|
|
База знаний / Аналитика / Економіка
Сама идея свободы судоходства возникла, как все вы коллеги, конечно же, знаете, из зависти. Т.е. после того, как некоторые властители «вступили в права» на владение над морем. Те монархи, кому не нравилось такое положение вещей, провозгласили «свободу судоходства», т.е. не стесняемую ограничениями какого-либо одного монарха свободную деятельность в открытом море всех остальных монархов. Деятельность, в необходимых случаях подтверждаемую мощью корабельной артиллерии монаршего (королевского, царского) флота. Считая себя равными на основании священного права и не имея сил навязать свою волю другим монархам, монархи как-то между собой договаривались о «свободе судоходства» в открытом море. После того, как священное право монархов царствовать над народами было заменено правом народа самоуправляться, т.е. т.н. «демократией», идея «свободы судоходства» несколько видоизменилась. Поначалу, существуя в виде некоего «пакта о ненападении» между монархами, идея «свободы судоходства» трансформировалась в идею использования моря, как общего наследия всего человечества. В этом «качестве» - общего наследия человечества (закрепленном различными международными соглашениями) открытое море и пребывает в настоящее время. Однако, вроде бы исключенный из этого пацифистского определения моря некий «вектор силы», т.е. притязаний над контроль над морскими пространствами никуда не делся. Он нашел свое современное воплощение в идее «национальных интересов», которая в некотором смысле противостоит современному пониманию «свободы судоходства». Уже многие демократические правительства заявляют о том, что Мировой океан входит в сферу их национальных интересов. Забавно, не правда ли? Если свой суверенитет, согласно существующему миропорядку, народы (и избираемые ими Правительства) могут реализовать только на территории своего государства, то свои «интересы» они распространяют далеко за ее пределы. И называют, соответственно эти интересы не государственными, а национальными. Противоречие, которое было заложено в идее «свободы судоходства» заключается в том, что подлинная свобода судоходства подразумевается лишь для государственного (национального) торгового флота, т.е. флота обслуживающего внешнеторговый оборот государства, в необходимых случаях защищаемого военно-морской силой. Отсюда неприятный для современной Украины вывод. Не имеешь флота для обслуживания своего внешнеторгового оборота - не заикайся о свободе судоходства. Тут уж недалеко и до теорий функционального суверенитета – те государства, которые не в силах выполнять функции как суверенные государства – не вправе называться суверенными. Или, другими словами те народы, которые не заявляют претензий на пространства Мирового океана, должны будут смириться с ограничением своего суверенитета. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработано в «ЦИРТ» |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© «ВЭС», 2020 |
Разработка и поддержка – Центр интеллектуальных ресурсов и технологий. © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua
|