www.experts.in.ua

Русский  |  Українська

Помощь  |

Регистрация  |  Логин:


Пароль:


запомнить


Про проект

Головна

Події

Дайджест ЗМІ

Аналітика

Проекти

Опитування

Регіони

Експерти

Прогноз експерта

Бібліотека

Офф-лайн

Фотоархів

Контакти

Відгуки

Партнери

Посилання

...

Рубрики

Економіка

Політика та суспільство

Освіта

Охорона здоров'я

Культура

Эксперты


Генадiй Гончаров

Доступ закрыт ...

Отзывы


Філіп Котлер

- Все, що я говорив про маркетинг, стосується також і маркетингу інтелектуальних продуктів...

Доступ открыт ...

Запитання юристу


На запитання наших експертів відповідає юрисконсульт ЦІРТ

Головна  /  Дайджест ЗМІ

Правительство шанса

15.01.07  |  Эксперт  |  Андрей Блинов, Наталья Задерей, Татьяна Яблоновская

Экономическая динамика достигла локального пика. Дальнейший рост ВВП обеспечит правильная комбинация инвестиций и структурных реформ.

 

Cентябрьский прогноз «Эксперта» в отношении экономического роста-2006 (на уровне 7%) полностью оправдался: по оценкам Госкомстата, за одиннадцать месяцев года рост реального валового внутреннего продукта (ВВП) составил 6,7%, а по уточненным данным за три квартала — 6,5%. Экономическому ускорению способствовали дальнейшая активизация частного потребления и прирост инвестиций в основной капитал, что по сравнению с инвестиционно ущербным 2005−м оказалось большим достижением. Валовые инвестиции в основной капитал за год ориентировочно выросли на 13%, а это означает, что они растут быстрее ВВП.

 

Газовые договоренности от 4 января прошлого года вызвали резкое сокращение физических объемов экспорта — наша страна потеряла возможность реэкспорта газа. А еще в 2005−м почти прекратился экспорт нефтепродуктов (россиянам стало выгоднее производить их на родине, а не в Украине). В минувшем году сократился вывоз руды. Кроме того, физические объемы экспорта были ограничены правительственным запретом в конце года на вывоз зерновых. По данным Госкомстата, за январь-сентябрь физические объемы экспорта сократились почти на 10%, хотя по итогам года мы ждем небольшого улучшения этого показателя.

 

Промышленность и торговля вновь стали локомотивами экономического роста

 

В то же время в прошлом году цены украинского экспорта росли быстрее, чем в 2005−м. В частности, цены на металлы начали подниматься весной, достигнув максимума в третьем квартале. По данным аналитического агентства MEPS, среднегодовая цена на сталь выросла в Евросоюзе на 10%, в Северной Америке — на 9%, тогда как в Азии, наоборот, на 6% снизилась. Украинцы имели возможность выиграть от повышения цен в ЕС и Соединенных Штатах, поскольку активно наращивали поставки именно в эти регионы (в частности, благодаря улучшившемуся доступу на рынок США). За прошлый год доля экспорта в Азию в физическом выражении снизилась примерно с 40 до 30%. Кроме черных металлов, росту экспортных цен способствовала благоприятная конъюнктура на рынке зерновых, а также масложировой продукции, химии и машиностроения.

 

Ввоз импортных товаров в количественном измерении растет традиционно — почти на 5%. При этом, по данным Национального банка, торговый дефицит по итогам девяти месяцев года вырос до 3 млрд долларов.

 

Улучшилась ситуация почти во всех отраслях промышленности, а также на транспорте. Торговля и строительство после спада 2005 года, вызванного причинами технического и статистического характера (см. «Эксперт» №53 от 16 января 2006 года), вернули себе высокую динамику.

 

Пик пройден

 

«Эксперт» понижает свой прогноз экономического роста на 2007 год с восьми до шести процентов. Это связано с повышением цены импортируемого природного газа еще на 37%, поскольку его конечная стоимость для некоторых производств, в частности химических, достигает критического уровня. Кроме того, невероятно теплая зима вызовет значительное сокращение объемов потребления энергоресурсов, что скажется на таком секторе, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Климатические экстремумы несут с собой большие риски для растениеводства — в этом году урожай озимых может оказаться плохим, а само зерно — низкого качества.

 

В то же время сдержанная социальная политика правительства сократит темпы роста частного потребления. Если в 2006−м мы оцениваемего реальный прирост на уровне 17%, то в этом году оно замедлится до 7%, что обусловит небольшое торможение (с 15 до 13%) в секторе торговли и общественного питания.

 

Еще сильнее возрастут инвестиции в основной капитал, а также улучшится показатель нетто-экспорта. Тенденция падения физических объемов экспорта подойдет к концу, а импорт замедлится из-за невысокого прироста доходов граждан. Правительству не удастся удержать инфляцию не только в пределах семи с половиной, а даже и десяти процентов. Инерция второй половины этого года и продолжающееся ралли некоторых регулируемых тарифов (транспорт, жилищно-коммунальные услуги) обеспечат высокую динамику роста потребительских цен — до 15% за первые шесть месяцев в годовом измерении. Инфляция будет также поддерживаться ростом отпускных цен промышленных предприятий, которые в прошлом году увеличивались значительно быстрее потребительских. Во второй половине года возможно охлаждение инфляционной динамики (помимо внутренних причин «Эксперт» связывает это и с ослаблением импортируемой инфляции) — в 2007−м значительного повышения мировых цен на сырьевые товары мы не ожидаем. Национальный банк по-прежнему будет придерживаться политики стабильного обменного курса гривни к доллару (мы не исключаем незначительной девальвации), на смену модели курсообразования или введение жестких ограничений по кредитованию экономики он не решится, поскольку это идет вразрез с задачами правительства и поддерживающего его крупного капитала. Несмотря на дефицит текущего счета платежного баланса, золотовалютные резервы будут умеренно расти за счет зарубежных займов частного бизнеса, а также даже бо/льшего притока прямых иностранных инвестиций, чем в 2006−м (более 3,5 млрд долларов). Наконец, правительству удастся разблокировать приватизационный процесс и обеспечить поступление в казну больших сумм от реализации госимущества, однако продажа «Укртелекома» и Одесского припортового завода из-за серьезных противоречий между центрами принятия решений в этом году вряд ли состоится. Учитывая стиль работы нынешнего правительства, прозрачные тендеры, как в свое время по продаже облэнерго и «Криворожстали», скорее всего, проводиться не будут. По этим причинам план приватизационных поступлений, вероятно, будет недовыполнен на 30%.

 

Меньше кушать, больше строить

 

Почти полгода работы второго правительства Виктора Януковича позволяет говорить о тенденциях, сложившихся в экономической политике. Их ярко демонстрирует бюджет-2007, который в основном верстался политическими единомышленниками премьера (Бюджетный комитет Верховной Рады возглавляет регионал Владимир Макеенко). Реальный рост доходов граждан будет наименьшим за последние четыре года. Однако правительство намерено повысить производительность труда работников, а значит, и их зарплату через активные капиталовложения в производство.

 

Много средств заложено на поддержку как традиционных, так и наукоемких отраслей, а также инфраструктуры. Так, одно из первых информационных сообщений нового года касается амбициозных планов госкомпании «Укравтодор» и правительства по строительству дорог с твердым покрытием в сельской местности и автобанов. Согласно проекту Программы развития автомобильных дорог общего пользования в Украине на 2007–2011 годы, только в 2007−м на строительство новых автодорог будет направлено 4,3 млрд гривен за счет привлеченных «Укравтодором» под госгарантии кредитов. Кроме того, бюджет профинансирует 5,9 млрд гривен на текущее содержание автодорог, в частности, эти деньги пойдут на реконструкцию магистралей Киев—Глухов (1,1 млрд гривен), Киев—Харьков (200 млн), Киев—Львов (880 млн) и Львов—Ужгород (250 млн). Средства будут вложены и в создание автотрассы первой категории Харьков—Павлоград. Однако для благосостояния большинства граждан инвестиционная составляющая бюджета может пройти незамеченной, поскольку нет никаких гарантий, что эти средства будут использованы эффективно. Так, строительство в 2003–2005 годах участков автодороги Киев—Одесса потребовало очень больших капиталовложений, причем некоторые отрезки трассы переделывались по нескольку раз.

 

Экономический рост замедляется

 

По инициативе правительства парламент уменьшил налоговую нагрузку на государственные предприятия (уровень отчисления их прибыли в бюджет снижен до 15%), дополнительно увеличив налоговое давление на пивоваренные и добывающие компании.

 

Что касается внешнеэкономической политики, главное событие 2007 года — вступление Украины в ВТО — произойдет не раньше лета. Шоком для экономики оно не станет, поскольку большинство принятых в рамках вступления в эту организацию законов подразумевает постепенное изменение доступа на рынки товаров и услуг. Одновременно Украина налаживает на высшем уровне отношения с самым крупным торговым партнером — Россией. Очевидны успехи в нормализации торговых отношений с этой страной: Украина спокойно согласилась на новую, но при этом гораздо меньшую, чем в странах ЕС, цену импортируемого природного газа, добилась того, что мясо-молочные продукты возвращаются на полки российских рынков и магазинов, а также заключила важнейшее соглашение о реадмиссии. Все это может поддержать физические объемы чистого экспорта товаров и услуг, которые сильно влияют на динамику реального ВВП.

 

О пользе программных документов

 

В мировой практике при прогнозировании экономической динамики экономисты привыкли учитывать и политический фактор. Политическая неопределенность — обычно причина снижения ВВП. В прошлом году, когда формирование правительства после парламентских выборов заняло три с лишним месяца, наша экономика на это не отреагировала. Точнее, отреагировала позитивно — пока ведущие политические силы вели борьбу за Верховную Раду и будущий Кабмин, ее попросту оставили в покое.

 

Есть ли у Кабинета Виктора Януковича системная экономическая политика и какова она? Этот ребус пытаются разгадать многие экономисты страны. Со времени возвращения тандема Янукович—Азаров к управлению украинской экономикой прошло почти полгода. Это время было потрачено на зондирование отношения политических сил, экспертной среды и всего общества к возвращению к тому, что было в 2003–2004 годах: значительным государственным инвестициям, скромному росту доходов граждан, восстановлению льгот для некоторых предприятий и отраслей. Все это так или иначе уже зафиксировано в бюджете и околобюджетных законах. Однако всерьез украинской экономикой правительство еще не занялось — полгода ушло на перетягивание политического каната и концентрацию в своих руках властных полномочий. В итоге центр формирования экономической политики сместился с Банковой на Грушевского, в здания Верховной Рады и Кабинета министров.

Инвестиционно-инновационная экономика, о которой любит рассуждать первый вице-премьер Николай Азаров, должна представлять собой нечто большее, нежели простое увеличение инвестиций государства и крупного капитала, в том числе и в инфраструктурные проекты, которые Азаров призывает обменять на пенсионерский кефир. На последних выборах Партия регионов выглядела основательной силой не только из-за своего политического веса, но и потому, что смоглапредставить собственную экономическую идеологию и достаточно четкую программу действий в случае прихода к власти.

 

Теперь эта программа начинает работать против правительства, поскольку оно о ней напрочь забыло. Программный документ Партии регионов — Стратегия экономического развития Украины — предусматривает, что, получив власть, эта политическая сила вначале реализует набор антикризисных мер, а затем начнет переводить экономику в постиндустриальное состояние, во время переходного периода построив «позднеиндустриальную экономику общего благосостояния». Очевидно, пока правительство находится на первом этапе — принятия антикризисных стартовых мер. По крайней мере, коалиция, сформировавшая это правительство, по-прежнему носит название антикризисной.

 

Уже произошла смена кадров: в исполнительную власть на всех уровнях вернулись многие люди, которым после оранжевой революции пришлось уйти. Удалось достичь относительной сбалансированности Государственного бюджета и Пенсионного фонда, по крайней мере, по сравнению с тем, в каком состоянии государственные финансы находились в конце 2004−го и в 2005 годах.

 

Отпускные цены будут толкать вверх потребительские

 

Наибольшую критику вызывают действия правительства по «созданию благоприятного инвестиционного климата». Активные шаги по разблокированию приватизации не сопровождаются поддержкой мелкого предпринимательства, а также реформой судебной и налоговой систем. Правительство решает вопросы крупного капитала, который, несомненно, поможет ему обеспечить высокие темпы экономического подъема, и прекратило заниматься вопросами регуляторной реформы. Совершенно непонятна схема возобновления работы свободных экономических зон и территорий приоритетного развития, а снижение налогового давления пока обернулось ростом просроченной задолженности по возмещению НДС и повышением максимальной величины оплаты труда, с которой взимаются сборы в Пенсионный и другие социальные фонды.

 

На повестке дня у правительства много задач. Помимо завершения вступления в ВТО это еще и обеспечение эффективной поддержки экспорта рыночными методами, в первую очередь путем создания системы экспортного кредитования. К тому же необходимо провести ряд реформ, в первую очередь обеспечить введение второго (обязательного накопительного) пенсионного уровня и развитие третьего (негосударственные пенсионные фонды). Нужно упростить систему начисления налогов и сборов, сократить и упростить формы отчетности, ввести налог на недвижимость,радикально пересмотреть систему социальных отчислений. Кроме того, заняться расчисткой законодательства от двояких формулировок — это очень действенный шаг в борьбе с коррупцией. Наконец, необходимо сделать механизм бюджетных расходов и тендеров за государственные средства более прозрачным, а также жестко поставить вопрос о паразитирующих еще с советских времен многих распорядителях госсредств (в частности, таких, как академии наук). Наше общество это оценит не меньше, чем простое повышение зарплат.

 

Это благоприятный год для тщательной подготовки реформ, которые можно запустить в начале 2008−го, когда до ближайших выборов останется еще два года. Хорошо бы не упустить этот шанс.




: http://www.expert.ua/articles/9/0/3195/

Назад  | 


Володимир Малинкович

Президент зазнав остаточної поразки?

Доступ открыт ...

Новини

17.01.07  |  Радіо ЕРА

Вугiльна галузь є перспективною i тому про закриття шахт треба забути

17.01.07  |  proUA

Ющенко з Путіним займуться кордонами

17.01.07  |  Освітній портал

У Києво-Могилянській академії відкрито доступ до нового електронного ресурсу

17.01.07  |  Українська правда

Ющенко і Янукович розлякали інвесторів

17.01.07  |  Інтерфакс-Україна

Мiлiцiя не виключає, що Кушнарьова могли умисно вбити

17.01.07  |  MIGnews

Розкрито таємницю найсмертоноснішої епідемії

...


Розробка і підтримка – Центр інтелектуальних ресурсів і технологій.
© Всі права захищені. Використання матеріалів порталу дозволяється за умови посилання (для Інтернет-видань – гіперпосилання) на www.experts.in.ua
З правилами користування порталом можна ознайомитися тут

Редакція порталу "Всеукраїнська експертна мережа" може не поділяти думку автора публікації. Відповідальність за достовірність та аутентичність фактів, наведених в публікації, несе її автор

Україна, Київ, 01001, вул. Костьольна 4, оф. 8
Тел: +38 (044) 494-24-61, Факс: +38 (044) 494-24-62
E-mail: