www.experts.in.ua

Русский  |  Українська

Регистрация  |  Логин:


Пароль:


запомнить



Портрет регіону

Опис проекту: мета, задачі, механізм реалізації


Боротьба з туберкульозом в Україні

На запит Всеукраїнської ради із захисту прав та безпеки


Аналіз Проблемної карти України

Результати першого етапу проекту

Головна

Події

Дайджест ЗМІ

Аналітика

Проекти

Опитування

Регіони

Форум

Експерти

Прогноз експерта

Бібліотека

Партнери

Про портал

Офф-лайн

Фотоархів

Контакти

Відгуки

Посилання

...

Рубрики

Економіка

Політика

Освіта

Охорона здоров'я

Федір Левченко

Доступ закрыт ...

Отзывы


Олександр Литвиненко

- Сама идея этого проекта...

Доступ открыт ...


Олександра Кужель

"Криворіжсталь" реприватизують вдруге?

Доступ открыт ...

Головна  /  Аналітика

Эффективная коалиция

Політика   05.05.06  |  Игорь Когут

Станут ли предвыборные программы партий камнем преткновения в работе коалиционного большинства?

 

Процесс создания коалиции проходит в формате согласования не столько программных положений, сколько общих принципов, таких как раздел полномочий и позиций в будущем правительстве. На сегодняшний день речь пока не идет о конкретных должностях, но уже для каждого участника коалиции рисуется определенная сфера, за рамки которой лучше не выходить. Это, в первую очередь, касается Юлии Тимошенко, которую хотят максимально ограничить в ее подходах и амбициях.

 

Различие во взглядах на внутреннюю и внешнюю политику страны

 

На данном этапе вопрос согласования предвыборных программ партий, которые войдут в будущую коалицию, пока не обсуждается. Конечно, заключительное коалиционное соглашение будет создано только на основе общих принципов и позиций по внутренней и внешней политике.

 

Противоречий в программах участников будущей коалиции более чем достаточно.

 

Ярким примером может служить вопрос о вступлении Украины в ВТО когда позиция СПУ оказалась полностью противоположной позиции правительства и многих бизнес-структур, заинтересованных во вступлении. Соответственно, социалисты не дали возможности провести необходимые законодательные через парламент. Вступление в ВТО – это, конечно, необходимое условие для международной торговли. Но не нужно мифологизировать как позитивные, так и негативные стороны вхождения Украины в эту международную организацию. А негативные моменты для украинской экономики тоже существуют. При вступлении нашей страны в ВТО под угрозу значительных потерь может быть поставлено сельское хозяйство. Например, отечественным производителям   традиционного сахарного песка придется уступить свои позиции на рынке производителям австралийского тростникового сахара. А поскольку социалисты всегда защищали интересы национального производителя, то, скорее всего, их позиция в корне не изменится.

 

Так же СПУ имеет свои собственные, традиционные еще с начала 1996 года, взгляды по вопросу владения землей, последовательно выступая против возможности ее купли-продажи. Большая часть представителей БЮТ и «Нашей Украины» солидарны с этой позицией социалистов, но придерживаются более либеральных взглядов, не исключая возможности частичной приватизации земельных участков.

 

Если говорить о внешней политике, то тут позиции Блока «Наша Украина», Блока Юлии Тимошенко и СПУ довольно сходны в контексте европейской интеграции, но в отношении Евроатлантической интеграции (имеется в виду НАТО) позиция СПУ несколько расходится с позицией остальных участников будущей коалиции. Социалисты не видят Украину не только в ВТО, но и в НАТО. Партия Регионов также имеет принципиальную позицию по не вхождению Украины в НАТО и совершенно не отбрасывает возможности продвижения нашей страны в сторону Европейского союза.

 

Но можно надеяться, что политическая целесообразность перевесит над некоторыми программными расхождениями.

 

Разочаровывает также видение путей и механизмов решения важных государственных проблем большинством партий, попавших в парламент. Особенно это касается источников финансирования реформ, социальных программ и решения коммунальных проблем. Пока преобладают патерналистские подходы, преувеличение роли государства. Это является также доказательством того, что в париях преобладают политики с мышлением «из прошлого» и еще не прижились европейские идеалы свободного общества и рыночной экономики.

 

Образование и здравоохранение: вопросов больше чем ответов

 

Наиболее проблематичные вопросы будут затронуты в ближайшем будущем, в процессе формирования коалиции и правительства.

 

На практике позиции по вопросам экономического характера будут обсуждаться в новом правительстве довольно бурно и неоднозначно.

 

В основном предвыборные программные принципы партий, которые, скорее всего, войдут в будущую коалицию, довольно сходны между собой. Отличить эти программы друг от друга можно только при помощи довольно детального анализа.

 

В рамках общественной кампании «Осознанный выбор 2006» мы такой анализ провели. Шесть специально созданных экспертных групп проанализировали программные положения восьми основных партий по проблемам социальной политики, образования, охраны здоровья, налогов, справедливого правосудия и проблемами в коммунальной сфере. По этим позициям заявления каждой из восьми политических сил были достаточно популистскими. Для того, что бы найти какие-то различия, нам пришлось исследовать не только предвыборные программы, но и сопоставить программы самих партий.

 

При этом ни одна из партий не имела общей командной программы согласованных действий для реального вклада в будущую государственную политику.

 

Ни одна из политических партий, идя на выборы, не имела концептуальных документов в отношении своих будущих действий в отдельных отраслях.

 

Акцент в предвыборных программах делался на второстепенные проблемах, непопулярные вопросы, такие как реформирование жилищно-коммунальной сферы, образования, здравоохранения, обходились стороной. Ни у одной из партий не было   четкого плана по реализации конкретных шагов для реформирования этих отраслей.

 

Исследование показало, что хотя проблемы образования занимают не последнее место в предвыборных программах СПУ и блока «Наша Украина», но, по оценкам экспертов, программа последней несет сугубо декларативный характер. А вот СПУ (как и в прошлом созыве парламента) действительно уделяет образовательной сфере много внимания. Об этом красноречиво говорит тот факт, что на всех 27 голосованиях по образовательным проектам присутствовали 99% членов фракции СПУ, 90% из которых принимали в них участие.

 

Программа БЮТ обращается к проблемам учителей, однако в ней не затронуты проблемы сельских школ, высшей школы и научной сферы.

 

По реформированию сферы здравоохранения блок «Наша Украина» предлагает модель семейной медицины на страховых принципах, улучшение системы первичной медико-санитарной помощи и внедрение принципов докторского самоуправления в регионах. Финансирование медицины, согласно с их программой, должно исходить как от работодателей, так и от населения. Также предлагается создать систему обязательного общегосударственного страхования для финансирования здравоохранения. Социально незащищенные слои населения должны получать бесплатную медицинскую помощь. В целом, в программе изложены только общие направление деятельности блока, без указания каких-либо конкретных методов и шагов.

 

БЮТ в своей программе предлагает «радикальные реформы», вследствие которых медицинские учреждения будут иметь право зарабатывать внебюджетные средства, а здравоохранение будет иметь смешанное финансирование: некоторые медицинские услуги будут бесплатными для населения, остальные – будут оплачиваться за счет медицинского страхования. Но не указанно, каким должно быть страхование – государственным или частным, обязательным или добровольным. В программе БЮТ также подчеркивается важность развития первичной медицинской помощи и сельской медицины. Как показала парламентская история фракции БЮТ, ее депутаты не имели четкой общей позиции по принятию «медицинских» законопроектов.

 

СПУ гарантирует в своей предвыборной программе, с одной стороны, бесплатное медицинское обслуживание, с другой, - допускает и страховку, и платную медицину, для тех, кто может себе это позволить. Изложенные в программных документах позиции по медицинскому обслуживанию выглядят довольно декларативно. По мнению экспертов, в программе отсутствуют механизмы, с помощью которых партия собирается решать проблемы недостаточного финансирования этой сферы.

 

Никто из партий в своих предвыборных программах не говорил о том, как должен решаться вопрос о страховой медицине. Нет четкого виденья, с чего нужно начинать, с какой стороны подойти к решению этого вопроса. И проблема не в написании и принятии законопроекта по страхованию. Проблема в отсутствии введения перспективы как и в каком направлении будет развиваться медицина.

 

Вывод экспертов

 

Для каждой партий было важным любой ценой попасть в парламент.  

 

Ни одна из партий не готова к введению в свои предвыборные программы каких-либо радикальных новшеств.

 

Поскольку кардинальных различий в программах партий не наблюдается, участники будущей коалиции, скорее всего, найдут общий язык по всем основным вопросам внутренней политики. В то же время может сработать депутатский «инстинкт самосохранения». На выборы было потрачено слишком много средств, а в соответствии с новой редакцией Конституции Украины появилась гипотетическая угроза роспуска парламента. 

 

К сожалению, на прошедших выборах ни одна из партий будущей, наиболее вероятной, коалиции не пошла путем убеждения избирателей в идеалах и конкретных позициях. Каждая из победивших партий выбрала наиболее легкий путь, делая акценты на популярных и однозначных темах, стараясь понравиться, а не убедить. 

 

 

Игорь Когут,

Глава Совета

Лаборатории законодательніх инициатив


Назад  | 

Бібліотека

15.05.06

Українське суспільство в процесі еволюції (збірник статей)

15.05.06

"Український культурологічний Центр": 12 років діяльності у Донецьку

15.05.06

ВИПРАВЛЕННЯ ДЕВІАНТНОЇ ОСОБИСТОСТІ. Філософський погляд

15.05.06

ВЕКСЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОТ ЭМИССИИ ДО ПОГАШЕНИЯ

26.04.06

СОЛЯНІ ПРОМИСЛИ ДОНЕЧЧИНИ В XVII - XVIII ст.

26.04.06

В.О.Соболь. Біобібліографічний покажчик

26.04.06

ТВОРЧІСТЬ ВОЛОДИМИРА СОСЮРИ У КОНТЕКСТІ ЛІТЕРАТУРИ ДОНБАСУ

26.04.06

СХІД УКРАЇНИ В ІНТЕҐРАТИВНИХ ПРОЦЕСАХ СУЧАСНОГО ДЕРЖАВОТВОРЕННЯ

26.04.06

ПРОЕКТУВАННЯ ЗБАГАЧУВАЛЬНИХ ФАБРИК

21.04.06

ПОЕТИКА ВАСИЛЯ ГОЛОБОРОДЬКА

...


Розробка і підтримка – Центр інтелектуальних ресурсів і технологій.
Всі права захищені. Використання матеріалів порталу дозволяється за умови посилання (для Інтернет-видань – гіперпосилання) на www.experts.in.ua

Редакція порталу "Всеукраїнська експертна мережа" може не поділяти думку автора публікації. Відповідальність за достовірність фактів, наведених в публікації, несе її автор

Україна, Київ, 01001, вул. Костьольна 4, оф. 8
Тел: +38 (044) 494-24-61, Факс: +38 (044) 494-24-62
E-mail: