На главную страницу
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу






База знаний / Аналитика / Экономика

Состояние и перспективы развития двусторонних украинско-белорусских отношений. Часть 1

Версия для печати Версия для печати

1. Нормативно-правовая база украинско-белорусского сотрудничества

Официальный диалог между Украиной и Республикой Беларусь происходит на основе сформированной на протяжении периода независимости договорной базы, ее постоянного развития и усовершенствования, которое позволяет учитывать и решать весь комплекс взаимных интересов. Как важная составляющая международного сотрудничества двухсторонние межгосударственные отношения позволяют странам, в рамках международного права и национальных законодательств, на взаимной основе решать политические, экономические, гуманитарные и другие важные для них вопросы.

После обретения независимости межгосударственные отношения между Украиной и Беларусью формировались в условиях:

а). недостаточного опыта международного сотрудничества;

б). различных точек зрения на определение приоритетных направлений внешней политики;

в). отсутствия необходимого кадрового обеспечения и материально-технической базы для эффективной реализации внешнеполитических задач;

г). формирования необходимой законодательной и договорно-правовой базы в сфере международных отношений.

В тоже время обеспечение эффективного сотрудничества на двухстороннем уровне требовало знаний об особенностях стран-партнеров, всесторонней информации об их политической, социально-экономической и гуманитарной системах, современных тенденциях и перспективах развития, главных движущих силах – власти, политических партиях, общественных организациях, стратегических и тактических целях, внешних приоритетах.

27 декабря 1991 года Украина и Республика Беларусь установили дипломатические отношения. 30 июня 1992 года было открыто Посольство Украины в Республике Беларусь, а 12 октября 1993 года – Посольство Республики Беларусь в Киеве.

С первым официальным визитом в Украину в декабре 1992 года прибыл белорусский премьер-министр Вячеслав Кебич. Были достигнуты договоренности о свободной торговле, безвизовом режиме, сотрудничестве в военной сфере, урегулировании финансовых вопросов.

17 июля 1995 года во время официального визита в Украину Президента Республики Беларусь О.Лукашенко был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Украиной и Беларусью, вступивший в силу 6 августа 1997 года.

Договором закреплены основы развития украинско-белорусских межгосударственных отношений на взаимном уважении, доверии и согласии, руководствуясь при этом принципами равноправия и невмешательства во внутренние дела, а также другими общепризнанными нормами международного права. Стороны признали незыблемость существующих между ними государственных границ и подтвердили, что не имеют никаких территориальных претензий одна к одной и не будут выдвигать таких претензий в будущем.

12 мая 1997 года президентом Украины Леонидом Кучмой и президентом РБ Александром Лукашенко был подписан Договор между Украиной и Республикой Беларусь о государственной границе. Соглашение было ратифицировано Верховным Советом Украины 18 июля 1997 года, в то время как вопрос ратификации документа белорусской стороной все еще открыт.

В целом, на начало 2009 года между Украиной и Республикой Беларусь заключено более 174 двухсторонних договорно-правовых документов – 9 межгосударственных; 1 – межпарламентский; 76 – межправительственных. Заключен также ряд межведомственных и межрегиональных документов.

Главные двухсторонние документы: межгосударственный Договор о государственной границе; межгосударственный Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на 1999-2008 гг.; межгосударственное Соглашение о сотрудничестве в обеспечении прав лиц, которые принадлежат к национальным меньшинствам; межгосударственное Соглашение о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев и членов их семей; межправительственное Соглашение о производственной и научно-технической кооперации в оборонительных областях промышленности и другие.

Надо отметить, что процесс создания договорной базы носит перманентный характер. В 2005-2009 годах были подписаны соглашения о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, о безвизовых поездках граждан, о приеме и передаче лиц через украинско-белорусскую границу (реадмиссию), об учреждении и условиях деятельности культурно-информационных центров, о сотрудничестве между регионами Украины и Республики Беларусь, об упрощенном порядке проезда участка автомобильной дороги Славутич – ЧАЭС, Меморандум о сотрудничестве между Кабинетом Министров Украины и Правительством Республики Беларусь в энергетической сфере, Консульская конвенция.

Украина и Беларусь взаимодействуют на международной арене, в частности, в ООН, ОБСЕ, ЦЕИ, СНГ, однако позиции по ряду вопросов не являются тождественными, хотя конфронтационного характера не носили и являются средством поиска взаимоприемлемых решений.

Создана также обширная договорная база в гуманитарных сферах, которая учитывает интересы обеих сторон. Состоянием на начало 2009 года она насчитывала около 30 документов. Подписанные соглашения позволяют более полно во взаимных интересах использовать возможности науки, образования, культуры, спорта, налаживать сотрудничество по вопросам молодежной проблематики, туризма, охраны окружающей среды, трудовой деятельности и социальной защиты граждан, создания природоохранных зон и заповедников, предупреждения чрезвычайных ситуаций, минимизации последствий Чернобыльской катастрофы. Обмен достижениями, изучение опыта работы оказывает содействие формированию обстановки добрососедства, взаимопонимания и взаимоуважения. В этой связи важно обратить внимание на тот факт, что состояние сотрудничества в гуманитарной сфере практически не зависит от колебаний отношений в политической плоскости, так как основывается на исторической традиции и похожих потребностях современного периода.

Сегодня можно констатировать, что первый этап в развитии двусторонних отношений, который характеризовался реализацией управленческих решений относительно подготовки и подписания основных межгосударственных и межправительственных соглашений, практически завершился.

На первый план выходят вопросы наполнения договоренностей конкретным содержанием, практическими делами на государственном, региональном, отраслевом и местном уровнях.

Следует заметить, что много двусторонних документов уже приносят конкретную пользу. В частности, в развитие договора о сотрудничестве в области культуры распространение приобрела практика подписания соответствующими министерствами программ взаимодействия на каждые два года. Также регулярно подписываются, на основе заключенного прежде соглашения, программы сотрудничества в области спорта. Аналогичные программы действуют в областях туризма, информации, телевидения, радиовещания.

О выходе на более широкий круг участников договорного процесса свидетельствует практика сотрудничества многих регионов, организаций, учреждений. Плодотворно сотрудничают приграничные области, управления культуры и образования, высшие учебные заведения.

Договорная база является полезной в использования опыта Беларуси по поддержке одаренной молодежи, адресной помощи инвалидам, развитию спорта и другим гуманитарным и социальным вопросам, а также в борьбе с антиобщественными проявлениями – коррупцией, наркоманией, нелегальной миграцией и другими. Белорусская сторона проявляет заинтересованность в обмене научными разработками, общей работе по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, организации туризма и отдыха своих граждан в Украине.

2. Ретроспективный анализ построения украинско-белорусских политических контактов

Наиболее эффективным средством, которое оказывает воздействие на развитие связей, обеспечение взаимных интересов, сохранение стабильности в отношениях являются политические контакты.

По мнению украинских исследователей, на формирование политического диалога Украины и Беларуси, особенно в первые годы после обретения независимости, влияли некоторые предпосылки становления политических систем государств, имеющие схожесть механизмов и принципов их построения и администрирования.

Во-первых, в Украине и Беларуси развитие политических систем происходило под влиянием унаследованных от предыдущей исторической эпохи факторов, среди которых можно отметить:

- определяющее влияние социальной прослойки номенклатуры;
- доминирование авторитарных тенденций политической культуры;
- незрелость политических наций в новых независимых государствах;

Во-вторых, хотя на нормативном уровне трансформационные процессы имели модернизационную направленность, в реальности иногда они приобретали только внешние признаки, не меняя содержания. Особенно заметно было заимствование определенных признаков демократического правового государства, гражданского общества, рыночной экономики при сохранении многих рудиментов былого политического устройства.

В-третьих, в Украине и Беларуси проявлялась "разбалансированность" политических систем государств через доминантное влияние президентских структур. При этом фиксировались разнообразные инструменты неполитического давления на парламент и исполнительные структуры, напрямую или опосредованно подчиненные главам государств.

В-четвертых, для Украины и Беларуси были характерными несовершенные отношения между государством и институтами гражданского общества. С одной стороны, это было следствием отсутствия необходимой правой и институциональной базы взаимодействия, с другой – с недостаточно осознанной потребностью украинцев и белорусов в самоорганизации и низким уровнем политической культуры. В Беларуси этот процесс усугублялся специфической политикой власти на огосударствление одних институтов гражданского общества и маргинализацию других.

В-пятых, несмотря на многую схожесть путей развития, политические режимы государств имели также и различия. Для Украины было присуще наличие двух конкурирующих систем (демократической и авторитарной) политических институтов и ценностей, в то время как для Беларуси – преобладание авторитарных признаков при наличии значительного количества демократических элементов.

Ну и, в-шестых, социальная прослойка номенклатуры в Украине и Беларуси при аналогичной недемократичности имеет различные способы функционирования: украинская – корпоративно-бизнесовая солидарность; белорусская – воспроизведение советской схемы государственного управления и идеологического влияния. При этом существующая этнополитическая ситуация обуславливает тяготение Украины к европейскому, а Беларуси – евразийскому вектору интеграции и развития [1].

Именно эти предпосылки формировали как процессуальную сторону диалога, так и содержательную.

В период 1994-2004 гг. диалог Украины и Беларуси имел перманентный характер. Украина поддерживала руководство Беларуси, особенно в период выборных компаний. Нельзя сказать, что в этот период Украина во внешней политике Беларуси, как и Беларусь во внешней политике Украины играли ключевые роли. С одной стороны эти государства конкурировали в международной среде за те или иные преференции от России, с другой – двигались в разных интеграционных направлениях в разноскоростном режиме.

Учитывая, что с момента независимости государств, формы правления Украины и Беларуси были с ярковыраженной президентской доминантой (до конституционной реформы в Украине в 2004 году), основной политический диалог строился именно на уровне глав государств. На протяжении двух каденций пребывания на посту президента Леонида Кучмы украинский и белорусский лидеры встречались 19 раз. Половина из встреч проходила во время официальных визитов глав государств, половина – во время саммитов СНГ или других международных встреч в многостороннем формате.

Начиная с конца 2004 года, акценты в отношениях Украины и Беларуси претерпели изменения. Это было связано с тем, что в Украине вследствие Оранжевой революции произошла смена элит. Перед Украиной во второй раз после 1992 года открылось "окно возможностей" для проведения демократических трансформаций. Конституционная реформа в Украине заложила основы перераспределения полномочий и постепенный дрейф государства в сторону парламентско-президентской республики. Эти события во многом и определили коррективы внешней политики Украины, в том числе и подход к двусторонним украинско-белорусским отношениям.

С начала 2005 года в отношениях украинско-белорусского двустороннего формата наметились напряженность. В этот период наблюдалась неоднозначная оценка происходящих в Украине политических событий, опасение возможного экспорта в Беларусь элементов Оранжевой революции. Стоит отметить, что сами украинские политики способствовали появлению таких настроений среди белорусского руководства. Новая украинская власть заявляла о намерениях содействовать демократизации Беларуси.

Уже в начале апреля 2005 года в США Джордж Буш и Виктор Ющенко подписали совместное заявление "Повестка нового века для украинско-американского стратегического партнерства", которое, в частности, содержит обязательство "поддерживать продвижение свободы в таких странах, как Беларусь и Куба". Заслуживает также внимания и позиция украинской делегации в ООН, которая поддержала резолюцию ООН о нарушении прав человека в Беларуси, несмотря на негласный прессинг российских представителей. До этого случая, украинская делегация обычно "воздерживалась" от выявления своей оценки при голосовании.

Эти два события вызвали неоднозначную реакцию, как в самой Украине, так и в Беларуси и России, однако четко засвидетельствовали позицию Украины не идти на компромисс в ущерб принципам демократии.

Хотя во время президентских выборов в Украине в 2004 году официальные заявления Минска были нейтральными и сдержанными, с победой Виктора Ющенко в Украине и приближением президентских выборов в Беларуси они приобретали все более агрессивный характер. К примеру, в своем ежегодном обращении к парламенту в апреле 2005 года президент Беларуси Александр Лукашенко назвал революции в Грузии и Украине открытым бандитизмом под прикрытием демократии.

Тем не менее, необходимо отметить, что уже с осени 2005 года формат отношений между Украиной и Беларусью претерпел определенные изменения. В силу ряда внутренних и внешних факторов, президент Украины и новое правительство Юрия Еханурова основной акцент в отношениях с Беларусью перенесли на экономический аспект сотрудничества, стараясь меньше выделять проблему внутриполитической жизни Беларуси. Словами нового секретаря СНБО Украины Анатолия Кинаха в конце сентября 2005 года была задекларирована "четкая позиция Украины, жестко противодействовать попыткам международной изоляции Беларуси".

В определенной степени к частичному пересмотру платформы отношений Украины и Беларуси привел фактор влияния России, но в большей степени это было сделано в преддверии парламентской избирательной кампании в Украине.

Руководство Украины не решилось присоединяться к санкциям относительно Беларуси, введенными ЕС. Так, 16 ноября 2005 года президент Украины на встрече с представителями ведущих деловых и политических кругов Франции в Париже заявил, что он хочет видеть Беларусь демократической, процветающей страной, и для этого сделает все, чтобы ей помочь, одновременно высказался против международной изоляции Беларуси.

Украина не разделяла мнение о том, что наложенные санкции в какой-нибудь степени помогают народу Беларуси, но, в то же время, политических диалог с Беларусью не достигал уровня глав государства.

2006 год не принес политической разрядки в двусторонних отношениях. Их можно было охарактеризовать как дипломатию "по умолчанию", принятую за основу во второй половине 2005 года и базирующуюся на четком разделении политической и экономической составляющих отношений, их раздельную реализацию. Парламентская избирательная кампания в Украине и президентские выборы в Беларуси стали мощными раздражителями, взаимно влияющими на общественные настроения в соседних странах.

После выборов президента Республики Беларусь 19 марта 2006 года, по результатам которых большинство голосов получил А.Лукашенко, МИД Украины заявил, что разделяет выводы и комментарии Наблюдательной миссии ОБСЕ/БДИПЧ о недемократичности выборов.

Выступая в датском парламенте, президент Украины подчеркнул, что Киев солидарен с политической позицией ЕС относительно ситуации в Беларуси. При этом он попросил учесть то обстоятельство, что Беларусь – соседка Украины и Киев заинтересован в демократизации политики официального Минска. Он сообщил, что планирует встретиться с президентом Беларуси и обсудить вопросы формирования двусторонних отношений, чтобы они шли на благо демократии и нормальному сосуществованию с ЕС. Однако, учитывая неблагоприятную политическую конъюнктуру для Киева в наведении прямого политического диалога с Минском в контексте евроинтеграционных устремлений Украины, непосредственный контакт двух глав государств все время откладывался.

Хотя, нужно признать, что встреча президентов была ожидаемой и целесообразной для обеих сторон, поскольку на повестке дня находились вопросы подписания важных межгосударственных соглашений.

Заявления белорусской стороны относительно Украины были ситуативными – от неприятия новой украинской власти и до удовлетворения складывающимися отношениями. Также немаловажную роль в формировании официальной позиции Минска по отношению к Украине играло состояние российско-белорусских отношений на соответствующий период времени. Например, в 2006 году, в свете торгов с "Газпромом" о цене на газ, Минск пытался создать определенный ситуативный союз с Украиной, которая также пребывала в процессе переговоров о цене на российский газ.

Изначально, Администрация президента Беларуси выходила с инициативой встречи президентов в г. Славутиче недалеко от Чернобыля (Украина), тем более, что номинальный повод для этого был – 20 годовщина аварии на ЧАЭС. Однако, этой инициативе, как и многим последующим, не удалось воплотиться в жизнь. Президент Украины старался держать подчеркнутый нейтралитет, избегая прямых официальных контактов с Александром Лукашенко.

Неэффективность прямого канала общения стала предпосылкой диверсификации инструментария белорусской властной элиты. Через средства массовой информации, в том числе и украинские, было высказано предложение Александра Лукашенко обращенное к украинскому руководству относительно возможной унификации тарифной политики по транзиту российского газа через ГТС Украины и Беларуси. Идея общей тарифной политики была воспринята без особого энтузиазма в Украине, поскольку премьер-министр Украины Виктор Янукович смог к тому времени договориться с "Газпромом" о более-менее приемлемой цене на газ для внутреннего потребления на следующий год.

23 ноября 2006 года была проведена встреча Александра Лукашенко с украинскими журналистами. Такой формат впервые был использован для привлечения украинских средств массовой информации. Несмотря на неоднозначное отношение украинских СМИ к Александру Лукашенко из-за скандалов, связанных задержанием украинских журналистов телевизионных каналов "Интер", "Новый канал" в Беларуси в начале 2006 года, на мероприятие прибыло около 40 человек. Президент Беларуси заявил о необходимости развития всего комплекса отношений с Украиной, отмечая отсутствие каких-нибудь расхождений с соседним государством. Он призывал Украину совместно решать проблемы обеспечения энергетической безопасности двух государств. Президент Беларуси отметил положительную динамику развития торгово-экономических связей и высказал сожаление об "утраченных возможностях" в вопросах политических.

28 ноября 2006 года президент Украины Виктор Ющенко вместе с премьер-министром Виктором Януковичем прибыл на минский саммит СНГ, хотя на эту дату у него был запланирован официальный визит в Хорватию. Это может свидетельствовать об определенном пересмотре формата отношений в украинско-белорусском направлении. В рамках саммита он провел встречу и с Александром Лукашенко, обговорив основные проблемные моменты двусторонних отношений. В этом контексте, 29 ноября 2006 года президенты Беларуси, Азербайджана и Украины договорились создать группу, которая должна была заниматься вопросом транспортирования каспийских энергоресурсов в европейские страны.

Как результат встречи глав государств на минском саммите СНГ можно рассматривать укрепление сотрудничества между Секретариатом президента Украины и Администрацией президента Республики Беларусь. Во время ответного визита в Минск 14 декабря 2006 года глава Секретариата Виктор Балога на встрече с Геннадием Невыгласом акцентировал внимание необходимости "формирования новой повестки дня для украинско-белорусских взаимоотношений, которые должны характеризоваться открытостью, прагматичностью, быть взаимовыгодными". В рамках встречи был решен вопрос о подготовке встречи президентов Украины и Беларуси в Чернобыле в феврале-марте 2007 года.

На рассмотрение планировалось вынести как старые хронические неразрешенные проблемы, так и новые перспективные проекты. Так, предполагалось, что могут найти свое разрешение проблемы демаркации белорусской стороной, границы между Украиной и Беларусью, а также достигнуто определенное понимание по вопросу долга Украины перед Беларусью, статус которого является основным спорным моментом.

Помимо этого, встреча могла бы инициировать расширение и обновление площадки для регионального сотрудничества – возможного присоединения Беларуси к ОДЭР-ГУАМ. По крайней мере, возможность такого шага рассматривалась экспертами вполне вероятной, принимая во внимание очередной виток напряженности в энергетических отношениях Минска и Москвы. В начале года был также восстановлен дипломатический канал межгосударственной коммуникации. Для активизации политической составляющей отношений между Украиной и Беларусью Президент Украины в начале февраля 2007 года назначил Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Республике Беларусь Игоря Лихового, занимавшего ранее должность руководителя Службы по вопросам сохранения национального и культурного достояния Секретариата президента Украины. Этот жест был еще одним символом доброй воли, учитывая, что с мая 2006 года пост руководителя украинской дипломатической миссии был вакантным.

Однако запланированный официальный визит в 2007 году не состоялся. Официального публичного объяснения, которое бы аргументировано прояснило необходимость переноса даты визита, не представила ни одна из сторон. В то же время, одной из причин переноса стала жесткая позиция Минска по вопросу демаркации межгосударственной границы. Увязка ратификации белорусским парламентом договора об украинско-белорусской границе с вопросом погашения Украиной корпоративного долга предприятий начала 90-х годов, сделала переговорную платформу невыгодной и негибкой для достижения поставленных целей каждой их сторон.

Под конец года к этому вопросу добавился еще период внутриполитической неопределенности в связи с объявлением досрочных парламентских выборов в Украине, что отодвигало на второй план решение вопросов украинско-белорусского сотрудничества. В этом контексте, нейтральное отношение белоруской власти к оценке досрочных парламентских выборов в Украине свидетельствовало о желании не ухудшать отношения ни с одной политической силой Украины.

Единственной возможностью косвенного диалога выступил неофициальный саммит глав стран СНГ в Санкт-Петербурге 10 июля 2007 года, где Виктор Ющенко и Александр Лукашенко имели возможность коммуникации в пределах отведенного протоколом времени. Естественно, что этот разговор не принес каких-либо ощутимых результатов.

В тоже время, в 2007 году Украина традиционно оставалась географически и политически удобным местом для проведения общественно-политических мероприятий представителей белорусских демократических сил и общественного сектора, учитывая невозможность реализации информационно-просветительских проектов за грантовые ресурсы в самой Беларуси. Украинские неправительственные структуры стали выполнять роль фасилитаторов в отношениях между институтами Европы и представителями белорусского третьего сектора.

Также как и в предыдущих годах, в 2008 году не дошло до реализации рабочего визита ни президента Украины в Беларусь, ни белорусского президента в Украину. По инициативе внешнеполитических ведомств в мае 2008 года состоялся телефонный разговор Виктора Ющенко и Александра Лукашенко, где поднимались вопросы энергетического сотрудничества, а также пути разрешения хронических споров. Однако, несмотря на договоренность провести встречу в мае-июне, она не состоялась. Более поздняя дата, которая озвучивалась представителями МИД, припадавшая на конец 2008 года, также осталась нереализованной.

Причиной таких срывов уже традиционно являлась жесткая позиция руководства Беларуси по вопросу увязки ратификации Договора о государственной границе от 1997 года с вопросом об украинском долге. Украина отказывается принимать долговые обязательства на счет государства, поскольку считает его корпоративным долгом хозяйствующих субъектов и, как следствие, отмечает неконструктивную позицию пакетного рассмотрения этих спорных моментов [2].

Поскольку для украинского руководства этот вопрос очень принципиален, то отсутствие компромисса в этой сфере делало на протяжении 2006-2008 годов тему организации рабочего визита малорезультативной. Кроме того, можно отметить среди возможных причин отсутствия стабильного диалога низкую заинтересованность белорусской стороны в энергетических проектах, инициированных украинской стороной, а также усиленные приготовления Украины к присоединению к Плану действий относительно членства в НАТО в 2008 году.

В целом, с 2005 по 2008 гг. президенты Украины В.Ющенко и Республики Беларусь А.Лукашенко имели лишь трижды возможность встретиться в рамках саммита глав государств-членов СНГ 26-27 августа 2005 г. в Казани, 28 ноября 2006 года в Минске, 10 июня 2007 в Санкт-Петербурге. Вполне очевидно, что данный формат общения не способствовал глубокому осмыслению двустороннего сотрудничества и выведению его на новые уровни.

Украинско-белорусский диалог на межпарламентском уровне

Конструктивный и плодотворный характер носят отношения на уровне парламентов, которые начались в 1999 году принятием Декларации о сотрудничестве Верховной Рады Украины и Национального собрания Республики Беларусь.

На развитие межпарламентского сотрудничества направлено Соглашение о сотрудничестве между Верховной Радой Украины и Национальным собранием Республики, которое было подписано в г. Чернигове в 2004 году. Документ подписан "с целью содействия формированию взаимовыгодного сотрудничества между двумя государствами и народами в разных областях" и предусматривает осуществление регулярного анализа хода выполнения "Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Беларусью", подготовку соответствующих предложений органам исполнительной власти для максимально полной реализации его положений.

Верховной Радой Украины и Национальным собранием Республики Беларусь созданы украинская и белорусская части Межпарламентской комиссии, а также соответствующие депутатские группы.

На заседании, которое состоялось 26-28 марта 2007 года в Минске, комиссия рассмотрела вопросы регламента и плана работы, состояния и направлений развития приграничного сотрудничества, взаимодействия делегаций Украины и Республики Беларусь в международных межпарламентских структурах.

25-26 марта 2009 года в Киеве состоялось очередное заседание Межпарламентской комиссии, на котором обсуждались вопросы сотрудничества в экономической сфере на государственном и региональном уровне, социальная и гуманитарная проблематика, совместная работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Можно констатировать, что создание и деятельность украинско-белорусской межпарламентской комиссии положительно влияет не только на развитие отношений между парламентами Украины и Республики Беларусь, а и оказывает содействие решению вопросов, которые представляют обоюдный интерес, в частности, относительно взаимодействия правовых систем, ратификации соглашений, обмена информацией.

Активно на протяжении всего периода независимости государств осуществлялся диалог на уровне глав правительств, региональных и местных органов власти.

Диалог на уровне институтов гражданского общества и политических движений Украины и Беларуси

Исходя из указанных ранее предпосылок формирования политических систем Украины и Беларуси, с 90-х гг. прослеживается тенденция к определенной автономизации диалога на государственном уровне и диалога на уровне общественных групп и объединений двух стран.

Это, прежде всего, прослеживалось на уровне общения оппозиционных политических сил. Уже с конца 80-х гг. были установлены тесные отношения между представителями национально-демократических движений в Украине и Беларуси. Под влиянием этим политических движений, приобретающих массовый характер, стремительно развивались события, связанные с обретением независимости в 1991 году.

Со временем, с приходом на пост президента Украины Леонида Кучмы, представители правого спектра и приверженцы национальной идеи в Украине постепенно выталкивалась на маргинес политической жизни. Аналогичные процессы происходили в Беларуси при президентстве А. Лукашенко, но с более жесткими правилами существования.

Тем не менее, для представителей белорусской оппозиции политическая система Украины периода Л.Кучмы представляла пример для подражания, несмотря на достаточно скромные успехи в демократических преобразованиях. В сравнении с РБ в украинском государстве было больше предпосылок к свободе слова, возможностей консолидации оппозиции. Все это служило примером для белорусских демократических сил.

События Оранжевой революции и последующий приход к власти в начале 2005 года оппозиционных сил в Украине открыли большие возможности для сотрудничества на политическом фронте.

Несмотря на все чинимые властью препятствия, лидеры белорусских оппозиционных сил восприняли события Оранжевой революции очень оптимистично. К примеру, лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько высказывал убеждение, что "оранжевая революция" не является достоянием лишь украинского народа, а процесс демократизации, проходящий по восточноевропейскому региону, обязательно затронет и Беларусь, несмотря на усиление репрессий со стороны власти. Этого мнения придерживались и другие представители белорусского оппозиционного лагеря. Возможно, опыт украинских коллег-оппозиционеров выступал определенным стимулом при принятии решения о консолидации разрозненных оппозиционных политических сил, с целью выдвижения единого кандидата от оппозиции на выборы президента Беларуси в 2006 году.

В 2005 году активизировались контакты представителей правящих кругов Украины, их политических сил с представителями оппозиции Беларуси. Киев объективно стал центром притяжения для белорусской оппозиции и не только в идеологическом плане. Представители демократических сил Беларуси могли реально рассчитывать на продержку их демократических инициатив и начинаний украинскими властями. Отдельные собрания лидеров белорусских оппозиционных сил в процессе подготовки к проведению Конгресса демократических сил проходили на территории Украины, из-за невозможности провести аналогичное мероприятие в самой Беларуси. Украина восприняла с большим оптимизмом объединительные усилия оппозиционных сил Беларуси. Серьезной оценкой единого кандидата от демократических сил Беларуси как влиятельного политика стало желание Киева видеть Александра Милинкевича участником Общественного форума "Сообщество демократического выбора", который состоялся 1 декабря 2005 года под патронатом президента Украины Виктора Ющенко. В специальной декларации Форума было акцентировано внимание на приверженности участников вопросам демократизации Беларуси.

Институты гражданского общества Украине также с оптимизмом восприняли позицию официального Киева подключиться к вопросам демократизации в соседнем государстве. Попытки внести посильную помощь предпринимались и на уровне отдельных политических сил, общественных движений. Особенно активным в этом направлении было Всеукраинское движение "ПОРА!", пытавшееся передать опыт проведения масштабных собраний активистам белорусской правозащитной организации "Зубр".

Не прошло незамеченным для украинцев и задержание в Минске граждан Украины, принимавших участие в акции, посвященной годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это событие вызвало значительный резонанс в украинском обществе и еще раз заострило вопрос о нарушении прав человека в Беларуси.

Необходимо отметить также акции протеста, которые проводились политическим партиями и общественными организациями перед зданием Посольства Республики Беларусь в Украине в феврале-марте 2006 года. Так, 16 февраля коалиция украинских общественных организаций в месте с представителями белорусской организации "Третий путь" провели акцию солидарности с белорусскими политзаключенными, борцами за свободу и демократию. Участники акции завесили территорию посольства бело-красно-белыми флагами и джинсовыми лентами.

28 февраля молодежное крыло политического блока "Пора-ПРП" провело пикет возле здания белорусского посольства в знак протеста против действий, "с помощью которых официальная власть Беларуси борется со своими конкурентами". Официальным поводом стало задержание представителями КГБ Беларуси руководителей общественной инициативы "Партнерство", организации, которая планировала организовать наблюдение за процессом голосования в Беларуси 19 марта 2006 года.

После того, как ОБСЕ и ряд других международных организаций признали президентские выборы в Беларуси недемократичными, некоторые украинские политические партии не замедлили выступить с заявлениями. В частности, пропрезидентский избирательный блок "Наша Украина" 21 марта в специальном заявлении отметил, что избирательная кампания в Беларуси "…не отвечала демократическим нормам и стандартам, а также обязательствами перед ОБСЕ, взятыми руководством этой страны…".

Подытоживая, стоит отметить, что контакты между украинскими и белорусскими организациями были и до 2004 года, в тоже время динамика отношений в качественных и количественных показателях в период с 2005 по 2008 значительно улучшилась.

Ссылки:

1. Долженков О.О. Україна – Білорусь: Досвід політичної трансформації. Монографія. – Одесса: Астропринт, 2003. – 264 с.

При подготовке статьи были использованы информационные материалы с электронных ресурсов:

1. Министерство иностранных дел РБ http://www.mfa.gov.by/ru/  
2. Министерство иностранных дел Украины http://www.mfa.gov.ua/mfa/ua  
3. Посольство Республики Беларусь в Украине http://www.ukraine.belembassy.org/  
4. Посольство Украины в Республике Беларусь http://www.belarus.mfa.gov.ua/belarus

Вдовенко С.М., доктор наук государственного управления;
Максак Г.А., президент Аналітичного центру "Поліський фонд міжнародних та регіональних досліджень"

Материал подготовлен в рамках исследовательского проекта "Новые горизонты: перспективы развития белорусско-украинских отношений на международном, межгосударственном и региональном уровнях", который реализуется при поддержке Белорусского фонда публичной политики и Белорусского института стратегических исследований.

Продолжение следует...


| Количество показов: 2687 |  Автор (привязка):  Максак Геннадій Анатолійович |  Автор:  Вдовенко С.М., Максак Г.А. |  Голосов:  5 |  Рейтинг:  3.48 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:





Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (196) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (280) 
Образование (553) 
Общество (472) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (544) 
Энергетика (60) 

Загрузка...

ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Естеркін Борис Львович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Звіт про конкурентоспроможність України у 2008 р. (англійською мовою)

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua