www.experts.in.ua

Русский  |  Українська

Регистрация  |  Логин:


Пароль:


запомнить



Портрет регіону

Опис проекту: мета, задачі, механізм реалізації


Боротьба з туберкульозом в Україні

По запиту Національної ради із захисту прав та безпеки


Аналіз Проблемної карти України

Результати першого етапу проекту

Головна

Події

Дайджест ЗМІ

Аналітика

Проекти

Опитування

Регіони

Форум

Експерти

Прогноз експерта

Бібліотека

Партнери

Про портал

Офф-лайн

Фотоархів

Контакти

Відгуки

Посилання

...

Рубрики

Економіка

Політика

Освіта

Охорона здоров'я

Володимир Бахрушин

Доступ закрыт ...

Отзывы


Микола Мартиненко

- Я хочу підкреслити: експертна думка - дуже важлива

Доступ открыт ...


Наталія Шульга

Теорія Дарвіна чи креаціонізм?

Доступ открыт ...

Головна  /  Дайджест ЗМІ

Лучше Рады может быть только Рада…

Політика   27.04.06  |  «ForUm»

Подшефная Литвину Верховная Рада, последнюю сессию которой вчера он закрыл, а вместе с ней и летопись президентско-парламентской республики, и свою как депутата и спикера, была, по его словам, лучшей из всех существовавших доселе в плане законотворчества. По крайней мере, в количественном его измерении.

 

По словам Литвина, ушедшему парламенту, учитывая принятие законопроектов, приходилось вмешиваться и в вопросы внешней политики, «кое-что в ней исправлять», и более того, в критические моменты брать на себя функцию реализации вопросов внешней политики Украины.

 

Говоря о двух избирательных кампаниях, которые прошли в Украине за время каденции нынешнего состава парламента, председатель ВРУ отметил, что «в оценке роли парламента во время президентской кампании у нас пока что не пошли дальше общеизвестного утверждения – он (парламент – ред.) спас от гражданского конфликта».

 

По словам спикера, в ходе президентской кампании не могли быть приняты решения, отличающиеся от тех, которые были приняты Верховной Радой на президентских выборах. Тогда Украину, по словам Литвина, изолировали от мира, и если бы ситуация не изменилась, «совсем иначе выглядела бы расстановка сил в следующем парламенте. Так что сегодня кое-кому надо благодарить за это, а не заниматься поиском врагов».

 

Племя новоиспеченных депутатов так не сумеет, уверен спикер. К тому же, за его предположением, они не будут выполнять все свои предвыборные обещания. Литвин отметил, что депутатов нынешнего созыва Верховной Рады в новом парламенте «быстро забудут, а будут помнить только портфели».

 

Поднятие вопросов: реабилитации ОУН-УПА, статуса русского языка, интеграции в НАТО и многие другие, которые были краеугольными камнями той или иной политической силы во время выборов политическими партиями во время избирательной кампании -не что иное, как «предвыборная риторика, и никто не собирается выполнять свои обязательства». Литвин, по его собственным словам, говорил представителям политических сил, которые отстаивают придание русскому языку статуса государственного: «Вы никогда не реализуете свою позицию, никогда. Вы о ней скорее забудете, вы будете заигрывать с Европой, будете заигрывать с НАТО, будете пытаться заигрывать с Россией». «Более того, я прогнозирую, что это будет та политика, которую проводил Леонид Кучма, но в другом измерении, потому что это уже будет копия, …а копия всегда хуже оригинала», - подрезюмировал Литвин.

 

Что касается самого «интимного» вопроса - создания коалиции, то спикер сказал, что «не хотел бы высказывать свое видение и давать свои оценки», но отметил при этом, что если бы в парламенте была создана коалиция на базе «Нашей Украины» и Партии регионов, то «это внесло бы определенную стабильность в парламент и Кабинет Министров, но вначале нивелировало бы рейтинг как «Нашей Украины», так и «Регионов».

 

Прогнозы Литвина относительно правительства оптимизмом не отличались. Оно просуществует полгода, если не узурпирует власть и руководство парламентом. Кроме того, по его мнению, новому правительству придется принять ряд непопулярных решений. В частности, идет речь о поднятии тарифов, вследствие чего вырастут цены на товары и услуги. Если это случится, то правительство сделает попытки «отпустить» валюту или проводить дальнейшую ревальвацию, чтобы сократить инфляцию, считает Литвин.

 

Он также не исключает, что может подняться вопрос о необходимости пересмотра Государственного бюджета. «А общество, люди не выдержат таких процессов, поскольку вспомнят о тех щедрых социальных обещаниях, которые звучали. Таким образом, это приведет к тому, что коалиция будет переформатироваться в угоду самосохранения парламента», - сказал Литвин.

 

Будущее страны в целом Литвин видит в мрачноватых тонах. Он убежден, что в нынешних политических обстоятельствах есть два сценария развития страны: распад государства или установление диктатуры. При этом первый вариант, по словам спикера, более вероятен. По его мнению, «пока что не просматривается диктатор, хотя существует очень много желающих занять это место».


Такой вывод уже экс-спикер сделал из решения Луганского областного совет о предоставлении русскому языку статуса регионального и отсутствие реакции на него. Уже сегодня можно прогнозировать, какие решения могут приниматься местными советами в противоположном регионе Украины, считает Литвин. Он также прогнозирует, что подобные решения могут повлечь цепную реакцию: «Это является свидетельством того, что у нас усиливаются тенденции к фрагментизации и расползанию страны, а это не невинная забава». 

 

Комментарии 

 

Николай Круглов,  Народный депутат, фракция «Регионы Украины»:

 

Я думаю, к заслугам ушедшей ВРУ, которые назвал спикер, трудно что-то добавить. Литвин руководствовался официальной статистикой касательно количества принятых законопроектов, а противоречить статистике невозможно. Что касается качества законопроектов, то оценка их может быть разной. На нее влияет и политическая окраска.

 

Мы все прекрасно понимаем, что ВРУ и четвертого, и пятого созыва, не сможет полностью удовлетворить запросы общества, потому что они на сегодняшний день многовекторные. Сначала надо достичь консенсуса в самом обществе, если он будет, тогда парламентариям легче будет решать вопросы. Несогласие в обществе переносится на ВРУ. Это главная задача, которую нам до сих пор не удалось решить. Дай Бог, чтобы следующий парламент справился с этой задачей.

 

Разговоры о том, что следующий парламент будет хуже, обусловлены обидами, тех, кто не прошел. Не будет он хуже. Он также будет принимать множество законопроектов, но это не главное. Главное, сможет ли парламент, избранный по партийному принципу, попытаться все-таки увидеть согласие в обществе и построить его в стенах ВРУ.

 

Ольга Гинзбург, Экс-депутат Украины, фракция КПУ:

 

Мне, как экс-депутату мажоритарщику, кажется, что ВРУ четвертого созыва работала очень производительно, потому что на ее судьбу, в том числе, выпала передача президентской власти. Это было не просто. Владимир Михайлович сделал очень много, сумел как-то удержать ситуацию. Вряд ли кто-то другой сумел бы сделать лучше. Я считаю, что Рада работала на полную мощность, несмотря на трудное время, на которое пришлась ее каденция.

 

Самый главный ее результат – прохождение конституционной реформы и закона «О выборах». Мы впервые избрали депутатов по партийным спискам и увидели, что что-то с этим законом не то. Недосмотрели, нужно было закрепить депутатов по округам, чтобы была какая-то привязанность к избирателям.

 

Думаю, что новая Рада будет хуже, и что она не будет долго работать. Силы, которые прошли в ВРУ, не выдержат ответственности, которая на них положена.

Я не прошла в ВРУ, но мне поступают предложения. Работы для меня всегда хватало.

 

Тарас Стецькив,  экс-депутат Украины:

 

Каждая лягушка хвалит свое болото, поэтому Литвин должен рассказывать о ВРУ четвертого созыва, как о самой лучшей из всех предыдущих, поскольку он ее возглавлял.

 

По моему мнению, было две Рады, которые выделялись среди других: ВРУ созыва 1990 года и, в действительности, ВРУ 2002 года созыва. Эти две Рады существенно выигрывали среди других и по качественному составу, и по судьбоносности принятых решений, в первую очередь, по сравнению с Радами 1994 и 1998 годов созыва. Самой слабой Рада была третьего созыва. А первую и четвертую можно поставить рядом. Возможно потому, что на их миссию выпал – провал союзного договора и принятия Акта о независимости Украины (Рада первого созыва), а Рада четвертого созыва сыграла существенную роль в событиях оранжевой революции в декабре. Она приняла пакетное голосование, разрешившее политический кризис, который мог обостриться и стать неконтролируемым. Я думаю, целый ряд законов, принятые ВРУ, были достаточно качественными, хотя хватало популистских, особенно в последний год каденции. По количеству принятых законов эта Рада действительно лидирует. Для качественной оценки этих законопроектов нужен скрупулезный анализ. Был целый ряд инициатив, которые стали законами - и в области налогообложения, и в области принятия законов, которые устанавливали правила конкуренции, но и было много политических законов. Нужно хорошо исследовать то, какого влияния от принятых законов было больше на страну – положительного или отрицательного.

 

Рада пятого созыва, на мой взгляд, будет хуже, особенно относительно качества ее состава. Но не подумайте, что я не угодил в парламент и поэтому критикую ее. В списках мегаблоков, которые прошли в парламент, после седьмого десятка депутатов значатся такие люди, которые, мягко говоря, не готовы к своей новой миссии, не являются политиками всеукраинского калибра. Там можно встретить секретарш, водителей, охранников финансовых мешков этих политических сил. Блоки, которые прошли в парламент на харизме своих лидеров, не способны обеспечить такое качество депутатского корпуса, которое нужно для полноценной работы ВРУ. При предыдущей системе половина депутатов избирались в мажоритарных округах и создавали конкуренцию друг другу, поэтому в Раду проходили более качественные депутаты. В эту Раду прошло много непрофессионалов, поэтому ее состав будет несколько более серым. Это одна причина. Усилит эффект – наличие императивного мандата. Роль депутатов, за исключением отдельных личностей, в этом парламенте будет снивелирована. Придется голосовать так, как будут требовать партийные боссы. Эти два обстоятельства сделают депутатов пятого созыва немножко хуже своих предшественников.

 

Лично я еще не определился, чем буду заниматься. Я никуда не спешу. Сначала нужно посмотреть как сложится ситуация на всеукраинском и региональном уровне. Если моя голова будет кем-то востребована и мне это будет интересно - я приму предложение. Если умные председатели не будут нужны, то предложений не будет. В любом случае политический процесс будет продолжаться. Мне кажется, что совсем скоро, установившееся сегодня, через несколько месяцев будет переформатировано. Мы будем иметь достаточно серьезное изменение всего политического спектра. При чем это касается, как политических структур, которые прошли в парламент, так и тех, кто не прошел. Уже к осени могут сложиться такие условия, которые повлияют на возникновение новых политических проектов. Поэтому, пока еще, мы за этим процессом будем просто наблюдать.

 

Андрей Шкиль, народный депутат, фракция БЮТ:

 

Действительно Верховная Рада Украины IV созыва приняла больше всего законов, Литвин в этом не ошибся, но их качество не всегда отвечало требованиям времени. Что касается Верховной Рады нового созыва, то, естественно, она будет отличаться от предыдущей, но уверен, не в худшую сторону.

 

Владимир Малинкович,  политолог, директор Украинского филиала Международного института гуманитарно-политических исследований:

 

На мой взгляд, ушедшая Рада сделала очень важное дело - приняла закон об изменении в Конституцию и таким образом открыла новый этап в развитии политической демократии в Украине. Это ее заслуга, но заслуга не осознанная. Потому что решение было принято под давлением обстоятельств. Тем не менее, это очень важное решение, меняющее ситуацию в стране. В то же время, Рада вела себя далеко не адекватно. Одной из проблем Рады было то, что она принимала нелегитимные решения, в частности тогда, когда наряду с политической реформой проголосовала за целый ряд решений, которые она не в праве была принимать. То есть, таким образом, положительные достижения уравниваются негативом.

 

Вчера Литвин в выступлении сетовал на судьбу и говорил о недостатках избирательной системы и политической жизни, при этом он должен был сетовать сам на себя, потому что именно он открыл период принятия не правовых решений, в результате чего его партия и пострадала на этих выборах. Если действительно у нее голоса забрали, в чем я лично сомневаюсь. В целом, конечно, работа этой Рады была очень острой и напряженной. Именно во время работы этого состава Рады нормой стало использование блокады трибуны, как средства борьбы против большинства в парламенте. В этой же Раде, как никогда прежде, отмечались перебежки депутатов из одной фракции в другую. Сначала по направлению - от оппозиции власти Кучмы в сторону Партии Регионов и других союзных Кучме партий, а потом, после поражения режима Кучмы, отмечался обратный отток с такой же скоростью в партии Литвина, БЮТ, НСНУ. Наши депутаты в этой Раде продемонстрировали политическую бессовестность, меняя свои убеждения как перчатки. Это характерная черта и недостаток нашей политической системы. В тоже время, были приняты целый ряд законов, как хороших и нужных стране, так и вредных. В частности хорошо, что приняты кодексы, но плохо, что в ряде кодексов ущемляются права граждан, в частности русскоязычных.

 

Я надеюсь, что следующая Рада, хотя там будет масса проблем, будет избавлена от таких массовых перебежек. Во-первых. А во-вторых, я думаю, в новом составе Рады сложится и получит оформленные законом права оппозиция. Если это случится, мы сделаем важный шаг в направлении к демократии.

 

Литвин, конечно, не восторге от будущей Рады, поскольку его там не будет. Он абсолютно не объективен. Он значительную часть своего выступления, которое должно было быть посвящено деятельности Рады, посвятил самому себе. Оправдывал свое поведение, рассказывал, как он себя видит со стороны. Он смотрел на себя глазами историка, которым он является, но вряд ли вправе оценивать свои собственные поступки. Новая Рада не такая страшная, как он ее нарисовал. Я не согласен с его словами о том, что страну ждет либо диктатура, либо развал. Но, безусловно, нас ждут интересные времена.


: http://www.for-ua.com/comments/2006/04/27/082209.html

Назад  | 

Новини

04.05.06  |  Всеукраїнська експертна мережа

Україна буде платити за членство в НАТО

04.05.06  |  Всеукраїнська експертна мережа

Кабмін хоче поліпшити репродуктивне здоров'я нації

04.05.06  |  Всеукраїнська експертна мережа

Лікарняний лист - загроза для українців

04.05.06  |  Освітній портал

На Волині облаштовується сім пунктів незалежного оцінювання випускників

04.05.06  |  Всеукраїнська експертна мережа

Аутсайдери вирішили об'єднатися

04.05.06  |  Всеукраїнська експертна мережа

Україна впритул взялася за ЄС і СОТ

...


Розробка і підтримка – Центр інтелектуальних ресурсів і технологій.
Всі права захищені. Використання матеріалів порталу дозволяється за умови посилання (для Інтернет-видань – гіперпосилання) на www.experts.in.ua

Редакція порталу "Всеукраїнська експертна мережа" може не поділяти думку автора публікації. Відповідальність за достовірність фактів, наведених в публікації, несе її автор

Україна, Київ, 01001, вул. Костьольна 4, оф. 8
Тел: +38 (044) 494-24-61, Факс: +38 (044) 494-24-62
E-mail: