На главную страницу
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу






База знаний / Аналитика / Экономика

Состояние и перспективы развития двусторонних украинско-белорусских отношений. Часть 2

Версия для печати Версия для печати

Продолжение. Начало см.: Состояние и перспективы развития двусторонних украинско-белорусских отношений. Часть 1

3. Текущее состояние политических отношений между Украиной и Беларусью

Отсчетом качественно нового обособленного этапа развития двусторонних отношений на уровне политических контактов можно считать осень 2008 года, после проведения парламентских выборов в Беларуси. Хотя украинская официальная позиция относительно диалога с Минском традиционно была ориентирована на Запад, в этот период прослеживается явная коррекция внешнеполитической позиции Киеве вслед за Брюсселем.

В 2008 году как индикатор динамики демократичных преобразований в стране Европейский Союз определил осенние выборы в нижнюю палату парламента Беларуси, их подготовку и проведение. Поэтому в МИД Украины также было принято решение о мониторинге выполнения требований ЕС руководством Беларуси и увязывание политического двустороннего диалога с успехами демократизации и либерализации белорусского государства.

Подтверждением такой позиции может послужить факт заявлений Киева в унисон с Брюсселем о поддержке либеральных шагов в Беларуси. В августе 2008 года МИД Украины выступил с заявлением о позитивной оценке освобождения Александра Козулина, как одного из требований ЕС.

В то же время, несмотря на несостоявшуюся встречу глав государств, европейское направление дало некую общую платформу к сближению Украины и Беларуси, насколько это было возможно в условиях разности политических систем, а также внешнеполитических приоритетов. Толчком к этому послужило два момента. Во-первых, усиление поиска контактов Беларуси и ЕС, проявившееся в установлении предварительных условий углубления сотрудничества.

Во-вторых, это понимание в Брюсселе необходимости диверсификации подходов к третьим странам в рамках Европейском программы соседства, которая с 2004 года предлагала унифицированную платформу отношений от Касабланки до Мурманска.

В июне 2008 в противовес Средиземноморскому Союзу, лоббируемому Францией, Польша совместно со Швецией инициировали проект Восточного партнерства, который, по замыслу разработчиков, предложил бы более адекватную модель сотрудничества в рамках Европейской программы соседства для Украины, Молдовы, Грузии, Армении, Азербайджана и, с определенными оговорками, Беларуси. Эти оговорки, в частности, касались необходимости продолжения диалога Минска с европейскими институтами и непрерывный курс демократических преобразований в стране.

Результаты парламентских выборов в Беларуси в сентябре 2008 и предварительная подготовка к ним, исходя из ранее принятых на себя Минском обязательств, хотя и дали основания европейским институтам для фиксирования значительных позитивных сдвигов во внутриполитической ситуации в стране, но в то же время и не стали предпосылкой для нового витка напряженности. Готовность белорусского руководства вести работу над ошибками и неэффективность политики изоляционизма привели к появлению нового жеста доброй воли со стороны Европы – временное приостановление санкций относительно белорусских госчиновников и предприятий.

Этот сигнал был четко воспринят в Украине как "зеленый свет" на реализацию своей посреднической роли в сближении позиций ЕС и Беларуси. Уже в октябре 2008 года в Минске прошли консультации МИД Украины и Беларуси, где были обсуждены возможные совместные действия в отношениях с Европейским Союзом.

Возможно, в этом контексте в конце октября 2008 года Посольство Украины в Беларуси организовало первый пресс-тур для белорусских журналистов в Черниговскую область и Киев для ознакомления с политическими и экономическими реалиями жизни в Украине.

Но реальный прорыв в отношениях наметился уже с первых месяцев 2009 года, когда возобновился канал межгосударственной коммуникации на уровне глав государства. 20 января 2009 года в г. Чернигове прошла встреча президентов Украины и Беларуси. Повестка дня встречи позволяет говорить о реальном новом качественном наполнении украинско-белорусских отношений. В частности, в рамках встречи были подписаны:

- Меморандум о сотрудничестве в энергетической сфере;

- Консульская конвенция между Республикой Беларусь и Украиной;

- Меморандум между правительствами и нацбанками Беларуси и Украины о выработке системы мер по интенсификации двустороннего торгово-экономического сотрудничества в условиях мирового финансово-экономического кризиса;

- Межправительственное соглашение об упрощенном порядке проезда участка автодороги Славутич – Чернобыльская АЭС, который проходит по территории Беларуси, работниками, транспортными средствами и грузами ЧАЭС и предприятий, которые осуществляют деятельность в зоне отчуждения, а также иностранными специалистами, привлеченными к реализации международных проектов, касающихся закрытия ЧАЭС, и протокол к этому соглашению.

В своем выступлении перед журналистами президент Беларуси поддержал также идею транзита украинской электроэнергии в страны Балтии и возможность присоединения белоруской стороны.

Уже 6 мая 2009 года в подтверждение зарождения нового формата украинско-белорусских отношений, президент Украины провел встречу с президентом РБ в г. Гомеле. Кроме обсуждения перспективных проектов сотрудничества и решения существующих проблем, речь также шла о возможности поддержки Украины в углублении контакта Минска с Брюсселем, в частности, в формате полноправного участия Беларуси в "Восточном партнерстве".

Возможность углубления координации совместных действий также можно отметить в заявлениях А.Лукашенко на кишиневском саммите СНГ, прошедшем 9 октября 2009 года.

В целом, по сравнению с двусторонними отношениями Беларуси с другими странами, отношения с Украиной могут быть определены как наиболее нейтральные. Традиционные проблемы украинско-белорусского политического дискурса никогда не приобретали форму острого конфликта, в то время как политические события в Украине 2004-2005 гг. не привели к обострению двусторонних отношений.

4. Проблемные вопросы украинско-белорусских политических отношений

Наличие нерешенных двусторонних проблем политического характера и существование принципиальных различий в вопросах построения внешней и внутренней политики государств не позволяют раскрыть полный потенциал сотрудничества Украины и Беларуси.

Наиболее сложным вопросом в двустороннем сотрудничестве пока что остается организационное, управленческое, финансовое обеспечение реализации договоренностей. Много зависит от управленческой деятельности созданных организационных структур – государственных, региональных комиссий, комитетов и депутатских групп всех уровней советов; от усовершенствования практики взаимодействия министерств и ведомств, других государственных структур относительно координации деятельности в межгосударственном секторе, обеспечения последовательности и преемственности сотрудничества.

Для Украины принципиально важным и актуальным остается вопрос ратификации белорусской стороной договора о государственной границе.

Справочно:

12 мая 1997 года президентами Украины и Республики Беларусь был подписан Договор между Украиной и Республикой Беларусь о государственной границе. Соглашение было ратифицировано украинским парламентом 18 июля 1997 года, в то время как вопрос ратификации документа белорусской стороной все еще открыт. Это притом, что официально Минск неоднократно заявлял об отсутствии территориальных претензий к Украине.

Номинальным поводом для промедления с ратификацией Договора является желание официальных властей Беларуси увязать этот вопрос с выплатой Украиной долга сомнительного правового статуса, образовавшегося в 1992 году. В то время белорусские предприятия, работавшие с украинскими в рамках совместных производственных сетей, перечислили на счета предприятий в Украине деньги за выпущенную, но так и не полученную продукцию. Беларусь неоднократно обращалась к Украине с требованием выплатить эти денежные средства, но украинское руководство не реагировало должным образом.

Вопрос ратификации такого важного межгосударственного соглашения дал возможность привлечь внимание Киева к этой проблеме. Однако, уже 12 лет проблема не находит решения, учитывая жесткие позиции переговорных сторон.

Беларусь настаивает на присвоении долгу статуса государственного, в то время как Украина настаивает на его корпоративном характере. Также имеются значительные разночтения в вопросе определения размера долга, учитывая разные методики расчета. Минск сначала озвучивал цифру в 220 млн. долларов США, потом снизил до 113 млн. долларов США. Киев готов учесть претензии на сумму примерно 50 млн. долларов.

Украина принципиально не идет на признание долга субъектов хозяйственной деятельности в качестве государственного, но выражает готовность к поиску механизмов возмещения признаваемого объема задолженности в виде финансовых ресурсов или определенных материальных ценностей. К примеру, путем обустройства украинско-белорусских пунктов пропуска.

Компромиссные решения были готовы в 2002 году, но белорусская сторона отказалась от их принятия. В 2003 году президент Украины Л. Кучма признал наличие проблемы долга. Позже премьер-министр Виктор Янукович подписал протокол, определяющий сумму долга в размере 134 млн. долларов США. Однако, со сменой политических элит в Украине в 2004 году, проблема откатилась на прежнее место. Президент Виктор Ющенко не признал долг.

Эта проблема на протяжении 2006-2008 гг. становилась камнем преткновения при подготовке встречи глав Украины и Беларуси.

Существует также неофициальная версия, о том, что на Беларусь в этом вопросе осуществляется давление России, которая стоит на позициях того, что демаркация и делимитация государственных границ Украины может ускорить процессе ее евроатлантической интеграции.

Тем не менее, хроническое нерешение этой проблемы белорусской стороной является значительной преградой для развития двусторонних украинско-белорусских отношений.

В контексте неурегулированности вопроса украинско-белорусской границы, определенную проблему в двустороннем сотрудничестве, в частности, межрегиональном создает незавершенность строительства пунктов пропуска.

В настоящее время на границе Украины с Республикой Беларусь действует 13 пунктов пропуска для автомобильного сообщения, из которых по постоянной схеме работает лишь 5 – "Доманово", "Новые Яриловичи", "Выступовичи", "Городище", "Сеньковка".

Следует учитывать, что в последние годы наблюдается постоянная тенденция к увеличению грузопотока и потока граждан, которые пересекают пункты пропуска в связи со стабильными тенденциями возрастания торгово-экономического сотрудничества, развитием туризма, оживлением обмена делегациями представительств, деловых и культурных кругов.

Следующим проблемным моментом в двусторонних отношениях является наличие неофициального визового режима для граждан Украины в Беларуси. Дело в том, что украинские граждане имеют право пребывать без регистрации в Беларуси 3 дня, в то время как граждане Беларуси могут свободно находиться в Украине до 90 дней. На данный момент этот вопрос еще не решен, хотя по результатам встречи двух президентов в Чернигове в январе 2009 года было задекларировано совместное приложение усилий в этом направлении.

Достаточно чувствительным вопросом является расширение на базе соглашения о сотрудничестве в области информации украинского информационного пространства, создания возможностей для изучения украинского языка этническим украинцам в Беларуси.

5. Сотрудничество Украины и Беларуси в торгово-экономической сфере

Факторы, которые влияют на современные торгово-экономические отношения, носят комплексный характер и являются как инвариантными, так и такими, которые варьируются через внутренние и внешние влияния, изменение субъектов отношений и их интересов, всегда присутствующую конкуренцию.

К группе постоянных факторов украинско-белорусских отношений, которые объективно влияют на эффективность торгово-экономического сотрудничества, необходимо отнести следующие – смежность территорий; наличие тесных кооперационных и технологических связей во многих областях промышленности и разветвленных взаимодополняемых транспортных систем. Эта группа факторов есть данностью, которая объективно обеспечивает преимущества украинско-белорусского экономического сотрудничества в сравнении с другими странами.

Вторыми по важности являются факторы, которые характеризуют экономическое развитие страны-партнера, в данном случае Беларуси, и возможности ее экономического потенциала относительно перспектив наращивания объемов торговли.

В этом контексте следует подчеркнуть, что экономический потенциал Беларуси и тенденции роста производства создают перспективы для развития взаимовыгодного сотрудничества. Наибольшие темпы прироста продукции в Беларуси стабильно демонстрируют металлургия, машиностроение, агропромышленный комплекс.

Необходимо учитывать, что в последние годы Беларусь главное внимание уделяет наращиванию экспортных возможностей. С этой целью был разработан проект Национальной программы развития экспорта страны на 2006-2010 гг., который имеет два варианта. Первый, базовый, предусматривает увеличение объема экспорта товаров и услуг в сопоставимых ценах в 1,57 раза. Второй, соответственно, – в 1,65 раза. Акцент сделан на приоритетное развитие экспорта услуг, расширение транзитных возможностей и сферы туризма. Механизмом реализации программы является создание разноуровневых стратегий экспорта: национальной, региональных, отраслевых и ведущих предприятий-экспортеров. Важными направлениями развития экспортных возможностей предусмотрены: проникновение белорусского капитала через транснациональные корпорации к странам Балтии и на рынок объединенной Европы; создание условий для легального экспорта рабочей силы с целью поступления в страну валюты.

Для эффективного содействия экономическим аспектам сотрудничества были созданы минимально необходимые институциональные и нормативные рамки.

В 1996 году начала свою работу Межведомственная украинско-белорусская комиссия по вопросам торгово-экономического сотрудничества. По состоянию на сентябрь 2009 года проведено 16 заседаний этого органа. 11 декабря 1998 года подписан Договор между Украиной и Республикой Беларусь "Об экономическом сотрудничестве на 1999-2008 года", составляющей частью которого была Межгосударственная программа долгосрочного экономического сотрудничества между Украиной и республикой Беларусь на 1999-2008 года. 20 января 2009 года был подписан Меморандум между правительствами и нацбанками Беларуси и Украины о выработке системы мер по интенсификации двустороннего торгово-экономического сотрудничества в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

На объемы украинско-белорусского товарооборота влияли внутренние и внешние, субъективные и объективные факторы.

От момента установления торговых отношений первый пик двустороннего товарооборота пришелся на 1997 год, когда объемы торговли практически достигли 1,4 млрд. долларов США. Но, например, в связи с российским финансовым кризисом, товарооборот в 1999 году снизился до 400 млн. долл. США. Инфляционные процессы, ухудшение финансового состояния предприятий, платежная неспособность, а также льготы Беларуси в отношениях с Россией привели к потере конкурентоспособности ряда украинских товаров на белорусском рынке.

Неустойчивыми были качественные показатели двусторонней торговли, в частности, сальдо для Украины было положительным лишь в отдельные годы.

Таблица 1

Динамика внешней торговли товарами Республики Беларусь с Украиной, млн. дол. США
 

Периоды 

Т/оборот 

Экспорт 

Импорт 

Сальдо 

1997 

1392,9 

425,4 

967,5 

-542,1 

1998 

1126,8 

386,9 

739,9 

-353,0 

1999 

696,3 

280,6 

415,7 

-135,1 

2000 

900,3 

559,7 

340,6 

219,1 

2001 

699,2 

421,8 

277,4 

144,4 

2002 

562,3 

271,6 

290,7 

-19,1 

2003 

705,6 

343,5 

362,1 

-18,6 

2004 

1085,0 

539,8 

545,2 

-5,4 

2005 

1801,7 

907,8 

893,9 

13,9 

2006 

2458,7 

1234,0 

1224,7 

9,3 

2007  

3006,4 

1472,1 

1534,3 

-62,2 

2008  

4 905,0 

2 790,0 

2116,0 

674,0 

по данным Национального статистического комитета

Однако, положительные тенденции относительно возрастания товарооборота между Украиной и Беларусью сохранялись до 2009 года, то есть до начала мирового финансово-экономического кризиса.

Во внешнеторговом балансе Республики Беларусь Украина занимала второе место после России среди государств СНГ и третье – среди мировых партнеров (после России и Нидерландов). Доля Украины в общем объеме внешней торговли Беларуси товарами увеличилась с 5,6% в 2007 году до 6,7% в 2008 году.

Внешнеторговый оборот (товары + услуги) между Республикой Беларусь и Украиной за 2008 год составил 5301,0 млн. долл. США и увеличился на 59% (1968,2 млн. долл. США). Возрастание оборота внешней торговли между обеими странами произошло прежде всего за счет увеличения торговли товарами. Взаимное предоставление услуг за этот период было незначительным.

Таблица 2

Динамика внешнеторгового оборота Республики Беларусь с Украиной за 2008 год в сравнении с 2007 годом, млн. дол. США

Показатели 

2007 г

2008 г

2008 г./2007г.,% 

Возрастание (+/-) 

Внешнеторговый 

оборот, в т.ч. 

товары 

услуги 

3332,8 

 

3004,1 

328,7 

5301,0 

 

4904,8 

396,2 

159,0 

 

163,3 

120,5 

1968,2 

 

1900,7 

67,5 

Экспорт

в т.ч. 

товары 

услуги 

1573,7 

 

1469,8 

103,9 

2916,2 

 

2789,7 

126,5 

185,3 

 

189,8 

121,7 

1342,5 

 

1319,9  

22,6 

Импорт

в т.ч. 

товары 

услуги 

1759,1 

 

1534,3 

224,8 

2384,8 

 

2115,1 

269,7 

135,5 

 

137,9 

119,9 

625,7 

 

580,8 

44,9 

Сальдо

в т.ч. 

товары 

услуги 

-185,4 

 

-64,5 

-120,9 

531,4 

 

674,6 

-143,2 

 

716,8 

 

739,1 

-22,3 

по данным Национального статистического комитета и Национального банка РБ

Из внешнеторговых составляющих экспорт возрастал быстрее импорта: по показателям 2008 года экспорт возрос в 1,8 раза и составил 2916,2 млн. долл. США, импорт увеличился на 35,5% и достиг 2384,8 млн. долл. США. Отрицательное сальдо для Украины составило 531,4 млн. дол. США против положительного в 185,4 млн. дол. США в 2007 году.

В 2008 году основными статьями экспорта Украины в Беларусь были: недрагоценные металлы и изделия из них (35,7%); продукция: машиностроения (21,6%), агропромышленного комплекса (19,6%), химической промышленности (9,4%); минеральные продукты (4,1%); древесина и бумага (3,8%); изделия из камня (2,2%); продукция легкой промышленности (2,1%).

- В то же время Беларусь экспортировала в Украину: минеральные продукты (47,9%); машины, оборудование и средства наземного транспорта (23,6%); черные металлы и изделия из них (4,5%); продукцию: химической промышленности (12,2%), агропромышленного комплекса (3,6%), легкой промышленности (3,0%);

В Украине присутствуют следующие белорусские предприятия-флагманы промышленного производства: Минский автомобильный завод, БеЛАЗ, Минский тракторный завод, "Белэнерго", "Гомсельмаш", Лидский завод сельхозмашиностроения. Всего, в настоящее время в Украине функционирует более 100 структур товаропроводящей сети Республики Беларусь, осуществляющих дилерские и дистрибьюторские функции.

Среди украинских больших предприятий в Беларуси представлены интересы "Нефтегаз Украины", завода "Ленинская кузница", Полтавского турбомеханичекого завода, корпорации "Интерпайп", Донецкого металлургического завода.

В то же время взаимная инвестиционная привлекательность остается на достаточно низком уровне. За этот период наибольший объем инвестиций из Беларуси в Украину поступил в следующие отрасли:

- промышленность – 8,57 млн. дол. США:
- сферу транспорта и связи – 2,22 млн. дол. США;
- сферу оптовой и розничной торговли – 1,21 млн. дол. США;
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 0,21 млн. дол. США;

Наибольший объем инвестиций из Украины в экономику Беларуси поступил в следующие отрасли:

- промышленность (перерабатывающая) – 0,06 млн. дол. США;
- сферу оптовой и розничной торговли, торговли транспортными средствами и услуг по ремонту – 0,32 млн. дол. США;
- строительство -0,02 млн. дол. США;
- транспорт и связь – 0,01 млн. дол. США;
- финансовую деятельность – 0,12 млн. дол. США;
- здравоохранение – 0,02 млн. дол. США.

Как видно из статистических данных перспективы взаимного инвестирования сторонами используются далеко не в полной мере.

По экспертным оценкам, сдерживающим фактором взаимного притока инвестиций было вмешательство государственных органов в управление хозяйствующими субъектами, ограниченная предпринимательская деятельность в связи с отсутствием свободных средств у хозяйственных структур, а также недостаточное количество представительств украинских банков в Беларуси и наоборот.

Важным сектором украинско-белорусских торгово-экономических отношений является межрегиональное и приграничное сотрудничество. Усилиями обеих государств оно приобрело организационную системность. В этом контексте можно сослаться на деятельность Межправительственной украинско-белорусской смешанной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, в частности, относительно расширения сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе; международном автомобильном сообщении; судоходстве внутренними водными путями; в машиностроительной и металлургической областях промышленности; оптимизации работы в области автомобильных и железнодорожных перевозок; увеличении присутствия на рынках Украины и Республики Беларусь сельскохозяйственной, пищевой и другой продукции; развитии малого предпринимательства.

В последние годы в Республику Беларусь экспортируют товары 18 областей Украины, среди которых наибольший удельный вес приходится на Волынскую, Житомирскую, Полтавскую и Хмельницкую области. 22 украинских региона увеличили закупки белорусских товаров, прежде всего это Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Николаевская, Полтавская, Ривненская, Черновицкая области, г. Киев и АР Крым.

Например, наиболее важными направлениями сотрудничества Житомирской области с Беларусью является расширение внешних связей по добыче гранита, в химической и легкой промышленности, машиностроении, переработке сельскохозяйственной продукции, туризме и культуре. Перспективным является увеличение объемов продажи в РБ, в частности в Брестской области продукции из Волынской области Украины – мяса для перерабатывающих предприятий, а также фуражного зерна; проведение совместного мониторинга состояния приграничных рек; внедрение контроля за транзитным перемещением товаров и грузов.

Руководство Гомельской области высказало заинтересованность в привлечении мощностей строительных организаций приграничных областей Украины на сооружение промышленных и социальных объектов.

Углубляется сотрудничество между региональными торгово-промышленными палатами. В Минске эффективно функционирует представительство ТПП Украины, актуальным остается вопрос открытия представительства Белорусской торгово-промышленной палаты в столице Украины.

Постоянно ведется работа по реализации общих экономических проектов субъектами хозяйствования, в частности, Минским тракторным заводом и заводом "Ленинская кузница" (г. Киев), Минским моторным заводом и Полтавским турбомеханическим заводом и ДП "Южмаш", ВАТ "Ирпеньмаш" и Лидским заводом сельхозмашиностроения. Углубляются связи между ДП НВКГ "Зоря-Машпроект" (г. Николаев) и Концерном "Белэнерго".

Корпорация "Интерпайп" обеспечивает трубами Минский автомобильный завод (МАЗ), Минский тракторный завод (МТЗ), колесами - вагоноремонтные заводы Белорусской железной дороги; Донецкий металлургический завод наращивает поставки металлопродукции на МТЗ, МАЗ и другие ведущие предприятия Беларуси.

Плодотворно развивается сотрудничество Украины с Беларусью в рамках Еврорегиона "Буг", в состав которого входят Волынская область и два района Львовской области (Украина), Брестская область (Республика Беларусь) и Люблинское воеводство (Республика Польша), а также Еврорегиона "Днепр" в составе Черниговской (Украина), Гомельской (Беларусь) и Брянской (Россия) областей. Основное внимание в рамках этих трансграничных объединений сосредоточено на развитии торгово-экономического сотрудничества.

В рамках еврорегионов наиболее важным является использование опыта по финансированию и инвестированию инфраструктуры депрессивных регионов с целью содействия их выходу на международный уровень экономического развития.

6. Проблемы двустороннего торгово-экономического сотрудничества

Несмотря на позитивную динамику роста товарооборота между Украиной и Беларусью, сохраняются проблемы, которые препятствуют расширению торгово-экономического сотрудничества. В большей степени решение этих проблем лежит в нормативно-правовой плоскости.

Белорусская сторона до сих пор не ратифицировала Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о свободной торговле, принятого в 2007 году. Это в свою очередь, предоставляет возможности для введения ограничений каждой из сторон в целях протекционизма. К примеру, в страновом разрезе наибольшее количестве мер против белорусских товаров применяет Украина (3 антидемпинговые меры, 5 специальных мер), ЕС (3 антидемпинговые меры), Турция (1 антидемпинговая мера), Индия (1 антидемпинговая мера), США (1 антидемпинговая мера), Молдова (1 специальная мера).

Симметричной политики придерживается и Беларусь по отношению к определенным видам украинского экспорта, к примеру, украинской карамели, кондитерским изделиям и т.д.

По заявлениям украинских товаропроизводителей правительство Беларуси принимает жесткие меры нетарифного регулирования внешней торговли, в частности лицензирование и квотирование импорта табачной, алкогольной, кондитерской и других видов продукции из Украины.

Субъектами хозяйствования Беларуси применяются также преференции при проведении тендерных торгов, в которых принимают участие украинские фирмы.

К снижению транзитных перевозок по территории РБ приводят задержание Государственной транспортной инспекцией Беларуси украинских автобусов для взвешивания и взыскания платы.

Кроме того, в 2008 году закончился срок действия Межгосударственной программы долгосрочного экономического сотрудничества между Украиной и республикой Беларусь на 1999-2008 года и Договора между Украиной и Республикой Беларусь "Об экономическом сотрудничестве на 1999-2008 года". На смену этим стратегическим документам в сфере экономического сотрудничества еще не разработаны основы новой нормативной платформы на долгосрочную перспективу.

К сожалению, не получили развития и практического решения вопросы стратегического характера в экономической сфере, но требующие значительной политической воли лидеров государств и предполагающие определенную степень независимости от внешних центров влияния. Речь, прежде всего, идет о создании Евразийского нефтетранспортного коридора, организации транзита украинской электроэнергии в страны Балтии, расширении международного транспортного маршрута "Викинг".

7. Перспективы развития украинско-белорусских отношений

Политический диалог Украины и Беларуси осуществляется как на межгосударственном уровне, так и уровне неправительственных организаций. Анализ его развития между Украиной и Республикой Беларусь свидетельствует о продуктивности и перспективности существующего взаимодействия. Прослеживается заинтересованность двух стран в изучении опыта реформирования национальных экономик, углублении научно-технического и военного сотрудничества, развитии гуманитарных связей. Все это содействует укреплению климата взаимного доверия, возрастанию значения украинского фактора в Беларуси и наоборот.

В практической плоскости развития украинско-белорусских отношений следует учитывать, что Украина и Беларусь получили в наследство схожие экономики и социально-культурные сферы, ориентированные на количественные показатели и недостаточно конкурентоспособные на европейском и мировом рынке. Задачи, которые стоят перед ними формулируются как направленные на более полное удовлетворение потребностей людей.

Однако реализуются они разными методами: в Беларуси за счет государственного регулирования, в Украине – рыночных механизмов.

Для обоих государств актуальной проблемой является адаптация к новым условиям в системе европейского и мирового пространства, в частности относительно сотрудничества в рамках программы "Восточное партнерство".

Сопоставляя совпадение интересов Украины в Республике Беларусь и Республики Беларусь в Украине, можно предположить, что перспективными в дальнейшем будут следующие:

- сотрудничество по формированию зоны свободной торговли;
- создание условий для борьбы с экономической преступностью;
- объединение ресурсов в преодолении последствий катастрофы на ЧАЭС;
- обеспечение развития транспортных систем;
- усовершенствование сферы консульских отношений относительно взаимных поездок граждан, упрощение взаимодействия по визовым вопросам с третьими странами;
- работа по развитию туристической сферы;
- более широкое использовании возможностей регионов;
- развитие прямых связей между субъектами хозяйствования;
- разработке общих проектов министерствами, ведомствами, проведение общих научных исследований;
- содействие представителям диаспоры в реализации их потребностей;

Однако заметными будут и расхождения, поскольку страны являются конкурентами в экономическом пространстве, в частности на рынках сбыта продукции, использовании транснациональных магистралей, в получении от международных и европейских структур помощи, в том числе на ликвидацию аварии на ЧАЭС, в энергетике, в частности в транспортировании территориями российских нефти и газа и другие.

На межрегиональном уровне в дальнейшем будут актуализироваться вопросы:

- развития сотрудничества между субъектами хозяйствования регионов в рамках научно-технической и производственной кооперации;
- углубления сотрудничества между торгово-промышленными палатами областей;
- создания совместных предприятий;
- сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства.

Политическая сфера

Важнейшими из всего комплекса отношений между странами является взаимодействие в политической сфере. Оно определяет общий фон отношений и создает предпосылки для положительного решения вопросов в других отраслях и сферах и поэтому требует постоянного внимания, прогнозирования и предвидения направлений развития.

В связи с тем, что украинский и белорусский этнический и культурный компонент продолжительное время формировались рядом, а в определенные периоды общее было доминирующим, то имеет право на жизнь тезис, что белорусы ментально наиболее близкие украинцам и с ними легко достигать компромиссов и договариваться по самым сложным проблемам.

Сегодня на основе изучения взглядов граждан обеих стран, а также официальных заявлений представителей государств можно сделать вывод, что стороны продолжают формировать политические отношения в контексте добрососедства, сохранения и развития традиций дружбы и уважения.

Украина неоднократно высказывала заинтересованность в независимой, стабильной и процветающей Беларуси. Вместе с тем, по ряду вопросов Украина солидаризировалась с общеевропейской оценкой политической ситуации в Беларуси.

На украинско-белорусские отношения влияют разные позиции стран относительно Европейской и Евроатлантической интеграции и сотрудничества в рамках СНГ и ЕЭП.

Как известно, Беларусь продолжительное время находилась в так называемой изоляции от европейских стран. С другой стороны ориентировалась и ориентируется на создание Союзного государства с Россией и интеграцию в рамках Евразийского экономического сообщества, а также Договора о коллективной безопасности.

Вместе с тем, успешная реализация многовекторности внешнеполитических отношений создает условия для движения Беларуси в европейском направлении. В этом контексте будет меняться не только конфигурация ее отношений с Европой, а и Украиной, которая непосредственно сориентирована на Европейский союз.

Находясь в окружении стран, которые избрали отличные от нее модели политического развития, Беларусь заявляла и заявляет о своих добрососедских и миролюбивых намерениях.

В практической деятельности сближение политических позиций Украины и Республики Беларусь базируется на провозглашаемом обеими сторонами прагматизме и понимании необходимости обеспечения взаимной выгодности осуществляемых шагов, взаимоуважения к разным точкам зрения на те или другие проблемы. Со стороны Республики Беларусь есть понимание и признание самостоятельности и независимости украинского политического развития как непреложного факта, со своей стороны Украина учитывает особый сценарий общественного развития Беларуси. В украинско-белорусских отношениях имели место и признаки охлаждения, непринятия тех или других позиций друг друга.

В целом же, оценивая внутриполитическую ситуацию в Беларуси Украина считала, что выбор модели политического и общественного развития это внутреннее дело каждой страны, в том числе и Беларуси.

Неизменной остается позиция Украины относительно сохранения статуса Беларуси в международных организациях, содействие ее привлечению к деятельности в рамках ЦЕИ, Организации Черноморского сотрудничества и других региональных объединениях.

Украина предлагала выступить посредником в налаживании отношений Беларуси с европейскими организациями – ОБСЕ, Совета Европы, странами Западной Европы и США. Однако Беларусь относилась к предложениям неодобрительно и вообще не воспринимала такую постановку вопроса.

Важно, что с обеих сторон было и остается понимание того, что при формировании концепции взаимоотношений учета требуют отличия в государственном устройстве, расстановке политических сил, разная степень демократизации обществ, векторы внешней политики и другие факторы.

В современном контексте для Беларуси возрастает роль Украины как стороны, которая проводит прогнозируемую политику относительно интеграции в европейские и мировые структуры. Учитывая расширение Евросоюза, приближение его границ непосредственно к двум странам стороны проявляли заинтересованность в сотрудничестве по вопросам минимизации отрицательных последствий этого процесса, высказывали позицию относительно недопущения образования новых распределительных линий на континенте.

В Беларуси и Украины есть общее понимание того, что непосредственное соседство двух стран с ЕС, введение визового режима и усиления приграничного контроля на границе с ЕС может превратить оба государства в накопителей нелегальных мигрантов, и как следствие в зону нестабильности. Украинская сторона в двустороннем переговорном процессе настаивает на заключении с Беларусью межправительственного Соглашения о приеме/передаче лиц через государственную границу. Беларусь со своей стороны поднимает как перед ЕС, так и перед Россией вопрос относительно нелегальных мигрантов с целью получения компенсационных средств.

Значительно суживали сферу сотрудничества Украины и Беларуси разные позиции относительно ВТО и формирование Единого экономического пространства (ЕЭП).

Однако с созданием Евросоюзом программы "Восточное партнерство" у сторон появилось значительно больше возможностей для консолидированной работы в рамках европейских организаций.

Торгово-экономическая сфера

Украинско-белорусское торгово-экономическое сотрудничество по многим признакам имеет значительные перспективы.

В перечне вопросов для сотрудничества главными является транзит энергоносителей, участие Украины в строительстве на территории Беларуси АЭС, ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Перспективным является сотрудничество в таких сферах как производственная кооперация и создание совместных производств; развитие транспортных коридоров; агропромышленный комплекс; топливно-энергетическая, а также сотрудничество по приграничным и межрегиональным вопросам.

Украина имеет опыт и потенциальные возможности наращивать сотрудничество с Беларусью также в машиностроении, металлургии, химической промышленности.

Конкретно украинские предприятия проявляют интерес к участию в:

- поставках в Беларусь оборудования для ТЭЦ;
- строительстве гидроэлектростанций, теплоэлектроцентралей и других объектов энергосистемы;
- поставках сельхозтехники, создании совместных предприятий по сервисному и техническому ее обслуживанию;
- наращивании поставок металлопродукции;
- поставках железнодорожных вагонов, тепловозов, компрессорных станций, газотурбин, самолетов;
- обеспечении перевалки и транспортирования белорусских калийных удобрений через украинские морские порты.

8. Рекомендации по улучшению двусторонних отношений

1. Украина должна продолжать строить отношения с Республикой Беларусь в контексте политики доверия и добрососедства, готовности открыто вести диалог по всем вопросам.

2. Для стабильности отношений Украины и Республики Беларусь необходима настроенность сторон на компромиссы по текущим вопросам, поскольку на стратегических решениях сказываются разные модели государственного и общественного развития, ориентиры внешней политики, оценка тенденций мирового и европейского развития, реакция на международные события и современные вызовы.

3. Учитывая, что Беларусь президентская республика, необходимо развивать диалог на высшем уровне. Встречи президентов в Чернигове и Гомеле в 2009 году засвидетельствовали взаимную заинтересованность сторон в углублении сотрудничества и позволили решить целый ряд законсервированных ранее вопросов.

4. Необходим поиск нестандартных решений в торгово-экономической сфере, сотрудничества требует финансово-экономический кризис, поскольку работа на основе традиционных подходов привела в текущем году к сокращению товарооборота почти в 2 раза. В этой связи необходимо активизировать сотрудничество в финансово-банковской сфере путем открытия представительств украинских банков в Беларуси и белорусских в Украине. Стороны недостаточно внимания уделяют рекламированию продукции, проведению выставочных мероприятий. До сих пор в Киеве не открыто представительство Белоруской ТПП.

5. Необходимо и дальше активизировать деятельность межпарламентской комиссии относительно решения вопросов, которые представляют обоюдный интерес, в частности, снятия правовых барьеров, ратификации соглашений, сотрудничества в международных организациях. В первую очередь синхронизации законодательств на двухстороннем уровне, а также координации работы с другими станами по визовым вопросам,

6. Значительно больше места в сотрудничестве необходимо отводить развитию гуманитарных систем, проведению общих образовательных и культурно-художественных мероприятий. С этой целью необходимо выполнить пункт Межгосударственной программы долгосрочного экономического сотрудничества между Украиной и Республикой Беларусь на 1999-2008 годы относительно открытия культурно-информационных центров – украинского в Минске и белорусского в Киеве.

До сих пор по субъективным причинам не разработана аналогичная программа на следующий десятилетний период. Нуждаются также в конкретной проработке вопросы создания научных гуманитарных центров, открытия филиалов высших учебных заведений.

7. Нужно учитывать, что на первый план в дальнейшем будут выходить вопросы, которые относятся к сфере удовлетворения потребностей людей, в особенности приграничных регионов и на законодательном уровне упрощать процедуры пересечения украинско-белорусской границы для граждан двух стран.

8. Необходимо активизировать работу по окончанию процедур законодательного оформления договора о государственной границе. Как известно белорусская сторона по формальным причинам не ратифицирует договор и предъявляет требование о выплате долга субъектов хозяйствования от 1992 года в размере 100 млн. дол. США, который Украина не признает государственным долгом. Попытки решить проблему признанием 50 % долга и погашением его обустройством пунктов пропуска на границе, промышленной и сельскохозяйственной продукцией не получили согласия белоруской стороны.

В настоящее время в результате активизации диалога между Украиной и Республикой Беларусь, а также начавшимся процессом нормализацией отношений Беларуси с Европейским Союзом и вхождением двух стран в программу "Восточное партнерство" появляются возможности положительно решить эту проблему, рассматривая ее в контексте интересов не только Украины и Беларуси, а и других европейских стран.

Ссылки:

1. Долженков О.О. Україна – Білорусь: Досвід політичної трансформації. Монографія. – Одесса: Астропринт, 2003. – 264 с.

При подготовке статьи были использованы информационные материалы с электронных ресурсов:

1. Министерство иностранных дел РБ
http://www.mfa.gov.by/ru/
2. Министерство иностранных дел Украины
http://www.mfa.gov.ua/mfa/ua
3. Посольство Республики Беларусь в Украине
http://www.ukraine.belembassy.org/
4. Посольство Украины в Республике Беларусь
http://www.belarus.mfa.gov.ua/belarus

Вдовенко С.М., доктор наук государственного управления;
Максак Г.А., президент Аналітичного центру "Поліський фонд міжнародних та регіональних досліджень"

Материал подготовлен в рамках исследовательского проекта "Новые горизонты: перспективы развития белорусско-украинских отношений на международном, межгосударственном и региональном уровнях", который реализуется при поддержке Белорусского фонда публичной политики и Белорусского института стратегических исследований.


| Количество показов: 4340 |  Автор (привязка):  Максак Геннадій Анатолійович |  Автор:  Вдовенко С.М., Максак Г.А.  |  Голосов:  4 |  Рейтинг:  3.38 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:





Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (196) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (280) 
Образование (553) 
Общество (472) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (544) 
Энергетика (60) 

Загрузка...

ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Кравченко Ганна Юріївна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Християнство і права людини: католицький контекст

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua