На главную страницу
ПЛАН заходів щодо реалізації у 2008 році Концепції сприяння органами виконавчої влади розвитку громадянського суспільства (1035-2007-р)
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу


Курсы валют

База знаний / Аналитика / Економіка

Транспортный коридор Западный Китай – Казахстан-Россия-Украина-ЕС

Версия для печати Версия для печати

В последних тенденциях мирового промышленного развития особо важную роль играет функция не столько производства, сколько доставки и распределения. В этой связи наиболее привлекательными для размещения новых производств являются морские порты и международные транспортные коридоры, особенно точки их пересечения.

Саратов находится на достаточно популярном и активно развиваемом последнее время коридоре Север-Юг, связывающем центральные районы России через порт Астрахани с Ираном и далее Индией. Однако же потенциал широтного направления используется недостаточно.

Между тем, путь через Саратов и Воронеж является кратчайшим путём из Казахстана (и Средней Азии) в Украину (это давно поняли железнодорожники, пускающие по этому маршруту поезда Астана-Киев и Ташкент-Харьков), а трактуя шире – из Китая в Европу.

Этот путь является частью так называемого Центрального хода Трансазиатской железнодорожной магистрали (термин из Транспортной стратегии Республики Казахстан) Сарыагаш-Арысь-Кандагач-Озинки. В Транспортной стратегии Республики Казахстан этот коридор признаётся важным для региональных перевозок, однако не рассматривается как часть международного транспортного коридора.

Украина имеет достаточно развитую железно- и автодорожную сеть, чтобы обеспечить перемещение грузов далее в Европу по своей территории. Здесь стоит отметить магистральное направление Харьков-Киев-Львов-Краков-Вроцлав-Берлин и иные направления, связывающие Украину со странами Восточной, Западной и Южной Европы.

Между тем, в условиях перегрузки Транссиба, а также активного развития западных районов Китая и внутрикитайских транспортных артерий Восток-Запад этот путь может оказаться весьма конкурентоспособным на мировом рынке грузоперевозок. Положительно на перспективах Центрального хода Трансазиатской железнодорожной магистрали могут сказаться и заметные политические проблемы в Иране и Туркменистане и вокруг них, что осложняет функционирование Южного хода ТАЖМ в режиме международного транспортного коридора. В то же время с дальнейшей интеграцией Украины в Европу такой путь окажется выгоднее и для европейских потребителей транспортных услуг. Интерес к идее транспортного коридора уже проявил ресурсный центр программы TACIS.

В России следует отметить следующие города, которые могут выиграть от актуализации проекта подобного транспортного коридора:

Саратов (пересечение с коридором Север-Юг, крупный промышленный и научный центр),
Ртищево (пересечение с Южным ходом Транссиба, линией Самара-Харьков),

Балашов (пересечение железнодорожной и автомобильной частей коридора, а также с линией Москва-Камышин),

Борисоглебск (пересечение автомобильной дороги с федеральной трассой «Москва-Волгоград»),

Воронеж (пересечение с автотрассой «Дон»),

Лиски (точка пересечения с железной дорогой Москва-Ростов) и
Курск (пересечение с федеральной автотрассой «Крым» и железнодорожной линией Москва-Харьков-Запорожье-Крым).

Эти города существенно повышают свою инвестиционную привлекательность и становятся более пригодны для размещения современных логистических центров и промышленных производств.. Однако для максимально полного использования возможностей такого коридора необходима координация стратегических планов заинтересованных регионов России (Саратовской, Воронежской, Курской областей), федеральных профильных ведомств (прежде всего РЖД, Минтранса), и тесное партнёрство с властями и бизнесом Украины и Казахстана. Естественно, важна заинтересованность и в конечных точках коридора, которые могут также выступить стратегическими инвесторами в его инфраструктуру: Китае и Европейском Союзе.

Рассмотрим отдельно интересы ключевых стран-участников проекта:

Китай. Сейчас значительным приоритетом в экономическом и политическом развитии КНР является развитие западных районов: Синцзян-Уйгурского, Тибетского и западных провинций. Значительное внимание уделяется также развитию сухопутных транспортных артерий «Восток-Запад». Однако при ускорении их развития всё острее становится вопрос доставки сырья и вывоза продукции этих районов к конечным потребителям, в том числе и в Европу. Путь через порты Восточного Китая – слишком долог, от Транссиба регион отделён горами Алтая, в связи с чем строительство там магистральных дорог обходится слишком дорого, остаётся только путь на Запад – через Казахстан.

Казахстан. Пожалуй, один из ключевых интересантов. Грузы могут идти как по уже проторенным дорогам через Московский узел, а далее либо Санкт-Петербуржский порт, либо по освоенному коридору через Минск-Брест-Варшаву, однако Казахстан, как и любая континентальная держава, заинтересован в максимальном прохождении груза по своей территории, а этому соответствует вариант транзита, максимально проходящий по территории Казахстана в направлении Восток-Запад. Это именно предлагаемый коридор, как в железнодорожном, так и в автомобильном варианте.

Россия. Предлагаемый проект приведёт к развитию транспортной инфраструктуры регионов, задействованных в проекте, придаст импульс развитию регионов Нижнего Поволжья и Черноземья. Важна также роль предлагаемого проекта в разгрузке Московского узла, необходимость которой очевидна как для деятельности самой Москвы, так и для интенсификации развития остальной России. Кроме того, предлагаемый проект в значительной степени взаимодополняется модернизацией транспортных инфраструктур, необходимых для подготовки и проведения Олимпиады 2014 года в г. Сочи.

Украина. Также один из ключевых интересантов, по структуре похожий на Казахстан. Указанный коридор также проходит территорию Украины почти полностью с востока на запад, захватывая такие важные индустриальные центры как Харьков (в железнодорожном варианте), Киев и Львов. Кроме того, Украина важна для коридора как точка разветвления на Балканы и Южную Европу (через переход в Чопе и далее Венгрию и Хорватию). Этим увеличивается стратегическое значения Киева как точки сборки и разветвления.

Европа. Заинтересованность стран Европейского союза в данном проекте заключается во многом в снижении зависимости от одного континентального пути доставки грузов. В условиях, когда перевозка морским путём занимает слишком много времени, всё больше внимания уделяется континентальным направлениям перевозок. Однако, зависимость от одного коридора достаточно ненадёжна, в этой связи необходима диверсификация каналов поставок. Однако в условиях нестабильности на юге Евразии и недостаточной готовности портов Черного и Каспийского морей, южный коридор становится практически единственной альтернативой Транссибу. Кроме того, необходима и диверсификация внутренних линий перевозок уже в Европе, и в этой связи линия Львов-Краков-Берлин может оказаться достойной альтернативой трассе Москва-Минск-Варшава-Берлин. В то же время, южная ветвь коридора, через Чоп-Будапешт-Загреб оказывается гораздо выгоднее в сообщении со странами Южной Европы.

Имеет смысл обозначить выгоды сторон-участников коридора Китай – Казахстан – Россия (Саратов – Лиски) – Украина – Евросоюз.

1. Китай.

Процесс переноса в это государство производства многих крупных корпораций буквально «взрывает» темпы роста ВВП. Увеличение объемов внутреннего производства товаров требует не только увеличения каналов транспортировки странам – потребителям, но и диверсификацию средств транспортировки, с целью снижения рисков. Одной из проблем Китайской экономики являются также диспропорции в региональном развитии. Восточная часть Китая значительно более развита, в том числе и инфраструктурно, чем западная. В этом смысле Китайская сторона крайне заинтересована в ВОЗМОЖНОСТЯХ реального инфраструктурного развития и увеличения транспортной связности Востока с Западом. Проблема только в том, КТО эту возможность может предоставить не на словах и официальных заявлениях, а ПРОЕКТНО, в рамках системно-проектного подхода. Берусь утверждать, реальные позиции и возможности региональной государственной элиты по проблематике подобного класса – НЕ ВЕСЯТ. Проект – не регионального уровня, а межрегиональный и международный. Единственным реальным актором и проектировщиком подобных проектных замыслов, самих проектов, может быть только ЭКСПЕРТНОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО. Включающее в свою сеть экспертов как регионального, федерального, так и международного уровня.

2. Казахстан. Комиссия Назарбаев – Путин. Транспорт Нефтепродуктов в ЕС. Мощности по переработке нефтепродуктов в Саратове. Рента за транзит нефтепродуктов.

3. Россия. Логистические центры класса «А» в Саратовской области и в Воронежской области в г. Лиски. Три перспективных направления движения грузопотоков из г. Лиски: А) Юг (судоходный Дон, развивающийся Ростов, развитие речного порта, капитализация территории южного коридора. Б) Запад: Украина – Луганская область. Западный коридор идет на ЕС с растущим индексом потребления товарной продукции народного потребления. В) Северо-Западное направление: Лиски – Воронеж – Москва – СПБ.

4. Украина.

5. Евросоюз.


| Количество показов: 43 |  Автор (привязка):  Чайка Юрій Миколайович |  Голосов:  3 |  Рейтинг:  3.56 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку




Статьи по разделам
Видатні особистості (30) 
Демографія (6) 
Екологія (7) 
Економіка (156) 
Енергетика (5) 
Культура (104) 
Молодіжна політика (3) 
Наукові дослідження (24) 
Освіта (136) 
Охорона здоров'я (90) 
Політика та суспільство (378) 

ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Гаврилюк Анна Петрівна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

КУЛЬТУРНІ ЗВ'ЯЗКИ ДОНЕЧЧИНИ З УКРАЇНСЬКИМ ЗАРУБІЖЖЯМ

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»

© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua