На главную страницу
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу






База знаний / Аналитика / Экономика

К вопросу о реформации – ассоциативные модели

Версия для печати Версия для печати

Бюрократы, в соответствии с демократической одой, рядятся в тогу наших друзей, точно и лучше нас знающих, что нам в данный момент необходимо

reformatio (лат) – исправление, восстановление

Актуализация проблемы

"Мы должны в человека вкладывать – начиная с рождения – воспитывать, давать образование, создавать условия для получения знаний, а затем обеспечивать рабочее место, на котором он способен содержать и себя, чтобы достойно жить, и свою семью", – отметил Президент Украины В.Ф.Янукович.

Хорошая декларация, только осуществление ее в условиях рыночной экономики силами государства неосуществимо в принципе. С другой стороны, контроль и некоторое регулирование, осуществимое государством даже в этих условиях, может способствовать и создавать возможности для достижения декларируемых целей.

Поскольку этого сейчас нет, и при стабилизации существующего положения не предвидится, нужны реформы практически во всех сферах существования общества. 

Состояние дел

Государственные реформы (реформы, связанные с изменением государственного аппарата) пока не будут нас интересовать, а вот почему не идут реформы в общественной сфере деятельности – весьма интересная и поучительная проблема.

Если присмотреться внимательно к тем реформаторским бумагам, которые достаточно много и в разных сферах "выпускает" Верховная Рада Украины, можно обнаружить, что все они пишутся так, будто не только регулятором, но и собственником сфер деятельности является государство. Иными словами, реформаторские законы и кодексы ориентированы не на существующее положение дел, но используют некие идеализированные модели, предполагающие, как минимум, общественную собственность на средства производства.

Поскольку примат частной собственности в этих законах лишь декларируется, но не учитывается в исполнительной части, указанные законы приводят пока лишь к ухудшению экономической картины в Украине.

Бодрые декларации членов парламентского большинства и других субъектов законотворчества о необходимости и о начале деятельности по проведению реформ, принятие так называемых реформаторских законов и кодексов ведут к дальнейшему потоплению экономического корабля Украины.

Ассоциативные модели процессов реформирования

1. Принимая модель судна, легко обнаружить увеличение числа и величины пробоин в его днище, так что спасательные пластыри и усиление работы откачивающих помп уже не спасают положения. Постановка корабля в сухой док невозможна по условию задачи, единственное спасение – посадка на мель с минимальными повреждениями для корпуса с последующим ремонтом основных участков корпуса и узлов ходовой системы. Приглашаемые на борт сторонние ремонтные бригады в первую очередь ищут то, что "плохо лежит", поэтому мы видим так много шлюпок, курсирующих между судном и берегом, идущих чаще пустыми к судну, но всегда нагруженными – от судна. Не менее интенсивно в этом хаотическом процессе участвуют и члены команды, либо руководящие процессом ремонта, либо исполняющие роль большевистских агитаторов в матросских кубриках. 

Представленная ассоциативная модель достаточно ярко и правдоподобно отражает текущее положение дел в деятельности украинского общества.

2. Реформирование можно представить процессом переезда из пункта А в пункт Б. Условия пункта А становятся такими, что делают невозможным комфортное существование даже наиболее обеспеченных слоев общества пункта А (например, украинского общества), потому что в означенном пункте и канализация не работает, и краны текут, и мусор месяцами не вывозят из-за отсутствия ресурсов (сломались мусоровозы, не подвезли топливо), в общем, страшно даже подумать, как запущен пункт А. И тут начинают циркулировать упорные слухи, что в пункте Б (пункт Б – светлое будущее, которое обязательно наступит, если…) – совсем другая картина. Там все просто "У_У_У", и туда надо ехать. Наши друзья (госаппарат, о реформировании которого мы договорились не говорить), которые заправляют всеми делами в пункте А, даже вызвались помочь с переездом (принять законы, кодексы и подзаконные акты), даже уговорили брать с собой только необходимое, и мы поехали на пикапчике (Рис.1). 

Рис.1.jpg

Наши друзья вздохнули с облегчением: "Процесс пошел". Но вместо пункта Б мы приезжаем с завидным и упорным постоянством в некую пересеченную, наполненную оврагами и оползнями местность, да еще по дороге с рытвинами, гололедом и боковыми уклонами. Мы обязательно и непременно сползаем к краю оврага и удерживаемся на самом краю (пока удерживаемся). Нас сопровождают наши друзья на своих шипованных быстроходных "меринах" и "бумерах" на полугусеничном ходу. В самый критический момент они даже предлагают свои услуги для продления агонии пикапчика (см. Рис.1)…

А ведь всего-то надо было разведать дорогу в пункт Б, да хорошенько разузнать, может, и там мусор держат «под ковром». Нет, ведь наши друзья нам всегда говорят только хорошее. Может, за последние лет сорок ни разу их хорошие слова не сбывались, но это же ерунда по сравнению с тем, что нас ждет, если слова сбудутся!…

Эта модель почти точно описывает реформирование украинского общества во всех сферах его существования и развития. Картина однообразна и повторяется рефреном от отрасли к отрасли. Особенно четко это заметно на примере реформирования высшего образования.

3. Наши друзья, те, что с завидным и упорным постоянством разрушали высшее образование, превратили, возможно, окончательно, профессуру и преподавателей в "напедрабов", теперь с большим воодушевлением предлагают нам тот самый пикапчик и дорогу в пункт Б (законопроект о высшем образовании). В качестве пункта Б нам подсовывают рекламные проспекты европейского и американского образования. Этот пункт легко виден с нашей горки (читатель, догадайтесь, почему мы пока еще на горке – К.П.). Достаточно надеть на высшее образование Украины (и это до сих пор возможно!) слаломные ботинки и соответствующие лыжи, хороший ветронепробиваемый костюм, применить соответствующую смазку, и наше высшее образование в течение года со свистом ворвется в пункт Б. Ан нет. Нам оставили латаные ботинки и старые деревянные лыжи для равнинного бега, при плюсовой температуре снабдили арктической смазкой, да еще и направили в обход, заставляя подниматься и спускаться с горок исключительно "лесенкой". При том количестве мокрого снега, что налип на лыжи, наше образование постоянно спотыкается, вывихивает и ломает ноги. Следует заметить, что даже на равнинных лыжах и в старых ботинках можно было бы проще простого преодолеть слаломную трассу, но наши друзья считают иначе, вот мы и преодолеваем непреодолимые трудности на совершенно ровном месте (это касается реформ во всех отраслях!).

Выводы

1. Государство – это виртуальная собственность общества. Такова декларация современной демократии. Продукцией государства является либо благополучие общества, либо его кризис. Принимая такой постулат, следует признать, что все государственные служащие суть лакеи общества. Мировая литература не знает примеров честных лакеев, от Бэрримора до Труффальдино, однако нечистота на руку лакеев компенсируется преданностью. Вряд ли можно позволять лакеям становиться общественными лидерами и представлять волю хозяина – общества.

2. Общество – это виртуальная собственность государства. Такой постулат более реален. В этом случае само государство является собственностью бюрократии, и представители бюрократии присваивают себе функции государственных, политических и общественных деятелей. Мало того, общественным деятелем может стать только тот, кто прошел школу государственной службы. Эти лица присваивают привилегию высказывать не только материальные запросы общества, но и представлять духовные и моральные интересы всего общества и его отдельных членов. Бюрократы, в соответствии с демократической одой, рядятся в тогу наших друзей, точно и лучше нас знающих, что нам в данный момент необходимо.

3. Может, пора уже избавляться от советов, рекомендаций, нравоучений и деклараций наших друзей и перейти к нормальным способам реформирования, через научные исследования, лабораторные и натурные эксперименты?

Наши друзья лишатся возможности сопровождения, но зато мы приобретем, разве нет?




| Количество показов: 929 |  Автор (привязка):  Пахотин Константин Константинович |  Голосов:  7 |  Рейтинг:  3.9 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:





Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (196) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (280) 
Образование (553) 
Общество (472) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (544) 
Энергетика (60) 

Загрузка...

ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Жугай Віталій Йосипович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Заселення Донеччини у ХVІ-ХVІІІ ст.

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua