На главную страницу
Фондовий ринок у липні-серпні 2008 року
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу


Курсы валют

База знаний / Аналитика / Культура

Незнание – сила?

Версия для печати Версия для печати

Крепко Родину любить,
у ларька пивка попить
Учат в школе,
учат в школе,
учат в школе.
(Из песни «Профессора Лебединского»)

С чего начинается Родина?

Да "с картинки в твоем букваре", утверждала в свое время популярная песня. Т.е., начиная прямо с первого класса – со школы. Нет, конечно, современное информационное общество тоже оказывают серьезное влияние на формирование гражданина своей (а в украинском варианте – чаще чужой в своей) страны. Но ведь школа обладает кадрами, методиками, на ее потребности пашет Академия педнаук, имеющая своей задачей не только остепенение страждущих, но и движение прогресса от Корчака, Макаренко и Сухомлинского – дальше! С разработкой методик, позволяющих адаптировать возможности нынешнего ухудшенного варианта вполне советской школы к потребностям современного общества.

Стоп! Мы там не обидели никого словами об ухудшенном варианте? Да, нет, кажется. Ибо чем собственно должна заниматься школа? Учить приобретать знания и давать какой-то минимум оных, прививать трудолюбие (старательность и настойчивость), воспитывать человека и гражданина. Пункт второй и третий у нас отпадает сразу – ибо школа здесь среди аутсайдеров процесса, не оказывающая на последний никакого влияния.

Что, станете спорить? Тогда взгляните на милицейские хроники. Если не достаточно – честно положите руку на сердце и признайтесь: в вашей или соседней школе то, что периодически выплескивается на телеэкран, есть? Это где девицы-красавицы мутузят одноклассницу, или добры молодцы зверски измываются над седовласым учителем. Может, самое время завести в школе постового?

Что, нет? Поздравляем, вам повезло! Тогда послушайте TV-авторитетов, которые в один голос говорят о поколении «отморозков», не способных остановиться ни перед чем. Кстати, именно эти самые «авторитеты» часто и приложили свои ручки для получения такого поколения.

Однако, вернемся к пункту первому. Которым, собственно, советская школа (а не ее ухудшенный вариант) смело гордилась. Поговорите с ректорами вузов, и они вам единогласно скажут, что качество абитуриентов с каждым годом ухудшается. Поговорите с работодателями, и они в тот же один голос подтвердят, что и качество выпускников вузов тоже ухудшается. А может и не скажут…

Дело в том, что директора предприятий, кормящихся с Лондонской биржи металлов, и принадлежащими, если верить бумаге, господам с Британских Виргинских островов, почему-то имеют право первой руки по отбору лучших ребят, обучавшихся по госзаказу. Впрочем, и за то спасибо, ибо вторая партия обладателей диплома – традиционные для советских времен «блатные», которые благодаря «волосатой лапе» приходят и на денежную работу тоже. Остальные же несут в отдел кадров «баксы»…

Да, мы несколько отвлеклись. Если в «прежнее время», иной учитель, распекая двоечника, намекал вслух, что тот, НАВЕРНОЕ, и таблицы умножения не знает, то сегодня профессора университетов уже ничего не намекают. А прямо говорят, что часть их студентов таблицы умножения не знает. А также очень многого другого тоже. Если же профессора кого-то не убеждают, пройдитесь по Интернету или мимо столбов на улицах, примыкающих к университетским городкам. Ну, сколько там объявлений о контрольных, рефератах, курсовых работах? Что, опять не убедили?

Тогда из жизни… Троллейбус следует, в аккурат, по плотине Днепрогэса. На пустой задней площадке два молодых человека что-то громко обсуждают на тарабарском языке, отдаленно напоминающем русский. Пожилая женщина не выдерживает и спрашивает: «Вы, ребята, откуда»? «С универа», – дружно отвечают те. «А я думала, что с такой культурой речи – из ПТУ»…

К чести ребят, они только покраснели и не стали, как это часто в общественном транспорте бывает, объяснять старшей женщине, кто она сама, и кто все ее родственницы…

Почему так?

Да потому. Путь к сегодняшнему плачевному состоянию образования и воспитания начался не вчера. Опять же не есть секретом, что учителя послевоенной закваски совсем по-другому учили и обладали совсем другим авторитетом, нежели учителя поколения 60-70-х. Но в 90-е, говоря по-украински, «і той лад погас”. Виноваты ли в том учителя? Не уверены. Дело в том, что именно в этот период «счастливо» сошлись в одном месте три фактора, самым пагубным образом повлиявшие на процесс.

Во-первых, сначала финансовая, а затем и политическая власть в стране перешла к двоечникам и троечникам. Которые школу и учителей презирают. Во-вторых, именно обманувшаяся интеллигенция оказалась движущей силой горбачевской перестройки и позитивно восприняла попытки украинского национального возрождения. Чем была сразу же переведена в разряд врага номер один всяческой тоскующей по Союзу номенклатуры. Которая соответственно «подержала» тех, кто в шляпе, финансами…

Кроме того, та часть «яйцеголовых», которая пахала на людей, принимающих решения, именно в той же интеллигенции увидела мощный пропагандистский ресурс. Ведь если не дать учителю, врачу и культурному работнику кушать, то ему будет не до любви к Родине, а, скорей, наоборот. А нарастающая злоба не к безжалостной власти, а к беспомощной Украине, очень быстро будет передана и пастве.

Результат не замедлил сказаться. Тем более, что сфера управления гуманитарной отраслью, и особенно образованием, была передана проверенным кадрам, которые не подведут. И они е подвели. К примеру, в Харькове в приезд Президента, не находится ни одного журналиста, способного поговорить с ним на украинском языке. А в Донецке, точно так же – студентки… Впрочем, о Донецке разговор особый. Там с 2006 года в секретарях горсовета г-н Левченко – выпускник, по всем признакам, украинской школы, но с мировоззрением махровой валуевщины средины XIX столетия. Которым, кстати, совсем молодой человек со статусом госслужащего еще и кичится.

Это и многое другое сегодня можно рассматривать как приговор всей системе образования. Которая с возложенными на нее обществом задачами не справилась… Минуту, спросит кто-то, а какие такие задачи общество возлагает, вернее, кто это делает от его имени? Да, вот длительное время этим занимался гуманитарный вице-премьер Табачник, взгляды которого ничем не отличаются от взглядов г-на Левченко, но только они более изящны и обтекаемо оформлены.

Собственно, товарищи на местах, пользуясь полной разрухой в головах высокого начальства (по профессору Преображенскому), дают еще того жару! И ничем себя не ограничивают. Вот какой-то крымский, извините, «бугор» по науке и образованию становится героем серии Интернет-скандалов. То он, горемыка, не знает, как дома пылесосом пользоваться, ибо там инструкция на украинском. А то возмущается, что газету «Голос України» ему на украинском подписали…

У нас, в Запорожье, с подобным товарищи начальники, вроде, не светятся. У нас все больше в ходу статистика улучшения и повышения. Это при том, что число украиноязычных школ, если и увеличивается, то как-то незаметно. А закрывают их с очень громким скандалом. И так все 17 последних лет. С садиками дело лучше. И тут спасибо делающим карьеру на госслужбе мамам и папам, так – на всякий случай, «сдающим» детей в украинские садики.

Впрочем, а дальше куда «защебетавшого українською мовою малюка подіти»? Новогодние елки в ведущих Дворцах культуры на русском языке, театры тоже. Несколько лет назад тогда еще активная местная «Просвіта» попыталась возмутиться: мол, украинским детям некуда на елку податься. Отписка из облгосадминистрации поступила в лучших традициях жанра: Дворцы культуры, дескать, заводские, и власти на них не имеют никакой управы.

Согласны, упоминавшиеся жители, по бумагам, Британских Виргинских островов зорко следят, на каком языке гуляют елку запорожские дети. Согласны и с тем, что директора Дворцов культуры спускают всяческих культурных начальников с лестницы, не спрашивая фамилии. Но театры – они вроде как казенные. Проходил как-то мимо Областного кукольного театра – так на репертуарной афише месяца ни одного названия спектакля на украинском языке. Может они все же есть, только законспирированы? Сознайтесь, товарищи – сразу исправим несправедливый навет…

Не лучше дела и в Молодежном театре. Мы понимаем, конечно, проблемы кассы. Но хоть пару спектаклей-то можно подготовить? Увы, опять приходится вернуться к образованию. Кто многие годы в условиях сталинщины и сусловщины хоть как-то хранил затухающие очаги украинского в Украине? Писатели и артисты. Из прагматических, кстати, соображений, ибо их слово – их хлеб. Сейчас ситуация изменилась коренным образом! 90, а может и 99 процентов, и лицедеев, и «писателей» (имеются в виду журналисты – собственно писатели практически выжиты как класс) – русскоговорящие. И только по нужде «на сцені побалакають, чи щось вам таке напишуть у газеті». Словом, надеяться, что именно эти категории интеллигенции защитят украинскую твердыню, напрасно.

Это все так само собой сложилось? Нет, спасибо школе и «универу». Ибо с содроганием ожидаю прихода на практику очередной партии будущих коллег. Встречаются, конечно, очень способные и талантливые ребята. Встречаются. Но основная масса, кажись, и не догадывается о существовании украинского языка. Да и задача написать «нетленку» уровня пятого класса из цикла «Как я провел лето?», приводит к исчезновению «писателя» с поля зрения навсегда. А если притарабанить в газету Интенет-муки злобных московских критикесс, то сколько угодно – техникой владеем…

Отсюда следует, что в ближайшие 40-50 лет ходить на митинги под обладминистрацию с лозунгом: «Долой таблицу умножения!» будет кому. Ибо не выучивший в первом классе упомянутую таблицу, а равно – и украинский язык, всегда в них будет видеть вселенское зло и личную угрозу. А уж придумать словесные выкрутасы, объясняющее, в чем именно это зло обстоит – просто дело техники.

Но тут просматривается еще один момент. Недавно во время совещания в Запорожье ректоров технических вузов Украины молодые представители известных политических сил вслух повозмущались все тем же украинским языком. Тут можно было бы обойтись шуткой, что, похоже, выпускники технических вузов Запорожья очень грамотно и быстро уяснили «в чем же сущность интеграла наложения»? И позорили они город и свои университеты перед гостями не просто так. Ведь, оказывается, у мартена стоять это одно, а ближе к партийной кассе – и если хорошо флагом машешь, то и к депутатскому списку – совсем другое.

Но одними шутками не обойтись. Сказал бы кто Ньютону или Менделееву, что в XXI веке люди, протершие пять лет штаны в университете, будут митинговать против того, чтобы ЗНАТЬ что-то еще, пусть тот же украинский язык, они бы прослезились, что, наверное, ЗРЯ ПОСВЯТИЛИ СВОЮ ЖИЗНЬ НАУКЕ. Мир, что ли, перевернулся? Идеология «НЕЗНАНИЕ-СИЛА» торжествует, и кажется, что с каждым днем все больше? Правда, кто ее внедряет в жизнь, пока непонятно: консервативные учителя и профессора, которым все эти новые штучки Билла Гейтса в печенках сидят? А может родители и бабушки-дедушки, которые не поспевают за продвинутостью внуков? Политики и политиканы?

Где-то здесь они, здесь. Ибо главный, на сегодня. госзаказ школе, который со все большей очевидностью вползает в нашу жизнь – это воспитание тех, кого наши же молодые называют «лохами». Особей, не способных и не желающих защитить себя, свою девушку, жену, своих детей, свое будущее. О своей стране и речь уже не идет. Это при миллионах выброшенных на ветер бюджетных гривен по части патриотического воспитания. Как минимум 90% «проводников» которого не осилили того же украинского, из них 50% просто не воспринимают государственность Украины.

Поэтому и политики с нами могут творить все, что они творят, и «друзья» за рубежами тоже. Нам фиолетово, нам по барабану, нам плевать. Правда, опыт 1917 и 1991 годов показал, что такой затурканный народ и задерганная армия провести РЕВОЛЮЦИЮ и, правда, не способны, но и противостоять микро-дворцовому, даже опереточному перевороту тоже. Который уже потом назовут или не назовут Великой революцией. Впрочем, это дело десятое. Ибо для той же полностью разочарованной и дезориентированной сегодня интеллигенции все может стать и вправду последним и решительным боем. После которого и всплакнуть не дадут…


| Количество показов: 135 |  Автор (привязка):  Сосницький Леонід Романович |  Голосов:  7 |  Рейтинг:  3.66 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Василь Федорчук, 18.07.2008 10:42:08 Цитировать Имя

Автор робить А)і Б)...Все інше -- задача читача! Одним цього достатньо, іншим --еклектика, щоб визнати свою неспроможність!
Вчіться вчитися! Автор робить аналіз ,а синтез (інтеграція)---Ваша читачу робота!
*йдеться не тільки про саме цю статтю автора, а всіх статей інших авторів!


Андрей Набоков, 18.07.2008 10:30:44 Цитировать Имя

Цитата
Владимир Крылов пишет:
Классическая эклектика в отдельно взятой голове.
Мне тоже статья показалась, как бы это сказать, преждевременной, т.е. сам автор еще не разложил по полочкам описываемое явление и не взгянул на него глазами ученого. Материал, претендующий на экспертную ценность (по моему скромному мнению) должен иметь следующие пункты: а) описание фактов б) обобщение фактов до уровня тенденции или явления и) дать определение новому явлению (или доказать, что факты укладываются в уже известное) г) дать оценку явлению: полезное, вредное, индиферентное д) обрисовать методы борьбы с вредным или поддержки полезного. Если явление признано вредным, в конце полезно придумать хоть какие-нибудь способы профилактики подобной бяки на будущее. Мне кажется, что такой подход будет научным. Иначе получается журналистская статья "в воздух", которая порождает у читателя эмоции, но не порождает предпосылок к действию, а действовать рано или поздно придется.


Владимир Крылов, 18.07.2008 10:08:17 Цитировать Имя

Классическая эклектика в отдельно взятой голове.


Василь Федорчук, 16.07.2008 12:34:28 Цитировать Имя

Минуту, спросит кто-то, а какие такие задачи общество возлагает, вернее, кто это делает от его имени? Да, вот длительное время этим занимался гуманитарный вице-премьер Табачник, взгляды которого ничем не отличаются от взглядов г-на Левченко, но только они более изящны и обтекаемо оформлены.

========================================
Явно "упереджене" ставлення до полковника(навіть капітан Кучма був збентежений) і доктора наук історичних, учня , до речі, самого, теж полковника СБУ і теж доктора--віце президента НАНу ("Старіка" псевдо key-gi-bi).
* автор має бути обережнішим, бо закличуть як Лещенка в ГПУ.


Василь Федорчук, 16.07.2008 12:24:46 Цитировать Имя

Те, що став фаном Леоніда Романовича, доказує лише одне – надії виправдались! Тільки йому під силу стисло ,майже «телеграфним» текстом, викласти важливе, болюче, пекуче…

Водночас, маючи дотик до освіти опосередковано (дружина вчителька, дочка студентка коледжу), можу сказати ,що тримаю руку на пульсі руки освіти і пульс той б’ється, рука не холоне і свічку вставляти рано! Обидві руки за Болонський процес , який вже запрацював в ролі «санітара» освіти.

Про школу середню…Як Ви думаєте про когнітивні (пізнавальні) здібності школяра, який приходить додому о 16.30. Уроки математики урізані по саме «Фе», як і по зарубіжній літературі, де крихітка Цахес штуркнув нашого Івасика-Телесика з даху собора Паризької богоматері; «Володар мух» перевів навчальний процес на сміттєзвалище.
Майже лисі и геть лисі(читай:розумні методисти МОУ) тричі за роки Незалежності міняли програму, а це --- бібліотека школяра … І невідомо , коли наповниться, хоча б хрестоматійним варіантом…не якісно ,а кількісно – тираж!?!

Порахуєм гроші освіти…Класичні предмети годинами зведені на нівець, зате (будьте уважні: три уроки фізкультури,праця,креслення,краєзнавство,виховна,ОБЖД,військова(!!!), початкова медична(!!!) і навіть потрібні, але читаються істориками, основи правознавства (192 питання з тонкими синтетичними поняттями суб’єктивного права,об’єктивного, сімейного, кримінального…аж 1 урок на два тижні!).

Цікаво з комп’ютерами?!Інформатика з 10 класу,а 9-річки мають по 10 компів (про програмне старе забезпечення не говорю;школи скупили весь неліквід) і не приєднані до Інтернету (у нас смуговий безліміт коштує 90 гр. абонплати зі швидкістю 10 Мбіт/сек.;іде відео ,не кажучи про аудіо). А дітки такі, що вже з 6 класу мають ПК і починають з «Косинки».

Тема така, що вимушений викласти своє п і д л е нутро…Говорити про розмір черепа і колір шкіри в наш час – верх цинізму, глупоти, тупості тощо.
С е г р е г а ц і я – вчорашній день, думає хтось! І помиляється! Сегрегація на даному відрізку часу змінила обличчя з маски куклусклана на причесане, гладке личко IQ. Не секрет, що в колективі(групі людей, учнів класу, любого колективу і т.д.) вибірка лише 15 % засвідчує наявність кмітливих і веселих; 5% вундеркіндів і стільки ж –розумово відсталих. Залишок 80 % потребує бригадира, вождя, класовода ,батьківських казначейських квитків…, бо потребує спокійного життя з помірною лінню, елементами гедонізму (хліба і видовищ) і розплачується за це – смиренністю за конвейером, одноманітною працею конторника, штукатура –маляра, монтажника супутникових антен, автоперевізника, нотаріуса, судового виконавця, тюремного наглядача.

На цих людях – флегмотрудоголіках тримаються суспільства! Якщо вони дбають про прості сімейні радості, поважають батьків, відправляють дітей до школи без всяких намірів в майбутньому турбувати приймальні комісії ВНЗ, регулярно відвідують церкву (Великдень і Різдво обов’язково; мужчини стоять на 20 метрів від церковного порогу і радяться: як перевести автівки на газ і чи дорого це коштує?) з сильною аурою традиціоналізму:12 страв на Святвечір, кошик на Пасху з відомим вмістом і великим питанням: чи можна класти ківі, банан, щось цитрусове обов’язково після «реформації» 2004 року, а білий еклер з червоною цяточкою-сердечком після 2005 року).

«Роботодавці жахнуться….» цитата з Набокова.

Нічого вони не жахнуться! Державі потрібні кваліфіковані робітники (щоб відрізняли дрельку від болгарки, лобзик від шурупокрута; уміли прочитати інструкцію по вживанню якоїсь штукатурної сметанки; могли виставити момент запалювання в двигуні; уміли порахувати гроші і заповнити вимогу на поповнення товару в ятці).

Щодо адвокатів, менеджерів виробництва, іноземних мов…Повний спокій! Дефіциту бажаючих одіти мантію судді, жакет радника юстиції 1 рангу, чи гріти крісло топ-менеджера тур-фірми (з усіма мовами!!!) не було і в ближчий розвиток людство не передбачає кадрових проблем на магістерські посади! Яке репетиторство саме дороге? Іноземна та правознавство! Де сама більша плата за навчання? Те ж там!

«Тихо селяни!Земля буде ваша!» , якщо Ви вивчитеся агрономії, освоїте не просту і недешеву техніку з-за горба. Всього 30 працюючих в звичайному подільському селі (бувшому колгоспі) і оті 30 комісарів – тверезі, встають вранці… і тупої фізичної роботи (жінки з лопатами на току!) вже немає! Це ті 2% народу , які в кожній країні годують співвітчизників! Вони прекрасно розуміють: що таке лізинг, ф’ючерсний контракт, індекси цін на зернові.

Щодо профорієнтації( а не тої, що ви подумали) спостерігається успадкування батьківської стезі (на сімейних радах приймають такі рішення, бо вже помацали і згодні, щоб діти продовжили традицію ц е х о в и к а). Про приклади не буду, бо не можу знайти щось зворотнє.
*Навіть священники і міліціонери з повагою ставляться до професійної спадщини; в одному з наших сіл – спеціалізація: духівництво і міліція! В іншому – арнаутський варіант високоякісної підробки (на базарі питають «Дойну» не молдавську ,а …..ську).

**Про м о в у -- нема м о в и! Толерантно поставлюся до суржикового продавця нацпродукту -- соняшникового (гарбузового) насіння; дядя Міша з Херсона так радив В.Суворову…, але той же дядя Міша заставить внучат? окрім Тори? читати Шолом Алейхема на українській, бо молочник Тев’є – бізнесмен, а бізнесу випендрювання ні до чого!


Андрей Набоков, 16.07.2008 10:12:53 Цитировать Имя

Происходит то, о чем предупреждали социологи и фантасты еще 50 лет назад - люди специализируются начиная с детства. Те, кто показал какие-то таланты (либо его родители приложили усилия, часто просто с помощью кошелька) - будет специализироваться (читай, получит образование и воспитание) и войдет в элиту общества - будет принимать решения и управлять. Те, кто ничего не показали (а также те, чьи родители не обладали мощным кошельком) - получат только те навыки, что необходимы для потребления товаров и услуг. Потребитель - это тоже социальная роль, и их не может быть больше или меньше, их будет ровно столько, чтобы производителям было кому впаривать свои товары и услуги. Эти процессы на Западе идут давно, но там они менее заметны из-за огромного количества государственных и благотворительных образовательных программ, позволяющих немного замаскировать границу между новыми классами: потребителей и производителей. Но мы, как обычно, впереди планеты всей. У нас эта разница просто лезет в глаза, причем именно у молодежи. Тот факт, что эта стало так заметно, уже говорит о том, что обязательное среднее образование. Выросло поколение, в котором до 20% - неграмотны. Это скоро начнет сказываться на бизнесе, ибо они настолько неграмотны, что не могут быть даже потребителями. Умение скачать мелодию на мобильник - это еще не потребитель. Для того чтобы тупо потреблять в современном обществе, он должен понимать огромное количество вещей: основы финансовых операций (кредит в банке), компьютеры и сети (интернет-шоппинг) и многое другое. Как только сменится поколение (уйдут люди, получившее среднее образование в СССР), капитаны нашего бизнеса ужаснутся качеству нового "младого племени" (непригодного даже для тупого потребления) и начнут вкладывать деньги в образование (в данном случае - в начальное) просто для того, чтобы подготовить квалифицированных потребителей для твоих товаров и услуг.



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
Видатні особистості (31) 
Демографія (6) 
Екологія (7) 
Економіка (158) 
Енергетика (7) 
Культура (105) 
Молодіжна політика (3) 
Наукові дослідження (29) 
Освіта (137) 
Охорона здоров'я (93) 
Політика та суспільство (388) 

ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Філіпенко Ігор Сергійович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА
E:\Free\Аналитика\Отредактировано\images\little7.jpg
Инфляция в Украине: прогноз на осень
Просмотров: 17

БИБЛИОТЕКА

Придністровський дайджест № 61

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»


© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua