www.experts.in.ua

Русский  |  Українська

Помощь  |

Регистрация  |  Логин:


Пароль:


запомнить


Про проект

Головна

Події

Дайджест ЗМІ

Аналітика

Проекти

Опитування

Регіони

Експерти

Прогноз експерта

Бібліотека

Офф-лайн

Фотоархів

Контакти

Відгуки

Партнери

Посилання

...

Рубрики

Економіка

Політика та суспільство

Освіта

Охорона здоров'я

Культура

Эксперты


Валерій Хмель

Доступ закрыт ...

Отзывы


Микола Мартиненко

- Я хочу підкреслити: експертна думка - дуже важлива

Доступ открыт ...

Запитання юристу


На запитання наших експертів відповідає юрисконсульт ЦІРТ

Головна  /  Аналітика

Национальная образовательная идея, как фактор социального регулирования

12.02.07  |  Роман Іванов

Рейтинг матеріалу 8,50

История человечества – в определенной степени это история борьбы за ресурсы. С увеличением численности населения вопрос борьбы за ресурсы, степень конфронтации отдельных групп достиг катастрофической величины. Знания в области создания орудий уничтожения позволяют вести боевые действия не только между государствами или численно значимыми группами населения, но и между обществом и отдельными индивидуумами – возникновению проблемы терроризма на принципиально новом уровне.

 

Противовесом этому во многом является массовая культура, которая ориентирует общественные массы на пассивное отношение к действительности, непродуктивное времяпрепровождение, переживание эмоций по отношению к вероятностной действительности (кибер-игры, телешоу, телесериалы, спортивные состязания, блокбастеры, желтая пресса, развлекательная литература и т.д.) не имеющей никакого отношения к фактам его реального бытия. Сложно судить есть ли это явление неявно управляемым, случайным стечением обстоятельств или проявлением самоорганизации общественной системы.

 

В итоге нужно признать следующие факты:

 

- общество создало крайне эффективные средства и методы самоуничтожения.

- невозможно прогнозировать какая часть общества и сколь продолжительное время будет находиться в пассивном состоянии «гражданского сна» и какая часть общества потенциально предрасположена к ассоциальной деятельности.

- развитие систем глобальной коммуникации приводит к невозможности контроля информационного обмена.

- интексификация процессов транснациональной миграции населения, развитие транспортной системы вызывают проблему контроля за перемещением социально опасных представителей общества.

- при наличии координирующего фактора любое государство находится в перманентной опасности быть в кратчайшие сроки поставленным в ситуацию гражданской войны, либо дестабилизированым серией терактов.

 

Эта проблема становится особо актуальной в связи с проблемой личной ответственности в современном обществе. Эту проблему можно наглядно наблюдать во взаимодействии с бюрократическими системами, представители которых максимально стремятся снять с себя личную ответственность, регламентировав свои действия различными документами. Мы можем наблюдать это во взаимодействии с врачами новой формации, когда первое что они делают – это возлагают ответственность за состояние больного и частично за результаты последующего лечения на самого больного. Мы можем наблюдать это во взаимодействии учащихся с учителями. Проявляется это и в коммерческой сфере, когда продавец возлагает ответственность за низкое качество своего товара или услуги на некорректность действий покупателя. Проявление этого видно также и в тотальном негативном отношении к правительству и президенту со стороны пожилого поколения граждан. Наблюдая за бюрократизацией отечественных представителей зарубежных траснациональных корпораций (ТНК), можно предположить, что проблема личной ответтсвенности носит транснациональный характер.

 

Невозможно также говорить о возможности контроля пассивности, неактивного состояния ассоциальных групп, т.к. невозможно управлять отсутствием процесса. И едва ли при данном развитии корпоративности внутри общества возможна организация системы, способной:

 

- находить,

- анализировать,

- контролировать

- и оперативно реагировать на все локальные проявления деструктивной активности.

 

А в сочетании – низкий уровень личной ответственности, отсутствие внутренних сдерживающих факторов в поведении человека (что ранее формировалось религиозным воспитанием или воспитателем в духе строителей коммунизма) и наличие крайне эффективных средств массового уничтожения – делают эту проблему особенно актуальной. Т.е. стоит вопрос о необходимости создания системы общественного управления противостоящей насилию человека над человеком.

 

Проблема усугубляется тем, что любая существующая на земле на данный момент общественная система основана на иерархичном принципе, предполагающем моменты насилия. Силовые методы решения конфликтов являются типичными для человеческих отношений. Степень их применения в количественном и качественном аспектах позволяют условно разделить государственные системы на «демократические» и «тоталитарные». Однако факт применения силы, насилия над отдельными индивидуумами для достижения определенных выгод другими имеет место в любом случае.

 

Для нашего государства проблема насилия носит более серьезный характер, т.к. управление советским обществом во многом было построено на силовых принципах (тотальный контроль, психиатрия на службе у государства, элитное положение силовых ведомств и т.д.), а с уходом коммунистической идеологии методы управления не поменялись. Выдавая лицензию на убийство отдельным представителям (правоохранительным органам, армии и т.д.), общество само признает право на убийство человека человеком. Отказ от смертной казни тоже не меняет ситуацию в лучшую сторону, т.к. лишает общество сдерживающей силы. Однако надо признать, что многовековая история развития орудий и технологий человекоубийства более получила большее развитие, нежели технологии спасения жизни, лечения болезней, экономического прогнозирования или координации, а также социального воздействия на ассоциальные группы.

 

Не секрет, что достаточно весомая часть ассоциальных деяний вызвана социально неустроенностью конкретных людей. Это определяет значимость государственного управления, одна из задач которого перераспределение материальных ресурсов с целью обеспечения материальных потребностей всех социальных слоев. С одной стороны эта функция государственного аппарата направлена на разумное ограничение эксплуатации работников владельцами производственных орудий, с другой на обеспечение неприбыльной сферы, и, наконец,  для обеспечения потребностей граждан по тем или иным причинам не имеющих доступа к полноценному труду (возраст, состояние здоровья, занятость обучением или переобучения и т.д.).

 

Можно спорить о том насколько справедливо государственный аппарат выполняет эту функцию, но её необходимость, я полагаю, очевидна. В русле раскрываемой мной темы – это одна из профилактических мер направленных на борьбу с преступностью.

 

Однако, в последнее время возможность государств осуществлять эту функцию, а в той же мере и многие другие функции государства, во многом ослабла благодаря формированию Транснациональных компаний (ТНК). Суть этого явления в том, что капитал разных стран консолидируется с целью получения максимальной прибыли и обхода налоговых систем государств. В данном вопросе многие компании настолько преуспели, что общество потеряло контроль над владельцами орудий производства. Наивно полагать, что данный вопрос имеет чисто юридический характер. Скорее, это вопрос социального развития – потеря классового характера социально-экономической власти и развития инфраструктуры взаимодействия экономик отдельных государств.

Одно очевидно – отдельно взятые государства потеряли контроль над рядом ТНК, а сами ТНК приобрели возможность контроля над рядом государств.

 

В данной ситуации сами ТНК заинтересованы в защите своего благосостояния. Однако в связи с тем, что речь идет, прежде всего, о достаточно численно ограниченном руководстве компаний, вопрос обеспечения безопасности решается вполне эффективно за счет территориального обособления, отсутствия персональной информации для широких масс и возможности обеспечения эксклюзивных средств охраны.

 

Таким образом, номинальная власть не в состоянии (надо признать, что по крайней мере в Украинской действительности, а возможно, что во многом и во всем мире деятельность государства носит зачастую декларативно-формальный характер, не способный изменить существующее положение дел), а фактическая (ТНК) не имеет желания (по крайней мере, до тех пор пока социальная нестабильность не приняла массового характера) регулировать социальные процессы. Более того, очевидно, что и те и другие заинтересованы в низком уровне образования общественности, чтобы не допустить информационного влияния, консолидации, получения эффективных средств борьбы количественно значимыми общественными группами.

Существующее положение дел, безусловно, носит временный характер, т.к. мир находится под неотвратимым влиянием:

 

- геополитических факторов, связанных с развивающимися странами (Ближний восток, Индокитай, Африка и т.д.),

- конверсионных трансформаций (снятия необходимости ВПК)

- и явлений экологического характера (загрязнение, экоопасные технологии, перенаселение, разрушение озонового слоя и т.д.)

 

Т.е. никто не может локально оградить себя от проблем мирового характера (изменить климат, снизить загрязнение окружающей среды, защититься от мирового терроризма, повлиять на трансформацию производственной сферы и т.д.).

 

Все это во взаимодействии с появлением ТНК определяет направление развития человечества ближайшее время. Пожалуй, надо признать, что реализацию социальных программ есть смысл связывать с деятельностью ТНК и игнорировать или избежать их влияния не только невозможно, но и вредно для развития любых идей.

 

Очевидна необходимость формирования и пропаганды общественной идеи противостоящей общественному одобрению ассоциального поведения (проявление чего мы наглядно видим в сюжетах компьютерных игр, кинопостановок в стиле экшн, детективной литературе имеющей коммерческий успех и т.д.) и ориентирующей людей на продуктивную деятельность. Простая ориентация на труд, возможно, будет малоэффективной в силу ассоциативности с худшими проявлениями советского строя. Необходимо её перевоплощение, формирование общественного одобрения профессионализма. Кроме того, подобная идея должна консолидировать большую часть общества, сопровождаться социальной взаимоподдержкой, реализовываться в материально исчисляемой выгоде её носителей.

 

Ориентация общества на образовательную деятельность может снять многие конфликты социальной системы. Во-первых, это возможность формирования принципиально новой консолидирующей национальной политической идеи. Целенаправленное, последовательное, планомерное развитие любого общества без какой либо консолидирующей идеи принципиально невозможно (какое бы успешное государство мы не взяли – мы всегда четко видим подобные идеи: СССР – коммунизм; США – протестантская вера в бога; Римская империя – вера в возможности человека, прежде всего римлянина и т.д.).

 

Идея украинского патриотизма, к сожалению, не получила ни должного развития, ни оформления, ни содержания. Будучи реализуемой псевдонациональными бюрократами, украинская идея воплотилась исключительно в воспевание народного творчества и русофобию. Это абсолютно не удовлетворяет ни культурных запросов интеллигенции, ни молодежи, ни 30% (согласитесь значимая часть общества) русскоязычных, отметает большую часть пенсионеров (отрицая созидательную роль предшествующего поколения), создает административные конфликты (документы не оформляются должным образом), формирует ассимиляцию украинского языка в суржике и т.д.

 

Более того, экзистенциальный вакуум украинского (и всего постсоветского сообщества) заполнили идеи массовой культуры. Это ориентация на успех. Причем ориентация любой ценой, ориентация без учета личных усилий и труда, социальной пользы деятельности, возможного вреда окружающим и т.д. Это сформировало общественную мысль постсоветского пространства, что с учетом отсутствия ограничивающих религиозных факторов приняло форму Законов Джунглей:

 

- «Сильный всегда прав» – т.е. правила общественного взаимодействия определяются теми, кто имеет доступ к ресурсам. Другими словами идея вседозволенности.

- «Победителей не судят» – т.е. невозможность отставания своих законных прав людьми, имеющими более низкий социальный статус, обладающими меньшими материальными и другими ресурсами.

- «Каждый сам по себе» – т.е. отсутствие консолидации как между любыми социальными слоями, так и внутри них.

 

Подобная идеология делает проблему социальных катаклизмов вопросом времени – т.е. вопросом когда количество социальных групп притязающих на ресурсы достигнет критической точки.

Ориентация на необходимость образования, получения и развития знаний и навыков, демонстрация их практического применения в экономике страны – это предоставление молодежи и всему обществу принципиально новых ориентиров развития.

 

Во-вторых, условия интенсификации производства, ориентация его на наукоемкость, инновационность – очевидно демонстрирует необходимость развития науки. Надо признать, что на сегодня наука в Украине во многом носит декларативный, формальный, а зачастую откровенно коррупционный характер. Это не открытие новых горизонтов для деятельности человека, а деятельность ради деятельности, ради повышения социального статуса псевдонаучных бюрократов и лихоимцев. Более того, очевиден разрыв между научной мыслью и её применением в сфере производства материальных ценностей. А лишенное ориентиров, образование страдает не просто всеядностью, а вредоносным информационным обжорством, и уже  не в состоянии отделить не только необходимое, но и определить принципиально возможный для усвоения учащимися объем информации.

 

В-третьих, ориентация на научную, образовательную деятельность и работу в сфере экологии, социальной помощи странам «третьего мира» — позволяют найти применение ресурсам и мощностям ВПК, что решает скрытую проблему мирового характера. Более того, кто первый этим воспользуется – тот получит ощутимое преимущество впоследствии.

 

Нельзя не учитывать при этом, что знание само по себе  неморально – как сказочный джин оно может как создавать, так и разрушать города. Поэтому ориентирами научного развития должны стать первостепенные общечеловеческие проблемы:

 

- создание экологически безопасных технологий;

- утилизация отходов;

- формирование человеческого здоровья;

- восстановление природной среды;

- освоение морских пространств;

- регулирование демографических систем;

- профилактика преступности, создание эффективных систем социальной реабилитации;

- поддержка развивающихся стран;

- конверсия ВПК (военно-промышленного комплекса), формирование экологических государственных заказов;

- формирование новых юридических, политических и социальных отношений между ТНК и государствами;

- выработка принципиально новых регулирующих систем в условиях трансгосударственных сообществ.

 

В противном случае развитие образования, повышение профессионального уровня и последующее за этим повышение уровня производительности приведет только к увеличению благосостояния отдельных социальных слоев, усилению социальной диспропорции, транснациональным конфликтам, противостоянию ТНК и государств. Поэтому развитие экономики и человеческого капитала отдельных обществ должно сопровождаться развитием межгосударственного взаимодействия.

 

Таким образом, можно резюмировать, что для эффективного противодействия терроризму и ассоциального поведения необходимо активное формирование новой социально одобряемой продуктивной идеи, определяющей общественное мнение, оценку, а опосредованно и поведение подавляющего большинства людей. Такой идеей может стать ориентация общества на образование. Эта ориентация  должна включать экологичность (как отношения человека к природе и человека к человеку). Кроме того, ориентация на образования должна находить свою реализацию в производстве. А производство, в свою очередь, должно ориентироваться на инновации. И только в комплексе реализация этого может привести к выходу из кризиса развития не только Украину, не только постсоветское сообщество, но и  всего человечества в целом.


 

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

 


1  |  13.02.07  |  admin

Администратор портала - по поводу комментариев

Уважаемые господа!
Главный редактор портала приняла решение разрешить добавление комментариев только зарегистрированным и авторизованным пользователям.
Это даст возможность нормально общаться экспертам и отсеет всю ненужную шелуху в виде нецензурных и неэкспертных высказываний.

Гальченко Павел

Назад  | 


Сергій Толстов

Якщо завтра – війна?

Доступ открыт ...

Бібліотека

15.02.07

Доступ закрытПридністровський дайджест № 02 2007

18.01.07

Доступ закрытПридністровський дайджест № 01 2007

18.01.07

Доступ закрытЕвропейский выбор Молдавии

28.12.06

Доступ закрытПридністровський дайджест № 37

27.11.06

Доступ закрытМЕТАФОРА

13.11.06

Доступ закрытЛюбовь подарила нам крылья

13.11.06

Доступ закрытМАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕГМЕНТА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

10.11.06

Доступ закрытПридністровський дайджест № 34

07.11.06

Доступ закрытПРАВО НА ПIСНЮ

06.11.06

Доступ закрытНАУКОВА РОБОТА І УПРАВЛІННЯ ЗНАННЯМИ. Навчальний посібник.

...


Розробка і підтримка – Центр інтелектуальних ресурсів і технологій.
© Всі права захищені. Використання матеріалів порталу дозволяється за умови посилання (для Інтернет-видань – гіперпосилання) на www.experts.in.ua
З правилами користування порталом можна ознайомитися тут

Редакція порталу "Всеукраїнська експертна мережа" може не поділяти думку автора публікації. Відповідальність за достовірність та аутентичність фактів, наведених в публікації, несе її автор

Україна, Київ, 01001, вул. Костьольна 4, оф. 8
Тел: +38 (044) 494-24-61, Факс: +38 (044) 494-24-62
E-mail: