www.experts.in.ua

Русский  |  Українська

Регистрация  |  Логин:


Пароль:


запомнить



Портрет регіону

Опис проекту: мета, задачі, механізм реалізації


Боротьба з туберкульозом в Україні

На запит Всеукраїнської ради із захисту прав та безпеки


Аналіз Проблемної карти України

Результати першого етапу проекту

Головна

Події

Дайджест ЗМІ

Аналітика

Проекти

Опитування

Регіони

Форум

Експерти

Прогноз експерта

Бібліотека

Партнери

Про портал

Офф-лайн

Фотоархів

Контакти

Відгуки

Посилання

...

Рубрики

Економіка

Політика

Освіта

Охорона здоров'я

Федір Левченко

Доступ закрыт ...

Отзывы


Микола Ожеван

- Є такий знаменитий вислів про "первый блин"...

Доступ открыт ...


Олександра Кужель

"Криворіжсталь" реприватизують вдруге?

Доступ открыт ...

Головна  /  Дайджест ЗМІ

Пишите вместе с детьми

Освіта   05.05.06  |  s-cool.ru  |  Андрей Гусев

Много сказано и много написано об одной из самых животрепещущих проблем методики преподавания русского языка – проблеме обучения ребенка написанию сочинения.

 

Особенно трудны первые шаги, когда данный вид работы не знаком ученику, когда его устная речь, и без того скудная и корявая, натыкается на многочисленные орфографические препятствия и никак не желает переходить в письменную, когда детская фантазия скована бедностью выразительных средств, а страх перед новым видом деятельности пресекает малейшие попытки проявить самостоятельность.


Существуют разные методические разработки по преодолению данных трудностей и закладки фундамента письменной речевой деятельности ребенка. Мне же в своей статье хочется рассказать еще об одном таком способе.

Он появился в моем арсенале совершенно неожиданно. Я долгое время занимался с одним учеником шестого класса. Нашей общей задачей было написание различных видов сочинений. Мальчик, от природы грамотный, умный, очень способный к математике, никак не мог настроиться на работу. Сочинения у него либо получались бессвязные, либо не получались совсем. Главное, он сам не очень понимал, зачем эта работа вообще ему нужна.

Наши занятия проходили скучно и малоэффективно. Вдруг неожиданно для себя самого, видя, как ребенок мучается, я предложил ему такую игру: писать сочинение вместе, но по очереди. Одно предложение я, второе – он. Занятие прошло гораздо результативнее.

Конечно, большую часть сочинения написал я, ученик в основном отписывался, но, по крайней мере, работа прошла интересно. На следующих занятиях мы продолжили наш эксперимент. И что же? Кривая эффективности работы неумолимо пошла вверх. Мальчик начал увереннее себя чувствовать, переборол страх и начал самостоятельно писать.

Самое любопытное заключалось в том, что первые три – четыре совместных сочинения были похожи на первое: я был ведущим, выстраивал сюжетную линию, ученик же в основном отписывался, оперируя короткими не влияющими на развитие сюжета предложениями. Но потом ситуация в корне переменилась. Мальчик в очередном сочинении перехватил у меня инициативу. Теперь уже я стал отписываться, а он сочинять. После этого наша работа стала выглядеть следующим образом. Я начинал сочинение, доводил его приблизительно до середины, а затем «сдавался» возникающей инициативе ребенка.

Постепенно инициатива росла, и вскоре мы поменялись ролями. Ученик начинал работу, выстраивал сюжет, описывал героев, доводил сочинение до логического завершения, а я отписывался, занимаясь большей частью эстетической стороной работы.

Убедившись в эффективности данного приема в режиме репетиторства (индивидуальной работы), я решил перенести его на школу и проверить в режиме классно-урочной системы.

В пятом классе очень часто встречаются такие задания, как описание сюжетной картинки учебника или придумывание рассказа по ней. Вот по одной из таких картинок мы совместно с классом и придумывали рассказ. Работа строилась по довольно простой схеме.

Учитель записывает первое вводное предложение на доске. Ученики его списывают и отвечают своим, соответствующим картинке и являющимся продолжением данного. На эту работу дается минуты две – три. После учитель выслушивает нескольких учеников, желательно всех, но достаточно десяти – пятнадцати, записывает на доску усредненный вариант и отвечает новым предложением. Дети, у которых возникли проблемы при составлении собственного предложения, могут списать его с доски. На предложение учителя ученики снова отвечают своим. Таким образом, делая, как в шахматах, последовательные ходы – придумывая и записывая предложения, дети совместно с учителем выстраивают текст.

У такой работы много преимуществ. Во-первых, дети чувствуют себя раскрепощено, ведь работа коллективная и никто им не поставит плохую оценку за возможные ошибки. Во-вторых, у детей есть возможность высказывать свои свежие идеи вслух, выставляя их на всеобщее обозрение и мгновенную оценку учителя. Это снимает напряженность. Например, если на начальном этапе работы читают свои работы пять – десять учеников, то к концу желающих становится намного больше. В-третьих, если не знаешь, что писать, можно воспользоваться подсказкой, записать ее и запомнить. В-четвертых, учитель становится с детьми на одну плоскость. Он такой же непосредственный участник процесса, как и дети, он так же, как они, мучается над сочинением. Ведь невозможно заранее заготовить все нечетные предложения – детские варианты, пусть и усредненные, бывают подчас весьма неожиданными. Поэтому учитель сочиняет вживую, придумывая на ходу, на глазах своих учеников, показывая тем самым живой пример работы над сочинением. Такой пример важен не только в обучающем, но еще и в психологическом плане. Ученики чувствуют, что они и учитель – одна команда, решающая одну общую задачу.

В пятом классе дети еще не настолько хорошо владеют письменной речью, чтобы легко и свободно писать даже самые короткие и простые сочинения, поэтому данный прием пошагового совместного написания работы для них очень важен. Актуален, я думаю, он будет и в начальной школе, где закладывается фундамент речевого развития ребенка, актуален и в более старших классах – 6, 7. На уровне репетиторства - вообще универсален, ведь речевое развитие, как и любое другое, границ не имеет.

Чтобы научить ребенка успешно писать сочинения, надо его раскрепостить и дать ему почувствовать удовольствие от этой работы. Данный прием интересен тем, что создает атмосферу совместного творчества с учителем, внутренне раскрепощает, учит ученика связывать предложения в единый текст. А уж если сам текст получается веселым, то удовольствие на уроке ребенок получит обязательно.


: http://www.s-cool.ru/article257.html

Назад  | 

Новини

17.05.06  |  Всеукраїнська експертна мережа

Росію не приймуть до СОТ через Молдову

17.05.06  |  Всеукраїнська експертна мережа

Президенту хочуть “пришити” новий орган

17.05.06  |  Інтерфакс-Україна

На черговому засіданні глав урядів країн СНД у Душанбе Україну представить віце-прем'єр Мельник

17.05.06  |  Всеукраїнська експертна мережа

АМКУ вважає, що "Нафтогазу" не повинен заважати новий Закон про держзакупівлі

17.05.06  |  Всеукраїнська експертна мережа

Україна заборонила ввіз м'яса з Нової Зеландії

17.05.06  |  Всеукраїнська експертна мережа

Виявлено білок, що стимулює відновлення зорового нерва

...


Розробка і підтримка – Центр інтелектуальних ресурсів і технологій.
Всі права захищені. Використання матеріалів порталу дозволяється за умови посилання (для Інтернет-видань – гіперпосилання) на www.experts.in.ua

Редакція порталу "Всеукраїнська експертна мережа" може не поділяти думку автора публікації. Відповідальність за достовірність фактів, наведених в публікації, несе її автор

Україна, Київ, 01001, вул. Костьольна 4, оф. 8
Тел: +38 (044) 494-24-61, Факс: +38 (044) 494-24-62
E-mail: