На главную страницу
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу






База знаний / Аналитика / Экономика

Использование европейского опыта для повышения эффективности социальной политики Украины

Версия для печати Версия для печати

Украина переживает острый кризис социальной сферы. В настоящее время отсутствует целостная концепция социальной политики, не конкретизированы ее ориентиры на длительную перспективу, не определены контуры модели социального государства. Возникла и нарастает потребность уточнения целей и приоритетов экономической и социальной политики, увязки последовательности их реализации, корректировки механизма государственного регулирования социально-трудовых отношений с учетом специфики трансформации государства и его экономико-регулирующих функций в процессе формирования рыночной экономики.

Украина связывает перспективы своего дальнейшего развития с вхождением в европейские структуры. Поэтому необходимо придерживаться соответствующих европейских стандартов в социальной сфере. Для этого необходимо тщательно проанализировать мировой опыт функционирования систем социальной защиты в наиболее развитых странах мира.

Европейский Союз старается постоянно совершенствовать свою социальную модель, вносит поправки в проводимую социальную политику с учетом изменения международной обстановки или, например, в связи с расширением сообщества. В настоящее время весь цивилизованный мир идет по пути создания или совершенствования социального государства. Главная задача социального государства – обеспечить стабильность в стране и социальную защиту граждан. Его предназначение – строить свою политику с учетом интересов всех без исключения социальных слоев и групп, составляющих современное общество, а также создать условия для воспроизводства отвечающей новым требованиям рабочей силы, способной обеспечить необходимую материальную базу страны. Удельный вес применения социальных директив (именно этот вид документов чаще всего используется в социальной сфере) в целом по Европейскому Союзу достиг 90%. Четыре страны – Дания, Испания, Финляндия и Швеция являются «рекордсменами»: в их законодательство включены 100% юридических документов ЕС. По данным Евростата до 30% ВВП Европейского Союза расходуется на социальную защиту населения. В отдельных странах еще больше. Например, в Швеции – 59%.

С 2004 г. Нидерланды перешли на принципиально новую систему социальной защиты населения, краеугольным камнем которой стала не раздача социальных пособий, а содействие в трудоустройстве, т.е. оказание помощи в повышении квалификации и поиске работы, интеграция (”реинтеграция”) в рынок труда. В основе новой идеологии социальной политики - два принципа: активизация трудового потенциала домохозяйств, т.е. стимулирование граждан к активному поиску работы, и децентрализация, ”дерегуляция” социальных полномочий, т.е. передача исполнения социального бюджета ”федерального” центра на муниципальный уровень.

Политика "полной занятости" была провозглашена и стала осуществляться в Швеции в начале 60-х годов (этот термин не понимался буквально - всем было ясно, что в рамках рыночной экономики стопроцентной занятости добиться невозможно). Такая политика лишь означала, что государство, правительство, общество, стремясь к тому, чтобы безработица оставалась в рамках "общественно приемлемого" минимума, позаботились о соответствующих пособиях, которые давали бы безработному возможность существовать. Отличительная особенность активной политики рынка труда в Швеции состоит в том, что она носит (или по крайней мере стремится этого достичь) опережающего характера, т.е. предусматривает заблаговременное создание рабочих мест или мест в системе переподготовки кадров. Наряду с общенациональными программами переобучения все активнее составляются и реализуются муниципальные.

Именно в Конституции ФРГ еще в 1949 году впервые была зафиксирована формулировка «социальное государство». Как и в любом социальном государстве, основными объектами в социальной политике Германии являются наиболее уязвимые социальные группы. Это значит, что существует множество программ поддержки безработных, малоимущих, пенсионеров, инвалидов и жертв военных действий, что выражается в льготах, пособиях, страхованиях, льготных кредитованиях, социальных и трудовых пенсиях. Успех Германии в социальной сфере объясняется установленной социальной рыночной системой. Государство не навязывает гражданину свою опеку, оно дает человеку возможность думать, действовать самому, заставляет человека быть ответственным перед самим собой. Государство лишь создает условия, чтобы это было возможно.

С появлением термина «Европейская социальная модель» процесс евроинтеграции был поставлен на новую идеологическую основу, суть которой заключалась в придании Европейскому Сообществу социального измерения, обеспечения неразрывной связи между экономическим и социальным развитием. Европейскую социальную модель можно рассматривать исключительно в контексте усилий и практических шагов, прежде всего, западноевропейских стран по созданию единой Европы как единого экономического и социального пространства, на котором социальные и экономические проблемы решались параллельно.

Украину едва ли можно рассматривать в качестве образца социального государства. По существу речь идет о том, чтобы поднять роль государства в регулировании социальных процессов на качественно новый уровень. Основным рычагом такого усиления является активная социальная политика, важнейшими слагаемыми которой являются политика в области занятости, доходов, развития отраслей социально-культурной сферы, регулирования отношений между трудом и капиталом, гарантирования социальной защиты прав граждан.

В основе реализации активной социальной политики должно лежать комбинированное использование государством механизмов и методов разного типа, рассчитанных на:

  • ускорение адаптации к рыночной системе трудоспособных граждан (в том числе работающих), способных получить достойную оплату труда;
  • укрепление гарантированной социальной защищенности для нетрудоспособных и социально слабых, не имеющих возможности поддержать свое существование в рыночной конкурентной среде без помощи государства;
  • расширение инвестиций в “человеческий капитал”, - здоровье, образование, подготовку кадров, воспитание подрастающего поколения, культуру и информатику, науку, экологию.

В практике государственного управления в настоящее время недооценивается тот очевидный факт, что политика занятости является не только составной частью социальной политики, но и представляет собой интегральную часть макроэкономического регулирования, а не прикладную проблему регионально-отраслевого характера. Как важнейший объект государственного регулирования она должна быть сопряжена со структурной и инвестиционной политикой. Важнейшее значение в этой связи приобретает разработка механизмов встраивания параметров занятости в общую схему социально-экономического развития.

Разгосударствление собственности лишило работников привычных государственных гарантий занятости. Однако взамен ее должна быть сформирована новая система, адекватная специфике рыночного хозяйства.

Важным направлением регулирования процессов занятости является разработка и содействие реализации региональных программ создания и сохранения рабочих мест в объемах и структуре (отраслевой и институциональной), обеспечивающих нормализацию условий жизнеобеспечения населения, поддержания здорового образа жизни, преодоления зависимости от импорта продовольствия и товаров народного потребления, способствующих сохранению и повышению качества кадрового потенциала в каждом регионе.

В переходный период объективно необходимо регулирующее целенаправленное влияние государства, его центральных и региональных органов на цену труда путем воздействия на уровень дифференциации заработной платы, ее динамику, которые, в свою очередь, определяют справедливость оплаты труда, уровень, качество и образ жизни основной части населения. В противном случае форсирование реформ в этой сфере приведет к дальнейшему расширению бедности и деградации населения.


Литература
Байгереев М. Нидерланды: суть реформы социальной защиты - в стимулировании трудовой активности //Человек и труд. - № 1. – 2004. – С. 41-46.
Лебедева Л. США: новая администрация делает ставку на индивидуальную ответственность //Человек и труд. - № 3. – 2001. – С.49-51.
Можаев В. Совместима ли "шведская модель" с глобализацией и евроинтеграцией? //Человек и труд. - № 4. – 2001. – С.30-33.


Гармидер Л.Д.
Днепропетровский университет экономики и права


Матеріали міжнародної науково-практичної конференції вчених, студентів і практиків
Ласпі, Автономна республіка Крим, 9-10 жовтня 2008 року


| Количество показов: 5157 |  Автор:  Гармидер Л.Д. |  Голосов:  7 |  Рейтинг:  3.84 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:

Аналитика




Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (196) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (280) 
Образование (553) 
Общество (472) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (544) 
Энергетика (60) 

Загрузка...

ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Кушнаренко Наталя Миколаївна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Мінеральні ресурси та добувна промисловість країн світу: Бразилія

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua