На главную страницу
Фондовий ринок у грудні 2008
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу




Курсы валют

База знаний / Аналитика / Освіта

Математика: интеллектуальный инструмент или свет истины?

Версия для печати Версия для печати

Математик, который не есть отчасти поэт, не будет никогда подлинным математиком
Карл Вейерштрасс


Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась и что явилось причиной ее возникновения? Давайте поговорим обо всем этом

Часто можно прочесть, что математика возникла в глубокой древности из практических потребностей людей. По поводу древности математики никто спорить не будет, а вот что же побудило людей ею заниматься, существует и другое мнение. Согласно ему, математика, так же как и поэзия, живопись, музыка, театр и вообще – искусство, была вызвана к жизни духовными потребностями человека, его, быть может не до конца осознанным еще, стремлением к познанию красоты и глубины основ жизни: математика – это механизм соприкосновения с истиной.

В прежние времена, вплоть до конца ХІХ столетия, математикой занимались немногие. Сейчас ей посвящают жизнь десятки, а возможно, и сотни тысяч людей. Одних вдохновляет прикладной аспект математики, других – ее внутренняя красота и гармония, а третьих привлекает и то и другое.

«Красота? Какая может быть красота в математике? – недоуменно спросит ученик, не полюбивший еще этот предмет. – Искусство – это совсем другое дело!». И действительно, вспомним шекспировского Гамлета, его потрясение игрой актера, который «в вымышленной страсти так поднял дух свой до мечты…И все из-за чего? Из-за Гекубы? Что ему Гекуба, что он Гекубе, чтоб о ней рыдать?». Мы не удивляемся, что человека заставляет восхищаться и рыдать волшебная сила искусства.

Но послушаем рассказ другого человека, современника Шекспира, об истории своего открытия: «Восемь месяцев тому назад передо мной блеснул первый луч света, за три месяца увидел я день, и, наконец, совсем недавно я смог увидеть лучезарное солнце… Я похитил золотые сосуды египтян, чтобы создать из них храм моему божеству вдали от пределов Египта… Жребий брошен. Я пишу свою книгу. Прочтется ли она моими современниками или потомством – мне все равно – она найдет своего читателя. Разве Господь Бог не ждал шесть тысяч лет созерцателя своего творения?». Кто пишет это восторженное послание? И что произошло?

Пишет великий ученый, который всю жизнь характеризовал себя только одним словом – математик: «Mathematikus Johannes Kepler» – «Математик Иоганн Кеплер». Зрелище, представшее перед ним, - не театральные подмостки, а сама Вселенная, хранящая множество тайн. И одна из них в результате титанических усилий Кеплера вдруг открылась ему. Теперь она известна всему культурному миру как третий закон Кеплера: квадрат отношения периодов обращения двух планет равен кубу отношения длин больших полуосей их орбит. Можно спросить, вторя Гамлету: «Что ему орбиты, чтобы так ликовать?». Ответ находим у другого великого мыслителя, Альберта Эйнштейна: «Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки». Не всем дано испытать это счастье, этот восторг зрителя Мироздания и страсть творца, но их происхождение то же, что у актера, рыдающего о Гекубе: непостижимое свойство человека – стремление к познанию и восхищению гармонией.

Людей, для которых знание математики является профессиональной потребностью, с каждым годом становиться все больше. Но нужно ли учить математике всех? Сомнения в необходимости не только математического, но и более широкого, научного образования вообще время от времени высказываются в разнообразных дискуссиях как в Украине, так и за ее пределами. При этом считается, что обязательным для всех должно быть лишь гуманитарное образование. Один известный журналист, например, как-то сказал: «Каким только мусором не забивали нам голову учителя! Что, какая часть того, чем мучили нас учителя и мучают теперь наших детей, сгодилась нам в жизни, для дела, для любви?». Нетрудно догадаться, что под «мучителями» он подразумевал, прежде всего, учителя математики.

Но нет отдельной гуманитарной культуры. Есть общечеловеческая культура, и едва ли не основным звеном в ней являются достижения науки. Невозможно рассматривать историю человечества только как историю царей и полководцев, войн, революций и реформ, не затрагивая истории Культуры, истории Идей, высших взлетов Разума.

На вопрос «для чего изучают математику?» замечательно ответил еще в ХІІІ в. английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».

Отметим и еще одну, особую роль математики как дисциплины, развивающей интеллектуальные и творческие способности человека. Лучшего средства для их совершенствования пока не найдено.

«Математика играет весьма существенную роль в формировании нашего духовного облика. Занятие математикой – подобно мифотворчеству, литературе или музыке – это одна из наиболее присущих человеку областей его творческой деятельности, в которой проявляется его человеческая сущность, стремление к интеллектуальной сфере жизни, являющейся одним из проявлений мировой гармонии». Герман Вейль.

Валентина Коневская,
учитель-методист по математике физико-технического лицея г. Херсона


Литература

Литвинский П.А. Условия развития математических талантов. //Народное образование. – 1992 - №9/10.
Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
Метельский Н.В. Пути совершенствования обучения математике. – Минск: Университетское, 1989.
Педагогика: Большая современная энциклопедия. /Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: “Соврем. слово”, 2005.
Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. – М.: Науч. издательство “Большая Российская энциклопедия”, 1999. – Т2.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976.
Теплов Б.М. Способности и одарённость. – М., 1961.
Хинчин А.Я. Педагогические статьи. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963.
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во “Барс”, 1997.
Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа с Microsoft Office 2000. – СПб.: Издательство “Питер”, 2000.


| Количество показов: 124 |  Автор:  Валентина Коневская |  Голосов:  9 |  Рейтинг:  4.01 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Kenskin, 20.11.2008 23:45:35 Цитировать Имя

Неплохой панегирик математике.
Прочел с удовольствием...
Ответа на поставленный в заголовке вопрос не получил от автора. Цитат много, но:

Цитата
Математика: интеллектуальный инструмент или свет истины?



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
Видатні особистості (33) 
Демографія (7) 
Екологія (7) 
Економіка (180) 
Енергетика (8) 
Культура (107) 
Молодіжна політика (4) 
Наукові дослідження (38) 
Освіта (158) 
Охорона здоров'я (98) 
Політика та суспільство (410) 

ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Найдюк Юрій Григорович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Мінеральні ресурси та добувна промисловість країн світу: США

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»


© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua