На главную страницу
117 полотен великого голландца
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу


курсы валют


База знаний / Аналитика / Політика та суспільство

Болонский процесс – стадия реализации. Часть І. Рассуждения

Версия для печати Версия для печати

11-12.03.2010 в г. 11-12.03.2010 в г. Будапешт (Венгрия) и г. Вена (Австрия) в два этапа прошла очередная Конференция министров образования стран-участниц Болонского процесса. Состоявшаяся Конференция была посвящена итогам 10-летия Болонского процесса. Цель Конференции - основание Региона европейского высшего образования, который предусмотрен Болонской декларацией 1999 года
(
официальное сообщение).

1. Они собрались…

Они собрались тихо, мирно, сразу в двух столицах (11 марта – Будапешт, 11…12 марта – Вена, т.е ночевали в Вене).


"1. Мы, Министры, ответственные за высшее образование в странах-участницах Болонского процесса, встретились … для того, чтобы создать Европейское пространство высшего образования, что предусматривалось Болонской декларацией 1999 года…" (Будапештско-Венская Декларация 2010).

2. Student's opposition...


"В Вену и Будапешт собрался весь цвет образовательной бюрократии Старого света. 11 марта министры науки и образования чуть ли не из всех европейских стран собрались, чтобы отпраздновать десятую годовщину Болонского процесса. Но их последние надежды на добропорядочный «праздник для всех" рухнули в первый же день саммита. На улицы Вены вышли более 10 000 студентов. Больше всего - из Италии и Германии, чуть меньше - из Франции, Испании, Хорватии, Турции. Было несколько человек и из Украины.


Студенты вышли, чтобы заявить:
"Болонья горит!"
Они против бизнеса на образовании
и против образования для бизнеса.


Даже трёхтысячная армия полицейских была бессильна против мощных масс демонстрантов. Такого успеха не ожидал никто, включая самих организаторов протестов.

… Пусть критика Болонского процесса и не достигла своей цели. Пусть политики, как один, повторяли: "Процесс запущен, и возврата нет». Но главное – студенты продемонстрировали, казалось бы, потерянную за долгие годы, международную солидарность. Досталось не столько злосчастному процессу, сколько собственно капитализму – плакаты и лозунги демонстрантов тому подтверждение. И, очевидно, останавливаться студенты не собираются".

"6. … Недавние акции протеста в некоторых странах, частично направленые против действий и мероприятий, не связанных с Болонским процессом, напомнили нам о том, что некоторые цели Болонской реформы не были в достаточной мере реализованы и разъяснены" (Будапештско-Венская Декларация 2010).


3. Что решили…


На современном языке этот заголовок должен "звучать" так: "Чего порешали…", но будем придерживаться литературного языка.

"Участники Конференции приняли решение пролонгировать Болонский процесс.

Первоначально предполагалось, что основные цели Болонского процесса, предполагающие процесс постепенного сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования, будут достигнуты к 2010 году…

Поскольку на конференции создание этого пространства не было зафиксировано, было принято решение о продлении периода создания единого европейского образовательного пространства на уровне высшей школы еще на 10 лет.

Участники Конференции определили перечень мероприятий, которые будут проведены в рамках Болонского процесса в ближайшее время.

В сентябре 2010 году в рамках Болонского процесса пройдет Международная конференция стран-участниц Болонского процесса по вопросам влияния экономического кризиса на систему высшего образования и роли Правительств государств-участниц Болонского процесса в снижении влияния кризиса на высшую школу. В 2011 году планируется проведение семинара по проверке качества высшего образования в странах-участницах Болонского процесса".

Следующая Конференция министров образования стран-участниц Болонского процесса пройдет в Бухаресте (Румыния) 26-27 апреля 2012 года, далее – в 2015, 2018 и 2020 годах.

Правда, мнение российских коллег не разделяют их украинские коллеги, принимавшие участие в конференции: "На зустрічі міністрів …прийнято Будапештсько-Віденську Декларацію та офіційно проголошено створення Європейського простору вищої освіти".

Кому верить? В Декларации нет ни слова о провозглашении создания единого Европейского пространства, хотя о создании слова есть (п.5), а другие документы недоступны автору статьи. Следует также отметить, что на момент подписания Декларации И.Вакарчук был уже безработным без статуса, и если под Декларацией стоит его подпись, она перестает быть юридическим документом, во всяком случае, для Украины.

4. Порассуждаем…

Не везет дому Облонских. Снова там какой-то непорядок…

Возьмем пункты 4 и 5 Декларации, в которых, в частности, имеются строки: "4. … ми залучені до ряду реформ з метою побудови Європейського простору вищої освіти, який ґрунтується на довірі, співпраці і повазі до розмаїтості культур, мов і систем вищої освіти. 5. Болонський процес і новостворений Європейський простір вищої освіти…". Таким образом, становится непонятным, есть Европейское пространство высшего образования или оно только строится? Получается, ребенок родился, но не до конца?

Лукавят господа Министры, кому-то хотят показать, что не зря хлеб едят?

Внимательно прочитывая Декларацию, можно обратить внимание на два момента – нет согласования у стран-участниц на национальном уровне по уровням подготовки и имеется прямое сопротивление унификации на институциональном уровне. Именно это второе обстоятельство, по-видимому, явилось одной из главных причин многотысячных студенческих пикетов.

А вот какое резюме предлагается по итогам конференции, проведенной в одном из вузов Украины как раз 11 марта 2010:

"Согласно множеству исследований и мнений студенческих организаций, болонский процесс несет за собой снижение качества образования, потому что вместо фундаментального образования через систему курсов, которые предполагаются для получения квалифицированного уровня, студентам нужно выслушать определенный набор узкоспециализированных дисциплин. Академическая мобильность, которая так привлекала молодежь стран-участниц болонского процесса, для значительной части студентов осталась лишь мечтой, вместо этого – платное образование, низкая доступность магистратуры, необходимость повторно поступать в ВУЗ и получать знания и навыки, необходимые для другой профессии в случае снижения спроса на их специальность. Теперь преподавателям в ВУЗах Украины не выделяется достаточно времени для помощи студентам в организации самостоятельного овладения дисциплиной, а также на консультирование и проверку качества выполнения самостоятельной работы студента, на которую отведено 70% материала.

Конечно, Болонский процесс, в сущности, ничем не отличается от Болонского процесса в других странах. Просто невозможно совмещение двух систем образования: российско-советской и новой – "европейско-болонской", как нельзя совместить понятия "свободного выбора каждым студентом курсов" и "академической группы". Однако новая система как можно лучше будет подходить для подготовки дешевой рабочей силы".

Вряд ли со всем можно согласиться. Тейлоровская система "выжимания пота", примененная к преподавателям – чисто советская "находка", сохранившаяся в Украине и усовершенствованная с помощью закона, подготовленного под руководством И.Юхновского, и "творчества" чиновников от образования на местах. К Болонскому процессу относится весьма опосредованно. Столь же опосредованно относится к Болонскому процессу и взимание платы за выдачу дипломов уровня выше бакалавра. Просто это было "подсмотрено" в практике стран ЕС и перенесено на нашу "почву", а узаконено И.Вакарчуком при ликвидации промежуточного уровня – "специалист". Видимо схема рассуждений была весьма простой: по Болонскому процессу уровень специалиста нужно упразднять, но поскольку в украинской практике этот уровень принят давно и эффективно действует, заставим за него платить, постепенно желающих стать специалистами станет исчезающее мало. Сработало! Но к сути Болонского процесса снова непосредственного отношения это "творчество национального уровня" не имеет. Тут Министры правы в своей Декларации (см. выше – К.П.). Да и требование, и реклама коллекционирования дипломов объясняется не Болонским процессом, а ненасытной жаждой наживы, которую еще называют коммерциализацией образования.

С последним абзацем почти можно согласиться, только не вполне понятно определение "дешевой". В Украине и не было "дорогой" рабочей силы вне зависимости от уровня образования. Интеллектуальный труд еще по старинке оплачивается гораздо ниже физического, особенно в государственных учреждениях, и это одна из причин, почему из страны быстрым темпом исчезает интеллект, а остается изворотливость, дающая мошенников, казнокрадов и коррупционеров практически на всех уровнях государственной власти. Именно поэтому исчезает профессионализм, успешно заменяемый простым хамством, особенно на низших уровнях власти.

Вообще, приведенная цитата может считаться редким исключением, неким криком души, вполне заглушаемым мощным хором ректорского "одобрямс" на постсоветском пространстве.

Так что на институциональном уровне в Украине нет и не может быть противодействия Болонскому процессу. А если возникнет, то все работающие в вузах прекрасно знают, как "избирают" ректоров…

А вот внутри ЕС, в ядре образовательного пространства, с институциональным уровнем возникли сложности, из-за чего в Декларации даже появился "реверансный" пункт: "...8. Ми, Міністри, ще раз засвідчуємо приверженість до академічної свободи, так само як і до автономності та відповідальності вищих навчальних закладів, як принципів Європейського простору вищої освіти, і підкреслюємо роль вищих навчальних закладів, яку вони відіграють у зміцненні мирних демократичних суспільств і посиленні суспільної єдності".

Фактически, Министры расписались в неспособности перебороть противодействие вузов, желающих сохранить европейское образование в Европе и категорически не воспринимающих его американизации.

Слово сказано, надо пояснять...

(Продолжение следует)


| Количество показов: 177 |  Автор (привязка):  Пахотин Константин Константинович |  Голосов:  5 |  Рейтинг:  3.75 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку




Статьи по разделам
Видатні особистості (45) 
Демографія (21) 
Екологія (19) 
Економіка (307) 
Енергетика (23) 
Культура (182) 
Молодіжна політика (35) 
Наукові дослідження (106) 
Освіта (287) 
Охорона здоров'я (142) 
Політика та суспільство (650) 
ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Юрчук Людмила Миколаївна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА
Ерік Найман
Влітку можлива ревальвація гривні
Просмотров: 12

БИБЛИОТЕКА

Medical correction of disorders of urination after the transurethral resection of benign prostatic hyperplasia

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua