|
|
База знаний / Аналитика / Політика та суспільство
Сегодня в Украине, как и во всем мире, все более актуальными становятся проблемы правового регулирования политики. Особую актуальность приобретают проблемы использования права как инструмента противодействия проявлениям своеволия (произвола) в политике. В связи с необходимостью решения этих проблем возрастает потребность в разработке такой концепции политического права, которая была бы пригодна для их решения. По нашему мнению, эту концепцию следует разрабатывать с помощью принципа социального натурализма . Этот принцип выводится из идеи природной целостности мира, в соответствии с которой на свете нет ничего кроме Природы в ее разнообразных проявлениях, в т.ч. и в виде общественных явлений. Поэтому Природа – единственный законодатель для всего сущего. Реальность – это проявление вещей в соответствии с законами Природы или в нарушение их. Природная целостность мира означает, что все реальное существует или в соответствии с законами Природы, или в нарушение их, но не за пределами действия законов Природы. Вещи могут существовать только этими двумя способами, то есть или естественно, или противоестественно. Третьего, то есть неестественного, такого что существует за пределами действия законов Природы, существовать, быть реальным не может. Естественное состояние вещи имеет место тогда, когда вещь находится в согласии с законами, которые даны для нее Природой. Противоестественное состояние вещи имеет место тогда, когда вещь находится не в согласии с данными Природой именно для нее законами, но в согласии с законами, данными Природой для других вещей. Иными словами, противоестественным есть состояние вещи, когда она не находится в согласии со «своими» законами, но находится в согласии с «чужими» законами, то есть с законами, которые даны Природой для других вещей. Например, своевольное убийство человека – это противоестественное деяние, потому что нарушает законы Природы, данные для общественной жизни людей, но это деяние согласуется с законами, данными Природой для биологических и физических явлений. Из идеи природной целостности мира вытекает, в частности, ошибочность дихотомии «природа и общество», потому что общество – это тоже природа. Общество – это форма существования природы, которая более природна чем физическая и биологическая формы существования природы, потому что генетически появляется из последних как высшая форма их развития. Сверхъестественное – это то, что выходит за пределы законов низшей формы природы и входит в сферу действия законов высшей формы природы. Например, реальность, появляющаяся в современном обществе является сверхъестественной для человека из архаичного общества. Исходя из идеи природной целостности мира, принцип социального натурализма состоит в том, что все общественные явления, в т. ч. право и политика, существуют по законам природы, действующим в общественной жизни, с которыми должны согласовываться воля и сознание людей. Поэтому право можно определить как воплощенные людьми в виде законодательства законы природы, по которым существует общество. В соответствии с принципом социального натурализма следует также определять политику. Политика – это осуществляемое по законам социальной природы управление общественной жизнью людей с помощью власти. Для того чтобы это управление осуществлялось действительно по законам социальной природы, а не своевольно (произвольно) в обществе должно существовать право как средство противодействия своеволию (произволу), в т. ч. и политическое право. Политическое право можно определить как нормы, которым нужно следовать в политике, чтобы при управлении с помощью власти общественной жизнью не нарушать законы социальной природы, т.е. чтобы в политике не проявлялось чье-либо своеволие (произвол). Политика должна быть правовой, то есть урегулированной правом, в частности Конституцией. Конституция – это основной закон политического права, определяющий правовой статус государства и правовой статус гражданина в политических отношениях. Способы определения этих статусов могут быть различными: как в Конституции США, как в законодательстве Англии, как в Основном законе ФРГ и т.п. Эти способы можно поделить на три основных вида:
На наш взгляд, любой из этих способов приемлем при правильном его использовании. По нашему мнению, должен существовать так называемый «основной вопрос политического права», решение которого определяло бы решение всех остальных вопросов, возникающих в сфере политического права. Этот вопрос может быть сформулирован следующим образом: «Политические права государства и гражданина - это произведение Природы или самих людей? А если того и другого, то какая роль Природы и какая роль людей в сотворении этих прав?». В соответствии с принципом социального натурализма «основной вопрос политического права» следует решать так: «Политические права государства и гражданина – это порождение Природы, которому люди в обществе придают форму политического законодательства». Такова роль Природы и людей в сотворении политического права. Из этого и нужно исходить, в соответствии с принципом социального натурализма, при решении других вопросов, возникающих в сфере политического права. Для развития современного политического права особенно актуальной становится доктрина прав человека. Эту доктрину следует развивать, по нашему мнению, основываясь на решении «основного вопроса политического права» в соответствии с принципом социального натурализма. Исходя из этого решения, следует различать «естественные права человека» и «позитивные права человека» как два аспекта единого феномена прав человека. Законодательство призвано придавать «позитивную» форму «естественным правам человека». Чем лучше оно это делает, тем совершеннее институт прав человека. Чтобы полнее отразить этот доктринальный подход нужно, по нашему мнению, привести в соответствии с этим подходом терминологию: например, условиться, что «естественные права человека» обозначаются термином «права человека», а «позитивную» форму (то есть законодательство), воплощающую «естественные права человека» называть термином «права гражданина». Применение принципа социального натурализма в политике и праве позволяет решать проблемы, имеющие не только теоретическое, но и практическое значение. В частности, применение принципа социального натурализма при решении проблем политического права приводит к выводу, что государство, будучи органом власти, наделено волей и сознанием, которые могут пребывать как в согласии с законами социальной природы, так и в противоречии с ними. Такими же волей и сознанием обладает и гражданин. Для того чтобы противодействовать проявлениям своеволия (произвола) как со стороны гражданина, так и со стороны государства существует законодательство, а также суд, который применяет это законодательство в качестве инструмента противодействия своеволию (произволу). Поскольку воля и сознание государства и воля и сознание гражданина имеют одно и то же свойство согласовываться или не согласовываться с законами социальной природы, то отсюда вытекает, что государство и гражданин должны быть равными перед законом и судом. Таким образом, одним из принципов политического права должен стать принцип равенства государства и гражданина перед законом и судом. Еще одним принципом политического права должен стать принцип верховенства политической и правовой культуры в обществе. И вот почему. В соответствии с принципом социального натурализма культура людей, обладающих волей и сознанием, а также культура организаций, создаваемых этими людьми и выражающих их волю и сознание, - это мера согласованности их воли и сознания с законами социальной природы. А так как политика - это проявление воли и сознания людей, как и любая иная деятельность людей, то она зависит от состояния воли и сознания этих людей, т.е. от их культуры, рассматриваемой как мера согласованности воли и сознания с законами социальной природы. Иными словами, существует следующая закономерность: какая политическая и правовая культура людей – такая и политика, ими осуществляемая, таково же и право, регулирующее политику. Этим определяется верховенство политической и правовой культуры в политике и праве. Так понимаемая культура людей выше любых конституций и политических догм. С помощью принципа социального натурализма можно также развить известный принцип разделения властей. Предназначение этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить: а) свободу каждой ветви власти, т.е. возможность действовать в соответствии с законами социальной природы и б) быть независимым от чьего-либо своеволия (произвола). Отсюда, в частности, вытекает, что, например, независимость судебной власти имеет свои пределы: суд независим в пределах, пока он не проявляет своеволия (произвола), т.е. не нарушает законы природного права, которым законодательная власть придала форму законодательства. Поэтому правовое государство – это государство, в котором есть правовой механизм противодействия своеволию (произволу) той или иной ветви власти, в т.ч. и судебной. Не должен обладать независимостью человек или государственный орган, проявляющий своеволие (произвол). Это же относиться и к проблеме определения независимости, например, средств массовой информации, участвующих в политическом процессе. Такой подход следует сделать принципом политического права. По нашему мнению, сегодня все более острой становится проблема противодействия такому проявлению своеволия, которое называется «злоупотреблением правом». Это вызвано, в частности, тем, что все более масштабными становятся злоупотребления законодательством, регулирующим, в частности, политические отношения в обществе. Возможность злоупотреблять законодательством имеет любой участник политических отношений: от законодателя до гражданина. В соответствии с принципом социального натурализма противодействие таким злоупотреблениям следует осуществлять по формуле: «культура плюс кара». Радикальным средством является развитие социальной (политической, экономической, правовой, моральной ) культуры людей. Применение кары за политические правонарушения в виде злоупотребления политическим законодательством является паллиативной мерой. Как показывает опыт, противоправные проявления политического своеволия особенно злокачественны в обществах, переживающих кризис перехода от тоталитаризма к демократизму. В таких обществах из-за отсутствия социальной культуры у граждан политическое своеволие поражает всю общественную жизнь. При этом политическому своеволию граждан противопоставляется политическое своеволие государственной власти. С целью выхода общества из состояния тотального своеволия, ввергающего общество в кризис, нужно создать условия для развития социальной культуры граждан. Вследствие этого граждане, приобретшие надлежащую социальную культуру, естественным путем конкуренции вытеснили бы с центра на периферию общественной арены тех, кто насаждает в обществе политическое своеволие. Наряду с политической культурой политическое право должно использоваться для противодействия проявлениям политического своеволия (произволу, волюнтаризму, экстремизму, криминализму и другим феноменам, противоречащим «естественному политическому праву»). С помощью принципа социального натурализма можно разработать критерий, своеобразную «бритву Оккама» для применения политического права в противодействии проявлениям политического своеволия: все, что противоречит законам «естественного политического права» должно признаваться в законодательстве политическим правонарушением и влечь за собой применение санкций политического права. Эта «бритва Оккама» особенно полезна для применения в посттоталитарных обществах, где необходимо отсекать от нормальной, то есть естественной политической борьбы, основанной на политической конкуренции, криминальные, то есть противоестественные проявления своеволия в политике. Указанная «бритва» также может применяться для различения естественной, то есть настоящей политической оппозиции от псевдооппозиции, которая основана на проявлениях криминального своеволия в сфере политических отношений. Например, когда авантюристы, надевая личину политиков, вступают в сферу борьбы за государственную власть с целью использования ее в своих целях, противоречащих законам «естественного политического права». Таким образом, в этом случае принцип социального натурализма как «бритва Оккама» помогает отличить преступников от политических оппозиционеров, что является необходимым условием успешного продвижения общества от тоталитаризма к демократизму. С помощью принципа социального натурализма следует отличать также в политическом праве феномен настоящей демократии от псевдодемократии. В соответствии с этим принципом афоризм «Глас народа – глас Божий!» не является абсолютной истиной. На это в свое время обращал внимание еще Дж. Локк. Народ, социальная (политическая, экономическая, правовая, моральная) культура которого находится в кризисе способен лишь к псевдодемократии, то есть к проявлениям «народного» своеволия (например, отдавая свой голос на выборах в народные депутаты демагогам, политическим авантюристам, преступникам и т.п.). Принцип социального натурализма указывает на необходимость перехода в современных условиях к новой доктрине демократии - к доктрине так называемой «культурной демократии», в соответствии с которой основой настоящей демократии (не псевдодемократии) может быть лишь надлежащая социальная культура народа. Она же является основой того, что политика, как и государство, станет правовой, то есть будет регулироваться правом, а не политическим своеволием. Так, по нашему мнению, следует решать проблемы политического права в соответствии с принципом социального натурализма. Перейти к обсуждению на форуме >> |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработано в «ЦИРТ» |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© «ВЭС», 2020 |
Разработка и поддержка – Центр интеллектуальных ресурсов и технологий. © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua
|