09.04.2010 15:27:10 | Ирина Чернявская
84% населения Украины пьют чай чаще одного раза в день. Причем частота чаепитий постепенно увеличивается. Производители в предвкушении чайного бума
В 2005-2007 годах уровень потребления чая на душу населения в Украине составлял 450 грамм, в 2008-2009 годах этот показатель приблизился к 500 граммам. Таким образом, в чайном табеле о рангах мы практически достигли уровня потребления такой «чайной» страны, как Индия.
В то же время не стоит на месте и прогресс: вкусовые предпочтения наших соотечественников постепенно меняются. Мода на здоровый образ жизни, к примеру, подтолкнула к росту продаж зеленого чая. Хотя украинцы все еще предпочитают черный чай зеленому: 60-65% против 25%.
Такие разные вкусы
Сегодня доминирующей тенденцией остается спрос на недорогую чайную продукцию, на которую многие потребители переключились в связи со снижением доходов. Хотя, как отмечают в компании Unilever (ТМ Lipton, Brooke Bond, «Беседа»), докризисные тенденции потребительского поведения свидетельствовали о том, что люди стали переходить с обыкновенного черного чая на более изысканные сорта, ароматизированные чаи, чаи с фруктовыми и травяными добавками. Поэтому в количественных показателях рынок чая несколько сокращался, однако в отношении качества, ассортимента он достаточно интенсивно развивался. Именно по этой причине на массовом рынке расширился сегмент более дорогих упакованных чаев (к примеру, в пирамидках). Часть потребителей осталась верна премиальной продукции и продолжает покупать чай специфических купажей, чайные смеси и т.д., поэтому сегмент развивается и дальше.
Также следует отметить, что за прошедший год несколько сократились продажи фруктовых и травяных напитков, не содержащих чая, хотя в течение предыдущих трех лет (2006-2008) они демонстрировали уверенный рост, говорят в компании Unilever.
Заметен и рост потребления пакетированного чая во всем мире. Например, в Европе доля такого чая составляет около 90% (особенно в Англии). В Украине в 2000 году пакетированный чай занимал 10% рынка, а к концу 2009-го - 35% в натуральном выражении и больше 60% -в денежном.
Спрос превышает предложение
Прошедший 2009 год ознаменовался не только масштабными посткризисными явлениями в мировой экономике, но и значительной коррекцией общемировых тенденций чайного рынка. Если основной тенденцией мирового рынка чая в докризисный период было постепенное плавное снижение потребления чая как категории - его активно вытесняли субституты: кофе, кофе-миксы, а также различные напитки на основе чая и кофе (например, холодный чай), то в конце прошлого года эти тенденции кардинально изменились, говорит Сергей Буланый, директор по маркетингу компании «Соломия» (ТМ «Батик», ТМ «Аскольд», ТМ «Домашний чай»).
Не прекращающееся обострение климатических, политических, этнических, культурных и религиозных противоречий в странах произрастания чая в результате привело к общему снижению урожайности чайных плантаций, а значит, и уровня производства этой продукции. В результате теперь спрос на чай в мире превышает предложение на 3-7%. «Это одна из причин повышения производителями чая цен на свою продукцию, ключевым составляющим элементом которой является именно чайное сырье (от 60 до 80% себестоимости)», - подчеркнул Сергей Буланый. К числу самых крупных стран-экспортеров относятся Шри-Ланка (Цейлон), Индия, Китай, Индонезия. В последнее время к ним добавилась Кения.
Чай и дальше будет оставаться незаменимым продуктом в ежедневном рационе каждого украинца. Более того, его доля и объем потребления на душу населения будет и дальше увеличиваться. В результате, по прогнозам экспертов, в 2010 году украинский рынок чая в натуральном выражении вырастет на 5-7%.
Автор: |
Ирина Чернявская |
Источник: |
Инвестгазета |
Ссылка: |
http://www.investgazeta.net |
Возврат к списку