На главную страницу
117 полотен великого голландца
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

От редактора
Правила портала
Защита интеллектуальной
собственности
Эксперт-Новости
Эксперт-Анонсы
Дайджест СМИ
Дайджест TV
Помощь
Эксперт-Поиск

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу


курсы валют


Стратегии для Украины

Версия для печати Версия для печати

13.04.2010 09:15:20 | Юлия Горячая, Светлана Гуцал, Елена Мыкал 

Выдержки из доклада Национального института стратегических исследований на круглом столе 9 апреля 2010 года "Евроинтеграционная стратегия: новые возможности для Украины".

Принятие Лиссабонского договора создает определенные сложности по евроинтеграционному продвижению Украины. Одновременно сотрудничество с Европейским Союзом остается приоритетным направлением внешней политики нашей страны. Интеграция в европейское политическое, экономическое и социальное пространство создаст дополнительные возможности для модернизационного и инновационного развития государства и общества.

Внутренняя ситуация в ЕС после принятия Лиссабонского договора

Начало институциональной трансформации Евросоюза после вступления в силу Лиссабонского договора ознаменовалось рядом проблем, в первую очередь в части перераспределения институциональных полномочий. Попытки ведущих стран ЕС использовать этот период изменений для сохранения и усиления своего влияния на принятие управленческих решений в союзе вызвали негативную реакцию новых государств-членов, прежде всего стран Центральной и Восточной Европы.

Политическая напряженность существенно усиливается тяжелым и неравномерным протеканием экономического кризиса. Ощутимо растет дисбаланс между странами еврозоны в плане их конкурентоспособности. Менее конкурентоспособные страны, в частности Португалия, Испания, Греция, Ирландия, на фоне экономического спада и ухудшения социальной ситуации столкнулись с проблемой значительных дефицитов госбюджетов, ростом государственного долга и осложнениями с его обслуживанием. Тогда как другие страны-члены, в частности Германия, Нидерланды, демонстрируют большую устойчивость перед вызовами кризиса. Европейский Союз активно ищет пути преодоления текущей кризисной ситуации и нарабатывает новые стратегии экономического развития. Для предотвращения возникновения будущих кризисных явлений страны ЕС уже согласовали решение об усилении наднационального финансового контроля путем создания новых надзорных органов. Также на мартовском саммите-2010 главы государств и правительств стран Европейского Союза определили стратегические приоритеты дальнейшего развития европейской экономики. В частности повышение конкурентоспособности, обеспечение высокого уровня занятости граждан и продвижение путем создания экологически чистой экономики.

Отдельным направлением развития ЕС остаются вопросы безопасности. Сейчас главными приоритетами для Евросоюза остаются ориентация на европеизацию НАТО и формирование автономной европейской политики безопасности и обороны с перспективой создания военно-политической системы Европейского Союза.

Диалог Украина–ЕС: ключевые приоритеты неизменны

Сейчас диалог между Украиной и ЕС ведется по следующим ключевым направлениям: 1) Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом (включая соглашение о создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли); 2) либерализация визового режима между Украиной и ЕС. Отдельным важным направлением сотрудничества является энергетическая сфера.

Соглашение об ассоциации – это тот инструмент сотрудничества, который позволит практически воплощать реформы и отойти от излишней риторики о «европейскости» нашего государства. Кроме того, между Украиной и Евросоюзом не существует острых конфликтных проблем, что позволяет говорить об общности интересов. Реализация Украиной Соглашения об ассоциации (с частью по ЗСТ включительно) и реформирование энергетической сферы являются именно теми процессами, которые позволяют говорить о фактической интеграции в пространство ЕС. Это особенно важно с точки зрения безопасности для энергосистемы. Именно энергетика является сферой, где Украина должна пройти «тест» на реформы, сделав прозрачной работу этого сектора.

Следовательно, Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС будет юридически обязывающим документом, определяющим рамки политической ассоциации и экономической интеграции между двумя сторонами. В контексте такого формата отношений предполагается, что наша страна будет обязана выполнять поставленные соглашением задачи в соответствии с четко установленными временными рамками, прежде всего в сфере адаптации украинского законодательства к своду законов Европейского Союза. Именно здесь возникает знак большого вопроса касательно ответственности нашего государства, поскольку адаптация законодательства не ограничивается сугубо внесением изменений в законы или созданием новых актов, а в широком смысле речь идет об имплементации и выполнении адаптированного законодательства. Без выполнения такая адаптация имеет чисто формальный характер и приводит к неэффективности евроинтеграционного процесса в целом.

Эффективность внедрения углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС зависит от четкого определения комплекса экономических и секторальных задач, выработки соответственно каждой законодательных механизмов адаптации и индикативных рамок их имплементации. По определению экспертов, реализация углубленной и всеобъемлющей ЗСТ «будет зависеть от способности украинской власти и бизнеса найти баланс интересов для достижения этой цели. Требования, которые Украине придется выполнить для ее внедрения, будут фактически совпадать с программой нужных для нашего государства реформ, что даст мощный импульс для общего развития страны».

Введение безвизового режима Украины со странами Евросоюза требует движения навстречу с обеих сторон. В этом контексте предоставление нам «дорожной карты» со стороны ЕС к концу 2010 года было бы оправданным шагом. Сейчас анализ процесса практической либерализации визового режима как со стороны ЕС, так и с нашей свидетельствует о неполном соответствии достигнутым двусторонним договоренностям. Причинами этого являются как несовершенство необходимых механизмов внутри Украины, так и отсутствие единой консолидированной политики относительно визового режима с нашей страной среди государств-членов Шенгенской зоны.

Как импортеры энергоносителей Украина и Евросоюз совместно заинтересованы в безопасных поставках энергоресурсов и диверсификации их поступления. Наше государство является одним из важнейших партнеров ЕС в качестве крупного транзитера энергоносителей, особенно природного газа. Поэтому надежная работа украинской ГТС имеет для Евросоюза стратегическое значение, а интеграция энергетического рынка Украины в европейский является важным общим приоритетом. Наиболее актуальная проблема в этой сфере – медленное внедрение европейских стандартов и удовлетворительное выполнение Украиной договоренностей по вопросам модернизации газотранспортной системы, в частности относительно создания и функционирования прозрачного газового рынка.

Процесс адаптации украинских законов к законодательству ЕС в сфере энергетики продолжается, однако остается ряд проблем, требующих скорейшего решения. Во-первых, этот процесс идет очень медленно. Не успевая внедрить действующее законодательство Евросоюза, наша страна сейчас должна учесть изменения, произошедшие в правовом регулировании энергетических вопросов в ЕС (принятие «Третьего энергетического пакета»). Во-вторых, электроэнергетическое законодательство Украины требует системных изменений с целью его адаптации к стандартам Европейского Союза. В-третьих, у нас до сих пор не принят рамочный закон в газовой сфере, хотя такая необходимость назрела уже давно.

Участие Украины в проектах, инициированных ЕС

Попыткой усилить сотрудничество между Украиной и ЕС в рамках Европейской политики соседства (ЕПС) стала инициатива «Восточное партнерство». По сути, оно является дополнительной платформой, где наше государство может активно представлять свои интересы, использовать предложенные механизмы для проведения структурных реформ в стране. В этом контексте четыре платформы для сотрудничества: 1) демократия, надлежащее управление и стабильность; 2) экономическая интеграция и приближение к политике ЕС; 3) энергетическая безопасность; 4) межчеловеческие контакты. Все это будет способствовать интеграции Украины в Европейский Союз в дополнение к действиям, предусмотренным будущим Соглашением об ассоциации. Также в рамках ВП может осуществляться поддержка дальнейших демократических преобразований в государстве, одним из компонентов которой является возможное вхождение Украины в Евронест – парламентский диалог в формате «тройки» (Европарламент, ОБСЕ и ПАСЕ). ВП может также служить площадкой для объединения усилий стран-партнеров по либерализации визового режима с государствами ЕС.

Вместе с тем успешность «Восточного партнерства» будет зависеть как от эффективности предложенных в его рамках механизмов сотрудничества, так и от политической воли со стороны стран-участниц к развертыванию тесного диалога в таком формате. Сложность координации действий обусловлена тем, что 6 государств-участников находятся на разных этапах интеграции в Евросоюз и в основном преследуют разные цели.

ЕС является крупнейшим донором финансовой помощи Украине. Механизмы Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП) предусматривают предоставление помощи Украине по поддержке демократического развития и надлежащего управления (Good governance), проведение регуляторных реформ и развитие инфраструктуры. Основным механизмом финансирования является бюджетная поддержка. Однако у нас до сих пор не создан действенный механизм использования средств внешней помощи ЕС, что в свою очередь негативно сказывается на реализации финансируемых проектов. Главной проблемой является длительный процесс разработки и внедрения необходимого законодательного регулирования использования внешней помощи Евросоюза, а также отсутствие контроля и непрозрачность процесса распределения и использования средств, что приводит к задержке их получения и освоения.

Восстановление субъектности Украины

В среднесрочной перспективе при построении стратегии отношений Украина–ЕС необходимо учитывать специфику текущей ситуации, сложившейся в Европейском Союзе. В частности характер внутриполитических процессов, связанных со вступлением в силу положений Лиссабонского договора, и текущее состояние европейской экономики.

Особенности нынешнего внутриполитического и экономического развития ЕС, а именно политическая напряженность в отношениях между старыми и новыми членами, снижение уровня общественной поддержки дальнейшего расширения Евросоюза, медленное восстановление европейской экономики и сохранение высокого уровня безработицы в отдельных стран-членах, – являются неблагоприятным контекстом для переговорного процесса между Украиной и ЕС относительно Соглашения об ассоциации, создания ЗСТ и введения безвизового режима.

Следует также учитывать, что наличие существенных диспропорций в государственных финансах отдельных стран Европейского Союза сегодня рассматривается как одна из главных угроз возобновлению экономического роста ЕС. Если не удастся урегулировать эту проблему, в дальнейшем это может стать основным аргументом для остановки европейского расширения на длительный срок.

Учитывая это, в сфере бюджетной политики Украине важно постепенно приближаться к определенным для стран ЕС критериям, не допуская резкого роста бюджетного дефицита. Также целесообразно при разработке стратегии социально-экономических реформ и долгосрочных программ деятельности Кабинета министров Украины учесть положения новой экономической стратегии Евросоюза «Европа-2020».

Украина и ЕС заинтересованы в качественном завершении переговоров по подписанию Соглашения об ассоциации. Дополнительную ценность данный документ будет иметь для нашей страны при условии включения в Соглашение положений о перспективе членства и введении безвизового режима после выполнения соответствующего плана действий.

В рамках параллельного переговорного процесса относительно создания углубленной и всеобъемлющей ЗСТ необходимо настаивать на применении к Украине со стороны Евросоюза асимметричной торговой политики, при которой мы получим переходный период для закрепления собственных позиций на рынках ЕС.

Евроинтеграционная политика Украины в последнее время не учитывала важность двусторонней дипломатии, поэтому существенным дополнением внешнеполитических усилий на этом пути может стать введение нового измерения евроинтеграционной стратегии «Украина + EU-27». Речь идет об отношениях Украины и 27 стран ЕС на двусторонней основе как составной части евроинтеграционной стратегии государства. В частности, целесообразно интенсифицировать двусторонние отношения с ведущими государствами-членами ЕС с целью налаживания сотрудничества с политическими и экономическими кругами, которые благосклонно относятся к перспективам членства Украины в Европейском Союзе.

Сейчас существуют все возможности для восстановления активной региональной политики нашего государства, в том числе с помощью инструментов, предлагаемых Евросоюзом. Речь идет о «Восточном партнерстве». Украина как страна, которая продвинулась намного дальше других членов ВП в определенных направлениях сотрудничества, имеет все шансы выступить ведущим государством этой инициативы ЕС, предложив взаимовыгодные инициативы регионального сотрудничества странам-партнерам. Это было бы дополнительным проявлением нового качества региональной политики Украины.

Автор:  Юлия Горячая, Светлана Гуцал, Елена Мыкал
Источник:  Профиль
Ссылка:  http://profil-ua.com

Возврат к списку



Дайджест по разделам
Демография (94) 
Здравохранение (581) 
Культура (738) 
Лица эпохи (419) 
Научные исследования (348) 
Образование (755) 
Политика и общество (3485) 
Экология (173) 
Экономика (1969) 
Энергетика (257) 
НОВОСТИ

Офіційний курс гривні до іноземних валют на 16 квітня
Просмотров: 9

АНОНСЫ

27 квітня 2010 р. відбудуться публічні дебати на тему: "Спеціальні економічні зони необхідні для підвищення конкурентоспроможності України"
Просмотров: 9

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА
Аналітики
Мобільний трафік перевищить трафік комп'ютерний до 2015 року
Просмотров: 16

БИРЖЕВАЯ АНАЛИТИКА
В мире

В Украине
Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»

© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua