На главную страницу
Положення про ВГНО "Експерти України"
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу


Курсы валют

База знаний / Аналитика / Політика та суспільство

Концепция политического права с позиции социального натурализма

Версия для печати Версия для печати

Сегодня в Украине, как и во всем мире, все более актуальными становятся проблемы правового регулирования политики. Особую актуальность приобретают проблемы использования права как инструмента противодействия проявлениям своеволия (произвола) в политике.

В связи с необходимостью решения этих проблем возрастает потребность в разработке такой концепции политического права, которая была бы пригодна для их решения. По нашему мнению, эту концепцию следует разрабатывать с помощью принципа социального натурализма . Этот принцип выводится из идеи природной целостности мира, в соответствии с которой на свете нет ничего кроме Природы в ее разнообразных проявлениях, в т.ч. и в виде общественных явлений. Поэтому Природа – единственный законодатель для всего сущего. Реальность – это проявление вещей в соответствии с законами Природы или в нарушение их. Природная целостность мира означает, что все реальное существует или в соответствии с законами Природы, или в нарушение их, но не за пределами действия законов Природы. Вещи могут существовать только этими двумя способами, то есть или естественно, или противоестественно. Третьего, то есть неестественного, такого что существует за пределами действия законов Природы, существовать, быть реальным не может. Естественное состояние вещи имеет место тогда, когда вещь находится в согласии с законами, которые даны для нее Природой. Противоестественное состояние вещи имеет место тогда, когда вещь находится не в согласии с данными Природой именно для нее законами, но в согласии с законами, данными Природой для других вещей. Иными словами, противоестественным есть состояние вещи, когда она не находится в согласии со «своими» законами, но находится в согласии с «чужими» законами, то есть с законами, которые даны Природой для других вещей. Например, своевольное убийство человека – это противоестественное деяние, потому что нарушает законы Природы, данные для общественной жизни людей, но это деяние согласуется с законами, данными Природой для биологических и физических явлений. Из идеи природной целостности мира вытекает, в частности, ошибочность дихотомии «природа и общество», потому что общество – это тоже природа. Общество – это форма существования природы, которая более природна чем физическая и биологическая формы существования природы, потому что генетически появляется из последних как высшая форма их развития. Сверхъестественное – это то, что выходит за пределы законов низшей формы природы и входит в сферу действия законов высшей формы природы. Например, реальность, появляющаяся в современном обществе является сверхъестественной для человека из архаичного общества.

Исходя из идеи природной целостности мира, принцип социального натурализма состоит в том, что все общественные явления, в т. ч. право и политика, существуют по законам природы, действующим в общественной жизни, с которыми должны согласовываться воля и сознание людей. Поэтому право можно определить как воплощенные людьми в виде законодательства законы природы, по которым существует общество.

В соответствии с принципом социального натурализма следует также определять политику. Политика – это осуществляемое по законам социальной природы управление общественной жизнью людей с помощью власти.

Для того чтобы это управление осуществлялось действительно по законам социальной природы, а не своевольно (произвольно) в обществе должно существовать право как средство противодействия своеволию (произволу), в т. ч. и политическое право. Политическое право можно определить как нормы, которым нужно следовать в политике, чтобы при управлении с помощью власти общественной жизнью не нарушать законы социальной природы, т.е. чтобы в политике не проявлялось чье-либо своеволие (произвол). Политика должна быть правовой, то есть урегулированной правом, в частности Конституцией. Конституция – это основной закон политического права, определяющий правовой статус государства и правовой статус гражданина в политических отношениях. Способы определения этих статусов могут быть различными: как в Конституции США, как в законодательстве Англии, как в Основном законе ФРГ и т.п. Эти способы можно поделить на три основных вида:

  • «государственноцентрические»;
  •  «гражданскоцентрические»;
  •  смешанные.

На наш взгляд, любой из этих способов приемлем при правильном его использовании.

По нашему мнению, должен существовать так называемый «основной вопрос политического права», решение которого определяло бы решение всех остальных вопросов, возникающих в сфере политического права. Этот вопрос может быть сформулирован следующим образом: «Политические права государства и гражданина - это произведение Природы или самих людей? А если того и другого, то какая роль Природы и какая роль людей в сотворении этих прав?». В соответствии с принципом социального натурализма «основной вопрос политического права» следует решать так: «Политические права государства и гражданина – это порождение Природы, которому люди в обществе придают форму политического законодательства». Такова роль Природы и людей в сотворении политического права. Из этого и нужно исходить, в соответствии с принципом социального натурализма, при решении других вопросов, возникающих в сфере политического права.
В частности, исходя из этого, следует ставить и решать проблему соотношения «естественного политического права» и «позитивного политического права». «Естественное политическое право» - это природный аспект политического права, а «позитивное политическое право» - это законодательный аспект политического права. Политическое право – это «естественное политическое право», воплощенное в общественную жизнь средствами «позитивного политического права», то есть приобретшее форму законодательства. Чем лучше «естественное политическое право» воплощено в политическом законодательстве, тем совершеннее политическое право.

Для развития современного политического права особенно актуальной становится доктрина прав человека. Эту доктрину следует развивать, по нашему мнению, основываясь на решении «основного вопроса политического права» в соответствии с принципом социального натурализма. Исходя из этого решения, следует различать «естественные права человека» и «позитивные права человека» как два аспекта единого феномена прав человека. Законодательство призвано придавать «позитивную» форму «естественным правам человека». Чем лучше оно это делает, тем совершеннее институт прав человека. Чтобы полнее отразить этот доктринальный подход нужно, по нашему мнению, привести в соответствии с этим подходом терминологию: например, условиться, что «естественные права человека» обозначаются термином «права человека», а «позитивную» форму (то есть законодательство), воплощающую «естественные права человека» называть термином «права гражданина».

Применение принципа социального натурализма в политике и праве позволяет решать проблемы, имеющие не только теоретическое, но и практическое значение. В частности, применение принципа социального натурализма при решении проблем политического права приводит к выводу, что государство, будучи органом власти, наделено волей и сознанием, которые могут пребывать как в согласии с законами социальной природы, так и в противоречии с ними. Такими же волей и сознанием обладает и гражданин. Для того чтобы противодействовать проявлениям своеволия (произвола) как со стороны гражданина, так и со стороны государства существует законодательство, а также суд, который применяет это законодательство в качестве инструмента противодействия своеволию (произволу).

Поскольку воля и сознание государства и воля и сознание гражданина имеют одно и то же свойство согласовываться или не согласовываться с законами социальной природы, то отсюда вытекает, что государство и гражданин должны быть равными перед законом и судом.

Таким образом, одним из принципов политического права должен стать принцип равенства государства и гражданина перед законом и судом.

Еще одним принципом политического права должен стать принцип верховенства политической и правовой культуры в обществе. И вот почему. В соответствии с принципом социального натурализма культура людей, обладающих волей и сознанием, а также культура организаций, создаваемых этими людьми и выражающих их волю и сознание, - это мера согласованности их воли и сознания с законами социальной природы. А так как политика - это проявление воли и сознания людей, как и любая иная деятельность людей, то она зависит от состояния воли и сознания этих людей, т.е. от их культуры, рассматриваемой как мера согласованности воли и сознания с законами социальной природы. Иными словами, существует следующая закономерность: какая политическая и правовая культура людей – такая и политика, ими осуществляемая, таково же и право, регулирующее политику. Этим определяется верховенство политической и правовой культуры в политике и праве. Так понимаемая культура людей выше любых конституций и политических догм.

С помощью принципа социального натурализма можно также развить известный принцип разделения властей. Предназначение этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить: а) свободу каждой ветви власти, т.е. возможность действовать в соответствии с законами социальной природы и б) быть независимым от чьего-либо своеволия (произвола). Отсюда, в частности, вытекает, что, например, независимость судебной власти имеет свои пределы: суд независим в пределах, пока он не проявляет своеволия (произвола), т.е. не нарушает законы природного права, которым законодательная власть придала форму законодательства. Поэтому правовое государство – это государство, в котором есть правовой механизм противодействия своеволию (произволу) той или иной ветви власти, в т.ч. и судебной.

Не должен обладать независимостью человек или государственный орган, проявляющий своеволие (произвол). Это же относиться и к проблеме определения независимости, например, средств массовой информации, участвующих в политическом процессе. Такой подход следует сделать принципом политического права.

По нашему мнению, сегодня все более острой становится проблема противодействия такому проявлению своеволия, которое называется «злоупотреблением правом». Это вызвано, в частности, тем, что все более масштабными становятся злоупотребления законодательством, регулирующим, в частности, политические отношения в обществе. Возможность злоупотреблять законодательством имеет любой участник политических отношений: от законодателя до гражданина. В соответствии с принципом социального натурализма противодействие таким злоупотреблениям следует осуществлять по формуле: «культура плюс кара». Радикальным средством является развитие социальной (политической, экономической, правовой, моральной ) культуры людей. Применение кары за политические правонарушения в виде злоупотребления политическим законодательством является паллиативной мерой.

Как показывает опыт, противоправные проявления политического своеволия особенно злокачественны в обществах, переживающих кризис перехода от тоталитаризма к демократизму. В таких обществах из-за отсутствия социальной культуры у граждан политическое своеволие поражает всю общественную жизнь. При этом политическому своеволию граждан противопоставляется политическое своеволие государственной власти.

С целью выхода общества из состояния тотального своеволия, ввергающего общество в кризис, нужно создать условия для развития социальной культуры граждан. Вследствие этого граждане, приобретшие надлежащую социальную культуру, естественным путем конкуренции вытеснили бы с центра на периферию общественной арены тех, кто насаждает в обществе политическое своеволие.

Наряду с политической культурой политическое право должно использоваться для противодействия проявлениям политического своеволия (произволу, волюнтаризму, экстремизму, криминализму и другим феноменам, противоречащим «естественному политическому праву»).

С помощью принципа социального натурализма можно разработать критерий, своеобразную «бритву Оккама» для применения политического права в противодействии проявлениям политического своеволия: все, что противоречит законам «естественного политического права» должно признаваться в законодательстве политическим правонарушением и влечь за собой применение санкций политического права.

Эта «бритва Оккама» особенно полезна для применения в посттоталитарных обществах, где необходимо отсекать от нормальной, то есть естественной политической борьбы, основанной на политической конкуренции, криминальные, то есть противоестественные проявления своеволия в политике. Указанная «бритва» также может применяться для различения естественной, то есть настоящей политической оппозиции от псевдооппозиции, которая основана на проявлениях криминального своеволия в сфере политических отношений. Например, когда авантюристы, надевая личину политиков, вступают в сферу борьбы за государственную власть с целью использования ее в своих целях, противоречащих законам «естественного политического права». Таким образом, в этом случае принцип социального натурализма как «бритва Оккама» помогает отличить преступников от политических оппозиционеров, что является необходимым условием успешного продвижения общества от тоталитаризма к демократизму.

С помощью принципа социального натурализма следует отличать также в политическом праве феномен настоящей демократии от псевдодемократии. В соответствии с этим принципом афоризм «Глас народа – глас Божий!» не является абсолютной истиной. На это в свое время обращал внимание еще Дж. Локк. Народ, социальная (политическая, экономическая, правовая, моральная) культура которого находится в кризисе способен лишь к псевдодемократии, то есть к проявлениям «народного» своеволия (например, отдавая свой голос на выборах в народные депутаты демагогам, политическим авантюристам, преступникам и т.п.). Принцип социального натурализма указывает на необходимость перехода в современных условиях к новой доктрине демократии - к доктрине так называемой «культурной демократии», в соответствии с которой основой настоящей демократии (не псевдодемократии) может быть лишь надлежащая социальная культура народа. Она же является основой того, что политика, как и государство, станет правовой, то есть будет регулироваться правом, а не политическим своеволием.

Так, по нашему мнению, следует решать проблемы политического права в соответствии с принципом социального натурализма.


| Количество показов: 54 |  Автор:  Костенко Олександр Миколайович |  Голосов:  14 |  Рейтинг:  4.05 | 

Возврат к списку


Ніна Михальська, 06.11.2007 22:14:31 Цитировать Имя

И у кого же Вы почерпнули эту идею? Не у меня ли? Например:
http://www.polithyouth.co­m.ua/PolitYouth_3.20.htm
или то, что эта статья была напечатана в ВЕС?


Ніна Михальська, 06.11.2007 22:17:36 Цитировать Имя

Так что чем то новым это назвать нельзя. Если хотите продолжим эту дискуссию на страницах ВЭС.
Н. Михальская


Ніна Михальська, 06.11.2007 22:25:11 Цитировать Имя

Хотя, признаться Широкая улыбка , я усматривала право в контексте политтехнологий. Согласна, политика требует правового обоснования, в том числе и политтехнологии.
"Відтоді, ставлення до Права як вищої інстанції в Україні змінилось. Раціональні політики зрозуміли, що сучасним мейнстрімом та найвищим пілотажем в технологіях впливу є застосування правових важелів. Однак не будемо поспішати, і відмітимо, що варто розрізняти право як інструмент політтехнологій, і право в дусі американських адвокатів під загальною назвою правові технології.

Суть застосування правових важелів у політтехнологіях виявилась на диво простою: метою політтехнології час від часу є саме найвищі владні інстанції, які є виразниками державної волі, відтак закріплення результатів цих політтехнологій повинно бути на рівні нормативно-правового акту."
В своей статье я говорила также о том, какую роль играют юристы в политике сегодня, аппелируя к западной практике:
"Самі лише чисті політтехнологи як виразники політтехнологій стали неактуальними. По-перше, зазвичай у політтехнологи приходять, якщо «чиста» політологія переростає в «пусту» балаканину. По-друге, політтехнології обмежені ірраціональним, результат якого важко осягнути, і не можливо використати повторно. По-третє, саме правові технології прийнято вважати «адміністративним тиском», якого всі політтехнологи бояться, оскільки не здатні вплинути на нього, залишаючись поза адміністративного процесу. По-третє, правові технології – задоволення класу люкс і строго індивідуальне, оскільки вимагає довготривалих службових стосунків між політиком і юристом…

Як вже зазначалося, застосування таких методів вимагає великих витрат, і, на мою думку, тільки невелика кількість політиків має таких спеціалістів. Такий спеціаліст є дуже цінним для політика, оскільки саме на його знання та вміння покладається результат і кар’єра політика. В той же такий він повинен мати достатньо критичний розум, щоб дивитися на політика з боку, і достатньо відданим, щоб лобіювати його інтереси і не використовувати ситуацію на свою користь.

Про майбутнє таких технологій в Україні варто говорити у контексті появи талановитих юристів, які пройшли політологічну «воду», бізнесове «пекло» і «мідні труби» судової практики. Однак бажаючих посісти це вакантне місце не так то й багато. Як відомо, вчитися довго у нас не люблять, а професія належить до категорії «підвищеного ризику»…"
Так что, Вы правы, политика еще требует своих рамок в виде права С улыбкой




Ніна Михальська, 06.11.2007 22:26:59 Цитировать Имя

Возможно это перспектива развития права в Украине? С нетерпением жду ваших комментариев С улыбкой
И не судите строго С улыбкой



Перейти к обсуждению на форуме >>


Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  Идея  Вопрос 
Восклицание  Шутливо  Со злостью 
Очень грустно  Смущенно  Поцелуй 
Здорово  Удивленно  Печально 
С улыбкой  Скептически 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений



Статьи по разделам
Видатні особистості (29) 
Демографія (4) 
Екологія (4) 
Економіка (125) 
Енергетика (4) 
Культура (91) 
Молодіжна політика (2) 
Наукові дослідження (20) 
Освіта (117) 
Охорона здоров'я (79) 
Політика та суспільство (310) 

ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Лущик Сергій Вікторович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА
Василь Юрчишин
Чи стане Україна членом СОТ?
Просмотров: 29

БИБЛИОТЕКА

МАЛА ГІРНИЧА ЕНЦИКЛОПЕДІЯ Том 1, літера A

Всеукраинская экспертная сеть
Разработано в «ЦИРТ»


© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Центр интеллектуальных ресурсов и технологий. © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua