На главную страницу
ПЛАН заходів щодо реалізації у 2008 році Концепції сприяння органами виконавчої влади розвитку громадянського суспільства (1035-2007-р)
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу


Курсы валют

База знаний / Аналитика / Політика та суспільство

Политика «наступания» по-украински

Версия для печати Версия для печати

Не устаешь удивляться, или нет, скорее, поражаться насколько события и явления, произошедшие 4-5 лет назад, тогда кажущиеся чем-то прогрессивным, справедливым, жизнеутверждающим и общеблагим, являются сегодня для нас подсказкой и предоставленной возможностью избежать повторения ранее совершенных ошибок.

Люди так устроены, что в порыве одолевающих их эмоций, в затуманенном разуме они способны на совершение невероятных поступков. Более того, они способны на их повторение, в случае одержимости чувством надежды и веры в победу разделяемых или воображаемых, домысленных, по-своему воспринятых ценностей, либо поступить таким же образом из-за того, что уже как-то подзабылось, как оно было и почему. Как «наступание на грабли»: раз наступил, ага, вон-оно как. В другой раз нужно быть поосторожнее. Проходит какое-то временя и думаешь, а как оно было, что-то подзабыл. Да, наверное, не очень неприятно, не следует очень уж осторожничать. Снова наступил. А-а, вспомнил. Надо бы поосторожнее. К счастью, или на беду эта схема напоминает нам процедуру добровольного гражданского волеизъявления. На беду, если мы не можем сделать работу над ошибками и более строго отнестись к избираемому объекту. К счастью, если мы, повторяя проделанные ранее оплошности, напоминаем себе об этом и сознательно склоняемся к предыдущему варианту. Но такова человеческая натура, наступать на грабли и жалеть об этом, после чего совершать тоже самое, и с этим не хочется, но приходится мириться. Однако, не следует думать, что все безнадежно. Нужно стараться максимально критически оценивать происходящие вокруг нас события и выявлять определенные закономерности. И тогда более-менее ясными становятся очевидные вещи.

К сожалению, 17 лет независимости политика Украины демонстрирует именно такой способ осмысления и принятия решений – политика повторения прошлых ошибок. В данном случае повторение не означает – учение, что не может не огорчать.

«Успешное» продолжение такого курса основных политических сил не позволяет зарыть топор войны между ними самими и между их потенциальным электоратом. В силу экономической детерминанты деятельности политических сил развернулся искусственный или объективный (это на самом деле не слишком важно, т.к. и то, и другое нацелено на дезинтеграцию и порождение перманентного процесса взаимных упреков и оскорблений) поиск образа врага с обеих сторон и оформление этого противопоставления в определенную якобы идеологическую концепцию, подтвержденную рядом объективно существующим различий, порожденных эволюционным необратимым вспять историческим процессом. Конечно же имеются в виду культурные и цивилизационные различия не двух, а более регионов Украины: это и Донбасс, и Слобожанщина, и Киевско-Полтавский регион, и Крым, и Центр, и Западно-Волынский, и Львовсий, и Подольский районы, каждый из которых занимает свою нишу, и играет определенную роль в совместном проекте Украина. В этой связи у жителей различных регионов сложилась своя система ценностей и предпочтений, способствующих тяготению людей к близким им по внутреннему восприятию концепциям государственного строительства и его внешнего курса. И нельзя доказать этим людям, что черное, на самом деле, белое, а наш противник – это наш сторонник. Каждый народ имеет свою специфическую дорогу к национальному становлению и развитию, и именно способность сделать свой выбор является критерием его самореализации. В этой связи есть замечательная сицилийская пословица: «Тяжелые испытания ждут того, кто осмелится пойти своей дорогой». Так вот проверка этими испытаниями – свидетельствует о способности народа устоять перед ними. Не нужно силой тянуть человека в рай, ибо рай ему покажется адом.

В некоторой степени можно согласиться с украинским политологом Андреем Ермолаевым, что сегодня в Украине происходят попытки реализации двух утопий: евроцентрической, с одной стороны, и технократической, с другой. Если первая предполагает полную военную, экономическую, политическую и идеологическую интеграцию в европейские структуры, а Украина в них видится структурно-дополняющим элементом с возможностью растворения, то вторая – это идея промышленного успеха как основы для экономической и идеологической надстроек. Нужно заметить, что утопичность и той, и другой исходит из того, что они максималистичны. Нет, если рассматривать Украину как семнадцатилетнюю несовершеннолетнюю девушку с присущим ей возрастным максимализмом, то с такой точки зрения обе утопии со временем пройдут. Однако как на реалии не смотреть, идеалистически или прагматически, она сути своей не меняет. В этом смысле рациональнее было бы смотреть в будущее с прагматических позиций. Исходя из этого, мы имеем 47-миллионное мультинациональное государство в центре Европы, или на ее окраине, это не имеет практического значения, с соответствующим взглядом на внутри- и внешнеполитический курс. В этой связи совершенно бессмысленно метаться из стороны в сторону, с Востока на Запад, и наоборот. Страна не в состоянии принять оптимальное решение относительно ее перспектив без взвешенной и адекватной оценки своих ресурсов, и материальных, и культурных.

Исходя из невозможности выработать свой национальный вектор развития на данном историческом этапе, Украина вынуждена находиться в коридоре политических колебаний и экономических потрясений, источником чего является не только сам политикум, но и народ. Ведь на сегодняшний день значительная часть населения сталкивается с проблемой национальной идентичности. Кто я, украинец или русский? А если русский, то может быть русский народ – это народ Руси. А Русь – это не только украинцы, но и россияне и белорусы. Кроме этого путаницу вносит советизация, т.е. ощущение себя частью рухнувшего Советского Союза, в котором нет деления на национальности. Мы живем вместе и, слава Богу. Ссоры меж братскими государствами нам не нужны. Для украиноязычного большинства в лингвистическом отношении такой проблемы нет, т.к. в украинском языке нет слова «русский». Это скорее русизм. Зато есть четкое разделение на „українців„ и „росіян” по принципу гражданства той и другой страны. Проблема самоидентификации для жителей Украины наблюдается в возрастании роли регионального патриотизма. И эта тенденция не чисто украинская. Это наблюдается и в других странах, причем это доходит до предъявления претензий со стороны промышленно и финансово развитых регионов по отношению к тем, кого они „кормят”, и роста сепататистсих настроений (каталонцы в Испании, валлонцы в Бельгии, баварцы в Германии, миланцы в Италии, Гонконг в Китае и т.д.). Но это уже тема других работ.

Ныне Украина стоит на пороге решения вопроса по вступлению в Северно-Атлантический альянс. (Кстати, в следующем году будем знаменательная дата его 60-летнего существования. Врят ли страны-члены захотят его испортить новыми кризисами в международных отношениях с Россией, впустив Грузию и Украину). Созданию Альянсу предшествовали ряд событий в Европе: обосрение международной обстановки в связи с угрозами суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в Чехословакии в 1948г. и блокада Западного Берлина. В 1948. - 5 европейских государств подписали Брюссельский договор, по которому Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны. Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза. Эти переговоры завершились подписанием в апреле 1949 г. Вашингтонского Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции. В 1952 г. к Североатлантическому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г. Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены. (www.db.niss.gov.ua/docs/natoD)

В ответ на оформившийся западный военный блок и включение в него свободной внеблоковой ФРГ СССР создает Организацию Варшавского Договора (ОВД). Очевидным становится факт военного противостояния двух сверхдержав со своими сателлитами – США и СССР. Таким образом, целью создания Альянса было установление баланса между США и СССР. После падения Союза Альянс претерпел изменения в направлениях своей деятельности, т.к. главный идеологический противник был устранен, а Россия пока не могла свои амбиции подтвердить соответствующей статусной позицией.

Украинский президент В.Ющенко и его соратники активно продолжают линию Л.Кучмы по сотрудничеству с НАТО и намерены любыми доступными средствами втянуть, именно втянуть, силком страну в блок, не осознавая отсутствия действительной необходимости такого важного шага. Украина практически повсюду направляет свои миротворческие силы, лишь бы доказать свою преданность Альянсу, даже если это идет вопреки интересам страны и нарушает дипломатические отношения с Россией, которой следовало бы более ревностно защищать свои интересы на Балканах. Согласно уставу НАТО, каждая страна-участник добровольно, на свое личное усмотрение предоставляет свой контингент. Украинские власти уверяют, что ни один наш солдат не будет привлечен к миротворческой миссии не по собственной воле. Однако, зная нашу специфику принятия решений, мы будем воевать везде и всегда, лишь бы заплатили достаточно. Сторонники вступления аргументирую свою позицию не слишком убедительными доводами, скорее даже не доводами, а отговорками. Якобы необходимость присоединения Украины продиктована ее нынешним геополитическим положением и возможными угрозами ее территориальной целостности и нарушением государственного суверенитета. Если это действительно так, то давайте обратимся к Европе, к Америке, к России и Китаю как гарантам нашей безопасности со времен отказа от ядерного оружия. Но зачем для этого вступать в Альянс? Да, следует признать, что угроза для целостности страны есть – это Крымская проблема, способная уже в краткосрочной перспективе привести к нежелательным для Украины последствиям в виде военных столкновений с татарами и крымскими русскими. Тогда что выходит, мы вступаем в блок для того, чтобы вооруженные силы НАТО защищали нас от крымчаков? Чтобы разделительные отряды оградили Крым от Украины и лишили ее тем самым важного источника доходов? Крым – это наша проблема, а не угроза европейской безопасности. И таковой она стала потому, что Украина не ведет по отношению к автономии соответствующей политики. Киев вмешивается в земельный вопрос лишь с позиции жесткой силы, не предпринимая и не разрабатывая вместе с политологами, этноконфликтологами и другими специалистами реальной, а не программной политики по снятию этнополитического напряжения и проведения конструктивной, наиболее отвечающей интересам обоих сторон политики.

Однако, по ряду причин украинской власти не до Крыма. Ведь с недавних пор почти каждый год Украина содрогается от выборов. Политический лозунг «Демократических сил», касающийся перевыборов киевского городского головы, сейчас активно реализуется. Акцент делается именно на политическом аспекте этого вопроса. И в поддержку этой позиции есть несколько аргументов. Во-первых, если Л.Черновецкий действительно причастен и на прямую виновен в раздаче киевской земли, в чем его обвиняют, то для выяснению всех обстоятельств необходимо создать специальную следственную комиссию, которая и была создана. Результаты ее деятельности должны указать на то, виновен все-таки мэр, или нет. Но БЮТ и НУ-НС не имеют лишнего времени для такой формальности, как заслушивание результатов расследования комиссии и доклада самого Л.Черновецкого по поводу его обвинения на пленарном заседании в Верховной Раде. Они также не знакомы с нормой уголовного кодекса – с презумпцией невиновности.

Во-вторых, если бы комиссия действительно нашла в деятельности мэра преступление закона и выдвинула подтвержденные основания для возбуждения против него уголовного дела, тогда Л.Черновецкому следовало бы запретить участие в досрочных выборах в связи с инкриминируемой статьей уголовно-процессуального кодекса. Но, видимо таких оснований не было найдено.

В-третьих, «Демократическая коалиция» с самого начал настаивала на выдвижении единого кандидата на пост градоначальника. Это естественно, т.к. такого серьезного противника можно победить, выставив равного ему претендента. И Ю.Тимошенко была уверена в том, что это будет кандидат от БЮТа. Но В.Кличко поперек всем переубеждением настоял на своем выдвижении. Исходя из сложившейся ситуации «демократы» приходят к выводу о необходимости второго тура голосования, т.к. победа в первом туре очень уж призрачна. Тем более, что число кандидатов перевалило за уже сотню. Президент в противостоянии премьера и мэра занял позицию последнего, и всячески защищал его от импульсивной главы правительства. И ныне настаивает на проведении выборов в один тур. Видимо, эта поддержка связана со следующими президентскими выборами, на которых В.Ющенко хочет заручиться поддержкой киевского градоначальника. Ведь впереди очень непростое противоборство с Ю.Тимошенко. «Юля», как ее ласково называют ее фанатичные сторонники, также готовится к предстоящим выборам главы государства. Если президент занял позицию «лучше договориться с теми, с кем можно», то премьер – «надо забрать у них то, что им по праву принадлежит» (и это не оговорка). Для этого она готовит крупные избирательные плацдармы в Киеве, Харькове, Донецке. Ведь это наиболее крупные густонаселенные города Востока, кроме столицы, где в основном поддерживают В.Януковича. И не удивительно, если вскоре прозвучат заявления о «необходимости» смены глав городов в Луганске, Одессе, Херсоне, Николаеве. Для потенциальных кандидатов эти города представляют огромное поле, на котором можно «сеять и сеять». Вопрос в том, сможет ли Партия Регионов защитить своих мэров от безосновательного переизбрания и диктата из центра.

Таким образом, нынешняя центральная власть демонстрирует политику «наступания» на старые грабли и преступления правовых основ в угоду узким, но тем не менее тщательно продуманным, интересам. И наша задача, как потенциальных избирателей, суметь разглядеть за демонстративным поведением конгломерата политических сил и их лидеров очевидные вещи, дабы избежать разочарований в своем выборе.


| Количество показов: 164 |  Автор:  Денис Цимбал |  Голосов:  4 |  Рейтинг:  3.66 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


111111 111111, 18.06.2008 16:57:24 Цитировать Имя

Уважаемый Денис! Мне понравилась Ваша статья, Ваш стиль изложения материала и Ваше аргументация насчёт нынешнего состояния общества и государства. А это разные вещи. Пишите чаще! Респект Вам и уважуха!
С уважением, Шпак.



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
Видатні особистості (30) 
Демографія (6) 
Екологія (7) 
Економіка (156) 
Енергетика (5) 
Культура (104) 
Молодіжна політика (3) 
Наукові дослідження (24) 
Освіта (136) 
Охорона здоров'я (90) 
Політика та суспільство (378) 

ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Севальнєва Надія Олександрівна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Донецький вісник Наукового товариства ім. Шевченка (т.18 - історія)

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»

© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua