На главную страницу
117 полотен великого голландца
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу


курсы валют


База знаний / Аналитика / Економіка

"Феодосийская судостроительная компания "Море" – банкрот?

Версия для печати Версия для печати

Посмотрите на протяженность береговой линии Украины. На чем же, если не на отечественных скоростных судах, нужно защищать Родину?!

Флагман украинского кораблестроения – ОАО "ФСК "Море" – берет свое начало в тридцатых годах прошлого века. В 1938 году постановлением правительства Советского Союза восточнее Феодосии было развернуто строительство завода «Южная точка». В том же году началось строительство и рабочего поселка под одноименным названием.

В Великую Отечественную войну завод был полностью разрушен. Практически сразу же после освобождения Феодосии от фашистов началось его восстановление. В 1947 году был окончательно определен основной профиль завода – производство скоростных кораблей и судов из легких сплавов. Позднее завод стал основным производителем судов на подводных крыльях (СПК).

1970 год ознаменовался новым этапом в истории деятельности предприятия – на заводе приступили к строительству кораблей на воздушной подушке (КВП).

В настоящее время ОАО "ФСК "Море" является самым крупным в Украине судостроительным заводом, специализирующимся на производстве скоростных кораблей и судов с динамическими принципами поддержания (на подводных крыльях, на воздушной подушке, на каверне, глиссирующие), прогулочных яхт и катеров с корпусами из алюминиево-магниевых сплавов. Значительную часть продукции составляют военные корабли и многоцелевые катера. Предприятие также обладает высочайшим техническим и производственным потенциалом, обеспечивающим решение самых сложных задач по созданию скоростных кораблей с применением передовых технологий. Но это – внешняя сторона медали. К сожалению, за блестящими характеристиками предприятия стоят серьезные, неподъемные проблемы.

Сегодня ОАО "Феодосийская судостроительная компания "Море" – главная государственная верфь Украины – оказалась перед лицом банкротства.

Первое дело о банкротстве было возбуждено в августе 2007 года. Тогда феодосийский завод оспорил решение суда и в конце декабря 2007 года смог добиться отмены вердикта в Высшем хозяйственном суде о начале своего банкротства. Но уже в январе 2008 года Хозяйственный суд АР Крым дал старт второму делу о банкротстве предприятия. Истцом выступило киевское ООО "Компания "Драккар", которому судостроительный завод задолжал около… 202 тысяч гривен! Неужели столь ничтожна цена финансовой стабильности огромного предприятия? Насколько объективны причины банкротства некогда благополучного завода?

С целью выяснить истинное положение дел Контрольно-ревизионным управлением в АР Крым был проведен аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2007-2009 года. Основное внимание было уделено вопросу эффективности управления предприятием, анализу фактического состояния дел относительно законного и эффективного использования средств, имущества и других активов, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности, а также функционирования системы внутреннего контроля.

При этом было установлено, что еще в декабре 2004 года постановлением Кабинета Министров Украины ОАО "Феодосийская судостроительная компания "Море" была отнесена к перечню предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Однако, невзирая на это, государством не предпринималось никаких мер для финансовой поддержки отрасли. Расходы из общего фонда государственного бюджета по бюджетным программам на меры, связанные с увеличением объемов производства ОАО "ФСК "Море", не предусматривались. Что и подтолкнуло завод брать значительные кредиты под большие проценты. Одним из решающих просчетов руководства компании было получение в 2000 году крупного кредита у Государственного акционерного специализированного импортно-экспортного банка Украины "Укрспецимпексбанк" в размере чуть менее 30 миллионов гривен под 40% годовых для производства корабля "Зубр" по крупному греческому заказу. Когда заказ был выполнен, возникли сложности с его реализацией, что и привело к дальнейшему невыполнению компанией своих обязательств перед банком. В результате задолженность компании только по этому кредиту составила чуть менее 112 миллионов гривен (согласно решению суда).

В ходе аудита, естественно, возник вопрос к руководству предприятия: почему не были предприняты меры по рефинансированию этого крайне невыгодного кредита? Проведенным аудиторским исследованием ситуации, существовавшей на финансово-кредитном рынке в 2007 году, было установлено, что компания могла рефинансировать кредит, по крайней мере, под 15,5% годовых. Напомним, что в свое время кредит был взят под 40%. Рефинансирование кредита позволило бы сократить задолженность, а как следствие – убыток на сумму 23 миллиона гривен.

Также необходимо упомянуть об операции по покупке компанией ценных бумаг на сумму около 5 миллионов гривен за счет заемных средств того же банка. Указанный кредит был предоставлен на 2 года позднее, но уже не под 40%, а под 10% годовых. Однако данная финансовая операция оказалась экономически неэффективной, так как приобретенные ценные бумаги не приносят ни копейки дохода ОАО "ФСК "Море". Кредитные средства, как и в первом случае, не были возвращены банку, что также выразилось в задолженности компании перед банком в сумме около 7,5 миллионов гривен. В данной ситуации удивляет то, что компанией, не получающей доходов от приобретенных ценных бумаг, не было предпринято никаких мер для реализации принадлежащих ему акций и хотя бы частичного погашения задолженности по кредиту. Это позволило бы предприятию сократить затраты по начисленным процентам в сумме 2,5 миллиона гривен.

Спасти завод от банкротства можно было путем реализации готовой продукции и консервации незавершенного производства. Но и здесь оказалось не все так просто. Аудиторская группа, проанализировала систему ценообразования и выборочно сопоставила стоимость реализации заказов судостроения, судоремонта и регламентных работ за 2007-2009 годы и фактической себестоимости выполненных работ по этим заказам. Исследованием установлено, что реализация большинства заказов осуществлялась по ценам, значительно более низким, чем фактическая себестоимость производства. Уровень убыточности большинства заказов составляет от 20 до 90 процентов. В связи с низкой загруженностью производства, наибольший удельный вес в себестоимости услуг (до 80%) занимают общецеховые и общепроизводственные расходы. Основной причиной такой ситуации, наряду с резким снижением объемов производства, является отсутствие разрешения органа управления имуществом – Министерства промышленной политики Украины – на консервацию неиспользуемых в производстве цехов и оборудования.

Несмотря на то, что нынешнее руководство компании предпринимает меры к сохранению кадрового потенциала и поддерживает имидж предприятия, готового к выполнению любых профильных заказов, отсутствие содействия со стороны органа управления и арест банковских счетов затрудняет поиск заказчиков на продукцию компании.

Предприятию неоднократно отказывали в участии в тендере на получение госзаказа. Это притом, что на период с января 2000 года до января 2012 года предусматривались определенные мероприятия государственной поддержки судостроения, среди которых – запрещение бесспорного списания сумм авансовых платежей и предыдущей оплаты по контрактам предприятий судостроительной промышленности.

Спасением можно назвать заключенный ГК "Укрспецэкспорт" в 1 квартале текущего года контракт с китайской стороной на постройку в цехах ОАО "ФСК "Море" 2-х малых десантных кораблей "Зубр" и еще 2-х таких же кораблей – на территории Китая. Получение и реализация такого крупного заказа позволит предприятию погасить задолженность по заработной плате, рассчитаться с бюджетом, социальными фондами и с другими кредиторами. При этом на ближайшие несколько лет будут обеспечены заказами еще несколько заводов соответствующего направления в Украине, в том числе в Крыму, а значит – работой значительная часть жителей г. Феодосии, пгт. Приморский и других городов.

Хочется верить, что и руководство завода, и орган управления с умом воспользуются предоставленной возможностью и спасут предприятие от банкротства. Продукция завода всегда была и будет востребована обществом и государством. Достаточно посмотреть на протяженность береговой линии Украины. Так на чем же, если не на отечественных скоростных судах, нужно защищать Родину?!


Мовчан Константин Георгиевич,
Ведущий государственный аудитор отдела государственного
финансового аудита деятельности субъектов хозяйствования
государственного сектора экономики


| Количество показов: 71 |  Автор (привязка):  Мовчан Константин Георгиевич |  Голосов:  3 |  Рейтинг:  3.56 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Владимир Крылов, 11.05.2010 10:35:11 Цитировать Имя

Все очень просто. Главный принцип украинского бизнеса: "Взять бесплатно, и продать подороже!". Потому и Україна над прірвою. Вся проблема завода состоит в размерах причалов и зданий и сооружения, которые при минимальных затратах могут быть переоборудованы в склады и прочее. То есть, сам по себе получается совершенно бесплатно частный порт очень не маленьких размеров. Конкретно за дерибаном завода стоит руководство крымского БЮТ. Это не секретная и широко известная информации не только в интернете.



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
Видатні особистості (46) 
Демографія (23) 
Екологія (21) 
Економіка (322) 
Енергетика (26) 
Культура (191) 
Молодіжна політика (42) 
Наукові дослідження (111) 
Освіта (299) 
Охорона здоров'я (144) 
Політика та суспільство (670) 
ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Пушко Віра Федорівна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА
Микола Івченко
Темпи припливу іноземного капіталу можуть зменшитися
Просмотров: 11

БИБЛИОТЕКА

Схід України в інтеґративних процесах сучасного державотворення

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua