На главную страницу
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу






База знаний / Аналитика / Экономика

Капитализм и рефлексия: к проблеме институциональной инфраструктуры знания

Версия для печати Версия для печати

Построение рефлексивно-активных сред развития в ХХІ веке будет определяться опережающими действиями университетских сообществ

Рефлексивные процессы и управление. Сб. матер. VIII Международного симпозиума. 18-19 октября 2011 г. – Москва: "Когито-Центр", 2011. – С.117-120.

Тезисы

Состояния рефлексивности и возможности построения "рефлексивно-активных сред развития" производны от базовой инфраструктуры знания и доминирующих стратегий институционализации обществ. Каковы инфраструктуры знания и стратегии институционализации – таковы и возможности, глубина и интенсивность рефлексивных процессов, горизонты и ограничения в построении объектов управления и, соответственно масштаб целей и тип задач развития. Специфические характеристики проблем и глубочайшие основы кризиса современного общества как раз и связаны с утратой понимания направленности и рефлексивного контроля процессов его институционализации и построения инфраструктур знания (и рефлексии).

В современном мире капитал конституирует всеобъемлющую глобальную рамку общественного развития. При помощи сложных процессов и инструментов капиталистическая "рыночная дисциплина" сегодня выступает экологически доминирующей силой, правящей всеми сторонами человеческого существования. Дисциплинарная организация наук и университетов и соответствующее ей разделение труда – формирующие институциональную инфраструктуру знания, детерминируют интеллектуальную жизнь, процессы знания, рефлексии и мышления. Дисциплинарное разделение – важнейшее препятствие к пониманию – оно лимитирует возможности проблематизации и рефлексии оснований общественной организации, институтов и технологий [1, p.203]. Еще в 1923 году Роза Люксембург отмечала: "Если бы весь народ знал, капиталистический режим не продержался бы и 24 часа". Ключевое в этом тезисе слово "знать" указывает одновременно на несколько принципиальных аспектов. Во-первых на знание как способность, во-вторых на знание как желание, и, в-третьих, на знание как социально и институционально определяемую возможность. Как подчеркивает Корнелиус Касториадис, "...социальный режим мешает народу и знать и желать. Если не считать редких случаев возникающей в какой-либо стране позитивной стихийности, любое зерно, любой росток знания и воли, проявившийся в любом месте общества, тут же заглушается, подавляется, и, в конце концов, оказывается раздавлен существующими институтами" [1, с. 202]. Доминирующие социальные институты и стратегии институционализации делают "шансы" отдельных индивидов, сообществ или корпораций на знание, волю и рефлектированные действия практически ничтожными. Рефлексия и рефлексивные процессы свершаются и осуществляются не в социальной и когнитивной пустоте и "свободном" пространстве, но в "сплошных", институционально насыщенных и структурированных средах, заполненных определенными материальными и идеальными предметами и субъективностями. Характер и динамика этого заполнения, его направленность и действующие способы воспроизводства заполненности определяют что может быть отрефлектировано, чему может противостоять, от чего может отталкиваться, и в каком направлении может продвигаться рефлектирующее сознание и мышление. Общественные проблемы ставятся в связи и в контексте тех целей, которые общество выдвигает в конкретно-исторической эпохе. Они формулируются в соответствии с базовой онтологией, мировоззрением или, по К.Касториадису, с "центральным полем воображаемого данной эпохи или общества, [...] все, что для каждого общества составляет проблему..., неотделимо от его способа существования как такового, от той сущностной проблематики, которой оно наполняет мир, и от его места в этом мире" [2, c.151]. Технологические цели и задачи – тип знаний и направленность развития знаний – формулируются и плановым образом определяются доминирующими группами интересов.

Благодаря системе воображаемых значений, которые могут придавать ценность или обесценивать, структурировать объекты может быть понята ориентация общества. Маркс подчеркивал особую роль и значение рыночного фетишизма в функционировании капиталистической экономики: без него, как особого типа воображаемого, она невозможна, мистифицированное сознание капиталистов – принципиальное условие. Капиталистический когнитивный порядок не может работать иначе нежели культивируя и используя иллюзии индивидов. Институты капитализма отчуждающи для всех типов сообществ и групп интересов: все "классы", включая доминирующие, также находятся в ситуации отчуждения, их "контроль" институтов не является абсолютно инструментальным. "Доминирующий класс не может мистифицировать остальную часть общества своей идеологией, не мистифицируя в то же время и самого себя. Отчуждение предстает прежде всего как отчуждение общества от своих институтов, как автономизация институтов в отношении социума" [2, с.131]. При этом противостояние отчуждающему "овеществлению", как и всеобщая "тенденция к овеществлению" – суть фундаментальные условия функционирования капитализма – он воспроизводится лишь в той мере, в какой динамика овеществления оказывается "недореализованной". Все это отражается в кризисах и поисках метаинститутов и структур, способных преодолевать сложившийся когнитивный порядок и выходить к рефлексии целого (см. например, направленность "Круглого стола" Сесила Родеса, Бильдербергского сообщества, Трехсторонней комиссии, Давосского форума и пр.).

Фактическая темпоральность капитализма – это время постоянных изменений, кризисов, разрушения традиций и значений, периодических "катастроф". В противопоставлении традиционным и архаическим обществам, институциональное творчество и институциональная динамика раскрыты капитализмом. Центральное воображаемое капиталистического общества – институционализированная и институционилизируемая квазирационализация – рефлексия, здесь "зажата в тоннель" экономической рационализации (схвачено в описании институтов капитализма Нобелевским лауреатом Оливером Уильямсоном).

В тоже время именно капитализм порождает "расширенные" условия для рефлексии, конституируя себя как нескончаемый ряд изменений, механизмов, институтов и значений. Эти последние задаются устанавливаемым капитализмом способом рефлексии и самоизменения, которые "вторгаются через капитализм". "Можно сказать, что именно капитализм порождает эту действительную историческую темпоральность, но также верно и то, что капитализм может существовать лишь через подобную темпоральность и только в качестве этой темпоральности. [...] типичное капиталистическое время – это "бесконечное" время, представленное как время нескончаемого прогресса, неограниченного роста, накопления, рационализации, завоевания природы, все большего приближения к абсолютно точному знанию и осуществлению фантазии всемогущества" [2, c.263-264]. Импульс рефлексии и развития – тенденция рефлексии, революционизирующей сложившиеся институциональные порядки также порождение капитализма: "Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянных переворотов в орудиях производства, в его организации, а следовательно и во всех общественных отношениях. ... Постоянные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечное движение и вечная неуверенность – отличает буржуазную эпоху от всех предшествовавших. Все прочные, окаменелые отношения, с соответствующими им, исстари установившимися воззрениями и представлениями, – разрушаются, все вновь образовавшиеся оказываются устарелыми прежде, чем успевают окостенеть. Все сословное и неподвижное исчезает, все священное оскверняется, и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свои взаимные отношения и свое жизненное положение..." [3].

Построение рефлексивно-активных сред развития в ХХІ веке связано с выходом за рамки дисциплинарно-предметной специализированной рефлексии, зажатой капитализмом в тоннель экономической рационализации. Как показал экономист Герман Дейли эффект узко-специализированной дисциплинарно-предметной организации современных практик привел к тому, что в доминирующей организации экономики затраты на производство совокупного общественного богатства не покрываются и делают нас (при якобы экономическом росте!) все беднее и беднее [4].

Необходимо строить иную глобальную инфраструктуру знания, которая, как почти столетие назад, отмечал В.И.Вернадский, будет определяться "не логическими рамками дисциплин, а логическими рамками проблем" [5, С.156-161]. Однако, в отличие от стратегии построения инфраструктуры знания на основе специализированных дисциплинарно-предметных институтов, реализованной В.И.Вернадским в начале ХХ века, сегодня необходим иной подход. Для упорядочивания и спасительной трансформации наличного лабиринта технологий и поддерживающего их экспансию узко-дисциплинарно-предметного разделения труда и режимов капиталистического накопления, необходима новая ре-интеграция – постнеклассический университетский синтез инженерного и гуманитарного цикла знания.

Возвышение концепции "экономики знаний" может дать шанс создания институционально-антропологических условий для нового типа глобальной общественной динамики знания. Она должна формироваться как технология постановки обществом проблем и преодоления одного класса проблем, институциональное закрепление результатов и способов их разрешения, обеспечение выхода на другой уровень технологического развития, цивилизации и т.д.

Университет призван обеспечить освоение новыми поколениями универсума проблем, достигнутого страной и человеческой цивилизацией в целом. Если новым поколениям закрыт доступ к пониманию проблемного происхождения и истории институтов, если не обеспечено понимание устройства мира, в котором оно оказывается, то новые поколения ограничены в рефлексивных возможностях, в свободах и в творении истории. Отсюда невозможность и проблематизации того, что есть, невозможность проектирования будущего и построения новой повестки дня. Университет должен обеспечивать опережающую рефлексию, междисциплинарное знание о будущем и движение по "переднему краю".

Построение рефлексивно-активных сред развития в ХХІ веке будет определяться опережающими действиями университетских сообществ – необходим университет нового типа, как базовая инфраструктура нового мировоззрения, рефлексии, фундаментального и ответственного знания и действия ХХІ века.

Литература

1. Bratsis Peter. Everyday Life and the State. Boulder, CO: Paradigm. 2006. – 150 p.
2. Касториадис К. Воображаемое установление общества. Пер. с фр./Перевод Г.Волковой, С.Офертаса. – М.: Изд. "Гнозис"/"Логос". 2003. – 480 с.
3. К.Маркс, Ф.Энгельс. Манифест коммунистической партии. – М.: Госполитиздат, 1955. – С.35-38.
4. Daly, H. E. and Cobb Jr., J. B. For the Common Good: Redirecting the Economy Toward Community, the Environment, and a Sustainable Future. Boston: Beacon. 1989.
5. Вернадский В.И. О государственной сети научно-исследовательских институтов. В кн.: Отчеты о деятельности Комиссии по изучению естественных производительных сил России. – Пг.: 1917, №8. – С.147-196.

Личный блог Александра Ковриги


| Количество показов: 908 |  Автор (привязка):  Ковріга Олександр Володимирович |  Голосов:  2 |  Рейтинг:  3.44 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:



Kenskin, 11.11.2011 21:59:05 Примерно об этом мы писали в статье\n'+ '
http://www.experts.in.ua/baza/analiti...T_ID=82102\n'+ '
По-видимому, все большее число исследователей приходит к такому пониманию.\n'+ '
Отметим лишь, что все выводы следует относить к европейской цивилизации, которая практически повсеместно привела к падению численности населения.')" title="Для вставки цитаты в форму ответа выделите ее и нажмите сюда" class="button-small">Цитировать
Имя

В принципе, если говорить простым языком, А.Коврига приходит пока к еще не всеми признанному выводу о том, что интеграция знания происходит не только на бумаге и в декларациях, а и на самом деле, а в связи с этим, следует подумывать о подготовке команд, способных "добывать" это самое интегральное или системное знание.
Примерно об этом мы писали в статье
http://www.experts.in.ua/baza/analiti...T_ID=82102
По-видимому, все большее число исследователей приходит к такому пониманию.
Отметим лишь, что все выводы следует относить к европейской цивилизации, которая практически повсеместно привела к падению численности населения.



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (196) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (280) 
Образование (553) 
Общество (472) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (544) 
Энергетика (60) 

Загрузка...

ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Яковлев Володимир Борисович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Мінеральні ресурси та добувна промисловість країн світу: Аргентина

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua