Отзывы 1 - 10 из 11
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец


Перейти к обсуждению на форуме >>


На главную страницу
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу






База знаний / Аналитика / Образование

Проблема информатизации учебного процесса в высшей школе

Версия для печати Версия для печати

Электронные энциклопедии и самоучители заполонившие рынок учебной литературы, оказались несостоятельными. Эйфория сходит на нет, и становится ясно, что информатизация учебного процесса в высшей школе – это серьезная научная проблема, которую наскоком решить нельзя. Как же быть?

Кто лучшие диагносты? Правильно, домохозяйки и пенсионеры. Кто лучше всех знает педагогику? Правильно, те, кто в школе не работал или сбежал из нее, не отработав и пяти лет. Кто знает, как организовать высшее образование? Правильно, бывший директор НИИ. Кто лучше всех знает, как «делать» информатизацию учебного процесса? Правильно, программист, освоивший азы языка программирования высокого уровня. Именно по этой логике рынок стал интенсивно насыщаться электронными энциклопедиями, учебниками и самоучителями по разным дисциплинам, хотя надо отдать должное, программисты предпочитали создавать учебники для изучения компьютерных программ. Эйфория сходит на нет, и становится ясно, что информатизация учебного процесса в высшей школе – это серьезная научная проблема, которую наскоком решить нельзя. Как же быть? Попробуем разобраться.

Проблема информатизации учебного процесса в высшей школе

Качество молодого основательно подготовленного специалиста (МОПС) в первую очередь определяется качеством образования, о котором, в свою очередь, вряд ли можно говорить в наше время без опоры на основной инструмент обучающих технологий – компьютер. Примечательно, что в последнее время начали появляться проверяющие, которые не удовлетворяются прохождением вдоль рядов установленных компьютеров с целью удостовериться в хорошем состоянии информатизации. Иногда бывает, задают вопросы о том, как же такая масса компьютеров используется в тех или иных дисциплинах? Палочкой-выручалочкой в этом неприятном для проверяемых случае служит Интернет, к которому, якобы, прибегают во всех случаях жизни. Как правило, на этом проверка информатизации учебного процесса заканчивается, и удовлетворенные контролеры благосклонно включают домашние заготовки проверяемых в свои отчеты.

Применение компьютеров и компьютерных сетей в практике обучения привело большинство современных исследователей к отработке методологии и техники дистанционного обучения, дневная же форма обучения практически осталась вне поля зрения, исследование этого процесса останавливается на уровне частичного применения компьютеров при контроле и изучении отдельных тем, то есть в качестве технического средства обучения.

Ускоренные темпы развития дистанционного образования обусловлены организацией единого образовательного пространства (Болонский процесс) для профессий, основанных на предметном знании (яркий пример – компания «Intel – навчання для майбутнього»), интересами изготовителей техники, владельцев коммуникаций и некоторыми другими факторами, среди которых интересы дидактики находятся практически на последнем месте.

Сложной методологической проблемой является применение компьютера в подготовке носителей инструментального знания, и её решение при сохранении форм и содержания образования пока не предвидится.

В процессе зарождения и развития информационного общества ключевое значение приобретают проблемы, связанные с организацией образовательного процесса. Развитие современных информационных и коммуникационных технологий порождает среду, которую характеризуют стремительные и непрерывные изменения. Сегодня скорость и масштаб перемен ломают традиционные рамки исторических ступеней развития общества.

Проблема информатизации в современном обществе приобретает особый смысл и значение уже в силу того особого места, которое объективно занимает информация и средства массовой информации в жизнедеятельности человека. Именно поэтому актуализируется задача разработки, освоения и присвоения соответствующих информационных технологий как необходимого в наши дни средства и условия организации различных сфер деятельности субъекта и, прежде всего, его образования [1].

Общие вопросы

Можно ли говорить об информатизации учебного процесса, если информатизации, как таковой, нет, и неясно, что это такое? Может, это дистанционное обучение с открытым образованием, а может, это просто «сидение» в Internet всех студентов во время лекций и практических занятий? Вот было бы здорово! Преподаватель себе сидит или еще что…, а студент «пыхтит», «перекачивает» на «флэшку» новый клип. Да-а, вот это жизнь!


В настоящее время правительства большинства стран прилагают огромные усилия для модернизации своих систем образования на основе информационных и коммуникационных технологий, являющихся ключом к подобной модернизации.

В ряде стран информационные и коммуникационные технологии считаются основным компонентом в повышении качества образования путем внесения изменений в учебные курсы, обучения новым практическим навыкам и расширения содержания учебных дисциплин. В других странах информационные и коммуникационные технологии используются в основном для облегчения доступа к образованию различным группам населения или в более узких целях помощи в самостоятельном обучении посредством образовательных программ на радио и телевидении. Третьи страны уделяют основное внимание использованию технологий для трансформации условий обучения или удовлетворения особых потребностей различных категорий учащихся (рис.1).


Рис.1. Возможные причины использования ИКТ

Педагогика может рассматриваться в двух аспектах: как отрасль научного знания, изучающая законы становления личности в человеческом сообществе, и как инструментальная дисциплина, которая исследует и производит методологию, по которой и осуществляется упомянутое высшее становление личности в человеческом сообществе.

В своем втором аспекте педагогику можно сугубо условно сравнить с сундучком слесаря-монтажника, в котором сохраняется весь инструментарий для сборки некоторого сооружения или машины. Вполне понятно, что наполняемость этого сундучка зависит не только от типа машины (читай, узкой специализации слесаря-монтажника), но и от фактора времени, то есть от уровня прогресса проектных и конструкторских разработок. Изменяется уровень машинной цивилизации – изменяется набор инструментов.

В современной «шкатулке» педагога наипочётнейшее место занимают ячейки, отведенные под педагогические технологии, чаще всего осуществляемые и осуществимые с «применением» компьютера, но эти ячейки, к сожалению, не сформированы, имеют размытые границы и не размежеваны между собой.

Само понятие «педагогические технологии» появилось во времена перестройки и «набрало силу» уже в постсоветское время, а до того времени педагоги оперировали понятием «метод» (метод проблемного обучения, метод Шаталова, метод Амонашвили…). Возникшую проблему соотнесения метода с технологией решали многие ведущие советские педагоги, да и в постсоветское время, однако сравнительному изучению эти понятия практически не подвергались или его не удалось встретить в научной педагогической литературе.

Под информатизацией учебного процесса в педагогике понимают использование обучающих информационных технологий, являющихся, в свою очередь, процессуальной составляющей компьютерно-ориентированных образовательных систем (термин предложен кафедрой информатики Национального педагогического университета имени Драгоманова). Такие системы, как правило, связаны с другими системами в локальной или глобальной сети.

Эти системы могут развить способности человека, а могут и превратить его труд в пародию на творчество. Граница между преимуществами и недостатками взаимоотношений человека с машиной, та граница, за которой облегчение жизни превращается в его качественное обеднение, – очень тонкая. Все зависит от того, для чего и как используется компьютер.

Компьютеры все более широко используются в образовании. В этой сфере они используются в административных, учебных, исследовательских целях. При этом особенное внимание уделяется использованию компьютеров как средств обучения. Широкие возможности так называемой вычислительной техники трудно переоценить. Дети знакомятся с компьютером почти с пеленок. Специалисты отмечают, что наряду с достоинствами нового средства обучения и труда возможны негативные последствия: дегуманизация – компьютер вытесняет человека из разных сфер жизни; увеличение отдаленности людей – некоторые даже отдают преимущество общению со знакомыми посредством электронных средств; избыточное увлечение электронными играми обусловливает потерю реального восприятия окружающего мира, деформирует человеческую систему ценностей. Но наибольшую обеспокоенность среди специалистов вызывает такой аспект микроэлектронной революции, как растущее непонимание процессов, которые происходят, а значит, и ограничение нашей физической власти над окружающим миром. У некоторых людей появляется “технофобия” – невроз, вызванный ощущением постоянного непонимания протекающих процессов и явлений, якобы «обязанных» полностью подчиняться воле человека и контролироваться ею.

Положительный эффект от компьютеризации значителен. Работа с компьютером благодаря его “доброжелательности” дает чувство психологического комфорта, а у некоторых людей даже уверенность в себе. Широкое использование компьютеров во всех звеньях жизни общества поднимает вопрос о компьютерной грамотности (ИТ-компетентность) каждого его члена. Компьютерная грамотность уже сейчас является составной частью общечеловеческой культуры.

Процесс компьютеризации системы образования отображает общие тенденции автоматизации, передачи некоторых функций человеческой деятельности машине. Способы использования компьютера в системе образования разнообразны. Сфера использования компьютера в образовании обширна и включает в себя использование компьютера в учебном процессе и во внеаудиторное время, тестирование учащихся, учет успеваемости и т.д.

В учебном процессе можно выделить две основные функции компьютера – как объекта изучения и как средства обучения. Первая из них предусматривает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют осознать возможности компьютера и успешно использовать его для решения разнообразных заданий, а вторая функция компьютера – предусматривает повышение эффективности учебного процесса. Для работников системы образования как общей, так и профессиональной, компьютерная грамотность – это составная часть и общеобразовательной, и профессиональной подготовки. Для учителей и инженерно-педагогических работников наибольшее значение имеет, естественно, проблема компьютеризации обучения, которая охватывает вопрос использования компьютера в учебно-воспитательной работе.

Многие специалисты считают, что в настоящее время лишь компьютер может обеспечить качественный рывок в системе образования.

Идея использования компьютера в учебном процессе появилась в рамках программируемого обучения, которое предусматривало использование самых простых технических средств обучения – учебных устройств и так называемых “бумажных машин” – программируемых учебников и пособий. Принципы программируемого обучения составили теоретическую основу первых учебных систем компьютерного обучения. Учебные системы, реализованные посредством компьютера, незначительно отличались от реализованных посредством самых простых учебных устройств. Компьютер использовался по большей части как быстродействующей вычислитель, который может учесть большое количество показателей обучения и обеспечить благодаря этому индивидуализацию обучения.

С тех пор значительно увеличились дидактические возможности компьютера. Компьютерное обучение – это качественно новое явление по сравнению с программируемым обучением. С помощью компьютера возможно осуществление гибкого управления деятельностью учеников, учет их индивидуальных особенностей. Компьютер дает возможность осуществлять диалоговое обучение. Появление персонального компьютера намного расширило организационные формы обучения. Работа с компьютером носит характер индивидуального обучения.

И всё же следует заметить, что в близком будущем компьютер будет играть лишь вспомогательную роль в обучении.

Компьютер значительно расширяет возможности представления учебной информации. Не только тексты, графики, чертежи, но и рисунки, подвижные изображения в цвете и со звуковым сопровождением могут быть представлены на экране. По своим изобразительным возможностям компьютер не уступает ни кино, ни телевидению. Компьютер не наносит психологической травмы и не способствует возникновению психических комплексов просто потому, что трудно «комплексовать» перед машиной.

Оценивая роль компьютера в учебном процессе, нужно помнить, что он имеет достоинства, но и недостатки тоже. Нужно отметить, что многие учебные программы еще неэффективны, зачастую эти программы вынуждают использовать методологию в обучении, неприемлемую для данного контингента или вообще далекую от дидактических воззрений преподавателя. Это свидетельствует о том, что процесс создания учебных программ достаточно сложен, он нуждается в решении многих, и прежде всего психолого-педагогических проблем компьютерного обучения и сложность в реализации многих психологически обоснованных приемов и способов управления.

Заслуживает внимания мнение обозревателя (Тузов Дмитрий. Мнение: Цивилизация "юзеров"//http://korrespondent.net/opinions/177713. – 02 Февраля 2007, 12:11) о положении дел в образовании и о взаимодействии современных технологий с направленностью и качеством образования:

«…Будущее будет определять способность создавать новые технологии, а не политические партии. Да, еще можно колотить себя в грудь, показывая единичные экземпляры самолетов, ракеты, спроектированные несколько десятилетий назад и реактивные двигатели, лежащие на складах со времен холодной войны. Но следует признаться себе, что с уходом старшего поколения инженеров, которые в пенсионном возрасте работают на предприятиях хай-тек комплекса, большинство этих технологий будет утеряно. Возможно, так когда-то теряли древнее знание цивилизации и народы Вавилона, Египта, инки и шумеры.

В мире технологий и систем с элементами искусственного интеллекта мы все уверенней занимаем нишу потребителей, которые пользуются этими чудесами, лишь смутно представляя, как они работают. Так было не всегда. Еще недавно многие народные умельцы, вооружившись паяльником и простеньким осциллографом, спокойно проникали внутрь цветного телевизора и наводили там полный порядок. В инструкциях по эксплуатации даже электронные схемы устройств печатали. Мы были страной радиолюбителей.

Кто сейчас может залезть внутрь элементарной плазменной панели, которые скоро будут продавать даже в гастрономах? Не говоря уж об организации производства процессоров. Обратите внимание на инструкции по эксплуатации модной импортной техники. Там с помощью рисунков объясняют, как вставлять батарейки в пульт управления. Никаких электрических схем. Никаких паяльников. Включай и нажимай кнопки. И это для тех, кто в детстве себе паял игрушки на радиоуправлении и цветомузыку на тиристорах. Сейчас это делают за нас китайские рабочие, которые дешевизной своего труда практически остановили эволюционное течение "бытовой" технической мысли в стране.

С продвижением в ВТО наша технологическая атрофированность будет увеличиваться. Автомобили нам привезут из Германии и (о, ужас!) – из Китая. Мы пристегнем к ним бамперы, прикрутим колеса, установим на раму двигатель и выхлопную систему и назовем эту игру в конструктор отечественным автопромом. Телевизоры к нам приедут из Малайзии, а DVD-проигрыватели с Филиппин. С учетом совершенствующихся технологий и растущего качества вся эта техника не только постоянно дешевеет, но и не ломается, что уничтожает как вид поколение украинских радиомехаников, которые раньше занимались ремонтом и таким образом держались на уровне технологического развития. Проблема, как ни странно, в том, что нам не нужно напрягаться. У нас все есть. Единственная попытка украинских технологов создать мобильный телефон (размером с книгу) была воспринята как курьез и завершилась, практически не начавшись. Это была иллюстрация того, что это поле боя мы сдали без боя корейским инженерам.

Сейчас ведущие корпорации расходуют до 10% оборотных средств на опытно-конструкторские работы. Это огромные средства, позволяющие исследовать буквально все. С помощью микровидеокамер, например, изучают динамику движений горного орла и параллельно проектируют "мягкое крыло" для гиперсамолета. С помощью электронных микроскопов изучают структуру воды, ее свойства сохранять информацию, и уже работают над суперкомпьютером будущего на основе этого предположения. Самое интересное, что все это финансируют нации-потребители, которые покупают готовую продукцию.

… Конечно, глядя на нашу политику, Украину проще сравнивать с Гондурасом. Тем не менее, я позволю себе обратное. Наши условия для качественных изменений значительно лучше, нежели в послевоенной, разоренной, разбитой и униженной Японии. И гарантии – даже не пресловутый интеллектуальный потенциал, прошлое величие в составе империи, а обыкновенная человеческая жадность. Очень быстро граждане Украины стали нацией коммерсантов, покупая себе предметы роскоши и продавая все, что можно продать – землю, железо, китайские товары, национальные интересы.

Это может нравиться или нет, но с этим невозможно бороться. А то, что невозможно изменить, нужно использовать. Предпринимательский потенциал существует. И не слабый. Его нужно направить в сферу "интеллектуального" бизнеса. Дело в том, что в мире, где все ресурсы переделены, захват новых земель возможен лишь в виртуальной сфере новых идей. Да, речь об обогащении за счет разработки, внедрения и продажи новых технологий и результатов исследований. Нашей идеей должно стать все новое. Каждый новый DVD-плеер и ноутбук, подвеска автомобиля, крыло самолета должны проходить через дорогие микроскопы в хороших лабораториях. В сочетании с системой качества, существовавшей на заводах ВПК и космической индустрии, это даст неплохой результат. Технологический рывок будет не меньшим, нежели коммерческий. А денег для того, чтобы подключить к этому процессу ребят, собирающих компьютеры в сараях, уже вполне достаточно».

В этой длинной цитате эмоционально, но доступно изложены, пожалуй, основные причины необходимости кардинально нового подхода к высшему образованию. Как его усовершенствовать в наше время? Бурное развитие новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) будет и далее изменять характер развития, приобретения и распространения знаний. Важно также отметить, что новые технологии открывают возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания, а также для расширения доступа к высшему образованию. Нам следует помнить о том, что новая информационная технология не уменьшает потребности в преподавателях, хотя и видоизменяет их роль в отношении учебного процесса, а также о том, что основополагающее значение приобретает постоянный диалог, преобразовывающий информацию в знания и понимание.

«Высшие учебные заведения, опираясь на преимущества и возможности, предоставляемые новыми информационными и коммуникационными технологиями, должны играть ведущую роль и обеспечивать качество и строгие нормы практики результатов образования путем:

Участия в деятельности по осуществлению технологии. создания потенциала, разработки учебных материалов и обмена опытом, применения этих технологий в области преподавания, подготовки кадров и научных исследований, обеспечивая тем самым, всеобщую доступность знаний;

Создания новых форм учебной среды, начиная от средств дистанционного образования и вплоть до полноценных "виртуальных" высших учебных заведений, вместе с тем способных сокращать расстояния и разрабатывать высококачественные системы образования на благо научно-экономического развития и демократизации, а также другим наиболее актуальным приоритетам общества. При этом, однако, следует обеспечить, чтобы деятельность этих виртуальных образовательных комплексов, создаваемых на 6aзе локальных, корпоративных или глобальных сетей. Осуществляется на основе уважения культурной и общественной самобытности;

Всестороннего использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в целях образования, с уделением при этом особого внимания устранению вопиющих проявлений неравенства, существующих как между странами, так и в странах в отношении доступа к новым ИКТ и производства соответствующих ресурсов:

Адаптации ИКТ к национальным и местным трудностям и создания технических вычислительных, административных и институтских систем для обеспечения их устойчивого функционирования;

Содействия, на основе международного сотрудничества, выявлению целей и интересов всех стран, в особенности развивающихся государств, равноправному доступу и укреплению инфраструктур заведений и наряду с распространением таких технологий в рамках всего общества;

Внимательного отслеживания эволюции общества знаний в целях обеспечения высокого качества и действенности справедливых правил, регулирующих доступ;
Учета новых возможностей, открывающихся в связи с использованием ИКТ, т.е. здесь важно сознавать, что речь идет, прежде всего, об использовании ИКТ высшими учебными заведениями для модернизации своей работы, а не о том, чтобы ИКТ трансформировали реальные высшие учебные заведения в виртуальные». (Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. – Дистанционное образование. – 1999, № 4. – С. 4-9 + www.e-joe.ru/sod/99/5_99/st191.html).

Рис. 2. Начальная классификация информационных технологий

Особого внимания заслуживают внутренние проблемы материального обеспечения информатизации образования, особенно информатизации «рабочего» места студента и преподавателя.

Информатизация рабочего места впрямую зависит от степени компьютеризации вуза, от его насыщенности компьютерами. Если рабочие места студентов должны быть подключены к локальной аудиторной сети, а во время самостоятельной работы и к внутривузовской сети, и даже к сети Internet, то место преподавателя должно быть подключено к локальной аудиторной сети и к внутривузовской сети постоянно. Лекционные аудитории оборудуются экранами или плазменными досками, а рабочие места студентов могут быть подключены через локальную аудиторную сеть в безэкранном режиме к преподавательскому компьютеру для регистрации присутствующих и участия в диалоге путем запросов. Несомненно, что информатизация рабочих мест преподавателя и студентов подлежит отдельному и обширному обсуждению. Существующее программное обеспечение для этих целей достаточно обширно, и в вузе достаточно адаптировать его к своим условиям или создать свое, что в период накопления инструментария для обработки информации может оказаться дешевле.

Используемые или предполагаемые к использованию в учебном процессе информационные технологии находятся в тесной взаимосвязи с информационными технологиями, применяемыми в различных сферах деятельности человека, поэтому целесообразно оценить их влияние на современного человека.

Информационные технологии классифицируются по целевой функции, то есть по назначению в разных сферах социальной жизни и членов общества. Попробуем представить один день стандартной семьи, состоящей из двух родителей и подростка (Family – two parents & teenager). Пусть отец занимается производственной деятельностью и работает в сфере производства вещественной продукции, мать служит в «конторе (office)» – частный бизнес, бюджетная сфера, коммунальный или государственный служащий. Teenager учится либо в последних классах школы, либо на первых курсах университета.

Рис. 3. Информационные технологии в офисе.

 Таким образом, жизненный круг семьи можно разделить на такие секторы: быт, сфера профессиональной деятельности, сфера обучения, сфера развлечений, сфера сервиса. Во всех перечисленных сферах могут и применяются информационные или информационно-коммуникационные технологии. Предоставим соответствующую классификацию (рис.2).

Изучению подлежат, как правило, во всяком случае, в большинстве вузов, в основном, технологии в профессиональной деятельности. Все информационные технологии в профессиональной сфере можно отнести к управлению, производственным процессам, торговой и офисной деятельности.

Наиболее близкими по структуре и функциям к образовательным информационным технологиям следует, по-видимому, считать офисные информационные технологии, классификация которых приведена на рис.3.

Универсальные информационные технологии могут использоваться в любом офисе независимо от отрасли экономики, которую этот офис обслуживает с перечнем функций, показанных на рис. 3 (левая колонка). К таким универсальным технологиям можно отнести все программы пакета Microsoft Office (стандартные – Microsoft Word, Microsoft Excel, Access, Microsoft Power Point и другие).

Именно эти программы по принципу использования готовых форм сред (ГФС) чаще всего в последнее время используются в качестве фундамента для информационных технологий, создаваемых для управления и проведения учебного процесса.

Этапы информатизации

– Как там в Вашем университете обстоят дела с информатизацией?
– Хорошо, на каждом факультете имеем по компьютерному классу, в лекционных аудиториях установлены уже три плазменные доски, так что все идет по плану…
– Ну, вот и молодцы! А то приедешь, и посмотреть нечего
(Разговор в Министерстве)


Под информатизацией учебного процесса будем понимать применение компьютерно-ориентированных методических систем на разных стадиях обучения в высших и общеобразовательных учебных заведениях.

Приведенное определение соответствует современным взглядам и практическим подходам к самому процессу информатизации непосредственного процесса подготовки специалистов, хотя из рассмотрения «выпадают» очень важные нюансы, а именно, какова конкретика процесса информатизации, какова конечная цель этого процесса (а может, процесс ради процесса? – К.П.). Как показывает международный, да и отечественный опыт, процесс информатизации и в понимании, и в определении, и в осуществлении – предполагает быть достаточно долгим именно в силу показанной триединой неопределенности.

Рис.4. Последовательность полной информатизации процесса обучения

Сам процесс информатизации в перспективе следует признать постоянно обновляющимся, однако основная методологическая и методическая база должна быть разработана уже сейчас, что требует серьезных усилий ученых-методистов.

Практическая же информатизация процесса обучения идет полным ходом, однако этот процесс нельзя назвать упорядоченным, скорее, следует отметить расшатывание основ классической дидактики с помощью столь мощного средства, как компьютер.

Конечная цель информатизации впрямую зависит от принятой методологии обучения и подготовки специалистов [2]. Если императивным принято дистанционное обучение, то, по всей видимости, в основу информатизации может быть положен хорошо разработанный сценарий советского заочного образования с подменой сессий всевозможными конференциями и форумами «on line». В этом случае конечным пунктом информатизации учебного процесса будет полный отказ от «бумажных» носителей информации. Из бумажных документов должен остаться только диплом об окончании учебного заведения и дополнение к диплому. Все остальное – учебная и административная документация – переносится на электронные носители информации.

Подготовка носителей предметного знания, профессионалов-практиков основана на самостоятельной отработке основных профессиональных навыков, поэтому и здесь может быть конечной целью информатизации учебного процесса вполне конкретная задача – создание электронного учебника по специальности. Только при подготовке носителей инструментального знания эта цель не определяется так легко, поскольку при этой методологии обучения невозможно обойтись без постоянного живого общения студента с преподавателем, а компьютер остается вспомогательным инструментом обучения.

Информатизация дистанционного обучения с применением методических наработок заочного образования в Советском Союзе – взять хотя бы опыт Всесоюзного заочного политехнического института (ВЗПИ) – представляет собой чисто техническую работу. А вот информатизация учебного процесса в стационаре при подготовке носителей практического знания представляет уже определенный научный и методический интерес, поскольку компьютер постепенно становится основным инструментом обучения в этом виде высшего образования.

Рис.5. Содержание компьютеризации учебного процесса

В первые годы появления IBM-совместимых персональных компьютеров основной проблемой информатизации было хотя бы маломальское насыщение учебных заведений компьютерами. Этот процесс затянулся фактически на 10…12 лет, до тех пор, пока не настало время перейти к следующим этапам информатизации. Вероятно, долгий период становления самой проблемы затруднил понимание ее целей, а, следовательно, и путей ее осуществления. Тем не менее, многочисленные публикации посвящены использованию профессиональных специализированных программ для подготовки практиков, особенно в сфере экономической и финансовой деятельности. Не менее серьезно исследовались вопросы использования прикладного программного обеспечения в преподавании математики и физики в общеобразовательной школе. Практически ни один выпуск журналов «Информатика и образование», «Комп’ютери в школі та сім’ї», «Інформатика» и других, не обходятся без обмена опытом применения различных универсальных или специализированных профессиональных прикладных программ для решения тех или иных учебных и образовательных проблем.

Поскольку цель информатизации учебного процесса при подготовке носителей предметного знания определена, остается только предложить алгоритм ее достижения. Такой алгоритм может быть вариативным, поэтому при составлении нашего предложения пришлось сравнить и обобщить опыт многих вузов, которые в разной степени продвинулись на этом пути. результатом явилась модель процесса информатизации при обучении в стационаре, представленная схемой этапов на рис. 4. Каждый этап представлен соответствующими моделями (рис. 5…10).

Рис.6. Содержание использования компьютера в качестве ТСО (I этап)

На рис. 4 двойными стрелками показаны переходы генерального предлагаемого алгоритма технологии информатизации процесса обучения, одинарная стрелка показывает возможный переход в процессе, минуя этап ТСО(1). Содержание этапов процесса информатизации и раскрывают последующие рисунки.

При полной компьютеризации техническое оснащение процесса обучения состоит из компьютеров, включая серверы и оборудование для проецирования на экран, объединенных в местную сеть и подключенных к Internet (рис. 5). На рисунке 6 показано, что эпизодическое использование экранных средств компьютера и применение в отдельных случаях или время от времени контроля знаний учащихся по закрытому варианту тестов составляют содержание использования компьютера в качестве ТСО (I этап). Основной характеристикой этого этапа является эпизодичность использования компьютера в учебном процессе. Кроме того, на этом этапе начинает процветать рефератомания, причем требуется, как правило, рефераты выполнять в редакторе Word, и поэтому учащиеся вынуждены либо самостоятельно и несистемно изучать компьютер или, что чаще, платить деньги.

Рис.7. Содержание использования компьютера в качестве ТСО (II этап)

Известно, что изготовление рефератов – довольно развитый и процветающий бизнес. Преподаватели в этот период практически не готовы к внедрению компьютерно-ориентированных систем в учебный процесс. Они предполагают, что наиболее правильное и максимально возможное применение компьютера – это пишущая машинка, иными словами, основная масса преподавателей еще психологически не готова к ситуации, когда компьютер может стать инструментом обучения, несмотря на многочисленные курсы, которые проводятся в университетах для ознакомления с возможностями компьютера и для первичного обучения работе с компьютером. Весьма важно, чтобы именно в этот период на упомянутых курсах преподаватели увидели возможности использования компьютеров в различных первичных формах процесса обучения, но именно этот пункт и является наименее разработанным технически и методологически.

ТСО (ІІ этап) – это уже следующий этап, являющийся результатом преодоления сопротивления преподавательского коллектива, вызванного наличием психологического барьера и консервативного стереотипа по принципу: «Мои преподаватели так преподавали, и я смогу ничуть не хуже… Зачем мне компьютеры?». Безусловно, преодоление психологического барьера должно быть организовано и не может произойти по приказу администрации, которая зачастую и сама настроена консервативно и не вполне четко представляет проблему, а решает ее для поддержки имиджа и в угоду номенклатурной моде (рис.7). Язык весьма простой, без применения сложных специфических словесных конструкций и идиом, поэтому приложение легко может быть прочитано любым, умеющим читать по-русски.

Так вот, на втором этапе применения компьютеров в качестве технического средства обучения (ТСО) основной характеристикой следует считать регулярность применения. Качество применения и результатов такого применения на данном этапе не рассматривается, поскольку еще памятен большинству преподавателей психологический барьер, и нужно дать определенное время для адаптации и заинтересованности в регулярном применении компьютеров в процессе обучения.

Рис.8. Содержание использования компьютера в методологическом комплексе.

Преподаватели впервые начинают испытывать потребность в получении свежей информации через глобальную сеть и учатся применять свежую информацию в ученом процессе. Иногда такой труд связан с проверкой достоверности полученной информации. Зачастую случается, что новая информация несет в себе методическую или методологическую компоненту, заставляющую пересмотреть ранее отложившиеся принципы и методы, доказательства теорем и анализ профессиональных или общенаучных ситуаций. Усвоение такой информации требует от преподавателя научной компетентности и научной смелости, а также требует значительных затрат времени, поэтому этот этап применения компьютеров может затянуться на два-три года, а то и больше времени.

Только после того, как преподаватели всех дисциплин данного подразделения вуза хорошо адаптировались к применению компьютеров в качестве ТСО, возникает потребность в методологическом обеспечении отдельных дисциплин и циклов учебного плана для перестройки учебного процесса в компьютерно-ориентированную систему. Данный этап (рис. 8) нужен для примерного «выравнивания» процесса информатизации, поскольку некоторые преподаватели к этому времени создают цикл информационных технологий для изучения дисциплины и разрабатывают методическое применение этих ИТ на занятиях и при самостоятельной работе студентов, а другие в это же время только почувствовали «вкус» к применению компьютера, скажем, на лекции.

Рис.VI.9. Содержание ИКТ учебного курса.

Рис.VI.10. Содержание ИКТ специальности.

Наконец, следующим этапом служит создание информационно-коммуникационной технологии изучения конкретной дисциплины. Этот процесс может быть закончен при выполнении двух серьезных условий:

Полная перестройка методологии и организации учебного процесса по курсу (а, следовательно, и по учебному плану в целом) с резким усилением компоненты самостоятельной работы и со столь же резким уменьшение информативности и количества лекций (на рис.9 предложена комплексно-консультативная методика преподавания курса);

Проведение полного процесса интеграции родственных дисциплин и создание учебно-методических комплексов системных интегрированных курсов.

После проведения всех мероприятий для выполнения указанных условий учебный план сократится по числу преподаваемых дисциплин за счет интеграционных процессов, и это обусловит скорейший переход на новые методологию и формы отправления процесса обучения и создание электронного учебника курса. Учебник должен быть интегрированным и отвечать некоторым требованиям, изложенным ниже:

Интегрированный учебник должен опираться на всеобъемлющую базу знаний, ограниченную лишь принципом достаточности и требованиями заказчика. Так, базовая подготовка агронома не предусматривает изучения методов метеорологии, хотя опытный профессионал-агроном владеет хотя бы на интуитивном уровне такими методами. Таким образом, в интегрированном учебнике должны быть освещены методы изучения и исследования объекта, то есть полный инструментарий дисциплины, который при дифференциальном классическом подходе рассматривается в других учебных курсах.

Интегрированный учебник должен следовать стандартной последовательности научного исследования: анализ – эксперимент – теория – синтез.

Интегрированный учебник должен в своей основной части опираться на инвариантные методы и знания с целью удлинения срока морального устаревания.

Остальные требования, по-видимому, совпадают с требованиями к учебникам, составленным для применения в стандартных условиях обучения. В то же время межпредметные связи, для стандартных учебников чаще декларируемые, для интегрированного учебника становятся признаком, определяющим, собственно, степень интегрированности учебника.

Этап достаточно длительный, и его «прохождение» займет не менее трех лет, а то и больше.
И, наконец, создание электронного учебника по специальности (рис.VI.10). Автор здесь видит чисто технические трудности при условии достаточно качественного выполнения предыдущего этапа.

Подготовка носителей инструментального знания

Информатизация обучения и изучения – то же самое? Или нет?... А-а, купить компьютер в каждую аудиторию, софта прикупить попроще, и пусть студенты забавляются, вот и вся будет информатизация! Интернет, говорите, еще надо… Да-а… Дороговато будет… Ха, понятно?

Подготовка носителей инструментального знания, как уже говорилось выше, определяет, но неоднозначно, и степень информатизации учебного процесса. В этом случае этот процесс следует отнести к компетенции вуза, который самостоятельно определяет методологию подготовки специалистов. Приведенное суждение необходимо, потому что, например, внедрение системы КМСОУП (кредитно-модульная система организации учебного процесса) фактически отнимает компетенцию у вуза и решение крупных вопросов переносит к компетенции министерства. Для подготовки носителей инструментального знания такой подход к организации учебного процесса может свести на нет усилия преподавательского коллектива в учебном процессе.

Рис.11. Уровни информатизации процесса обучения.

Тем не менее, можно предложить три уровня процесса информатизации (рис.VI.11), которые незначительно будут отличаться от представленных выше этапов по форме, но семантическая составляющая должна быть иной.

Первым уровнем информатизации (рис.VI.12) можно считать использование компьютера а текущем контроле, однако само тестирование должно проводиться по открытому варианту в гуманитарных дисциплинах, что требует повышенных затрат при создании программы тестов, но такие тесты не позволяют отвечать на заданные вопросы наугад. Для естественных дисциплин, особенно таких, где используются формальные методы, такие программы написать легче, однако и в этом случае возможность угадывания ответов не допускается.

Безусловно, возможен и рубежный контроль, однако в этом случае он должен сопровождаться собеседованием в режиме «живого контакта».
На втором уровне (рис.VI.13) предполагается использование компьютера при чтении лекций, которая, как уже говорилось ранее, должна носить методологический характер, путем представления динамических эволюционизирующих моделей изучаемых процессов, а также как вспомогательное средство при проведении практических и лабораторных работ. Особое место занимает самостоятельная работа, где компьютер, может занимать место настольной книги для студента.

Рис.13. Содержание II уровня информатизации процесса обучения.

Рис.14. Содержание III уровня информатизации процесса обучения.

И, наконец, третий уровень информатизации (рис.VI.14) предполагает совместную работу в паре «студент – преподаватель» или «студент – студент» в процессе создания имитационных моделей изучаемых процессов, графического представления математических моделей, творческая разработка вариантов проектов и тому подобное. Кроме того, самостоятельная работа студента как основная форма образовательного процесса предполагает осуществление возможностей, предоставляемых дистанционным обучением, т.е. возможность в любой момент получить консультацию «on line» и провести собеседование со студентами из других вузов.

А почему нельзя было оставить все как есть в высшем образовании? Хотя бы так, как в Советском Союзе? Вроде, говорят, было самое хорошее высшее образование, даже американцы завидовали. И необязательно было теоретическое обучение информатизировать, разве не так? Кто хотел, тот и дома мог информацию из Интернета «качать». И чего было огород городить?

Но это уже другая (философская, социально-психологическая, с политическим привкусом) проблема высшего образования. Мы обязательно рассмотрим и ее.


1. Черних О., "Європа знань": Входження України до загальноєвропейського простору вищої освіти. – 2004)
2. Пахотин К.К. Высшая школа – некоторые избранные проблемы: монография. – Умань: Ві-заві, 2007. – 269с., ил. ISBN 978-966-96664-8-2


| Количество показов: 10228 |  Автор (привязка):  Пахотин Константин Константинович |  Голосов:  13 |  Рейтинг:  3.84 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку



Отзывы 1 - 10 из 11
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Kenskin, 08.05.2009 03:46:10 Цитировать Имя

Цитата
Кіндрат Орач пишет:
Оказывается, есть продолжение по адресу: http://www.experts.in.ua/baza/analitic/in...T_ID=31410


Полное научное понимание проблем информатизации учебного процесса в высшей школе действительно можно получить лишь в сопоставлении с вопросами, освещенными в этой статье http://www.experts.in.ua/baza/analitic/in...T_ID=31410


Кіндрат Орач, 12.03.2009 18:27:08 Цитировать Имя

Оказывается, есть продолжение по адресу: http://www.experts.in.ua/baza/analitic/in...T_ID=31410


Kenskin, 23.02.2009 05:51:05 Цитировать Имя

Цитата
Василь Федорчук пишет:
Пояснюю, як контролювали, на початку кожного заняття, мої знання з патологічної анатомії:
1)Перечисліть шари епітелію на долоні,підошві і стінці вагіни.
Все!
Використані засоби:1)аркуш з зошита,блокнота чи цементного мішка!

2)Олівець,шарикова ручка (любим кольором,окрім червоного).


Якби це були тільки Ви, як було б добре. Всі старі вчителі і викладачі думають так (На мій вік хватить), а ринок диктує протилежне, а діти вже простих слів не розуміють, друга сигнальна трещить, аж гуде.

Ви не хочете змін, а Вас ніхто не питає, Вам треба просто вижити...


Василь Федорчук, 20.02.2009 16:54:58 Цитировать Имя

Пояснюю, як контролювали, на початку кожного заняття, мої знання з патологічної анатомії:
1)Перечисліть шари епітелію на долоні,підошві і стінці вагіни.

Все!
Використані засоби:1)аркуш з зошита,блокнота чи цементного мішка!

2)Олівець,шарикова ручка (любим кольором,окрім червоного).

Результат з оцінкою:зараховано,не зараховано!*не зараховано передбачало-- повтор!Фізична присутність на цій пара нічого не мала наслідків(торпеда пройшла мимо!).

Зараз подібне роблять на всіх курсах Підвищення кваліфікації з допомогою комп'ютера(як на ПДД в ДАЇ): на початку навчання(щоб знати контент в голові) і в кінці(теж саме,лише з наслідками -- має право на роботу(позитивна атестація) чи немає права(тоді стає стажистом на визначений термін) і знову контроль!

*лікарі пісяють;особливо жіночки;саме важке--терапія!Понад дві тисячі питань з 5-тю відповідями кожна!Подекуди накривають пишні столи, щоб якось проскочити...Але,в основному,вчаться у 25,35,65 років дуже натхненно!

Не бачу надмірної актуалізації в методології любої науки, як розумів,що не стану профі в іноземній мові,дякуючи лінгафонному кабінету(була така мода).

Подібні контрольки роздає моя жінка учням по зарубіжній літературі,де все просто і зрозуміло, якщо прочитав книжку!Все!


Kenskin, 20.02.2009 15:00:11 Цитировать Имя

Цитата
...Но это уже другая (философская, социально-психологическая, с политическим привкусом) проблема высшего образования. Мы обязательно рассмотрим и ее.

Эти проблемы нами рассмотрены по адресу: http://www.experts.in.ua/baza/analitic/in...T_ID=31410
На мой взгляд, там высказаны идеи, которые еше долго будут считаться СВЕЖИМИ.


Kenskin, 08.11.2008 11:23:04 Цитировать Имя

Прошу всех читателей оставить свой комментарий о классификациях и конкретных способах информатизации учебного процесса высшей школы.
Особенно интересно получить конкретные комментарии об информатизации практических занятий на стационаре (дневное и вечернее обучение).
Это помогло бы в дальнейшей разработке методологии учебного процесса в техническом и гуманитарном образованиию


Kenskin, 28.08.2008 14:29:00
\n'+ '
А вот из предыдущего поста:\n'+ '
Цитата
И самый главный вопрос: скорость обучения не может возрастать бесконечно, восприятие информации учеником имеет естественные физиологические пределы.
\n'+ '
Правильно. И я о том же, про чемодан. И еще про образовательные ленты...\n'+ '
Цитата
Андрей Набоков пишет:\n'+ '
Видимо, мы отличаемся в понимании того, что такое скорость обучения. Я под этим термином понимаю время прошедшее между неким доказанным открытием и тем, как система образования начнет выпускать специалистов с этим знанием.
\n'+ '
Это называется скоростью прохождения знания в обществе и никакого отношения к скорости обучения не имеет, как Вы семантически и показали в первом посте. Теперь же Вы почему-то изменили точку зрения...')" title="Для вставки цитаты в форму ответа выделите ее и нажмите сюда" class="button-small">Цитировать
Имя

Цитата
Андрей Набоков пишет:
Вы не представляете себе, что может сделать с концепцией программист, если не контролировать его на каждом этапе!

Я - представляю, поскольку руководил не одним курсовым и дипломным проектом до того, как этим занялись в КПИ и других технических вузах именно по использованию ИТ, которые тогда приходилось писать самим. Я думаю, что жесткое администрирование, предлагаемое Вами - это либо недоверие к людям, либо элементарное неумение подбирать кадры или отсутствие стратегического мышления, только в этих случаях жесткое администрирование проекта необходимо. Даже американцы это поняли и администратора теперь зовут руководителем проекта.
Цитата
Андрей Набоков пишет:
"Итак, вы представляете себе образование по аналогии запихивания вещей в чемодан. Скорость запихивания вещей в чемодан не может быть очень большой - вещи помнутся." Не писал я этого!

А вот из предыдущего поста:
Цитата
И самый главный вопрос: скорость обучения не может возрастать бесконечно, восприятие информации учеником имеет естественные физиологические пределы.

Правильно. И я о том же, про чемодан. И еще про образовательные ленты...
Цитата
Андрей Набоков пишет:
Видимо, мы отличаемся в понимании того, что такое скорость обучения. Я под этим термином понимаю время прошедшее между неким доказанным открытием и тем, как система образования начнет выпускать специалистов с этим знанием.

Это называется скоростью прохождения знания в обществе и никакого отношения к скорости обучения не имеет, как Вы семантически и показали в первом посте. Теперь же Вы почему-то изменили точку зрения...


Kenskin, 28.08.2008 14:20:55 Кстати, ни один доктор не умеет пользоваться томографом (кроме фанатов), для этого есть рентгенотехник, доктор должен уметь читать результаты исследования, точно также, как физик начинает с того, что учится читать показания приборов. Это азы, с которых начинают все, но никто не выдает это за медицинское образование.
\n'+ '
Я уверен, что Ваша страсть к научению оппонента перейдет в практику, и карьеру Вы станете делать именно в образовании. Думаю, к тому времени у Вас найдутся новые подходы, даже некие педагогические законы, и педагогика наконец-то станет наукой, ну, если не педагогика, то хотя бы ее часть - дидактика.\n'+ '
Поскольку до сих пор этого не произошло, то приводить работы Эйнштейна (а может, Зоммерфельда и его лаборатории, тут я не могу быть уверенным) в качестве шаблона качественного перехода в любой дисциплине, как научной, так и ненаучной, вряд ли целесообразно.\n'+ '
У меня к Вам вопрос. Медик-бакалавр, он кто, медик, брат, фельдшер или врач? Заметили? Для понимания мы вынуждены соотносить "единицы" в разных системах отсчета. До сих пор говорят о взвещивании килограмма фруктов, а не десятка ньютонов. Это по поводу образования, следует ли ждать некоего прорыва в старой педагогике, андрагогике или "юногогике".')" title="Для вставки цитаты в форму ответа выделите ее и нажмите сюда" class="button-small">Цитировать
Имя

Цитата
Андрей Набоков пишет:
Я бы не был так уверен насчет разов. В конце 19 века все физики думали, что из профессия - умирающая, в физике все уже открыто. Вы думаете, что в педагогике тоже все уже открыто? smile:-) Кстати, ни один доктор не умеет пользоваться томографом (кроме фанатов), для этого есть рентгенотехник, доктор должен уметь читать результаты исследования, точно также, как физик начинает с того, что учится читать показания приборов. Это азы, с которых начинают все, но никто не выдает это за медицинское образование.

Я уверен, что Ваша страсть к научению оппонента перейдет в практику, и карьеру Вы станете делать именно в образовании. Думаю, к тому времени у Вас найдутся новые подходы, даже некие педагогические законы, и педагогика наконец-то станет наукой, ну, если не педагогика, то хотя бы ее часть - дидактика.
Поскольку до сих пор этого не произошло, то приводить работы Эйнштейна (а может, Зоммерфельда и его лаборатории, тут я не могу быть уверенным) в качестве шаблона качественного перехода в любой дисциплине, как научной, так и ненаучной, вряд ли целесообразно.
У меня к Вам вопрос. Медик-бакалавр, он кто, медик, брат, фельдшер или врач? Заметили? Для понимания мы вынуждены соотносить "единицы" в разных системах отсчета. До сих пор говорят о взвещивании килограмма фруктов, а не десятка ньютонов. Это по поводу образования, следует ли ждать некоего прорыва в старой педагогике, андрагогике или "юногогике".


Андрей Набоков, 28.08.2008 10:17:24 Я бы не был так уверен насчет разов. В конце 19 века все физики думали, что из профессия - умирающая, в физике все уже открыто. Вы думаете, что в педагогике тоже все уже открыто? :-) Кстати, ни один доктор не умеет пользоваться томографом (кроме фанатов), для этого есть рентгенотехник, доктор должен уметь читать результаты исследования, точно также, как физик начинает с того, что учится читать показания приборов. Это азы, с которых начинают все, но никто не выдает это за медицинское образование. Вы поняли меня наоборот.\n'+ '
\n'+ '
"Жаль, что большинство чиновников от образования думают так же, как Вы: информатизация - чтение с экрана". Не обвиняйте меня в том, чего я не писал...\n'+ '
\n'+ '
"Изготовление проекта руководитель проекта не обязан контролировать пошагово, достаточно концептуального уровня, иначе мы еще работали бы в ДОС". Вы не представляете себе, что может сделать с концепцией программист, если не контролировать его на каждом этапе! Заказчик в конце просто перестает узнавать свою концепцию, я это наблюдаю почти каждый день... :-)\n'+ '
\n'+ '
"Итак, вы представляете себе образование по аналогии запихивания вещей в чемодан. Скорость запихивания вещей в чемодан не может быть очень большой - вещи помнутся." Не писал я этого! Я сказал, что скорость образования новых логических связей в мозгу человека имеет граничную скорость, не верите мне - спросите у нейрофизиологов. Если подавать информацию (независимо от методики ее подачи) на вход со скоростью большей, чем максимальная, информация будет сначала фильтроваться (т.е. мозг начнет сам выбирать, что именно усвоить), а при дальнейшем наращивании скорости - тупо отвергаться. Но до этого еще очень далеко :-)\n'+ '
\n'+ '
')" title="Для вставки цитаты в форму ответа выделите ее и нажмите сюда" class="button-small">Цитировать
Имя

Нет, это удивительно! Вы поняли меня с точностью до наоборот решительно по всем пунктам! Наверное, я слишком витиевато изъясняюсь.

Я говорил, что отказ от бумажных носителей информации - еще не информатизация, но это первый и необходимый шаг к ней. Вы поняли меня наоборот.

Видимо, мы отличаемся в понимании того, что такое скорость обучения. Я под этим термином понимаю время прошедшее между неким доказанным открытием и тем, как система образования начнет выпускать специалистов с этим знанием. Между статьей Эйнштейна и началом преподавания этого в школе прошло лет 50 (1910-1960). Сейчас и пяти лет не проходит. В идеале - это должно происходить сразу, причем из первых рук... Вы поняли меня наоборот.

"Про разы забудьте раз и навсегда. Если Вы научите школьника пользоватьс томографом, он диагностом, да даже медиком не станет."
Я бы не был так уверен насчет разов. В конце 19 века все физики думали, что из профессия - умирающая, в физике все уже открыто. Вы думаете, что в педагогике тоже все уже открыто? :-) Кстати, ни один доктор не умеет пользоваться томографом (кроме фанатов), для этого есть рентгенотехник, доктор должен уметь читать результаты исследования, точно также, как физик начинает с того, что учится читать показания приборов. Это азы, с которых начинают все, но никто не выдает это за медицинское образование. Вы поняли меня наоборот.

"Жаль, что большинство чиновников от образования думают так же, как Вы: информатизация - чтение с экрана". Не обвиняйте меня в том, чего я не писал...

"Изготовление проекта руководитель проекта не обязан контролировать пошагово, достаточно концептуального уровня, иначе мы еще работали бы в ДОС". Вы не представляете себе, что может сделать с концепцией программист, если не контролировать его на каждом этапе! Заказчик в конце просто перестает узнавать свою концепцию, я это наблюдаю почти каждый день... :-)

"Итак, вы представляете себе образование по аналогии запихивания вещей в чемодан. Скорость запихивания вещей в чемодан не может быть очень большой - вещи помнутся." Не писал я этого! Я сказал, что скорость образования новых логических связей в мозгу человека имеет граничную скорость, не верите мне - спросите у нейрофизиологов. Если подавать информацию (независимо от методики ее подачи) на вход со скоростью большей, чем максимальная, информация будет сначала фильтроваться (т.е. мозг начнет сам выбирать, что именно усвоить), а при дальнейшем наращивании скорости - тупо отвергаться. Но до этого еще очень далеко :-)


Kenskin, 28.08.2008 06:12:32 Цитировать Имя

И мы по пунктам:

Цитата
Андрей Набоков пишет:
Почему бумажные носители нас больше не удовлетворяют?

Кто сказал, что отказ от бумажных учебников - информатизация. Покажите мне этого человека, я выскажу ему то , что думаю...
Цитата
Андрей Набоков пишет:
Если после внедрения компьютеров в процесс обучения скорость обучения не возросла в разы - значит информатизация произведена неправильно, мы просто заменили бумажные книги на электронные (само по себе неплохо в смысле экономии бумаги и леса),

Это мечта одного американского фантаста - образоватеоьные ленты. Про разы забудьте раз и навсегда. Если Вы научите школьника пользоватьс томографом, он диагностом, да даже медиком не станет.
Если медик - чудо-юдо и волшебник, этакий Илизаров,
то образованец типа Сухомлинский, Амонашвили или кто-угодно другой, хоть Лысенкова, чудес не совершают и не способны к этому и с помощью компьютера.
Жаль, что большинство чиновников от образования думают так же, как Вы: информатизация - чтение с экрана.
Я в статье об этом не писал.
Цитата
Андрей Набоков пишет:
Учитель владеет методикой преподавания, но только программист знает все возможности своего инструмента
Опять беда в том, что и в головы учителей и всего населения внедряется эта же мысль - цитата тому пример.Изготовление проекта руководитель проекта не обязан контролировать пошагово, достаточно концептуального уровня, иначе мы еще работали бы в ДОС.
Цитата
Андрей Набоков пишет:
И самый главный вопрос: скорость обучения не может возрастать бесконечно, восприятие информации учеником имеет естественные физиологические пределы.
Итак, вы представляете себе образование по аналогии запихивания вещей в чемодан. Скорость запихивания вещей в чемодан не может быть очень большой - вещи помнутся.
Жаль, основная масса министерских чиновников придерживаются этой же модели, а за ними и местная бюрократия.



Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (196) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (280) 
Образование (553) 
Общество (472) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (544) 
Энергетика (60) 

Загрузка...

ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Моренець Володимир Пилипович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Галицьке село наприкінці XVII – в першій половині XVIIІ ст. (історико-економічний нарис за матеріалами Перемишльської землі)

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua