официальные государственные расследования. И что сразу же обнаруживается? Обнаруживается, что законодательно обеспечено только расследование в рамках уголовно-процессуального кодекса после возбуждения уголовного дела. Расследование аспектов безопасности судоходства регулируется не законом Украины, а приказом Минтранссвязи. Допустимо ли это? Ответ оставим читателям. Далее. В ходе проверки фактов и досудебного следствия в рамках возбуждённого уголовного дела устанавливаются лица, причастные к аварии, встаёт вопрос об умысле, квалификации преступления. Составы преступлений, относящиеся к нашему примеру, содержатся в 11 разделе нового Уголовного кодекса Украины (от 5.4.2001 р. № 2341-III) «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (выделено мною,авт.)». В частности, такой состав преступления предусмотрен статьёй 276 – «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта». Сразу же встаёт вопрос – каковы же нарушенные правила? Где, когда, кем и каким документом они установлены? И тут выясняется, что законодательно установленных государственных правил эксплуатации водного транспорта в Украине не существует! Авария - есть, погибшие - есть, общественный резонанс – есть, а виновных – нет, поскольку формально никто ничего не нарушил.

Ну, если нет законодательно установленных, то есть хоть какие-нибудь нормативы в отношении эксплуатации судов? Тут, конечно, следует дать утвердительный ответ. Нормативы в отношении технической эксплуатации судового оборудования устанавливаются изготовителем в Инструкции по технической эксплуатации. Помимо этого, имеются несколько КНД (руководящий нормативный документ- прим. автора) по правовому статусу находящихся на уровне технических условий или отраслевых стандартов - они были только завизированы директором Департамента морского и речного транспорта Украины, но не были утверждены и введены в действие приказом Укрморречфлота. Это серия КНД. 31.2.002…-96. «Правила технической эксплуатации морских и речных судов…». На мой взгляд, до правил эти КНД «не дотягивают».

Но штука ещё и в том, что аварии довольно редко происходят из-за нарушения Инструкции по технической эксплуатации или КНД. По статистике большинство аварий с судами в процентном соотношении выпадает на столкновения и посадки на мель. В свою очередь, столкновения и посадки на мель чаще всего вызываются действием человеческого фактора, который у многих ассоциируется с усталостью судоводителей. Усталость судоводителей зачастую вызывают условия повседневной работы, в которые их ставят судовладельцы. Вот в отношении безопасной эксплуатации судов (с точки зрения учёта всех факторов повседневной работы судна) никаких законодательных актов в Украине не имеется.

Некоторые специалисты ссылаются на Международный кодекс безопасного управления судами, который упомянут в Главе 9 Международной конвенции  об охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС 74). Однако, учитывая, что Глава 9 МК СОЛАС 74 вступила в силу уже после присоединения Украины к этой международной конвенции, то согласия на обязательность для Украины этой Главы и, соответственно, упомянутого Кодекса, Верховная Рада, по-видимому, не давала. По крайней мере, в государственном реестре нормативных актов Украины никакого текста этой конвенции не имеется и такого понятия как «Международный кодекс» законодательство Украины также не содержит. Поэтому считать этот Кодекс украинским нормативным документом в соответствии с законом о международных договорах вряд ли можно.

К тому же смущает соотношение формулировок из ст.276 УК «..правила …эксплуатации.. водного ….транспорта..» и «Кодекс безопасной эксплуатации судов» из МК СОЛАС 74. Одно и тоже это или, всё-таки, нет? Вот именно для устранения всех этих недоразумений в 2003 году Министерством транспорта и связи Украины было дано поручение руководителю Укрморречфлота (на то время г-н Скворцов Г.П.) к 2004 году разработать проект Государственных правил эксплуатации судов, как формального механизма имплементации в Украине норм Международного кодекса безопасной эксплуатации судов! Как предполагалось, эти государственные правила должны устанавливать нормы в отношении аспектов безопасной эксплуатации судов судовладельцами. В эти правила уместно было бы внести вопросы должного комплектования судов квалифицированными специалистами, обеспечения необходимым снабжением, процедуры взаимодействия между судном и руководством компании, процедуры установления и выполнения повседневных операций на судне – в общем, то, ответственность за что должен нести судовладелец. Разработка проекта Государственных правил была Укрморречфлотом провалена, поскольку, якобы, в объявленном на разработку таких правил конкурсе (по заявлению руководства Укрморречфлота) не было подано ни одной заявки ни от одного из разработчиков «отраслевой нормативки»[1]. Не потянули, получается, отраслевые разработчики такого задания. А новому руководству Минтранссвязи, пришедшему к управлению отраслью в 2005 году (В.Бондарь, П.Рябикин), несмотря на базовое юридическое образование, заниматься разработкой отраслевого законодательства было уже недосуг. В 2006-2007 годах морской отраслью в Минтранссвязи управляли не юристы (Н.Рудьковский, В.Касапчук) и им проблема отсутствия правил тоже была не очень близка. Так вопрос с разработкой Государственных правил и «завис».

Иногда высказываются возражения, что мол, разработка таких правил не предусматривается Кодексом торгового мореплавания Украины. Это - чистая правда. Но, в Кодекс торгового мореплавания Украины с момента вступления его в силу в 1995 году практически не были внесены никакие изменения. А за это время много чего изменилось. В частности, была создана Главная государственная инспекция Украины по безопасности судоходства. Создание Госфлотинспекции также не предусмотрено КТМ и что, распускать её? К тому же за это время была разработана масса других, не упомянутых в КТМ правил, таких как, к примеру, правила определения минимального состава экипажа.

Как раз разработка Государственных правил эксплуатации и принятие их в форме Закона Украины позволит установить законодательную основу и административный контроль за эксплуатацией судов, и введёт в законодательное поле работу Госфлотинспекции, и, в конце концов, даст возможность для ответа на вопрос: кто и что нарушил в случае аварии судна.

Дополнительно следовало бы упомянуть и другие Государственные правила, разработка которых планировалась к 2004 году.

Государственные правила плавания в территориальном море Украины. Нетрудно заметить, что эти правила будут формировать ответ на вопрос о нарушении правил движения на водном транспорте. На дороге - есть Правила дорожного движения, а на море – нет таких правил. В то же самое время существуют Международные правила предупреждения столкновений судов, МППСС72. Вот для имплементации их в национальное законодательство необходима разработка и принятие Государственных правил плавания в территориальном море Украины, помимо МППСС72 в этих правилах могут найти своё отражение требования других международных конвенций, в частности, об охране окружающей среды.

Государственные правила постройки и оборудования судов – это механизм имплементации в национальное законодательство требований международных конвенций о грузовой марке, об обмере судов, о предотвращении загрязнения с судов, об охране человеческой жизни на море.

Государственные правила подготовки, освидетельствования моряков, несения вахты и комплектования судов экипажами – это механизм имплементации в национальное законодательство требований международной конвенции о стандартах подготовки, дипломирования моряков и несения вахты 1978 г., вместе с конвенциями Международной организации труда (№147 и др.)

Таким образом, сегодня, после такой тяжёлой техногенной аварии, которая случилась в Керченском проливе 11 ноября 2007 года, возникла ситуация, которая позволяет опять поднять вопрос о разработке в форме Законов Украины Государственных правил, касающихся безопасности судоходства.

Разработка и пакетное принятие таких законов (вместе с внесением изменений в Кодекс торгового мореплавания Украины) позволит выделить вопросы административного регулирования судоходства в отдельный блок, сформирует законодательное поле для работы органов государственного контроля и надзора в отрасли, создаст условия для совершенствования управления в такой чувствительной области как государственное управление безопасностью судоходства.



[1] Странно, в этой связи, выглядит пункт 2.4.1. «Научное обеспечение» проекта Концепции развития морского и речного транспорта на период до 2020 года (по версии Укрморречфлота) представленный к обсуждению общественности осенью этого года, который гласит: «предоставление ведущим государственным отраслевым  научно-техническим организациям приоритета исполнителей государственного заказа»  

Горчаков С.В,

вице-президент Коллегии юристов морского права


| Количество показов: 150 |  Автор (привязка):  Горчаков Сергій Веніамінович |  Голосов:  6 |  Рейтинг:  3.83 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку




Статьи по разделам
Видатні особистості (30) 
Демографія (5) 
Екологія (6) 
Економіка (142) 
Енергетика (5) 
Культура (99) 
Молодіжна політика (3) 
Наукові дослідження (20) 
Освіта (125) 
Охорона здоров'я (84) 
Політика та суспільство (343) 

ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Вигівська Наталія Георгіївна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

Виплати вкладникам Ощадбанку слід призупинити?
Просмотров: 50

БИБЛИОТЕКА

Філософія освіти в європейському контексті

Всеукраинская экспертная сеть
Разработано в «ЦИРТ»


© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Центр интеллектуальных ресурсов и технологий. © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua