www.experts.in.ua

Русский  |  Українська

Регистрация  |  Логин:


Пароль:


запомнить



Портрет регіону

Опис проекту: мета, задачі, механізм реалізації


Боротьба з туберкульозом в Україні

На запит Всеукраїнської ради із захисту прав та безпеки


Аналіз Проблемної карти України

Результати першого етапу проекту

Головна

Події

Дайджест ЗМІ

Аналітика

Проекти

Опитування

Регіони

Форум

Експерти

Прогноз експерта

Бібліотека

Партнери

Про портал

Офф-лайн

Фотоархів

Контакти

Відгуки

Посилання

...

Рубрики

Економіка

Політика

Освіта

Охорона здоров'я

Федір Левченко

Доступ закрыт ...

Отзывы


Володимир Рощін

- Я рассматриваю Всеукраинскую экспертную сеть...

Доступ открыт ...


Олександра Кужель

"Криворіжсталь" реприватизують вдруге?

Доступ открыт ...

Головна  /  Аналітика

Дистанционная организация обучения взрослых

Освіта   28.04.06  |  Марина Босенко

Насколько активно человек участвует в процессе обучения, зависит от внешних причин и внутренних условий, через которые они действуют.

 

В качестве внутренних условий выступают различные субъективные факторы: прошлый опыт, вид и уровень мотивации, система отношений личности с миром и другими людьми, способы деятельности и т.п. Для взрослой, полностью сформированной личности субъективные факторы оказывают более сильное влияние на процесс обучения, поэтому методики, которые используются для обучения школьников и студентов, в данном случае не совсем пригодны.

 

Основываясь на концепции о том, что обучение взрослых принципиально отличается от обучения детей, даже делается попытка ввести понятие андрагогики как искусства и науки помощи взрослым в обучении в отличие от педагогики как искусства и науки обучения детей. Как известно, в основе андрагогического подхода лежит стремление учесть особенности обучения взрослых, прежде всего особенности восприятия ими учебного материала, состоящие в следующем:

  1. в процессе обучения ведущую роль играют потребности, мотивы и профессиональные проблемы обучающегося;
  2. взрослому человеку необходимо предоставить более широкие возможности для самостоятельности, самореализации и самоуправления;
  3. его опыт может быть использован как при его собственном обучении, так и при обучении коллег;
  4. учебный процесс нужно ориентировать не на получение знаний вообще, а на решение значимой для учащегося проблемы, оказание помощи в достижении какой-то вполне определенной 
  5. результаты обучения должны допускать немедленное применение на практике;
  6. учеба протекает в условиях существенных ограничений (социальных, временных, финансовых, профессиональных и др.);
  7. обучение строится в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего, в результате чего их отношения в учебном процессе оказываются близкими к партнерским;
  8. нужно учитывать предыдущий жизненный опыт, который, как правило, сформировал у взрослого человека ряд барьеров, чаще всего психологических, которые препятствуют эффективному обучению (стереотипы, установки, страх).

Взрослые отличаются от детей. Поэтому их нужно учить по-другому. Это предположение основывается на мнении профессионалов, философских положениях, связанных с человеческой психологией, а также на прогрессивном образовании и растущем числе исследований и теорий по обучению взрослых. Одним из способов привлечь взрослых является компьютерное дистанционное образование.

 

При построении учебного процесса на базе современных информационных технологий существуют принципы лежащие в основе ДО:

  1. Принцип деятельности. Деятельностная сторона учебного процесса начинает превалировать над информационной: содержание учебных материалов выстраивается вокруг основных видов деятельности обучающегося; в организации учебного процесса получают отражение реальные ситуации из практической деятельности специалиста; возрастает значение рефлексии над собственным опытом и результатами учебной деятельности.
  2. Принцип формирования поддерживающей и дружественной среды. А.Маслоу писал: «Потребность в знании [у взрослых] интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, потребностью в безопасности и уверенности [Происходит] диалектическое взаимодействие стремления вперед и движения назад, которое одновременно является битвой между страхом и мужеством». Коммуникации в Интернет позволяют снять ряд психологических барьеров (таких, как страх перед ответственностью и боязнь неудач), что в итоге, конечно же, способствует раскрепощению учащегося.
  3. Принцип оптимального сочетания «мягких» и «жестких» форм управления познавательной деятельностью. Управление (так называемое ситуационное) принимает «мягкие» формы в случае, когда информационные технологии могут использоваться ограниченно, как вспомогательные (уровни усвоения: «владеть», «творить»). На этапах же, где предполагается усвоение материала на уровнях «знать», «уметь», «владеть», возможно, более «жесткое» управление, а применение информационных технологий может занять ведущее место.
  4. Принцип личностно-опосредованного взаимодействия. Обязательный элемент системы ДО – непосредственное общение обучающихся между собой и тьютером: только в «живом» общении возможно развитие креативных, коммуникативных и рефлексивных способностей.
  5. Принцип открытости коммуникативного пространства. Организация дистанционного образовательного процесса посредством интерактивных и оперативных занятий, реализуемых путем использования компьютерных телекоммуникаций, способствует коммуникативной открытости с точки зрения доступности создаваемого обучающимися образовательного продукта, что предоставляет дополнительные возможности для функционирования обратной связи – обсуждения результатов их деятельности и соответствующих рекомендаций по совершенствованию уже созданного. Использование графики, анимации, звука и цвета, специальных эффектов, гипертекстов позволяет развивать индивидуальный творческий подход к решаемым задачам.
  6. Принцип индивидуального подхода к создаваемым обучающимися интеллектуальным продуктам. В условиях резкого увеличения объема информации, доступной в Интернет и на электронных носителях, обучающийся все больше сориентирован не столько на запоминание, сколько на отбор, создание личностно-ориен-тированного содержания, соответствующего его индивидуальным потребностям.

Итак, дистанционное образование принципиально отличается от традиционной профессиональной подготовки (во всех ее формах: очной, заочной, вечерней) по целям, принципам, содержанию, методам и технологиям, характеру деятельности преподавателей и студентов, а также конечным результатам.

 

В основе открытого дистанционного образования лежит развивающая модель, отличающаяся от традиционной, предметно-ориентированной, активизирующей направленностью не на предмет, а субъект обучения. Предмет здесь выступает в роли средства развития способностей и потребностей личности. Меняется и роль преподавателя: он не только ведет образовательный процесс, но и обеспечивает его результативность, контролируя целепола-гание и продвижение к намеченному.

 

Существенной чертой дистанционного образования является его неантагонистичность в отношении других образовательных форм: оно способно не только заполнить определенную нишу в существующей системе образования, но и открыть дополнительные возможности для традиционных образовательных структур.


Назад  | 

Бібліотека

15.05.06

Українське суспільство в процесі еволюції (збірник статей)

15.05.06

"Український культурологічний Центр": 12 років діяльності у Донецьку

15.05.06

ВИПРАВЛЕННЯ ДЕВІАНТНОЇ ОСОБИСТОСТІ. Філософський погляд

15.05.06

ВЕКСЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОТ ЭМИССИИ ДО ПОГАШЕНИЯ

26.04.06

СОЛЯНІ ПРОМИСЛИ ДОНЕЧЧИНИ В XVII - XVIII ст.

26.04.06

В.О.Соболь. Біобібліографічний покажчик

26.04.06

ТВОРЧІСТЬ ВОЛОДИМИРА СОСЮРИ У КОНТЕКСТІ ЛІТЕРАТУРИ ДОНБАСУ

26.04.06

СХІД УКРАЇНИ В ІНТЕҐРАТИВНИХ ПРОЦЕСАХ СУЧАСНОГО ДЕРЖАВОТВОРЕННЯ

26.04.06

ПРОЕКТУВАННЯ ЗБАГАЧУВАЛЬНИХ ФАБРИК

21.04.06

ПОЕТИКА ВАСИЛЯ ГОЛОБОРОДЬКА

...


Розробка і підтримка – Центр інтелектуальних ресурсів і технологій.
Всі права захищені. Використання матеріалів порталу дозволяється за умови посилання (для Інтернет-видань – гіперпосилання) на www.experts.in.ua

Редакція порталу "Всеукраїнська експертна мережа" може не поділяти думку автора публікації. Відповідальність за достовірність фактів, наведених в публікації, несе її автор

Україна, Київ, 01001, вул. Костьольна 4, оф. 8
Тел: +38 (044) 494-24-61, Факс: +38 (044) 494-24-62
E-mail: