Авторизация
Поиск по порталу
|
|
|
|
|
|
|
Возврат к эпохе газовой многовекторности
|
|
Версия для печати |
|
30.11.2007 10:08:34 | Павел Орловцев
Киев вернулся к планам экс-президента Леонида Кучмы — за украинские деньги укрепить монополию «Газпрома» на рынке транзита природного газа из Средней Азии в страны ЕС.
На минувшей неделе премьер-министр Украины совершил рабочую поездку в Туркмению. Номинально она была посвящена заседанию глав правительств стран СНГ, на практике в ходе визита Виктор Янукович начал реализовывать утвержденные в начале осени директивы Президента Виктора Ющенко в сфере международной газовой политики. До нынешнего времени они не подлежали обнародованию, но переговоры Януковича в Ашхабаде несколько приоткрыли завесу таинственности над сутью этих указаний. Судя по результатам визита, одним из содержащихся в директивах ключевых моментов является отказ Киева от ранее взятого ориентира на участие в ключевых для ЕС проектах строительства газовой магистрали Nabucco и Транскаспийского газопровода. Вместо этого Киев решил присоединиться к российскому проекту сооружения Прикаспийского газопровода, который предполагает сохранение зависимости Туркмении от транзита газа через РФ.
По словам Януковича, обсуждение этого вопроса было главной темой и двусторонних украинско-туркменских переговоров, и саммита премьер-министров стран СНГ. «Украина высказалась за участие в строительстве этого трубопровода, соответствующую декларацию о котором Туркмения, Казахстан и Россия подписали еще в дополнил министр экономики Анатолий Кинах, по убеждению которого Прикаспийский газопровод позволит Украине дополнительно закупать 20 млрд. м3 среднеазиатского газа в дополнение к нынешним 44 млрд. м3.
КТО КРУТИЛ «ГАЗОВЫЙ ФЛЮГЕР»
Изначально в 2003–2004 годах главным инициатором строительства данного газопровода считался так и не заработавший «Международный консорциум по развитию газотранспортной сети Украины» (ООО «МКРГТС»), созданный на паритетной основе российским «Газпромом» и НАК «Нафтогаз Украины». Первый этап работы консорциума предполагал расширение пропускной способности «узкого» участка украинских газопроводов на участке Дашава — Ужгород, второй — строительство нового газопровода до Дашавы из Новополоцка (Луганская обл.), третий этап — строительство газопровода «Новопсков — Александров Гай» по территории России. Строительство Прикаспийского газопровода по принадлежащему Туркмении и Казахстану берегу Каспийского моря планировалось осуществить на четвертом этапе работы МКГРС.
Сопротивление украинского парламента, который не предоставил консорциуму права собственности на газопровод и прилегающие к нему земли, к 2005 году практически полностью застопорило проект. К этому времени главными его вдохновителями стали не «Газпром» и «Нафтогаз Украины», а учредители швейцарской RosUkrEnergo, которая монополизирует газовый транзит из Туркмении через РФ в Украину. Доминирующим стимулом участия этой компании в проекте называлось нежелание допускать конкурентов на транзитный рынок. В качестве последних рассматривались казахстанско-российское СП «КазРосГаз» и российская компания «Итера».
Самый масштабный шаг RosUkrEnergo к участию в сооружении Прикаспийского газопровода был сделан в 2006 году, когда один из соучредителей этой компании Дмитрий Фирташ затеял покупку Астраханского месторождения газа, расположенного на трассе будущего газопровода «Александров Гай — Новополоцк». Если верить заявлениям Фирташа российской прессе, соучредители RosUkrEnergo намеревались построить эту «трубу» за собственные средства. «Астраханское месторождение и трубопровод позволят потребителям Донбасса получать до 20 млрд. м3 газа в год», — оптимистично рапортовали представители компании. Однако сопротивление местных властей помешало приобретению этого объекта, после чего реализация проекта Прикаспийского газопровода опять затормозилась — да и как его было строить, если в Украине и РФ до сих пор нет дополнительных «принимающий» мощностей?
Эта проблема до сих пор является самым большим препятствием к строительству Прикаспийской магистрали. Кроме того, проект долгое время сталкивался со скрытым противодействием со стороны Узбекистана. Через территорию этой страны проходит крупнейший на сегодня в регионе газопровод «Средняя Азия — Центр» (САЦ), и новая «труба» угрожает урезать узбекские транзитные доходы. В случае ввода в строй более нового газопровода очень старый и давно не обновлявшийся САЦ станет работать «от случая к случаю». До недавнего времени противился проекту и Казахстан, который настаивал на том, чтобы Москва дала компании «КазРосГаз» такие же права транзита, как и RosUkrEnergo. Весной этого года «КазРосГаз» эти права получил, правда, пока они распространяются только на поставки газа в Оренбургскую область РФ. В целом же специалисты оценивали конъюнктуру плана строительства Прикаспийского газопровода достаточно сдержанно. На этом фоне нынешнее решение Киева присоединиться к проекту стало для его инициаторов приятным сюрпризом.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Еще более парадоксально прикаспийский проект стал выглядеть в контексте недавнего визита Гурбангулы Бердымухаммедова в Брюссель. Во время этого вояжа президент Туркмении призвал страны ЕС начать закупку туркменского газа, транспортируемого по новым магистралям, в обход России. Он назвал в качестве наиболее приоритетных экспортных путей не прикаспийский, а транскаспийский проект, который предполагает строительство подводного газопровода из Туркмении в Азербайджан через Каспийское море. Треть его маршрута сегодня уже фактически существует — это Южнокавказский газопровод норвежской компании Statoil, по которому ныне газа экспортируется в Грузию с азербайджанских месторождений на шельфе. Развитие «Транскаспия» до недавно времени тормозили лишь туркменско-азербайджанские споры о правах на часть шельфа. К началу нынешнего года дискуссии прекратились благодаря восстановлению дипломатических отношений между Баку и Ашхабадом. Более того, к середине 2007 года Транскаспий получил дополнительный стимул, поскольку его «выходящей ветке» — проекту Nabucco — присвоен статус межгосударственного проекта стран Европейского союза.
ПЕРЕДЕРГИВАНИЕ ПО-КИЕВСКИ
Успехи инициаторов Транскаспия и развитие смежных проектов до последнего времени внушало Украине оптимизм. На его волне в середине 2006 года Виктор Ющенко отдельным поручением обязал правительство провести переговоры с инициаторами строительства Nabucco. Однако чиновники из команды Виктора Януковича это распоряжение проигнорировали, в чем виделся политический резон — по словам представителей Минтопэнерго, европейские проекты якобы задуманы для того, чтобы создать конкуренцию Украине на рынке транзита газа из России в ЕС, угрожая нашей стране падением транзитных поступлений.
Большинство экспертов украинского газового рынка называли такой подход однобоким. В частности, они указывали на то, что Nabucco должен подойти вплотную к границе Украины с Румынией, что дает шанс демонополизировать контролируемый RosUkrEnergo рынок и получить возможность закупать газ из альтернативных источников. Придерживался такой точки зрения и Президент Виктор Ющенко, который во время практически всех своих визитов в страны ЕС подчеркивал, что Украина твердо намерена реформировать устаревшие маршруты поставок газа бывшего СССР и систему газоснабжения в целом. Но, судя по последнему визиту украинских официальных лиц в Ашхабад, точка зрения Киева неожиданно поменялась. Это в который раз заставит Европу призадуматься о непоследовательности украинской внешней политики — когда-то, во времена экс-президента Леонида Кучмы, она была притчей во языцех. И эта эпоха, похоже, возвращается.
Автор: |
Павел Орловцев |
Источник: |
proUA |
Ссылка: |
http://ua.proua.com/analitic/2007/11/30/095000.html |
Возврат к списку
|
|
|