На главную страницу
Обличча Майдану
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

От редактора
Правила портала
Защита интеллектуальной
собственности
Эксперт-Новости
Эксперт-Анонсы
Дайджест СМИ
Дайджест TV
Помощь
Эксперт-Поиск

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу






Наш ответ Путину

Версия для печати Версия для печати

24.03.2014 10:19:52 | Игорь Воронцов 

Национализация государственных активов Украины в Крыму местными властями требует от Киева принятия ответных мер. Желательно – незамедлительных

Поэтому обещание министра юстиции Павла Петренко требовать компенсации в судебном порядке – это, конечно, правильно. Но явно недостаточно. Тем более что уже и в самой России конфискованы активы украинской кондитерской корпорации Roshen Петра Порошенко. А, значит, наиболее быстрым и адекватным решением может стать национализация российских активов в Украине. Что она дает? Попробуем разобраться подробнее.

Подводные камни национализации


Список потенциальных кандидатов на национализацию ранее уже был опубликован в СМИ со ссылкой на источники в Кабинете министров Украины. Не все они представляют одинаковую ценность. Так, входящий в холдинг "Русский алюминий" Олега Дерипаски Запорожский алюминиевый комбинат мощностью 100 тыс. тонн алюминия в год простаивает с 2012 года. Более того, оборудование глиноземного цеха на этом предприятии россияне уже успели частично порезать на металлолом, а частично – вывезти в Николаев. В общем, от флагмана украинской алюминиевой промышленности мало что осталось.

В качестве утешения можно сказать, что при нынешних мировых ценах на алюминий в 1690 долл./тонн его производство в Запорожье все равно было бы убыточным, так как из-за устаревших технологий себестоимость там составляет порядка 2000 долл./тонн. Модернизация ЗАлКа по стоимости сопоставима со строительством под ключ нового предприятия. Гораздо чувствительнее для россиян возможная потеря Николаевского глиноземного завода, одного из крупнейших в Европе предприятий цветной металлургии. Оно избежало остановок в период кризиса.

Благодаря удобной логистике (отсутствуют расходы на транспортировку сырья железнодорожным транспортом, имеются собственные перевалочные мощности в Днепро-Бугском порту на 6 млн тонн в год) предприятие имеет низкую себестоимость продукции и обеспечивает работу алюминиевых заводов "Русала". Также следует учесть, что и сам завод в 2000 году обошелся россиянам недешево – в 100 млн долл., плюс еще 350 млн долл. за этот период вложено в расширение производства с 1 до 1,6 млн тонн глинозема в год. Вот это действительно был бы чувствительный удар для О.Дерипаски, который находится в дружеских отношениях с В.Путиным.

Правда, тут есть нюанс: собственных месторождений бокситов, из которых делают глинозем, в Украине нет. Так что если забрать НГЗ у "Русала", то надо тут же продать его какому-то другому крупному игроку с вертикальной интеграцией – американской корпорации Alcoa или норвежской Norsk Hydro, например. Либо договариваться с ними же о переработке бокситов на НГЗ по давальческой схеме. Иначе он повторит судьбу ЗАлКа. Кстати, информация к размышлению: австралийская корпорация Rio Tinto, один из мировых гигантов алюминиевой промышленности, в конце ноября 2013 закрыла у себя в Австралии большой глиноземный завод Gove, поскольку он стал нерентабельным в текущих рыночных условиях.

Так что с поиском покупателей для НГЗ могут возникнуть проблемы. С учетом этого в случае гипотетической продажи сейчас за предприятие не удастся получить больше, чем в 2000 году. Тогда на декабрьских биржевых торгах за 5% акций НГЗ было уплачено 8,3 млн долл. Таким образом, все предприятие на тот момент можно оценить в 166 млн долл. С учетом поведенной модернизации и увеличения производственных мощностей его нынешняя стоимость примерно составляет 266 млн долл. Однако вряд ли кто-то согласится заплатить больше 200 млн долл., если вообще найдется такой желающий.

Гораздо более высоколиквидные активы – операторы мобильной связи "Киевстар" и "МТС-Украина". В "Киевстар" – солидная доля российской "Альфа-групп" Михаила Фридмана, "МТС-Украина" контролируется АФК "Система" Владимира Евтушенкова. В госсобственности после национализации они однозначно не останутся – слишком велик у чиновников будет соблазн пристроить их в надежные руки. За эти компании могут побороться крупные западные операторы мобильной связи. В таком случае цена продажи способна прыгнуть гораздо выше рыночной планки. Как это уже было при продаже в 2005 году комбината "Криворожсталь" тогдашним премьером Юлией Тимошенко.

Доходы "Киевстара" за 2013 снизились на 4%, до 12,9 млрд грн., доходы "МТС-Украина" выросли на 3%, до 9,9 млрд грн. Идем далее по списку. Лисичанский НПЗ, владельцем которого сейчас является государственная "Роснефть", простаивает с 1 марта 2012. Потому как украинский рынок нефтепродуктов работает так, что в страну выгоднее завозить на АЗС готовый бензин по импорту, чем заниматься переработкой нефти. А собственная нефтедобыча в Украине закрывает потребности только Кременчугского НПЗ, принадлежащего финансово-промышленной группе "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Они же присутствуют в акционерах ПАО "Укрнафта" и де-факто контролируют эту компанию.

Так что Лисичанский НПЗ – относительно неплохое предприятие, но не имеющее шансов на реанимацию. Это ноль в графе как доходов, так и убытков. Сейчас – у "Роснефти", в дальнейшем, допустим, что и у НАК "Нафтогаз Украины". Вот только что дает в существующих условиях сумма нулей? Правильно, ноль. "Роснефть" ничего не теряет, а "Нафтогаз" ничего не приобретает. То же самое относится и к Одесскому НПЗ, ранее принадлежавшему российскому концерну "Лукойл". Его нынешний недопокупатель Сергей Курченко вроде бы как почти продал завод все той же "Роснефти", по сообщениям деловых СМИ. Однако сделка может запросто сорваться ввиду обострения украинско-российских отношений. Сейчас Одесский НПЗ находится в залоге у российского государственного Внешторгбанка.

В ПРИВАТной плоскости


В случае национализации Лисичанского и Одесского НПЗ самый вероятный сценарий – их перепродажа группе "Приват". Для которой в данном случае интерес заключается не в расширении производства, а в том, чтобы "положить" возможного конкурента и тем самым обеспечить простор для маневра на рынке. Сомнительно, что "Приват" в случае повторной приватизации Лисичанского и Одесского НПЗ заплатит за них рыночную цену.

Просто потому, что у И.Коломойского нет такой привычки. Его стиль – кулуарные договоренности с высокопоставленными чиновниками, в результате которых интересующие активы переходят к "Привату" за чисто символическую плату. Один раз в 2008 году он хотел заплатить по примерно рыночным параметрам – 800 млн долл. за Одесский припортовый завод. Но тогдашний премьер Юлия Тимошенко застопорила процесс. Так что особых компенсаций за потерю "Черноморнефтегаза" на НПЗ в Лисичанске и Одессе не получишь. Теоретически их можно сделать интересными для серьезного рыночного игрока, если ввести заградительные пошлины на импорт нефтепродуктов. Но этого правительству так называемой независимой Украины не позволит сделать Еврокомиссия. Для нее приоритет – загрузка мощностей на НПЗ в Литве и Румынии.

В список потенциальных кандидатов на национализацию попали и активы группы VS Energy экс-вице-спикера Госдумы РФ Александра Бабакова и его партнеров. Среди них – ялтинский пятизвездочный отель "Ореанда" и киевский "Премьер-палас". По оценкам деловых СМИ, гостиничный фонд группы в Украине насчитывает 553 номера, общая площадь коммерческой недвижимости – 39,3 тыс. кв. м, доходность по итогам 2013 года – 26 млн долл. Гораздо больше – у личного друга юности В.Путина, совладельца СМП-банка Аркадия Ротенберга. Ему принадлежит столичный ТРЦ Ocean Plaza с площадью 72 тыс. кв. м и доходом 43 млн долл.

Для любого гражданина это очень солидные суммы, позволяющие не задумываться о куске хлеба с маслом и черной икрой на день завтрашний. А вот для государства, которому надо компенсировать стоимость утраченных морских портов, железной дороги и ее инфраструктуры, наконец, крупной нефтегазодобывающей компании – это нечто вроде капли в море. К тому же гостиницы представляют повышенный интерес для частного бизнеса ввиду высокой доходности и быстрой окупаемости затрат. Поэтому чиновники охотно пристраивают государственные отели в частные руки. Например, осенью 2013 было принято решение о приватизации "Президент-отеля" в Киеве, в 2009 продана киевская гостиница "Братислава".

Причем рыночную цену за них тоже никто никогда не платил. Так, 51% гостиницы "Братислава" в 2009 при Ю.Тимошенко Фонд госимущества оценил… в 20,5 млн грн., или 2,5 млн долл. по тогдашнему курсу. Нет сомнений, что и "Премьер-палас" с "Ореандой" и Ocean Plaza в случае национализации ненадолго задержатся у государства. И обойдутся новым владельцам примерно с тем же дисконтом к рыночной цене, что у "Братиславы". Тем более что к власти опять вернулись те же самые персонажи.

То же самое относится к энергетическим активам VSE – "Одессаоблэнерго", "Закарпатьеоблэнерго", "Черновцыоблэнерго", "Ровнооблэнерго" и "Киевоблэнерго". Ранее государство в несколько заходов распродало облэнерго ряду финансово-промышленных групп. Так что в случае национализации они опять пойдут на повторную продажу. Крупных международных игроков это не заинтересует – показательным тут является уход американской корпорации AES, в 2012 продавшей "Ровнооблэнерго" и "Киевоблэнерго" как раз группе VSE. Теперь эти пакеты опять же интересны "Привату", представленному в ряде облэнерго.

Учитывая, что теперь Игорь Валерьевич еще и формально закрепил свое присутствие во власти как днепропетровский губернатор, в список претендентов на энергетические активы VSE его можно смело ставить под №1. Но, как уже отмечалось, не стоит ожидать в таком случае потока средств в госбюджет от повторной приватизации, неизбежной после национализации. Национализация "Одессаоблэнерго", безусловно, обрадует владельца группы "Финансы и кредит" Константина Жеваго. У него за "Одессаоблэнерго" идут давние судебные тяжбы с VSE, которые теперь появляется возможность завершить в свою пользу.

Кто следующий?


Кстати, в списке кандидатов имеются также облэнерго в Сумах и Луганске, которые контролируются группой Standard Energy Константина Григоришина. Он является уроженцем Запорожья, но с начала 2000 годов имеет российское гражданство. Принадлежащий ему Запорожский трансформаторный завод, завод "Преобразователь" и завод высоковольтной аппаратуры (оба – Запорожье), а также Сумское НПО им. Фрунзе при этом почему-то не попали в претенденты на национализацию.

Хотя список еще неокончательный и может корректироваться как в ту, так и в другую сторону. И если уж на то пошло, то уроженец Донецка Виктор Нусенкис тоже с конца 1990 годов имеет российское гражданство. Тем не менее в Украине он владеет заводом "Донецксталь", Ясиновским и Макеевским коксохимзаводами, а также шахтоуправлением "Покровское", одним из крупнейших производителей коксующегося угля в Украине. Но его предприятий тоже нет в том предварительном списке, который, по данным СМИ, обсуждается в правительстве и президентской администрации.

Вообще создается впечатление, что его составляли не с целью компенсировать потери государства Украина, а "по заявкам радиослушателей" – из числа наиболее подходящих для повторной приватизации заинтересованными украинскими бизнес-группами. Иначе как объяснить, что отели "Ореанда" и "Премьер-палас" в списке есть, но нет объединения "Лугансктепловоз", крупнейшего поставщика тягового состава для ОАО "Российские железные дороги" и принадлежащего российскому "Трансмашхолдингу".

Отсутствует в перечне и принадлежащий госконцерну "Росатом" краматорский завод "Энергомашспецсталь", выпускающий стратегическую для россиян продукцию: заготовки для корпусов атомных реакторов. Нет там и сумского объединения "Насосэнергомаш", входящего в российский холдинг "Группа ГМС" и выпускающего насосы для АЭС.

Украинский дочерний банк ВТБ, а также украинская "дочка" государственного Сбербанка России тоже внесены в шорт-лист наиболее вероятных претендентов на национализацию. В список не попали "Проминвестбанк", подконтрольный государственному Внешэкономбанку, "Русский стандарт", "Альфа-банк" и ряд других финучреждений. По данным Ассоциации украинских банков, по состоянию на 1 февраля Сбербанк России занимал 7 место по размеру активов среди 112 финучреждений, ВТБ Банк – 12 место. Их доля в банковской системе Украины суммарно составляет 6,64%. То есть не очень глобально, хотя оба банка относятся к категории крупнейших.

Ситуация в них прямо противоположная. Украинская "дочка" Сбербанка России по итогам 2013 увеличила прибыль на 41,7%, до 572,8 млн грн. При этом кредитный портфель вырос на 28,7%, до 25,9 млрд грн. Тогда как резервирование под проблемные займы увеличилось всего лишь на 13,4%, до 1,452 млрд грн. Одним словом, менеджмент банка хорошо поработал. Такой актив мог бы стать ценным приобретением для украинского государства. Но и тут есть нюанс. В своей кредитной политике банк явно исходил из возможной материнской структуры – Сбербанка России. На этом во многом основано и доверие вкладчиков по депозитной базе. А без поддерживающего фондирования из Москвы обязательства украинской "дочки" могут посыпаться, как карточный домик.

То же самое относится и к ВТБ Банку, но здесь еще и финансовые показатели негативные. По итогам 2013 банк получил чистый убыток 194,04 млн грн. против 315,821 млн грн. прибыли годом ранее. Активы банка снизились на 24,67%, до 25,286 млрд грн., средства клиентов — на 8,02%, до 11,148 млрд грн., собственный капитал — на 5,68%, до 3,207 млрд грн. Одним словом, не пришлось бы потом после национализации вливать в это финучреждение миллиарды гривен из украинского госбюджета, как это уже проделывала Ю.Тимошенко в 2009 с Родовид Банком.

В списке потенциально подлежащих национализации также значатся горно-металлургические активы. Это принадлежащие "Евраз-холдингу" Романа Абрамовича Днепропетровский металлургический завод им. Петровского, железорудный ГОК "Сухая балка", Днепродзержинский и Баглейский коксохимзаводы. А также принадлежащая Внешэкономбанку РФ доля в 50% + 2 акции в украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса". Поскольку в украинском ГМК уже давно нет госсобственности, эти активы тоже пойдут на повторную приватизацию. Опять же с учетом того, что в Европе сейчас полно закрытых метзаводов, от которых нынешние владельцы безуспешно готовы избавиться, все вышеперечисленные украинские активы могут заинтересовать лишь местных игроков.

В частности, украинские совладельцы ИСД не прочь вернуть себе полный контроль над корпорацией. Тем более, практически задаром. Сейчас, в условиях мирового избытка стальных мощностей, даже реальная рыночная цена этих активов невысока. Например, американская корпорация US Steel в январе 2012 вернула сербским властям метзавод Zelezara Smederevo за 1 долл., при этом списав в убыток 400 млн долл., в том числе 23 млн долл. ранее уплаченных за это предприятие. Тем более что сейчас председатель совета директоров ИСД Сергей Тарута назначен губернатором Донецкой области. И, таким образом, как и И.Коломойский, формализовал свое влияние на принятие государственных решений.

Отсюда следует не очень утешительный для граждан Украины вывод. Да, национализация – в принципе неплохая идея. Вот только государству при этом мало что достанется. Однозначно выиграют владельцы провластных финансово-промышленных групп, которые проведут с пользой для себя очередной передел собственности. Не для этого ли все и затевалось?

Автор:  Игорь Воронцов
Источник:  МинПром
Ссылка:  http://minprom.ua

Возврат к списку




Дайджест по разделам
АПК (95) 
Демография (273) 
День в истории (374) 
Здравохранение (1164) 
Книжный мир (91) 
Культура (1403) 
Лица эпохи (868) 
Наука и технологии (966) 
Образование (1635) 
Общество (2864) 
Политика (6292) 
Право (566) 
Социология (202) 
Экология (412) 
Экономика (5003) 
Энергетика (714) 

Загрузка...

НОВОСТИ

Найбільш немиролюбні країни світу: Росія - 7, Україна - 51
Просмотров: 8

АНОНСЫ

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА
Експерти
Росія не стане вторгатися в Україну
Просмотров: 12

БИРЖЕВАЯ АНАЛИТИКА
В мире

В Украине
Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»

© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua