На главную страницу
Презентація нової книги Володимира Арєнєва
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу






База знаний / Аналитика / Образование

Проблема информатизации учебного процесса в высшей школе (продолжение)

Версия для печати Версия для печати

Продолжение. Начало см. http://www.experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=30173

Интересно, какая разница для образования, ветер или снег за окном? Какова роль государства в развитии высшего образования? Имеет ли значение для образования, какой эпитет применить в названии общества, членов которого обслуживает система образования? А можно ли высшее образование отнести к сфере обслуживания информационного общества?

В предыдущей статье, посвященной проблемам информатизации учебного процесса в высшей школе (http://www.experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=30173), автор писал: «А почему нельзя было оставить все как есть в высшем образовании? Хотя бы так, как в Советском Союзе? Вроде, говорят, было самое хорошее высшее образование, даже американцы завидовали. И необязательно было теоретическое обучение информатизировать, разве не так? Кто хотел, тот и дома мог информацию из Интернета «качать». И чего было огород городить?».

Поскольку информатизация учебного процесса считается одним из базовых принципов развития высшего образования (http://www.experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=30666), можно было бы считать вопрос, заданный в подзаголовке, чисто риторическим. Однако возникают некоторые «НО»…

С одной стороны, информатизация образования официально поддерживается и даже насаждается, что подтверждается как выступлениями, так и действиями государственных деятелей и правительственных учреждений. Принятые программы информатизации также отражают желания руководства страны двигаться в этом направлении.

С другой стороны, информатизация учебного процесса – это больше методологическая проблема, которая может быть разрешена только в каждом частном конкретном случае на основе общетеоретических принципов и положений, которые до сих пор не разработаны решительно нигде в мире. Кроме того, информатизация предъявляет новые требования к методике и методологии образования.

Возможно, поэтому пока еще информатизация обучения ограничивается бурным развитием системы дистанционного образования и созданием его методологии. Благодаря достижениям в компьютеростроении небывалыми темпами развиваются коммуникационные технологии, позволяющие осуществлять графический, слуховой и зрительный контакт на любом расстоянии, так что легко осуществим план привлечения лучших научных кадров к преподаванию для всех желающих независимо от политической карты мира. В области дистанционного образования обычная методика, разработанная еще советской системой заочного образования, может быть принята базовой, позволяющей осуществлять креативные поиски в больших пределах и создавать довольно протяженное образовательное пространство.

Видимо, можно считать наиболее перспективным для подготовки в высшей школе специалистов-интеллектуалов решение проблемы информатизации обучения на стационаре, которое включает известные автору “know how” и другие методологические разработки. Иными словами, имеется острая необходимость создания локального образовательного пространства в пределах одного, отдельно взятого образовательного учреждения. В этом аспекте ставится вопрос: как зависит степень организации образовательного пространства от величины вуза, и имеется ли тут методологическая корреляция?

Немного об образовательном пространстве

Понятие образовательного пространства целесообразно использовать для определения социальной системы, строящейся не на физических способностях человека, а на развитии умственных его качеств с последующим их использованием для прогресса в жизни и в способах существования.

Образовательное пространство – эта среда, попадая в которую, человек становится объектом целеустремленного, не всегда осознанного, влияния, вызывающего необходимость развития мозга путем добывания знаний тем или иным способом, то есть для образовательного пространства характерным является воспитание в ребенке или даже и во взрослом человеке “тяги к знаниям“, к последующему образованию. Иными словами, образовательное пространство можно сравнить с духовно объединенным высокоинтеллектуальным обществом, каждый новый член которого подвергается влиянию духа “сопричастности” и пытается быть духовно подобным другим членам общества.

С другой стороны, образовательное пространство включает в себя всю систему государственно-общественно-частных учреждений и средств, направленных на образовательно-воспитательные цели. Безусловно, образовательное пространство включает в себя опосредовано, а может и непосредственно, систему стандартного образования и другие институции, включая систему самообразования.

Необходимо определиться и в соотношениях образовательного и информационного пространства. Часто можно встретить отождествление этих двух понятий, хотя даже на интуитивном уровне понятна некоторая натянутость такого действия. Действительно, если считать информационное пространство множеством, содержащим элементы фактической, процессуальной, методологической информации с неупорядоченным характером их расположения, то образовательное пространство следует считать упорядоченным подмножеством информационного пространства, причем характер и правила упорядочения диктуются соответствующими документами. Как правило, локализация такого пространства осуществляется за счет детализации правил. Так, на уровне дистанционного образования образовательное пространство может иметь лишь общие правила упорядочения без учета особенностей регионального и субъективного характера. Образовательное пространство вуза обязано учитывать эти параметры, именно поэтому территориальный принцип укрупнения вузов (http://www.experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=29994&print=Y) является предпочтительным. Основной составляющей локального образовательного пространства является содержание образования.

Содержание образования определяется государственными программами, принимаемыми, а точнее, утверждаемыми бюрократами Министерства образования, и ограничивается утвержденными для использования теми же лицами учебниками, тем самым устанавливается государственная монополия на образование. Монополизация содержания образования позволяет регулировать равномерность и уровень образованности населения, что очень хорошо продвигает прогресс коллективного воспитания, воспитания коллективизма и равенства потребностей отдельных личностей, что дальше влияет и на экономику, и на ее планирование. При плановом характере развития экономики без монополии государства в деле образования не обойтись.

Рыночный характер экономики предусматривает неравномерность, неравнозначность потребностей отдельных людей, которую можно воспитывать только в условиях демонополизации образования, поэтому одним из первых шагов государства, проводящего политику рыночной экономики, становится необходимость децентрализации политики в форме и содержании образования, что и определяет самобытность и эксклюзивность отдельных локализованных образовательных пространств.

Немного о модели личности в информационном пространстве

Природа наделила человеческое существо неодолимым любопытством. Когда ребенок, познавая мир, почувствует необходимость в помощи взрослых, он чаще всего задает вопросы: «зачем?» и «почему?». Это подмечено даже в известной песенке для детей: «Сто тысяч почему»…

Постепенно ребенок знакомится с окружающим его миром, и воспитывающая информационная среда настойчиво снабжает его ответами на вопросы: «Что? Кто? Где? Когда?». Факты сыплются, как из рога изобилия. Мало того, от ответов на эти вопросы часто зависит благополучие и карьера подростка и молодого человека. Об этом свидетельствуют многочисленные телевизионные конкурсы от лотерей до передач типа «Самый умный», «Как стать миллионером?», «Эврика» и множество других. Постепенно ребенок, подросток, а потом и взрослый человек становится «копилкой» массы фактического знания вне зависимости от происхождения, места жительства и воспитания. Только индивидуальные особенности памяти и быстрота реакции мозга или, если выражаться современно, быстродействие мозга отличают различных индивидуумов, поскольку плотность информационного поля в наше время почти не зависит от плотности населения, как это было совсем недавно (считалось, что школьная подготовка в сельской местности отстает от таковой в городе, поскольку плотность информационной развивающей среды в селе считалась значительно меньшей. Это мнение до сих пор определяет политику Министерства образования, хотя индивидуализация жизни и комфортность сельского жилья в последнее время не уступает городскому, а иногда и превосходит его). Ограничение доступа воспринимаемой информации устанавливается фильтрами, носящими естественный и искусственный характер. Искусственные фильтры устанавливаются общественной моралью и воспитательной средой, поэтому информационное поле постепенно становится неоднородным, как это показано на рис.1.

Рис. 1. Эволюция субъекта и его информативных представлений в информационном пространстве Изменение приоритетов при накоплении фактического знания с возрастом

Ребенок с рождения способен воспринимать информацию об окружающем мире практически без внешних и внутренних фильтров. Интересы ребенка не определены. После первых трех-пяти лет ребенок уже ограничен некоторыми фильтрами, определенными главенствующими параметрами окружающего информационного поля. Он уже может четко определить границу между легитимными и запрещенными (общественное табу, определяющееся моралью и воспитательной средой) знаниями. Происходит некоторое сужение интересов ребенка в пользу насыщения интересов взрослых. Дальнейшее развитие характеризуется структурированием информационного поля легитимных знаний и внутренним ограничением количества приоритетных интересов. Постепенно выстраиваются основные жизненные интересы, определяющие дальнейшую карьеру и степень внутреннего комфорта. Идеализированная еще советской педагогикой и реальная модель личности могут быть построены на основе механистического принципа векторности направлений развития личности (рис.2).

Модели идеальной личности некоторое время назад были весьма популярными. Воспитание всестороннее, гармонично развитой личности ставилось главной целью системы образования, хотя, как видно из рисунка, такая личность даже теоретически производит тягостное впечатление. Под n понимают число векторов интересов, присущих данной личности. Наиболее привлекательной из идеальных моделей следует считать модель «пушистый ёжик», хотя и в этом случае обнаруживается значительный отрыв теоретического представления от реальности.

Реальная модель или модель реальной личности значительно отличается от идеальных аналогов числом, величиной и характером векторов интересов. Минимальное число векторов равно трем и соответствует личности совершенно бездуховной. Три базовых вектора интересов соответствуют направлениям биологическим (утоление голода, продолжение жизни) и получению удовольствий (зрелища, алкоголь, табак, наркотики…). При неравномерном развитии базовых векторов возникает гипертрофированный рост одного из этих векторов, что ведет к отклонениям, считающимся в обществе либо уголовно наказуемыми деяниями, либо заболеванием (сексуальный маньяк, наркоман, алкоголик…). Максимальное число развитых векторов интересов значительно меньше теоретически возможного числа, которое по рекомендациям социоников доходит до шестнадцати. Безусловно, типаж не означает совокупности черт в одной личности, но определяет равнодействующую направленности ее интересов. Мало того, в реальной модели выделяются и «шрамы» атрофированных в разной степени воспитанием или самоорганизацией векторов или «подавленных» еще в раннем детстве. Предложенная реальная модель личности носит стохастический характер, поэтому ее обобщенное применение возможно только для достаточно большой выборки, но может служить хорошей качественной иллюстрацией в теоретических выкладках.

Немного о видах знания

Рис.2. Модели личностей

Современное профессиональное образование (высшее образование первого, второго и третьего уровня аккредитации) добавляет к фактическим, накопленным на протяжении предшествующей жизни знаниям студента некоторые основные профессиональные рецепты и необходимый набор фактов. Студент, вооруженный всей приобретенной совокупностью данных, необходимых в будущей профессии, после окончания соответствующего профессионального учебного заведения становится носителем предметного знания (рис.3). Поскольку фактическое профессиональное знание, как правило, непрерывно обновляется, а рецептура либо усовершенствуется, либо видоизменяется, носители предметного знания периодически «проходят» переподготовку через соответствующие органы «повышения квалификации». Такая практика получила название системы непрерывного образования и пропагандируется, как единственно правильная для переподготовки и обновления квалификации профессионалов-практиков. Итак, можно сделать сразу два вывода:

Окружающее нас информационное поле «снабжает» нас фактическим знанием, которое постоянно обновляется, соответствующим образом должно организовываться образовательное пространство;

Однонаправленное фактическое знание в совокупности с набором правил, рецептов позволяет приобретать профессию, предметное знание, заключающееся в знаниях, умениях и навыках в определенных рамках определенной профессии. Требования к организации образовательного пространства определяются общими документами и должностной инструкцией.

Рис..3. Схема становления носителя предметного знания

С другой стороны, в процессе развития интеллекта и накопления фактических знаний (рис.1) часто приходится сопоставлять факты, систематизировать их, анализировать и рассматривать процессы накопления и преобразования фактического знания. Если приоритетной для индивидуума становится именно «перетасовка» фактов, изучение их в совокупности с другими фактами и в развитии, и таким образом получение нового знания, можно говорить о зарождении инструментального знания.

Инструментальным знанием можно назвать знание способов, методов, т.е. методологии теоретического или экспериментального приобретения нового знания, либо ранее не известного данному индивидууму, либо человечеству в целом.

Будем считать знание достоянием человечества, разделенным на два вида: знание предметное и знание инструментальное (более полные классификационные схемы может предложить эпистемология, нас же интересует лишь методологический и образовательный аспект – К.П.).

Единицами предметного знания будем называть наименьшее количество информации, которое можно назвать фактом или правилом.

Совокупность практического знания, соединенного по соответствующим правилам, которые еще нужно установить, может породить единицу инструментального знания, которая трактуется в разных отраслях человеческого знания либо как правило, либо как закон. Например, правило грамматики, закон физики; правило морали, закон государства и тому подобное. Фактическое знание указывает на осуществленное событие. Инструментальное знание строится, таким образом, на фактическом знании, но является знанием упорядоченно обобщенным сравнительно с предметным знанием. Так, очень важным является знание орфографического словаря А.А.Бурячка (орфографический словарь украинского языка – К.П.) или словаря С.И.Ожегова (толковый словарь русского языка – К.П.). Можно еще и владеть рецептами построения, скажем, предложений для разных случаев жизни (разговорник), но владение украинским или русским языками этим не ограничивается. В этом примере приведена одна из моделей перехода фактического знания в инструментальное.

Предметное учебное знание остается на уровне знаний фактов, событий, даже некоторых отработанных технологий, алгоритмов действий. Профессиональное предметное знание предусматривает умение пользоваться жесткими логическими цепочками типа: «Если сегодня снег, лето будет теплым», – и тому подобное. Более того, настоящий профессионал, как правило, отрабатывает свои умения работы в предусматриваемых ситуациях до уровня навыков, а при продолжительном употреблении навыков – до автоматизма, до уровня рефлексов.

Таблица 1.
 

Уровень

Профессиональные умения

Профессиональные знания

 

Реализация заученных стандартных рецептов, работа по шаблонам

Наиболее необходимый, включенный в учебный план перечень профессиональных рецептов

 

Реализация планов с помощью изученных рецептов

Некоторый спектр самостоятельно приобретенных рецептов

 

Способность работать по предложенным рецептам, не изученны ранее

Методика выбора оптимального рецепта для реализации

 

Способность реализовать синтетические модели, составленные по собственному выбору

Правила и методика создания системных моделей на базе самостоятельно выбранных рецептов


Для носителя предметного знания характерно также накопление профессиональных рецептов, список которых пополняется при очередном повышении квалификации и в процессе приобретения опыта. При достаточно большом опыте и высокой квалификации согласно закону перехода количества в качество профессионал высокого класса становится носителем профессионального инструментального знания, которое позволяет ему даже делать профессиональные прогнозы. Уровневая модель профессионала – носителя предметного знания в соответствии с уровневой моделью высшего образования может быть представлена следующей таблицей.

Во всех сферах общественной, в том числе государственной, деятельности носители предметного знания склонны принимать хорошо проверенные решения, тем самым гарантируя стабильность общества, каждый раз «сглаживая» возможные общественные «раскачки».

Подготовка профессионалов – носителей предметного знания высшей квалификации имеет свою специфику, не всегда совпадающую с принципами классического образования, поэтому позже на этом придется остановиться подробнее.

Воспитание носителя инструментального знания сопряжено, как показывает мировой опыт, со значительными трудностями дисциплинарного порядка. Подготовка интеллектуалов весьма сильно зависит от степени тренированности мозга, организации его деятельности и укрепления устойчивости и стабильности деятельности при разного рода негативных, позитивных и нейтральных воздействий окружающего информационного пространства, влияниях изменяющейся внешней конъюнктуры. Иными словами, носитель инструментального знания только тогда может плодотворно производить интеллектуальную продукцию, если внешние условия или иерархические отношения не способны повлиять на его деятельность. Как правило, носитель инструментального знания занят поисками объективной истины вне зависимости от его профессиональной направленности, поэтому для него важнейшим является общественное признание, общественный авторитет. В то же время подготовка носителя инструментального знания сущностно, семантически значительно отличается от подготовки профессионала-предметника (рис.4).

Рис.4. Схема становления носителя инструментального знания

Инструментальное знание достаточно трудно представить предметом автоматизированного обучения в том понимании, что учить правилам и методам рентабельнее «вручную», а методы программированного обучения применять при обучении предметному знанию (правила дорожного движения, психологические тесты, тесты закрытого типа и тому подобное). Правильное или корректное обучение носителей интеллектуального знания возможно либо путем хорошо зарекомендовавшей себя советской системы образования, либо хорошо организованным информационным полем в достаточно замкнутом пространстве. Советская система подготовки в современных условиях информационно-коммуникационного взрыва вряд ли может сработать «по аналогии» с прошлым хотя бы в силу того, что дисциплина обучения основывалась на авторитарной дисциплине, то есть на казарменной дисциплине, насаждаемой извне. Достаточно хорошо организованный информационный фон в подготовке интеллектуалов является весьма дорогостоящей игрушкой, поэтому этот метод используется только в очень немногих элитных учебных заведениях интернатно-дортуарного типа.

Попытки найти в массовом высшем образовании некий третий, компромиссный, отдельный путь принудили говорить об изменении парадигмы образования, причем, если одни ученые (Колин , Кинелев и другие) говорят о переходе от обучения объектного, системного, профессионального (как еще можно это назвать?) к обучению инструментальному («знаниевому») знанию, то есть ставят в основу дидактический элемент, другие ставят во главе угла личностность, то есть воспитательный элемент. Безусловно, имеются позитивные черты и в том, и в другом подходе, но оба подхода вряд ли охватывают все современные потребности. Это является следствием возникновения проблемы содержания и структуры образования, которую не удается решить традиционным путем „усовершенствования”, то есть введением в традиционный учебный процесс „новых методик” или „инновационных технологий”. На Западе решение ищут в дистанционном обучении, но в пространстве СНГ методология дистанционного обучения давно и очень плодотворно разработана еще с 30-х годов прошлого века, апологетика дистанционного обучения вряд ли сможет доказать принципиальную разницу между заочным и дистанционным обучением. Заочное обучение практически можно считать безмашинным вариантом дистанционного обучения, поскольку общение студента с методистом по почте в безмашинном варианте заменено общением с тутором в сети, и таким образом в заочной форме обучения можно найти аналоги всем «изыскам» дистанционного обучения.

Образование определяет уровень развития интеллекта отдельно взятого человека, и именно в этом понимании существует деление на начальное, среднее, среднее специальное, высшее образование. В связи со вторым толкованием образования существует еще градация на элитное и массовое образование , так именно, как различествуют одежда массового потребления и одежда «высокой моды»; так именно, как различествуют массовая культура и культура для «избранных». Таким образом, осуществляется поворот от концепции обязательного обучения всех (преподаватели, имеющие опыт работы более 15 лет, хорошо помнят “воспитательные беседы” в парткомах и партбюро по поводу поставленных “двоек” и “троек”) к концепции обучения тех, кто хочет и может. Такой подход предусматривает львиную часть времени “отдавать” на самостоятельное овладение учебными предметами.

Выводы

Практически все дети с нормальным (без патологий) развитием, овладев речью, познают тайны окружающего мира с помощью вопросов такого рода: «Почему трава зелёная? Почему после дождика машины брызгаются?», – показывая тем самым склонность человеческого мозга к интеллектуальному развитию. Значит, естественное обучение – это обучение по схеме подготовки носителей инструментального знания.

В силу того, что человек живет в обществе, ограничен в своих действиях общественной моралью, государственными законами и правилами, принятыми в окружающей его общественной микросреде, в большинстве случаев этим системам необходима стабильность и исполнительский профессионализм. Поэтому массовое воспитание детей в большинстве человеческих систем (сообщества, государства) производится по схеме подготовки носителей предметного знания.

Остается открытым вопрос – когда, где, почему обществу бывают нужны носители инструментального или предметного знания?

Информационное общество и высшее образование

Формационно-классовый подход к изучению и исследованию человеческих сообществ основан на типах собственности и способах производства. С этой точки зрения последним было определение наиболее развитых западных обществ как обществ монополистического капитализма. Дальнейшее развитие межнациональных корпораций приводит к такому определению – олигархически-корпоративный капитализм. Безусловно, известное определение империализма как высшей стадии капитализма тоже можно применить к сегодняшней действительности, учитывая судьбу многострадальных Афганистана и Ирака, а до того – Анголы и Сомали. Вряд ли «разноцветные революции» следует как-то отделять от стратегии империализма. Они вполне вписываются в обобщенный портрет империализма вне зависимости от того, какой вид собственности он имеет своим фундаментом, и как открыто и «прозрачно» пропагандируются некие демократические ценности. Так или иначе, указанный подход весьма опосредованно определяет роль образования в развитии цивилизации, фактически низводя его (образование) до второстепенного придатка. Скорее всего, именно поэтому учитель был поставлен на такую высоту, на какой он никогда не стоял (Перефразирование известного для всех работников образования стран СНГ изречения В.И.Ульянова (Ленина) при других подходах к развитию общества.

Действительно, образование даже при декларации профессии было достаточно широким или, как тогда говорили, «широкого профиля», поэтому фактическая ценность работника в экономике, политике и в других сферах человеческой деятельности достигалась только после приобретения определенного профессионального опыта. Именно поэтому руководители могли назначаться сегодня директором бани, а завтра директором ЖЭКа или театра. С другой стороны, вмешательство в индустриальные технологии с целью усовершенствования называлось изобретением или рационализацией и соответствующим образом вознаграждалось. Это обстоятельство было побудительной причиной для производства интеллектуалов, специалистов «широкого профиля», т.е. носителей инструментального знания (know how). Итак, широта образования, под которой понимается изучение широкого спектра дисциплин, впрямую не использующихся в декларированных профессиях, и возможность применить за материальное или моральное вознаграждение свои мыслительные способности и порождали массовое производство носителей инструментального знания. Таким образом, образование фактически не производило «готовую продукцию» – профессионалов, их становление происходило только после «доработки» в производственных условиях. Роль образования, особенно в экономических сферах деятельности, в исполнительских профессиях вообще низводилась до необязательности.

Другой, цивилизационный подход к исследованию общества, который также не противоречит диалектическому материализму, основан на способах и типах производства и потребления. С этой точки зрения индустриальное общество, основанное на менеджментной схеме производства, переросло в постиндустриальное, переходное общество с интенсивным перерастанием менеджментной схемы производства в маркетинговую схему, что позволило эту переходную стадию назвать потребительским обществом. Наконец, теперь, благодаря проникновению почти во все сферы деятельности человека информационных технологий, обозначилось и декларировано такое состояние общества, которое позволяет говорить об информационном обществе, как о новом всепланетном сообществе, основанном на информации.

Информационным определим общество, осуществляющее свою деятельность посредством информационных технологий.

Эволюция информационного общества влечет за собой кардинальные изменения в сфере производства и деловой активности людей. Стремительное развитие информационной составляющей общества резко меняет структуру занятости и трудоустройства, создает новые профессии и рабочие места. Все больше и больше людей становятся членами информационного общества в качестве учащихся, производителей или потребителей.

При описанном подходе к определению общества образование как система должно представлять собой тип производства, «изготавливающего готовый продукт», специалиста, способного сразу же включаться в производственные процессы. Образование становится одной из отраслей экономики, со своими технологическими процессами, с прагматической целью, достигаемой уже на стадии обучения, поэтому само обучение становится узконаправленным, узкоспециальным, практическим, четко ограниченным профессиональными рамками. Понятно, что в таких условиях страдает широта образования, теряются многие аспекты общей культуры, снижаются приоритеты культурных ценностей, успеха достигают те виды массовой культуры, которые используют низменные инстинкты потребителя. Вмешательство в информационные технологии даже с целью улучшения в подавляющем числе случаев недопустимо, потому что любое значительное усовершенствование технологии ведет к значительным изменениям свойств продукта, что, в свою очередь, может привести либо к несовместимости с другими продуктами, либо к значительному снижению надежности и работоспособности продуцируемой системы в целом. Такое вмешательство может приравниваться к диверсии или террористическому акту, чем по сути оно и является. Поэтому основное требование к операторам информационных технологий – неукоснительное соблюдение вложенных в технологию условий, алгоритмов – порождает необходимость массового производства носителей предметного знания (know what). Это последнее обстоятельство является настолько психологически новым для населения бывшего Советского Союза, что становится фактором неприятия информационных технологий достаточно большой частью общества.

Тем не менее, основным выводом следует считать то, что образование как система, становится в один ряд с другими отраслями экономики, и не носит остаточного характера, как при рассмотренном ранее подходе к определению общества.

Для стран СНГ ситуация в образовании, особенно в высшем образовании, усугубляется особенностями, характерными для большинства стран бывшего СЭВ. Прибегая к известной риторике, можно сказать что ситуация ассоциативно напоминает ту, о которой говорили, что такое-то общество перешло от феодализма сразу в социализм, минуя капиталистическую стадию развития. Это обстоятельство влечет за собой дополнительные болезненные нововведения в экономике с резкой ломкой общественного сознания и пересмотром понятий социальной психологии. Это также ведет к значительным расходам государства, особенно, если оно не желает поступаться никакими регулятивно-контролирующими функциями ни в одной из сфер общественной жизни.

Особенностью стран, расположенных на территории республик бывшего Советского Союза является то, что переход к информационному обществу осуществляется как бы прыжком, минуя постиндустриальный этап развития общества. До сих пор сохраняются основные атрибуты индустриального общества с развитой структурой менеджмента, почти полным отсутствием общественных институтов защиты прав потребителей, превалированием индустрии группы А, почти полным отсутствием маркетинговых схем производства. Положение усложняется еще и тем, что вмешательство в технологический процесс с целью его улучшения в индустриальном обществе называлось рационализаторским предложением, а такое же вмешательство в информационном обществе может быть приравнено к террористическому акту. Применительно к образованию это ведет к необходимости массового производства исполнителей-профессионалов в практической области знания, к чему советская система образования не была готова.

Информационное общество востребует массового производства носителей практического, предметного знания.

С другой стороны, техническое оснащение атрибутикой информационного общества перечисленных стран достаточно серьезное, мало уступающее передовым странам Запада – это мобильная связь, Интернет-сервис, сетевые технологии, практическая коммуникативистика (включая современные PR-технологии, имиджмейкерство и рекламу).

Переход к информационному обществу происходит достаточно быстро и в странах на территории бывшего СССР технически осуществляется структурами бизнеса при контроле со стороны властных структур. Технически переход к состоянию информационного общества происходит в первую очередь в государственных образованиях, так что и сам переход, по-видимому, будет осуществляться через государственные институты и под контролем государства. Поэтому очень важно понять, каковы взаимные функции общества и государства в конкретной проблеме образовательной политики, каково взаимовлияние по отношению к высшему образованию, чего можно ожидать и что следует предпринять в создавшихся условиях.

Тотальное государственное регулирование системы образования можно считать наследием тоталитарного режима власти, и эта ситуация наталкивает на осмысление роли государства и государственных структур в развитии, реформе и регулировании общего и высшего образования.

Государство и высшее образование

Государство по большей части публикаций в СМИ выглядит синонимом общества. Манипулирование терминологическими жупелами имеет своей целью поставить государственную деятельность выше и важнее общественной и частной. Из соображений «пиара» (общепринятое прочтение аббревиатуры PR – Public Relations – К.П.) политики называются общественными деятелями, хотя ясно, что политики всегда были государственными деятелями. Сплошь и рядом, особенно в телепубликациях, государственная деятельность называется общественной. Здесь нет ничего странного. Бюрократия всегда приспосабливала все общественные проявления под себя и объявляла их либо государственной инициативой, либо старалась предать забвению, если нельзя было извлечь корпоративную или личную корысть.

Вряд ли можно отождествлять государство с обществом, между ними существуют весьма неоднозначные отношения соподчиненности и сотрудничества.

Принято считать, что государство служит для организации деятельности и защиты общества, общественных институтов. Иными словами, государство является как бы «наемной» подсистемой общества, составленной, как правило, из элементов системы самого общества. Попытки государственных служащих своей деятельностью подменить общественную деятельность, т.е. поставить государство над обществом, вполне естественны, перерастают в коррупционные и тоталитарно-олигархические схемы власти, все более ужесточающиеся до диктатуры, вполне соответствуют биологии и менталитету подавляющего большинства homo sapiens. Не проводя глубоких социологических и философских исследований взаимосвязей и взаимозависимостей государства и общества, тем не менее, нельзя не остановиться хотя бы поверхностно на этой проблеме для большего понимания роли высшего образования в быстро изменяющемся, динамичном мире.

Нет сомнения, что государство является формообразующей структурой или конструкцией общества. Приняв это положение, можно утверждать, что государство в своих крайних проявлениях по отношению к обществу представляется идеализированными скелетной или панцирной моделями. Иными словами, идеальная модель государства носит характер «скелета» или «панциря», оболочки (рис.5).

Еще в те времена, когда известный король говорил известную фразу о тождестве государства с собой, государства уже вполне адекватно моделировались этими «крайними» идеальными моделями. И тот, и другой тип государства хорошо «держат» форму общества, поддерживают его структуру. Правда, есть разница. В первом случае государство является стабилизирующей частью «организма» общества, во втором случае – осуществляет функцию сдерживания. И в том, и в другом случае государство является «несущей» конструкцией общественного организма.

Для первой модели характерна тесная взаимосвязь: «крепкое общество – сильное государство». Государственная «решетчатая», «скелетная», «реберная», «каркасная» система (рис.5) укрепляется и «подпитывается» за счет «мышц» – отраслей гуманитарной сферы, функционирование которых основывается на деятельности носителей инструментального знания – интеллектуалов. В свою очередь, «мышечная структура» общественного организма становится более рельефной и привлекательной для внешнего наблюдателя или «собеседника», если опирается на крепкие, устойчивые и сильные государственные структуры. Государство скелетного типа является достаточно гибким и значительно укрепляется общественными «мускулами» в гуманитарной и экономической сферах. Внутренние органы, «питающие государство и общество, удобно и прочно располагаются в определенных «местах», уменьшается возможность «теневых» видов деятельности. Скелетный тип государства создает абрис, структурирует, оформляет общество, придает ему определенный имидж и поддерживается «внутренними органами» экономики и «мускулатурой» общественных отраслей – науки, культуры, образования, здравоохранения, – всего того, что требует значительных вложений интеллектуального труда, т.е. отраслей интеллектуальных технологий. Кстати сказать, скелетный тип государства внешне незаметен, страну знают по общественной жизни, в первую очередь вспоминают общественных деятелей или общественные институты. Читатель может в качестве упражнения назвать для себя любую европейскую страну и отметить, фамилии какого типа деятелей, государственных или общественных, первыми «всплыли» в памяти. Государство «скелетного» типа весьма заинтересовано в подготовке интеллектуалов для пополнения и развития общественных институтов, укрепляющих позиции государства на международной арене и во внутренней жизни общества.

Рис.5 Модели государства – крайние случаи

Внутренние органы в таком общественном организме хорошо справляются со своими обязанностями организации деятельности и «питания» общественного организма и предсказуемы в своем «географическом» положении и профессиональной деятельности. «Теневые» структуры, как и в каждом живом организме, конечно, существуют, но они выполняют скорее страховочную роль, нежели подрывную, как это иногда бывает в реальных государственных структурах.

Для функционирования такой модели необходимо как можно больше носителей инструментального знания. Прогресс человеческой цивилизации обеспечивается интеллектуалами или носителями инструментального знания (know how). Подготовку интеллектуалов высокого класса можно сравнить с подготовкой олимпийского чемпиона, причем справедливой остается формула выбора талантов из массы «желающих». По этой формуле Министерство образования и науки Украины пропагандировало и пропагандирует футбол в средней школе, а теперь и пчеловодство. Эта формула, приписываемая А.Ньютону: «Я стоял на плечах гигантов», – достаточно полно срабатывала в советский период в стандартной модели учебного процесса.

Другая крайняя модель – панцирное государство. Государство «панцирного» типа включает в себя общество, «облекает» его, претендует и осуществляет претензию на право единственного представителя общества во всех сферах деятельности как вне, так и внутри общества. Деятельность общественных структур полностью направлена на укрепление государства, вне государства общественная деятельность обречена на диссидентство или остракизм как со стороны государства, так и со стороны других общественных структур, управляемых и образованных, как правило, государством. «Внутренние» органы «географически» не зафиксированы, что создает предпосылки к расцвету «теневой» деятельности. Государству, определяющему пути развития общества, становится лишней развитая общественная «мускулатура», подготовка интеллектуалов переносится в семью, возникают династии «умников», деятельность которых тщательно отслеживается и регулируется государственными органами безопасности.

Оболочечная или панцирная модель государства характеризуется сдерживанием и регулированием гуманитарной сферы в нужном для государства направлении. Общественные институты не имеют влияния в обществе, основной является однолинейная должностная иерархия, общественный авторитет личности может проявиться только на государственном поприще. «Теневые» структуры, как правило, находятся под патронажем государственных институтов, силовых государственных структур и поэтому процветают. Внешние контакты осуществляются либо государством, либо с разрешения государства и весьма дозировано. Всякое самостоятельное проявление коммуникативности с внешним миром воспринимается как нелояльность по отношению к государству. Общественные деятели, как таковые, отсутствуют. Общественными деятелями называются либо политики, либо служащие государственных учреждений, имеющие статус государственных деятелей, т.е. облеченных правом выступать от имени государства. Эти деятели попеременно могут называться либо государственными, либо общественными деятелями, но и в том, и в другом случае они предпочитают говорить, что выступают от имени народа или выражают волю народа. Так принято. Так называемые ветви власти являются ветвями государственной власти (законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть). Средства массовой информации из общественного института превращаются в придаток государства и именуются «четвертой властью». Имеется и «пятая власть» – теневые структуры, исполняющие основные государственные роли при слабой легитимной власти. В этом случае, обычно в период накопления или перераспределения капитала, происходит интенсивная легитимизация «пятой власти» и перерастание ее в первые три ветви.

Рис.6. Влияние типа государства на высшее образование

Государство по этой модели всеми доступными средствами обеспечивает свое положение, добивается сохранения «status quo», поэтому для его «нормального» функционирования необходимо как можно больше профессионалов – носителей практического знания.

Таким образом, не только обществу, но и государству весьма важен вектор высшего образования (рис.6), направленный либо на подготовку носителей инструментального знания, либо на подготовку носителей предметного знания.

Большинство существующих государств соответствуют промежуточным моделям в общественных организмах своих стран. Превалирование черт той или иной модели может определяться по PR-индексу. Иными словами, если на международной арене наиболее известными являются государственные деятели данной страны, это означает, что страна управляется государством по модели, близкой к панцирному типу. Если внешние контакты равномерно осуществляются как государственными, так и бизнесовыми или общественными структурами, государство приближается к модели скелетного типа (рис.7).

Рис.7. Эволюции крайних моделей государства

Естественно ожидать, что общество имеет особенности в требованиях к профессиональному образованию.

Итак, для стабильного функционирования информационного общества и государства в нем от образования требуется поставлять профессионалов-предметников, и для такого образования сложно придумать что-либо более привлекательное, чем Болонский процесс. Алгоритм «? бакалавр ? магистр» весьма продуктивно срабатывает в современных условиях, особенно при соблюдении принципов 5и развития высшего образования (http://www.experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=30666). Общепринятая стандартная схема теоретического обучения в этих условиях не срабатывает, значение лекции в учебном процессе становится вспомогательным и факторным, высшее образование все более тяготеет к дистанционному (точнее, к заочно-сессионному) обучению. Подготовка предметников требует ограничения числа учебников, их универсализации, методичности и инструктивности (например, большинство учебников американских авторов).

Государство панцирного типа заинтересовано в фиксации сложившейся системы управления обществом, и такому государству нужны специалисты, не утруждающие себя реформированием и усовершенствованием системы государственного управления, т.е. носители практического знания. Именно поэтому на вооружение теории принята субъект-субъектная модель учебного процесса, мы все стали горячими сторонниками Болонского процесса в усеченном виде КМСОУП (Кредитно-модульная система организации учебного процесса. Усеченность принятой системы заключается в том, что на «вооружение» принят бескураторный вариант, пока еще нет четкого разделения дисциплин на обязательные и рекомендуемые, поэтому в большинстве вузов все дисциплины учебного плана обязательны, и КМСОУП вылилась в изматывающую преподавателя простановку чисел в журнал и бланки ведомостей. Иными словами, «хотели как лучше, а получилось как всегда»…).

Информационное общество нуждается в массовом «производстве» профессиональных носителей предметного знания для стабильного и устойчивого существования. На поголовный переход системы высшего образования к подготовке профессионалов-предметников нацелено и государство панцирного типа.

Именно поэтому во всем мире принята и пропагандируется модель дистанционного обучения и открытого образования, становится ясной и приоритетность разработки методологии дистанционного обучения и его субсидирования государством.

Государству довольно несложно добиться всеобщего высшего дистанционного образования, особенно в рамках Болонского процесса, если поторопиться и использовать остатки прежних достижений, потому что уровень европейского образования, неоднократно восхвалённый и поставленный в качестве образца для отечественной педагогики, на деле оказывается довольно низким, о чём свидетельствуют многие авторитетные источники .

Полная «болонизация» отечественного образования поможет нам войти в европейское сообщество, но значительно снизит возможности страны в «прорывных» отраслях науки и ее экспортный потенциал (возможность стать экспортёром учёных в ближайшее время). Общественный прогресс осуществляется носителями инструментального знания, а без прогресса общество впадает в стагнацию, и обеспечивающая это общество цивилизация загнивает, само общество деградирует и распадается. Государство, осуществляющее, в частности, систему «безопасности» общества, вынуждено обеспечить производство и продуцирование носителей инструментального знания, если хочет «выжить» вместе с обществом. Именно поэтому, скорее всего, необходимо сосредоточить усилия государства на сохранение и кардинальное усиление образования в нескольких образовательных центрах с учётом современных условий, одним из которых является неизбежная информатизация стационарного образования. Вряд ли это будут центры образования в столице… Зарубежный опыт показывает, что большего успеха добиваются всё же образовательные центры, расположенные в местах с малым количеством «отвлечений» молодёжи.

Традиционная структура высшего образования практически себя исчерпала по техническим и социально-психологическим причинам. К социально – психологическим причинам можно, по-видимому, отнести взятый образованием курс на личностность в обучении, приведший к банальной индивидуализации и шоковой модели двухсубъектного педагогического процесса. К техническим причинам следует отнести появление компьютера.

Окончательно можно сделать только один вывод – государственные интересы и общественные интересы в информатизации образования в настоящее время совпадают, поэтому вне зависимости от качественных параметров информатизация учебного процесса НЕИЗБЕЖНА!


[1] Соционика, ментология и психология личности. – №№ 1…3. – К.: МИСС, 1997

[2] Колин К.К. Информатика на пороге ХХ1 века//Системы и средства информатики. Вып.9. М.: Институт проблем информатики РАН, 1999, с. 2 -8;

[3] Кинелев В. Г. Образование для формирующегося информационного общества. Информатика и образование, №5 - 2004

[4] Руденко О. Наука, освіта і цивілізація: проект методологічної освіти. – Освіта і управління». – 2006 ,Т. 9, № З. – С. 108-122

[5] См., например, «Зеркало недели» от 24 сентября 2005 года, с.13


| Количество показов: 2765 |  Автор (привязка):  Пахотин Константин Константинович |  Голосов:  16 |  Рейтинг:  3.82 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:



Отзывы 1 - 10 из 19
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Kenskin, 09.10.2008 18:09:56 Будь ласка, дайте мені посилання, або дайте на форумі у розділі освіта, або напишіть статтю.\n'+ '
Мені, наприклад, було дуже цікаво, але це результат аналізу, а було б добре мати фактаж і сам аналіз із критеріями. Дуже Вас прошу...')" title="Для вставки цитаты в форму ответа выделите ее и нажмите сюда" class="button-small">Цитировать
Имя

Цитата
Вуйко! пишет:
68 року, в результаті відомої революції, Європейського викладача нагнули ,принизили...
Шкільна освіта збереглася у Франції;всі інші опустилися дуже низько;потерпає небажання йти до ВНЗ молодь Німеччини; в університетах Італії рівень...такий, як може бути в державі великої корупції;іспанці читають Біблію і Сервантеса!


Якщо Ви маєте на увазі революцію "хіппі", то мені про неї майже ничого невідомо. Ви написали дуже цікаві речі!
Будь ласка, дайте мені посилання, або дайте на форумі у розділі освіта, або напишіть статтю.
Мені, наприклад, було дуже цікаво, але це результат аналізу, а було б добре мати фактаж і сам аналіз із критеріями. Дуже Вас прошу...


Вуйко!, 09.10.2008 17:22:57 Цитировать Имя

Цитата
Kenskin пишет:
сам процес наштовхнувся на великий опір майже всіх країн Євросоюзу, тому там про цей процес навіть освітяни не всі чули...

68 року, в результаті відомої революції, Європейського викладача нагнули ,принизили...
Шкільна освіта збереглася у Франції;всі інші опустилися дуже низько;потерпає небажання йти до ВНЗ молодь Німеччини; в університетах Італії рівень...такий, як може бути в державі великої корупції;іспанці читають Біблію і Сервантеса!


Kenskin, 09.10.2008 14:17:10 Цитировать Имя

Цитата
Вуйко! пишет:
Всього-навсього маленька ремінісценція щодо дуалізму** процесу пізнання:ірраціональне(інтуіція,молодість) і раціональне(досвід, аналіз-синтез)!


Цікаве розуміння дуалізму процесу пізнання..., особливо поєднання протилежностей..., нічого не буду більше казати...


Вуйко!, 09.10.2008 13:46:27 Цитировать Имя

Цитата
Kenskin пишет:
Я тут мало що зрозумів, але мені здається, що тут Ви стаєте на точку зору інструментальщика, який засуджує предметників.


Нічого не засуджую....Покрова ще не скоро!Без глибкого читання неможливо щось хвалити, чи з а с у д ж у в а т и! Всього-навсього маленька ремінісценція щодо дуалізму** процесу пізнання:ірраціональне(інтуіція,молодість) і раціональне(досвід, аналіз-синтез)!
*Втішу Вас,що в пристойному віці саме другий варіант може дати великі плоди;
**одне без другого неможливе; міняються тільки пропорції!


Kenskin, 09.10.2008 12:20:33
\n'+ '
\n'+ '
Видите ли, Андрей, автор действительно предпочитает пользоваться именно этой ОС, но заставки к статьям, как правило, никакого отношения к автору не имеют, и Вам это должно быть известно по собственным публикациям.\n'+ '
\n'+ '
Если под равноудаленностью Вы имеете ввиду объективность и беспристрастность, то я с благодарностью приму замечания в отсутствии этих качеств в моих материалах во всем, что касается положения дел...\n'+ '
\n'+ '
Естественно, я не могу оставаться беспристрастным в отношении путей развития высшего образования, ибо полагаю себя в этом аспекте достаточно квалифицированным...')" title="Для вставки цитаты в форму ответа выделите ее и нажмите сюда" class="button-small">Цитировать
Имя

Цитата
Андрей Набоков пишет:
в контексте информатизации образования может вызвать у кого-то подозрения в недостаточной "равноудаленности" автора либо ресурса в целом...


Видите ли, Андрей, автор действительно предпочитает пользоваться именно этой ОС, но заставки к статьям, как правило, никакого отношения к автору не имеют, и Вам это должно быть известно по собственным публикациям.

Если под равноудаленностью Вы имеете ввиду объективность и беспристрастность, то я с благодарностью приму замечания в отсутствии этих качеств в моих материалах во всем, что касается положения дел...

Естественно, я не могу оставаться беспристрастным в отношении путей развития высшего образования, ибо полагаю себя в этом аспекте достаточно квалифицированным...


Андрей Набоков, 09.10.2008 11:54:35 Цитировать Имя

Какая интересная дискуссия развернулась! А все началось с моего нетактичного замечания, что картинка перед статьей недвусмысленно рекламирует Windows, что в контексте информатизации образования может вызвать у кого-то подозрения в недостаточной "равноудаленности" автора либо ресурса в целом...


Kenskin, 09.10.2008 11:39:11 Цитировать Имя

Цитата
Вуйко! пишет:
Я готов пробачити всі гріхи політикам/адміністраторам/ лиш би не спалили вдало зшиту курточку (свого часу не мав за що купити) Болонського процесу!

Болонський процес призначений тільки для освіти носіїв предметного знання, але за безкураторною схемою він перетворився на теренах України у фікцію.

Взагалі документи Болонського процесу досить аморфні, тому що вони були призначені до створення освітнього простору в межах Євросоюзу, але сам процес наштовхнувся на великий опір майже всіх країн Євросоюзу, тому там про цей процес навіть освітяни не всі чули...

Інструментальна, методологічна або ще як хочте її називайте, класична освіта, міркую собі, не здатна бути стандартизованою в більшості аспектів, зокрема, у методологічному, тому специфіка серйозної освітньої установи повинна залишатись на рівні авторитету диплома, тоді й мобільність, й ностріфікація будуть забезпечені краще, ніж за рахунок стандартізованого освітнього простору.


Kenskin, 09.10.2008 11:29:50 Цитировать Имя

Цитата
Вуйко! пишет:
Що і робить навчальний процесс, коли підлітки моментально оволоділи опціями мобільного телефону, не вникаючи в принципи(ірраціональне).
Розробники,починаючи з тамагочі, рухались навпаки--раціонально!

Я тут мало що зрозумів, але мені здається, що тут Ви стаєте на точку зору інструментальщика, який засуджує предметників. Так не можна, оскільки потрібні й ті, й ті... "Мамы всякие нужны, мамы разные важны..."


Вуйко!, 09.10.2008 10:42:35 Цитировать Имя

Цитата
Kenskin пишет:
Вказані науки ще пару десятиліть, не менше, будуть знаходитись у емпирічному, фактозбиральному періоді...


Як і медицина,яка впритул приблизилась до своєї таблиці Менделєєва!
Цитата
Kenskin пишет:
Вихід з положення я бачу у розділенні освіти на елітну та масову, але не за ознакою кішені, за ознакою розуму. Я розумію, що це мрія казкова, нездійсненна, але помріяти іноді так хочеться!

Я готов пробачити всі гріхи політикам/адміністраторам/ лиш би не спалили вдало зшиту курточку (свого часу не мав за що купити) Болонського процесу!
Бюрократи потрібні!Їх руками держава тягає каштани з ватри!


Вуйко!, 09.10.2008 10:34:55 Цитировать Имя

Дякую п.Kenskin`у за розуміння мого консерватизму!В усьому з Вами погоджуюсь і,не можу не уважати, предмет, який подарував цивілізації епюрю рейки(рельса)

Щоб щось поєднати, треба,спочатку ,добре роз'єднати! Від аналізу до синтезу;від синтезу до аналізу!Що і робить навчальний процесс, коли підлітки моментально оволоділи опціями мобільного телефону, не вникаючи в принципи(ірраціональне).
Розробники,починаючи з тамагочі, рухались навпаки--раціонально!
____________________________________
Вода в ступі кінчилась! Стаття п.Костя настільки грунтовна,що розберусь не раніше Покрови...Відхилитись від теми --пагубно!Мій ресурс "ні про що" вичерпався, бо не зміг детально вчитатись...Ми вже осуджували те,що не читали!Граблі у нас повинні бути в одному екземплярі!


Отзывы 1 - 10 из 19
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец


Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
АПК (16) 
Демография (89) 
День в истории (35) 
Здравоохранение (194) 
Книжный мир (16) 
Культура (342) 
Лица эпохи (143) 
Молодежная политика (127) 
Наука и технологии (268) 
Образование (537) 
Общество (445) 
Политика (1033) 
Право (337) 
Социология (115) 
Экология (44) 
Экономика (532) 
Энергетика (54) 

Загрузка...

ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Довгаль Олена Андріївна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА
Хан Хендрікс
Кермо в авто зникне через 15 років
Просмотров: 4

БИБЛИОТЕКА

Medical correction of disorders of urination after the transurethral resection of benign prostatic hyperplasia

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua