На главную страницу
Положення про ВГНО "Експерти України"
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

От редактора
Правила портала
Защита интеллектуальной
собственности
Новости
Анонсы
Дайджест СМИ
Дайджест TV
Поиск

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу


Курсы валют

Янукович уходит в тень

Версия для печати Версия для печати

21.12.2007 11:22:59 | Ксения Сокульская 

Рано или поздно партии, оказавшиеся вдали от коалиционных дел, вынуждены признать: они - в оппозиции. Так уж сложилось, что за пределами большинства в нынешней Раде очутилась чуть ли не половина парламента. И Виктор Янукович, лидер крупнейшей фракции меньшинства, придумал, чем занять лишившихся власти соратников. Нужно создать теневое правительство.

Скамейка запасных

Идея о создании правительства-дублера - не самая свежая. По большому счету, в этом Виктор Федорович решил опираться на ведущий мировой опыт. А в некоторых странах действительно, теневой кабинет - это не новость.

В большинстве случаев под "правительством в тени" подразумевается альтернативный Кабмин, создаваемый оппозиционной партией в противовес реально существующему. Но создаваемый не на ровном месте, а с четким прицелом на скорейший приход к власти.

Одной из главных черт политических систем, для которых "тень" характерна - "малопартийность". Чаще всего речь идет о странах, которыми попеременно управляют две-три партии. Именно поэтому для политических сил, которые все равно с завидной регулярностью сменяют друг друга у властного "руля", логично заранее подготовиться к переходу в другой статус.

Исторически так сложилось, что теневое правительство возглавляет лидер крупнейшей партии среди проигравших очередной этап парламентской гонки. Чаще всего, когда фортуна разворачивается к аутсайдерам лицом, именно этот человек становится премьер-министром. Члены теневого кабинета - это обычно самые рейтинговые политики оппозиционной силы. В отличие от партии победителей, которые (в теории) должны формировать правительство из числа профессионалов в каждой конкретной области, цель "теневиков" - не дать забыть про них в перерыве между выборами. Соответственно, чем известнее лица альтернативных министров, тем родной партии и полезнее. Само собой, ротация правительств не предполагает обязательную и непременную раздачу министерских портфелей именно в те руки, которые мечтали о них в тени.

Основная цель теневых министров - выжидание и дележ потенциальных должностей. Основная функция - практическая подготовка к выполнению властных функций, в том числе - и разработка комплекса альтернативных политических решений. Поэтому "теневики" могут часто и со вкусом критиковать действующих министров. Во многом "работа у них такая" - быть своего рода "полицией правительственных нравов".

При двухпартийных "раскладах" деятельность теневого кабинета логична и предсказуема, но, когда речь заходит о нескольких оппозиционных партиях, то "дележ шкуры неубитого медведя", характерный для слабо консолидированных правящих коалиций, происходит и внутри меньшинства. В странах, которые не "страдают" традиционно жесткой партийной дисциплиной, на почве раздела возможных должностей нередки переходы из фракции во фракцию за лучшим постом, и даже превентивное исключение из оных. Все то же, что и в реальных правительствах, только "в тени" и без власти.

Совсем неофициальные властелины мира

Нельзя сказать, что практика формирования теневых правительств так уж повсеместно распространена. По большому счету, она характерна для парламентских республик.

Самым ярким примером обязательной и эффективно работающей тени является парламент Великобритании. Именно там члены "запасного" кабинета официально именуются "Оппозицией, лояльной ее величеству" - оппозиция "в законе", проще говоря. Или "конструктивная", как ее любят именовать в Украине.

Кроме туманного Альбиона правительства-дублеры есть в некоторых странах, часть из которых - британские доминионы, которые переняли у "материнского" государства ее так называемую "вестминстерскую" политическую систему (например, Австралия или Канада) или бывшие и нынешние составные части собственно Соединенного Королевства (Ирландия и Шотландия). Из стран, которые не вписываются в границы Британского Содружества, игрой в тень "развлекают" себя оппозиционеры Франции (в настоящее время этим живет Социалистическая партия) и Япония. Из соседей Украины своя "тень" есть у польских депутатов, да и россияне о ней периодически поговаривали, пока не оказалось, что в Думе такое масштабное большинство, что оппозиции и развернуться-то некуда.

Как уже упоминалось, "самое-самое" теневое правительство - у англичан. Даже лидера "официальной" оппозиции ее величества формально утверждает королева. Функции английских "теневиков": контролировать реально правящий Кабинет, по необходимости критиковать и по возможности предлагать альтернативные варианты решений (законопроектов в том числе). Вот уже десять лет в английской "тени" находятся консерваторы. Нынешним лидером политической силы с 2005 является Дэвид Кэмерон, который до того, как возглавил партию, уже был теневым министром образования.

В последнее время активность британских оппозиционеров возросла. Дэвид Кэмерон уже прочит скорейшую политическую "смерть" правительству лейбориста Гордона Брауна и вовсю предлагает свои версии законопроектов, которые должны ограничить миграцию из-за пределов Европейского союза, реформировать школьное образование и облегчить участь предпринимателей. Кроме того, лидер тори ведет достаточно агрессивную внешнюю политику. Из последних громких его заявлений: предложение увеличить военный контингент в Сербии, чтобы минимизировать влияние России на Косово. Но, как бы то ни было, все, что сейчас могут делать "теневики" - предлагать и популяризировать свои идеи в расчете на успех на следующих выборах. Как править - все равно решает реальное правительство.

Давние "темные" планы

Сейчас наше реальное правительство только присматривается: как бы его поуспешнее поуправлять. А свежеиспеченный лидер оппозиции не расспространяется о том, что апологетами идеи внедрения теневых правительств в далеком 2002 году были сторонники Юлии Тимошенко. Тогда, когда выяснилось, что, несмотря на вменяемый успех БЮТ на выборах и впечатляющий - "Нашей Украины", после передела депутатов-мажоритарщиков без пяти минут победители вдруг вернулись в оппозицию к провластному блоку "За ЕдУ", и заговорили активно о новом варианте контроля над правительством.

Как это часто случается - не сложилось (хотя уже успели даже портфели разделить). Поговорили, поспорили, политологи рассказали, что общество не готово, власть не хочет, а политическая система не рассчитана. И забылось.

Следующее активное пришествие "теневых" идей - 2006 год, а инициаторами выступили практически одновременно НСНУ и ПР. Но, после неожиданного появления на свет "коалиции национального единства" выяснилось, "тень" готовили для новой старой оппозиции, которой тут же снова захотелось хоть как-то повлиять на ситуацию. И социалистически-региональная власть даже согласилась на написание закона об оппозиции, который в первом чтении приняли в январе 2007 года. Словосочетание "оппозиционное правительство" там тоже встречается, но второе чтение в ближайшее время закон не ждет - потенциальные "теневики" хотят его переделать (сколько оппозиций - столько и новых версий потенциального закона, получается).

Театр теней

И вот теперь "регионалы" снова вернулись к старой доброй идее. Идее в Украине всерьез дискредитированной, которая давно из проектов перешла в категорию вечных прожектов. Внедрить практику создания теневого кабинета можно, хотя Конституция такого понятия не знает, большинство законов - тоже, как и регламент Верховной рады (а "теневики" - это в большинстве случаев и в большинстве стран как-никак парламентарии). Говорить о том, что в той же Великобритании специальных законов тоже нет - бессмысленно, у британцев и конституции в стандартном понимании этого слова нет, а деятельность правящей и оппозиционной партий регламентируется "по старинке". Только этой "по старинке" несколько сотен лет, а не полтора десятилетия.

Да и жесткость британской системы связана с тем, что основных партии две, и варианта правительств тоже два. А вот у нас возможны и варианты. Руководитель политических программ Украинского центра независимых политических исследований Светлана Конончук считает, что "свое" теневое правительство может создать любая партия: "Теневое правительство - это своего рода способ реализации кадровой политики, когда политическая сила (даже не парламентская) заранее определяется с тем, кто из ее представителей какой пост может занять в прототипе правительства".

Таким образом, основная функция "теневиков" - разобраться, кто чем может заниматься. Подобные структуры может создать любая партия, может и не создавать, а просто делить будущие портфели или делегировать отраслевые полномочия конкретным людям, не называя процесс громкими словами.

Идеальной формой использования теневого правительствования для Украины могла бы стать ситуация, когда каждая партия могла бы при необходимости представить свой потенциальный кабинет и обосновать, кто, почему и для чего в него входит. Тогда и избирателям было бы намного легче определяться с выбором.

Но проблема в том, что для давно существующих партий стран развитой демократии характерны не только идеологические особенности, отличающие их от соперников, но и конкретные методы решения задач. И когда в той же Британии к власти приходят лейбористы, сразу становится ясным, каким политическим курсом двинется страна. А для Украины, где программы партий редко читаются после того, как напишутся, а разные "пункты" бюллетеня редко когда могут объяснить, чем их политическая платформа отличается от "соседей" по списку, такая перспектива заманчива, но трудно реализуема. Посему до тех пор, пока нашей стране не сформируется полноценная партийная система, формирование теневых кабинетов, какую бы пользу не сулила идея, будет, скорее, красивым жестом. Но части Партии регионов захотелось этих красивых фраз и чуть больше полномочий, чем "рядовой" оппозиции.

Сторонников у Януковича в благом стремлении контролировать конкурентов именуясь "правительством" откровенно маловато. Идею слабо поддержали даже в "родной партии". Так, например, Владимир Рыбак предложил просто создать неформальное депутатское объединение - генератор альтернативных идей: "Мы будем генерировать идеи и выкладывать их в открытый доступ. Если правительству будет нужно - оно само их возьмет. А так, чтоб специально вносить на их рассмотрение какие-то наработки, - этого мы делать не собираемся". Да и главы других "меньших" фракций Владимир Литвин и Петр Симоненко вскоре после громкого заявления оппозиционного лидера дружно открестились от заманчивой перспективы. "Я категорически против его (теневого правительства - "Подробности") создания", - заявил лидер коммунистов Петр Симоненко. А Литвин оказался даже более категоричен: "Кроме разговоров, в этом теневом правительстве ничего не будет".

Практика предыдущих лет показывает, что, скорее всего, кроме разговоров вообще ничего не будет, включая и сам пресловутый теневой кабинет. Зато возможность попиариться лишний раз оппозицией будет использована на все сто: как не крути, сама по себе мысль красивая, да и ссылка на успешную мировую практику добавляет активным сторонникам идеи зрительские симпатии. Да вот только контролировать в Украине - больше по части Счетной палаты, КРУ и прокуратуры, еще этим могут заниматься отдельные депутаты и целые депутатские комиссии. В принципе, украинский парламент большую часть функций европейских и не только теневых правительств и так уже выполняет, зачем создавать что-то новое?

Возможно для того, чтобы просто создать и почивать на лаврах знатных реформаторов. Может быть, для того, чтобы наконец-то четко прописать права и обязанности оппозиции в законе, хотя часто это и не нужно. Но эта версия звучит уже менее вероятно: слишком не любят нынешние проигравшие находиться не у власти, а зачем им обеспечивать комфорт для других...

А фактически, получается, что больше всего называться "теневым правительством" хотят те, кто совсем недавно "рулил" страной. Судя по трогательной прощальной речи Виктора Януковича на заседании ВР, уходить было тяжело, красиво проиграть не получилось. А попытка хотя бы проконтролировать, хотя бы попредлагать от себя другие варианты - это незначительное, но все же приближение к вожделенному правлению. Можно просто "честно" трудиться на ниве парламентской оппозиционности - противостоять власти принципиально другими законопроектами, например, но, возможно, это менее интересно, чем помечтать о подобии власти.

Эти мечты сам Виктор Федорович выразил в словах: "Эффективная работа власти будет зависеть от того, насколько эффективно мы будем ее контролировать". Распределить между известными оппозиционерами полномочия, снова критиковать, но теперь уже прицельно, громко предлагать свои варианты решений, поиграть в министров в тени действительно яркого премьера, которая и свой-то Кабмин затмевает... Да еще и называться "правительством" - что может быть приятнее для самолюбия ситуативно проигравших. Только, если вдруг получится реализовать идею, главное - не успеть замерзнуть. Холодно, наверное, не при власти, да еще и в тени.

Автор:  Ксения Сокульская
Источник:  Подробности
Ссылка:  http://www.podrobnosti.com.ua/analytics/2007/12/20/483805.html

Возврат к списку



Дайджест по разделам
Демография (9) 
Здравохранение (194) 
Культура (95) 
Лица эпохи (11) 
Научные исследования (7) 
Образование (69) 
Политика и общество (894) 
Экология (33) 
Экономика (411) 
Энергетика (41) 

НОВОСТИ

Ющенко призначив Богатирьову секретарем РНБО
Просмотров: 8

АНОНСЫ

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИРЖЕВАЯ АНАЛИТИКА
В мире

В Украине
Всеукраинская экспертная сеть
Разработано в «ЦИРТ»


© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Центр интеллектуальных ресурсов и технологий. © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua