|
|
База знаний / Аналитика / Політика та суспільство
Украина стоит пока по ту сторону двери с надписью ЕС. Серьезная активность политиков в отношении евроинтеграции закончилась, по сути, с завершением президентских выборов 2004 года. Хотя и тогда это был скорее популизм. В Украине 2004-2005 гг. слово «европейский» было модным. Но как это всегда бывает с модными словами, мало кто понимал до конца его смысл и суть. Это касается и бабушки в трамвае, и политика. Тогда все кричали о завтрашнем европейском будущем. И вот уже два года тема продвижения Украины в ЕС является для власти факультативной. В то же время можно сказать, что гражданская позиция в отношении Евросоюза за это время стала как минимум более аргументированной и осмысленной. Сократилось до минимума количество ярых фанатиков «за» и «против», порожденных политическими мифами. Украинцы начинают мыслить прагматично и, вполне вероятно, скоро действительно будут готовы осознанно идти на референдум по вопросу СОТ, ЕС и НАТО. Скорее всего, это нам пригодится. Вряд ли наш политикум, привыкший спекулировать на народном волеизъявлении, решит этот вопрос иным путем. По всему видно, политики не собираются пока принимать никаких ответственных решений, привлекать экспертов к работе над проблемой евроинтеграции. В своей внешнеполитической ориентации Украина зависла в прострации. Кому это выгодно, остается только гадать. Эксперты считают, что Польша будет продолжать лоббировать интересы Украины в ЕС, но польская сторона всегда будет остерегаться вступать с Украиной в более тесные отношения, учитывая нестабильную украинскую политику. 21 октября 2007 года в Польше прошли парламентские выборы, результаты которых изменили расстановку основных политических сил. Это еще больше отвлечет внимание поляков от решения украинских евроинтеграционных проблем. От кого же, на самом деле зависит, будем ли мы Украиной в Европе? От совета ЕС? От украинских политиков? Или от каждого из нас с вами? Говорят, если очень захотеть… Акция «Прозрачная Польша» («Przejrzysta Polska») проходила в 2005 году, спустя год после присоединения страны к ЕС. Показательно, что организовали акцию ряд НГО, ежедневная «Газета Избирательная» при содействии нескольких Фондов и Мирового Банка. Государственного финансирования программа не имела и финансовых выгод участникам не сулила. Но, не смотря на это, желающих построить в своей стране «гражданское общество» было много. В целом, в акции приняло участие почти 800 единиц местного самоуправления (приблизительно треть от общего числа ОС). Главное, чему научились все участники – эффективное и качественное управление. В основу работы легли несколько существенно важных принципов. Это достижение прозрачности деятельности власти, предсказуемость, отсутствие коррупции, приобщение граждан к сотрудничеству с органами власти, а также компетентность и обязательная подотчетность местным жителям и многое другое. Не могу не поделиться некоторыми простыми впечатлениями и наблюдениями, которые возникли во время прогулки по Прозрачной Польше. Первый катализатор критической мысли – светофоры. Абсолютно неожиданно мы открыли для себя, что для жителей восточных регионов Украины, в определенной степени противоестественно пересекать улицу на зеленый свет и стоять на красный. За неделю передвижений по несложным кроссвордам Краковских улиц мы так и не избавились от внутреннего комплекса. Привыкшее к ПДД-абсурду донбасское «я» подмывало перебежать дорогу перед движущимся транспортом в первом попавшемся месте, и заставляло, несмотря ни на какие уговоры разума, с опаской оглядываться по сторонам, пересекая белые полоски пешеходного перехода. Повод впасть в метафоры. В любой сфере, на любом уровне у нас творится то же самое, что и на дорогах – полный правовой хаос. Противники евроинтеграции пугают нас количеством жертв терактов. Но тех, кто знает статистику смертности в Украине в результате ДТП, не испугаешь уже ничем… В тему пьяных чиновников и судей за рулем углубляться не будем. Жесткая система штрафов и неумолимые, дорожащие своим местом работы сотрудники правоохранительных органов – два слагаемых позитивного польского результата. Неожиданным постскриптумом стала фраза носильщика на Киевском вокзале, пожилого уроженца Полтавы, доставлявшего наши полные сувениров и пропитанные сыростью Кракова сумки к 20-му поезду: «Техника безопасности – это правила, написанные человеческой кровью». Сколько крови потеряет Украина, пока поймет, что правила и законы надо блюсти? Два года назад Краков мог служить примером того, как народ адаптировал законы под свои привычки. Запрет открыто распивать спиртные напитки в публичных местах, на улицах был воспринят краковской молодежью буквально и практически все гуляли с бутылками, завернутыми в непрозрачный целлофан. Сегодня Краков – пример того, как привычки и адаптировались под закон. Молодежь пьет в пабах и гуляет по улицам без спиртного. Украинские ОС утверждают, что решить эту проблему не позволяет исключительно финансовый якорь, который висит на шее каждого управления. Польские гмины не являются дотационными и самостоятельно планируют свой бюджет. Местные бюджеты в Украине зависимы. Участники семинара грустно шутили по этому поводу, сравнивая европейский «бюджет развития» с отечественными «бюджетами выживания». А, как известно, любые реформы требуют средств. Кроме того, так называемые, зарплатные «вилки» в Украине и Польше ощутимо отличаются. В Польше руководитель имеет значительно больше возможностей материально стимулировать сотрудника. Но есть много таких новшеств, которые не требуют ни особенных финансовых затрат, ни специального циркуляра свыше. Для начала, необходимо озаботиться упразднением института хамства в институтах власти. А еще, вылечить некоторых «при портфелях» от социального безразличия. Как ни крути, а «кабинетный футбол» - всем известная игра. И, к сожалению, чаще всего, простой «клиент» у нас исполняет роль мяча, а не рефери. В основу трансформации системы самоуправления «Прозрачной Польши» легли простые принципы: подотчетность власти, предсказуемость, прозрачность. В каждой гмине чиновники и депутаты самостоятельно разработали и добровольно подписали профессиональные этические кодексы. Это своего рода учебники и для представителей власти, и для граждан. Поляки не преминули похвалиться позитивными результатами введения кодексов: поднятие престижа власти в глазах общества, преодоление негативных стереотипов относительно работы чиновников и депутатов, доверие со стороны инвесторов, эффективность тендеров. «Некоторые гмины, - рассказывает Малгоша, - реализовали последний принцип буквально: заменили все двери в здании на стеклянные. Теперь посетители видят, что происходит внутри каждого кабинета, свободен ли сотрудник, к которому они пришли, или он занят с клиентом». На каждом этаже и в каждом кабинете в свободном доступе лежат анкеты, заполняя которую, клиент дает оценку работе чиновников. Как минимум, каждая десятая анкета заполняется и возвращается. На основании анкет проводится внутренний мониторинг качества, анализируется работа каждого конкретного сотрудника. Общим для поляков и украинцев новшеством является «карта услуг». Это инструкция для гражданина относительно процедуры рассмотрения конкретного дела. В карте услуг детально описано, чего можно требовать от того или иного чиновника, подается перечень платных услуг, обусловленный законодательно. Это ощутимо ограничивает возможность умышленного усложнения процедур чиновниками и отбивает охоту у клиентов искать «простого пути» решения своего вопроса путем взяточничества. В каждой гмине в административных зданиях функционируют бесплатные Интернет-кафе для жителей. Скорость Интернета достаточно высокая, что тоже немаловажно. На своих сайтах гмины размещают новости, контакты, там же можно найти карту услуг, этический кодекс чиновника и депутата местного совета. Четкий план перспективного развития гмины также размещен на сайте в открытом доступе. Это еще один способ обезвредить коррупцию. Поляки намного интенсивнее используют информационные технологии в работе органов местного самоуправления. Для этого гмины провели курсы повышения квалификации своих сотрудников и внедрили ИСУ (информационная система управления). Сегодня в Польше в порядке вещей – обращение, жалоба или запрос, пришедшие по электронной почте. Ответ на свое письмо граждане получают тоже по е-mail. Отрабатывается механизм работы с электронной подписью. «Украина быстрее пройдет путь совершенства благодаря польским наработкам. Приезжая в Польшу мы видим ближайшее будущее нашей страны, определившей полноправное членство в ЕС своей стратегической внешнеполитической целью», - заместитель начальника управления соцзащиты ЛОГА Сергей Медведчук. «Если каждый начнет реформы с самого себя, то проблем в стране станет, как минимум на 50% меньше. Мы избавимся от толерантности к коррупции и построим гражданское общество», - мер г.Тельманов Сергей Алеексеенко. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработано в «ЦИРТ» |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© «ВЭС», 2020 |
Разработка и поддержка – Центр интеллектуальных ресурсов и технологий. © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua
|