Насколько активно человек участвует в процессе обучения, зависит от внешних причин и внутренних условий, через которые они действуют.
В качестве внутренних условий выступают различные субъективные факторы: прошлый опыт, вид и уровень мотивации, система отношений личности с миром и другими людьми, способы деятельности и т.п. Для взрослой, полностью сформированной личности субъективные факторы оказывают более сильное влияние на процесс обучения, поэтому методики, которые используются для обучения школьников и студентов, в данном случае не совсем пригодны.
Основываясь на концепции о том, что обучение взрослых принципиально отличается от обучения детей, даже делается попытка ввести понятие андрагогики как искусства и науки помощи взрослым в обучении в отличие от педагогики как искусства и науки обучения детей. Как известно, в основе андрагогического подхода лежит стремление учесть особенности обучения взрослых, прежде всего особенности восприятия ими учебного материала, состоящие в следующем:
в процессе обучения ведущую роль играют потребности, мотивы и профессиональные проблемы обучающегося;
взрослому человеку необходимо предоставить более широкие возможности для самостоятельности, самореализации и самоуправления;
его опыт может быть использован как при его собственном обучении, так и при обучении коллег;
учебный процесс нужно ориентировать не на получение знаний вообще, а на решение значимой для учащегося проблемы, оказание помощи в достижении какой-то вполне определенной
результаты обучения должны допускать немедленное применение на практике;
учеба протекает в условиях существенных ограничений (социальных, временных, финансовых, профессиональных и др.);
обучение строится в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего, в результате чего их отношения в учебном процессе оказываются близкими к партнерским;
нужно учитывать предыдущий жизненный опыт, который, как правило, сформировал у взрослого человека ряд барьеров, чаще всего психологических, которые препятствуют эффективному обучению (стереотипы, установки, страх).
Взрослые отличаются от детей. Поэтому их нужно учить по-другому. Это предположение основывается на мнении профессионалов, философских положениях, связанных с человеческой психологией, а также на прогрессивном образовании и растущем числе исследований и теорий по обучению взрослых. Одним из способов привлечь взрослых является компьютерное дистанционное образование.
При построении учебного процесса на базе современных информационных технологий существуют принципы лежащие в основе ДО:
Принцип деятельности. Деятельностная сторона учебного процесса начинает превалировать над информационной: содержание учебных материалов выстраивается вокруг основных видов деятельности обучающегося; в организации учебного процесса получают отражение реальные ситуации из практической деятельности специалиста; возрастает значение рефлексии над собственным опытом и результатами учебной деятельности.
Принцип формирования поддерживающей и дружественной среды. А.Маслоу писал: «Потребность в знании [у взрослых] интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, потребностью в безопасности и уверенности [Происходит] диалектическое взаимодействие стремления вперед и движения назад, которое одновременно является битвой между страхом и мужеством». Коммуникации в Интернет позволяют снять ряд психологических барьеров (таких, как страх перед ответственностью и боязнь неудач), что в итоге, конечно же, способствует раскрепощению учащегося.
Принцип оптимального сочетания «мягких» и «жестких» форм управления познавательной деятельностью. Управление (так называемое ситуационное) принимает «мягкие» формы в случае, когда информационные технологии могут использоваться ограниченно, как вспомогательные (уровни усвоения: «владеть», «творить»). На этапах же, где предполагается усвоение материала на уровнях «знать», «уметь», «владеть», возможно, более «жесткое» управление, а применение информационных технологий может занять ведущее место.
Принцип личностно-опосредованного взаимодействия. Обязательный элемент системы ДО – непосредственное общение обучающихся между собой и тьютером: только в «живом» общении возможно развитие креативных, коммуникативных и рефлексивных способностей.
Принцип открытости коммуникативного пространства. Организация дистанционного образовательного процесса посредством интерактивных и оперативных занятий, реализуемых путем использования компьютерных телекоммуникаций, способствует коммуникативной открытости с точки зрения доступности создаваемого обучающимися образовательного продукта, что предоставляет дополнительные возможности для функционирования обратной связи – обсуждения результатов их деятельности и соответствующих рекомендаций по совершенствованию уже созданного. Использование графики, анимации, звука и цвета, специальных эффектов, гипертекстов позволяет развивать индивидуальный творческий подход к решаемым задачам.
Принцип индивидуального подхода к создаваемым обучающимися интеллектуальным продуктам. В условиях резкого увеличения объема информации, доступной в Интернет и на электронных носителях, обучающийся все больше сориентирован не столько на запоминание, сколько на отбор, создание личностно-ориен-тированного содержания, соответствующего его индивидуальным потребностям.
Итак, дистанционное образование принципиально отличается от традиционной профессиональной подготовки (во всех ее формах: очной, заочной, вечерней) по целям, принципам, содержанию, методам и технологиям, характеру деятельности преподавателей и студентов, а также конечным результатам.
В основе открытого дистанционного образования лежит развивающая модель, отличающаяся от традиционной, предметно-ориентированной, активизирующей направленностью не на предмет, а субъект обучения. Предмет здесь выступает в роли средства развития способностей и потребностей личности. Меняется и роль преподавателя: он не только ведет образовательный процесс, но и обеспечивает его результативность, контролируя целепола-гание и продвижение к намеченному.
Существенной чертой дистанционного образования является его неантагонистичность в отношении других образовательных форм: оно способно не только заполнить определенную нишу в существующей системе образования, но и открыть дополнительные возможности для традиционных образовательных структур.
Розробка і підтримка – Центр інтелектуальних ресурсів і технологій.
Всі права захищені. Використання матеріалів порталу дозволяється за умови посилання (для Інтернет-видань – гіперпосилання) на www.experts.in.ua
Редакція порталу "Всеукраїнська експертна мережа" може не поділяти думку автора публікації. Відповідальність за достовірність фактів, наведених в публікації, несе її автор
Україна, Київ, 01001, вул. Костьольна 4, оф. 8
Тел: +38 (044) 494-24-61, Факс: +38 (044) 494-24-62
E-mail: