На главную страницу
Фондовий ринок у липні-серпні 2008 року
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

От редактора
Правила портала
Защита интеллектуальной
собственности
Новости
Анонсы
Дайджест СМИ
Дайджест TV
Помощь
Поиск

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу


Курсы валют

Курс лидерства от Софокла

Версия для печати Версия для печати

17.07.2008 16:09:23 | Марина Бердичевская  

Крупный украинский бизнес через благотворительные фонды вплотную взялся за воспитание национальной элиты. При этом основной упор делается не на классическое образование, а на освоение навыков социального диалога и социальной ответственности

В захолустный, когда-то шахтерский городишко Аспен в штате Колорадо, нынче зарабатывающий исключительно на сдаче домиков в аренду горнолыжникам и продаже им сувениров, несколько раз в году съезжаются чиновники из федеральных министерств, топ-менеджеры банков и корпораций, офицеры из Пентагона и ЦРУ. В течение недели по восемь-девять часов в день они обсуждают за круглым столом работы Аристотеля, Гоббса, Руссо и других мыслителей, посвященные природе лидерства, а по вечерам репетируют постановку трагедии Софокла «Антигона». Чаще всего этот лидерский семинар участникам оплачивает их корпорация или ведомство перед повышением по службе. Среди людей, сделавших блестящую карьеру, в ходу негласное мнение, что в Аспене обязательно нужно побывать, чтобы возродить в себе любовь к жизни и вернуться к работе со свежими идеями. Поэтому находится много желающих посетить необычный семинар за свой счет, готовых заплатить от восьми до двенадцати тысяч долларов за удовольствие почитать Фукидида, Макиавелли и Федора Достоевского.

Фонд Виктора Пинчука решил перенять опыт Аспенского института, осуществив подобный проект в Украине. Пилотный семинар под названием «Ответственное лидерство», состоявшийся в феврале нынешнего года в Ялте, по своему эффекту превзошел все ожидания организаторов. Сообщество, сформированное из прошедших конкурсный отбор успешных людей (среди них были банкир и мелиоратор, мэр областного центра и главные редактора ведущих изданий), высоко оценило приобретенный опыт. Люди из разных профессиональных сфер настолько сплотились, что после окончания семинара не захотели расставаться. Каждые два месяца они проводят семинар уже за собственный счет, чтобы обсудить выдержки из классических текстов на заданную тему и подискутировать о просмотренном вместе кинофильме. Поскольку их пока всего двадцать два человека, мгновенного эффекта от этого мероприятия организаторы и не ожидают.

Они уверены, что проект «Аспен-Украина», как и запущенная в 2006 году программа «Завтра.UA» — конкурсный отбор стипендиатов из наиболее талантливых студентов украинских вузов, — дадут ощутимые результаты лишь через несколько лет. «Эти проекты — только образцы, они не могут кардинально повлиять на процессы в стране. Тем не менее сегодня все понимают, что качество национальной элиты очень низкое, и чтобы повысить его, необходимы длительные усилия многих людей. Мы не претендуем на решение проблемы в полном объеме — это не под силу даже крупным частным фондам, — но подать пример можем. Наша задача — показать, что можно и нужно находить талантливую молодежь, инициативу и способности которой необходимо направлять на интересы страны, что украинские лидеры из разных отраслей вполне могут вести цивилизованный диалог. Им нужно создавать условия для совместной активности», — рассказал «Эксперту» вице-президент по вопросам образования Фонда Виктора Пинчука Валерий Вакарюк.

Аристотель для топ-менеджеров

Аспенский институт — один из самых необычных образовательных центров с точки зрения методики преподавания. Подобных заведений в США немало, но славятся на весь мир два — Аспен и Сент-Джон колледж. В последнем студенты на протяжении первого года читают античную литературу, историю и философию на древнегреческом языке и обсуждают эти тексты в ходе живой дискуссии за круглым столом. Второй год посвящен обсуждению латиноязычных текстов — наследия Древнего Рима и Средневековья, третий и четвертый — классической европейской традиции (произведений Шекспира и Сервантеса, Спинозы, Гегеля, Маркса и Льва Толстого). «Казалось бы, выпускники этого колледжа не имеют никакой профессии. Тем не менее корпорации выстраиваются в многолетнюю очередь за ними, поскольку каждая стремится заполучить на должность директора по развитию компании человека, получившего такое образование. Подобный эффект дает и Аспенский институт: хотя участник лидерского семинара не получает никаких прикладных умений, он чрезвычайно затребован рынком», — говорит директор по развитию Фонда Виктора Пинчука и модератор проекта «Аспен-Украина» Михаил Минаков. Фонд начал подготовку к запуску украинского проекта еще два года назад, поначалу отправляя в Аспен прошедших конкурсный отбор представителейбизнеса, промышленности, СМИ. «Сначала было неясно, стоит ли слепо копировать этот опыт в Украине, или, проникшись идеей, создать на ее основе что-то свое. Поэтому было необходимо, чтобы несколько человек побывали на семинаре в Аспене и впитали в себя опыт американцев. Этот проект необычен для украинской ментальности, поскольку не дает эффекта, который можно было бы пощупать. Он дает лишь изменение сознания участников семинара: они либо совершают открытия при чтении текстов, либо приходят к неожиданным выводам в процессе их обсуждения», — отметил участник американского и украинского семинаров, директор по программной деятельности международной общественной организации «Интерньюз-Украина» Андрей Кулаков.

В итоге решили почти полностью перенять формат Аспена, лишь немного откорректировав содержание текстового сборника и инициировав проведение дискуссии на родном языке (в отличие от Италии, Франции, Германии, Румынии, где лидерский семинар проводят исключительно на английском).

Его формат незамысловат. Люди в возрасте от тридцати до пятидесяти пяти лет, имеющие конкретные жизненные успехи, заполняют небольшую анкету — она и является заявкой на участие в мероприятии. «В этом году к нам поступило сто пять заявок. Из них мы отобрали двадцать две, то есть конкурс составил около пяти человек на место. Кроме критерия успешности, при отборе учитывалась и сбалансированность группы по нескольким направлениям. Прежде всего по профессиональному уклону — в ней должны были быть представлены как бизнесмены, сотрудники банковского сектора и промышленники, так и политики, чиновники, журналисты. Кроме того, мы старались сбалансировать региональное и гендерное представительство», — объясняет Валерий Вакарюк.

Сформированной таким образом группе за месяц до семинара разослали сборник текстов. Затем участников вывезли в Крым, попросили отключить мобильные телефоны и приступить к работе. День за днем они сидели за круглым столом и в сопровождении четырех предварительно обученных модераторов вели дискуссии о природе человека, правах индивида, собственности, общественных конфликтах,равенстве и свободе, религиозных и общечеловеческих ценностях, ответственности лидера перед обществом. «Модераторы по очереди предоставляли слово каждому, предлагая высказаться по поводу того или иного отрывка. Участникам навязали простой набор правил: говорить по одному, не бо лее двух минут, не перебивать. Модераторы жестко отслеживали этот формат, который в результате привел к удивительному эффекту. Вырванные из своей повседневности и помещенные в камерную обстановку люди, каждый с немалыми амбициями, вдруг поняли, что им интересно слушать друг друга. Они подвергли сомнению массу стереотипов, над которыми в обыденной жизни просто не успевали задуматься», — говорит Вакарюк.

Так, участники семинара единодушно развенчали один из стереотипов. При обсуждении отрывка из книги Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой подбор» родилась идея о невозможности дальнейшей эволюции бедных стран. Такая концепция привела участников к общему выводу: бедность все-таки порок. «Хотя для украинцев это довольно необычная идея, все согласились с тем, что каждый должен стремиться к обеспечению своих базовых потребностей, чтобы иметь возможность размышлять о вещах более высокого порядка. Когда мы рассуждали о долге лидера перед обществом и задумались над смыслом слова ”долг”, возникла вторая непривычная идея. В итоге мы пришли к выводу, что лидер живет в долг: общество одолжило ему ресурсы, надежду, харизму, которые он должен вернуть с процентами», — рассказывает Андрей Кулаков.

По вечерам уставшие от напряженной интеллектуальной работы участники не расходились, а репетировали пьесу «Антигона» в собственной интерпретации, в которой должны играть они все. Им предоставили право переписать трагедию по своему усмотрению, сделать ее комедией или фарсом, но при этом требовалось сохранить интригу и главных героев. Это — традиция Аспенского семинара, имеющая как минимум два эффекта: коммуникационный и терапевтический. Она принуждает самоорганизоваться группу людей, у каждого из которых есть немалые амбиции. «На семинаре модераторы создают очень уютную и неконкурентную среду — их роль в предотвращении личностных конфликтов. Всякий раз, когда группа заходит в клинч, модератор дает отсылку к тексту, который позволяет найти взаимопонимание. А лидеры, привыкшие к жесткой конкуренции, испытывают потребность выплеснуть избыток деструктивной энергии. И такую возможность им дает театр. Мы заканчиваем двумя тек стами: работой Вацлава Гавела об ответственности лидера в глобальном мире и древним произведением Фукидида о неразумном поведении лидеров одного городка, которые мыслили локально и погибли в войне между Спартой и Афинами. Совмещение этих текстов, разных по времени и культуре, создает напряжение, которое выливается в перепалке между Креонтом и Антигоной», — говорит Михаил Минаков. Организаторы обещают проводить по четыре лидерских семинара в год, через три года вывести проект из ведения фонда, а через пять лет — сделать самоокупаемым. Они ориентируются на Аспенский институт, деятельность которого в начале 50-х годов прошлого века полностью финансировал его основатель, чикагский бизнесмен Вальтер Пэпке, а сегодня институт зарабатывает самостоятельно от 120 до 140 млн долларов в год.

Не откладывая на завтра

Второй образовательный проект Фонда Виктора Пинчука также призван совершенствовать качество украинской элиты — будущей. Программа поддержки талантливой молодежи «Завтра.UA» публично стартовала в 2006 году. Тогда 500 студентов украинских вузов с четвертым уровнем аккредитации подали на конкурс научные работы, 201 из которых получила положительную оценку жюри, а их авторы — годовую стипендию фонда в 100 долларов ежемесячно. В 2007-м из 1100 конкурсантов победили 316.

Однако программа задумывалась не просто как стипендиальная поддержка самых сильных и неординарных студентов. «Как утверждает основатель фонда, стипендия — это просто повод для знакомства. Мы проводим серьезный трехэтапный конкурс, и девяносто процентов наших стипендиатов очень сильны в своих научных направлениях. Но нам не хотелось бы ограничивать этих ребят лишь узкопрофессиональными нишами», — говорит Валерий Вакарюк.

С июля нынешнего года фонд запустит грантовую систему поддержки наиболее талантливых победителей конкурса. Организаторы программы понимают, что персональные инициативы стипендиатов в основном будут касаться их научной деятельности. Но ведь у немногих студентов найдется тысяча евро, чтобы оплатить участие в международной конференции или опубликовать статью в авторитетном мировом научном издании. «В Украине мало стипендиальных программ с открытым конкурсом и высоким уровнем объективности. А это много значит для молодых людей, которые хотят заниматься наукой в своей стране. Когда в 2006 году участвовал в конкурсе, меня интересовало, смогут ли оценить мою научную работу по достоинству. И два года подряд я занимал призовые места», — говорит студент первого курса магистратуры Острожской академии Михаил Якубович. В фонде им, филологом-арабистом по специальности, гордятся: он впервые переводит Коран на украинский язык.

Помимо этого, в начале года Фонд Виктора Пинчука объявил конкурс коллективных программ стипендиатов и наиболее перспективные из них намерен финансово поддержать. Чтобы помочь студентам в разработке таких проектов, организаторы провели для них тренинг по изучению основ проектного менеджмента и отработке навыков работы в команде. Итогом тренировок стало 18 социально направленных групповых инициатив, семь из которых фонд одобрил. Наиболее затратный из победивших проектов обойдется организации в 15 тыс. долларов. «Это совсем не крупные средства, да и не в деньгах дело. Персональные гранты стипендиатам — параллельная поддержка их профессионального мастерства. Однако нам интересны и проекты внутри программы, перпендикулярные к профессиональной направленности участников, ведь они помогут слепить это сообщество. В одной инициативной группе могут быть задействованы химики, филологи, инженеры, ветеринары. Общий интерес поможет сплотить их не надуманно, а реально», — подчеркивает Валерий Вакарюк.

К примеру, один из проектов-призеров обещает объединить в единую сеть одиннадцать городов Украины — его участники в своем городе установят связь с одним детским домом и возьмут шефство над одним подростком-сиротой. Задача каждого стипендиата — убедить этого подростка в том, что высшее образование ему по плечу. Инициатор проекта, студентка четвертого курса факультета ветеринарной медицины Национального аграрного университета Юлия Гайворонская, благодаря программе «Завтра.UA» свободно общается со студентами радиотехнического факультета из Харькова. «Эта программа стирает все грани — мы постоянно общаемся в Интернете. Так и формируется будущая интеллигенция, ведь нам дают возможность заниматься тем, что нам интересно, и убеждают в том, что каждый в своей отрасли может быть первым», — говорит Гайворонская.

Другой одобренный фондом проект инициировал выпускник кафедры информационных систем и сетей университета «Львовская политехника» Вадим Маркелов. Магистр компьютерных наук еще в школьные годы получил диплом Малой академии наук (МАН), а сегодня работает в этой системе и знает, как ее усовершенствовать. Оказавшись в сообществе стипендиатов, он обнаружил, что у него немало единомышленников. «Около тридцати процентов участников нашей группы сейчас трудятся в филиалах МАН в разных городах Украины, а остальные семьдесят процентов — бывшие ее выпускники. Когда мы представляли свой проект перед полным залом стипендиатов, то на вопрос о том, кто учился в Малой академии наук, большинство слушателей подняли руки. Тогда стало понятно, что есть перспективы использовать наш жизненный опыт и приобретенные в вузах знания для улучшения качества подготовки конкурсных работ в МАН, качества их рецензирования и процесса защиты. Мы хотим усовершенствовать методику проведения конкурса, чтобы сократить поток апелляций и обеспечить доступ в Малую академию всем, кто желает заниматься наукой со школьной скамьи», — рассказывает Маркелов.

Поддерживая подобные проекты, фонд в кратчайшие сроки сможет охватить программой «Завтра.UA» всю Украину — уже сегодня она привлекла студентов из 32 вузов и 16 регионов. Отобрав из них лучших, им не дают успокоиться на годовой стипендии и занятиях исключительно научными исследованиями. Кроме персональной и групповой активности, от стипендиатов требуют еще и постоянной работы по приобретению лидерских навыков. С этой целью фонд задумал провести несколько интеллектуальных форумов, первый из которых состоялся в мае. Он прошел в формате трехкомпонентной дискуссии о значении глобализации, наиболее приемлемом сценарии развития для Украины и путях достижения личного успеха. Дискуссию вели приглашенные эксперты, стипендиаты задавали им вопросы, а затем голосовали. «Лет через пятнадцать-двадцать эти люди станут значимым фактором развития страны. И они как коллективный субъект должны удовлетворять определенному набору качеств, в том числе уметь видеть место Украины в мире, строить для нее сценарии, персонально влиять на векторы ее развития. Уже сейчас они должны думать не только о своем дипломе и кандидатской диссертации, но и об Отчизне», — говорит Валерий Вакарюк.

Необычайный успех запущенных Фондом Виктора Пинчука образовательных проектов свидетельствует: спрос на развитие интеллектуальных способностей и получение знаний среди состоявшихся профессионалов превышает предложение. Выяснилось также, что многие молодые люди стремятся посвятить себя серьезной научной работе и общественно полезной деятельности. Поэтому Украине необходимо как минимум переформатировать образовательное и научное пространство с учетом обнаруженных частным фондом тенденций. Как показывает опыт западных стран, и прежде всего США, бизнес может и должен запускатьтакие инициативы. Главное, их нужно подхватить, расширить и размножить — только в этом случае из небольших благотворительных проектов они перейдут в разряд значимых факторов развития общества.
________________________________________________________________________________________________
О пользе классики

Французскому композитору Шарлю Гуно, автору знаменитой оперы «Фауст», приписывают такие слова: «В молодости я говорил: я и Моцарт, потом стал говорить: Моцарт и я, теперь говорю: только Моцарт». Явление просыпающегося в зрелом возрасте почтения к классическим авторитетам общеизвестно. Философ номер один прошлого века немец Мартин Хайдеггер в старости каждый вечер читал античных авторов. Большая часть «Опытов» французского мыслителя Мишеля Монтеня посвящена размышлениям о героях и укладе жизни античной древности и сравнению с ними современной автору эпохи. И таких примеров — великое множество.

Обращение старшего поколения к классике молодежь обычно объясняет разочарованием в собственной жизни и творчестве или неспособностью воспринимать новое. Неверно ни то, ни другое. Просто со временем накапливается жизненный опыт, который выражается, в частности, в понимании того, что все на свете уже когда-то случалось. Недаром считается, что всю мировую литературу можно свести к 36 сюжетам (в литературоведческих исследованиях называют разные цифры, но сути это не меняет).

Мифологический сюжет, который лег в основу упоминаемой в статье трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Антигона», уже в античные времена был использован в нескольких произведениях. В последующие века к нему обращались постоянно, интерпретируя его в широком диапазоне от трагедий до опер. Рекорд поставил XX век — более тридцати «Антигон», написанных самыми разными авторами, в числе которых знаменитые Жан Кокто, Бертольд Брехт и Жан Ануй. Объяснить такой интерес легко. История противостояния Креонта, правителя древних Фив, запретившего дочери царя Эдипа хоронить брата, сражавшегося на стороне врагов Фив, и Антигоны, которая нарушила запрет и заплатила за это жизнью, дает возможность для множества толкований. У Софокла Антигона не выполняет приказ правителя потому, что не имеет права смертный Креонт отменить данный богами закон, согласно которому похоронить родного по крови человека — священный долг. Ну а дальше каждый новый автор приспосабливал древний сюжет к нуждам своего времени. Так, Жан Ануй, чья «Антигона» гремела в серединепрошлого века в театрах всего мира, избрал противостояние Антигона—Креонт как повод высказаться о взаимоотношениях личности и подавляющего ее государства. Но его пьеса была написана во время Второй мировой войны, когда многим французам казалось, что тоталитаризм в виде прямой политической диктатуры неизбежен. Сегодня противостояние личности и государства осталось, но приобрело совсем другие формы.

Произведения классиков выигрывают у современных авторов, поскольку от размышлений над поднятыми в них вечными вопросами (Достоевский) нас не отвлекают сиюминутные одежды, в которые эти вопросы облечены. Время уносит шелуху внешнего сходства, оставив лишь вечную суть. Почти все герои Достоевского рождены реалиями тогдашнего времени — Федор Михайлович, как бы сейчас сказали, мониторил прессу ежедневно. Но кому, кроме историков литературы, сейчас интересно, какие именно персонажи тогдашних газет вызвали появление на свет Родиона Раскольникова и семейки Карамазовых?

Еще одна привлекательная сторона аспенского формата — коллективное обсуждение прочитанного. Все мы давно разучились читать серьезные тексты. Ведь в этом случае чтение — не просто усвоение информации (ну какую информацию можно почерпнуть из софокловской «Антигоны»?), а диалог с автором, продуцирование собственных мыслей по поводу прочитанного. Но человек не может мыслить, так сказать, «вообще». Очень хорошо по этому поводу сказал классик английской литературы прошлого века Сомерсет Моэм: «Я думаю тогда, когда я пишу». На аспенских семинарах думать начинают тогда, когда говорят. Вопреки расхожим формулировкам, спор ни рождает истину, ни убивает ее. Он прежде всего помогает отточить свою собственную мысль. А значит (если верить Декарту с его «cogito, ergo sum»), дает возможность человеку убедиться в собственном существовании в качестве уникальной личности, а не объекта для манипуляций извне.

Сергей Семенов

Автор:  Марина Бердичевская
Источник:  Эксперт-Украина
Ссылка:  http://www.expert.ua/articles/18/0/5732/

Возврат к списку



Дайджест по разделам
Демография (14) 
Здравохранение (249) 
Культура (125) 
Лица эпохи (13) 
Научные исследования (9) 
Образование (107) 
Политика и общество (1225) 
Экология (44) 
Экономика (585) 
Энергетика (70) 

НОВОСТИ

Ющенко підписав зміни до бюджету
Просмотров: 20

АНОНСЫ

23-24 жовтня відбудеться друга Науково-практична конференція з міжнародною участю "Клінічні випробування в Україні"
Просмотров: 27

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА
E:\Free\Аналитика\Отредактировано\images\little7.jpg
Инфляция в Украине: прогноз на осень
Просмотров: 37

БИРЖЕВАЯ АНАЛИТИКА
В мире

В Украине
Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
Карта проблем

© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua