|
|
|
Про проектГоловнаПодіїДайджест ЗМІАналітикаПроектиОпитуванняРегіониЕкспертиПрогноз експертаБібліотекаОфф-лайнФотоархівКонтактиВідгукиПартнериПосилання... РубрикиЕкономіка Політика та суспільство Освіта Охорона здоров'я Культура
|
Головна / Дайджест ЗМІ Ограниченный член
Европейские эксперты определяют статус Румынии в ЕС как «ограниченное членство». Его специфика состоит в том, что несмотря на приобретение этой страной политических прав в Евросоюзе (участие в органах управления ЕС через делегирование своих представителей), на Бухарест наложено множество ограничений и изъятий в правовой
Еврокомиссия приняла механизм сотрудничества и наблюдения за ходом реформ в Румынии в нескольких проблемных сферах. Он устанавливает критерии, по которым будет оцениваться развитие страны после получения членства в ЕС. В случае несоблюдения этих критериев к Бухаресту применят санкции. Правда, исключить эту страну из членов объединения невозможно — в законодательстве ЕС такая норма не предусмотрена. Но именно вступление с 1 января этого года в Евросоюз Румынии и Болгарии, в готовности которых к соблюдению общеевропейских стандартов в политике и особенно экономике существуют большие сомнения, активизировало дискуссию о том, что необходимо разработать процедуру изгнания
Европа третьего уровня
По предварительным подсчетам румынских экспертов, к 2010 году вступление в ЕС может обойтись стране в 14,5 млрд евро, включая прямые взносы в бюджет сообщества, а также участие в его программах. Тогда как Евросоюз на компенсационные выплаты на протяжении 2007–2009 годов и конкретные проекты по развитию депрессивных регионов и сельского хозяйства выделяет Бухаресту всего 11 млрд евро.
В то же время Еврокомиссия оставила за собой право задерживать выплаты по линии региональных фондов помощи, а также снижать их размеры и требовать возврата уже перечисленных средств в случае, если Румыния не обеспечит соответствующего уровня аудита или Брюсселю не понравится план, по которому Бухарест собирается тратить полученные деньги в среднесрочной перспективе. Запрещено и перераспределение средств между различными статьями финансирования, особенно в сфере выделения помощи ЕС на развитие сельского хозяйства. Если будет выявлено несоответствие, Еврокомиссия может прекратить выплаты по каждому отдельному пункту.
Прежде всего Бухаресту необходимо обратить внимание на опыт своих соседей по Восточной Европе, которые стали членами ЕС в мае 2004−го. Так, по результатам 2005 года новички получили лишь десять процентов от общеевропейского бюджета, тогда как Германия, Франция и Италия в отдельности получили субсидий и другой помощи из общего бюджета больше, чем все новые члены Евросоюза вместе взятые. По этому поводу лидер латвийских евроскептиков Нормунд Гростиньш недавно заявил: «Вы думаете, Европа дает нам деньги? Ошибаетесь! ЕС всего лишь возвращает нам часть того, что собирается выкачать из страны. Притом часть очень небольшую».
Принятие Румынии в Евросоюз может вызвать дестабилизацию в том или ином секторе ее экономики, к примеру,
Так, по различным расчетам,
По мнению эксперта Балканской группы экономических прогнозов Иона Морея, форма изъятий в сельскохозяйственном секторе создает предпосылки для того, чтобы подозревать старую Европу в создании механизмов по защите своих производителей от конкуренции со стороны новых членов ЕС. Такая нечестная игра велась и во время первой волны расширения Евросоюза на Восток, а также при составлении так называемых протоколов к евроконституции, отдельные пункты которых требовали закрытия конкретных металлургических предприятий в Чехии и т. п.
В правовой сфере для Румынии также предусмотрены временные изъятия. Государства ЕС могут отказаться от автоматического принятия и правоприменения некоторых румынских гражданских и уголовных норм, хотя законодательство этой страны признано еврогармонизированным. Речь идет о процедуре банкротства, брачных соглашениях, родительских правах, бездоказательных обвинениях или санкционировании ареста. Для устранения этой проблемы Бухаресту необходимо усилить роль Верховного суда и сформировать специальный орган, который будет подтверждать происхождение доходов высших государственных чиновников.
Но главное ограничение, волнующее румын, — это право на свободный и защищаемый законом труд в ЕС. По оценкам Еврокомисии, из двадцатидвухмиллионного населения страны около двух миллионов ее граждан живут и работают в странах ЕС (17% от трудоспособного населения). Неофициально эта цифра еще выше — от трех до четырех миллионов человек. В 2001–2003 годах работающие в Европе румыны официально перевели в свою страну четыре миллиарда евро. Согласно требованиям Еврокомиссии, большинство
Свободное передвижение рабочей силы является одной из четырехосновных свобод, задекларированных в Европейском союзе (наряду со свободным передвижением капитала, товаров и услуг). Именно для этого и был подписан Маастрихтский договор. Но с нынешнего года рынок труда ЕС будет представлять собой трехуровневое пространство, где появятся равные и «более равные» участники. Первый уровень создан для граждан
Третье трудовое пространство предусмотрено для граждан Румынии и Болгарии. Свои рынки труда для них открыли лишь восточноевропейские страны предыдущей волны расширения (за исключением Венгрии, непосредственно граничащей с Румынией), а также Швеция и Финляндия. Британия и Ирландия свои рынки труда решили закрыть — за последние два с половиной года в эти страны и так уже переехали около 800 тыс. восточноевропейцев. Для стран первой волны эти ограничения могут сохраниться до 2011 года, а для Болгарии и Румынии — до 2014−го. Однако, по мнению экспертов французского Центра исследований трудовых отношений, ограничения на регламентированную трудовую миграцию не остановят потока нелегалов. Теперь румыны получат возможность спокойно въезжать на три месяца в любую страну еврозоны. Несмотря на то что им будет запрещено занимать рабочие места в большинстве государств ЕС, они безо всяких ограничений смогут работать в качестве предпринимателей без образования юридического лица.
«Если вводятся ограничения для группы людей, которые и так могут спокойно въезжать в страны Евросоюза, то они ведут лишь к выталкиванию этой группы в нелегальный рынок труда. Это тем более опасно в случае Румынии и Болгарии, многие граждане которых уже и так нелегально работают в некоторых странах ЕС, прежде всего в Испании, Португалии и Италии», — считает аналитик лондонского Института общественной политики (IPPR) Дэнни Срискандараджа.
То есть до 2014 года статус румынских рабочих в Италии или Португалии будет ненамного выше, чем у их украинских коллег.
Проблемный пассажир
Румыния гораздо беднее остальных стран Евросоюза. Так, ВВП на душу населения в ней составляет лишь 33% от среднеевропейского показателя, тогда как в Польше — 50%.
Недовольство румын издержками движения в ЕС вызвало у европейцев волну критики местных реалий. Среди них и весьма терпимое отношение властей к высокому уровню коррупции, и несоблюдение демократических свобод, в том числе свободы СМИ, и политическое вмешательство в дела юстиции, произвол и насилие со стороны полиции, несоблюдение прав ребенка (в частности, экспорт детей) и многое другое.
Кроме того, у европейской общественности есть претензии и к политическому режиму этой страны. Так, в рамках конференций Международной организации труда (МОТ) неоднократно поднимался вопрос о судьбе политических заключенных — лидеров массового движения румынских горняков против приватизации угольной отрасли. В 1999 году они инициировали акции протеста, более известные как «поход на Бухарест», в результате которых пять профсоюзных лидеров были осуждены на пяти— и десятилетние сроки тюремного заключения. Румынские власти, опасаясь роста популярности евроскептиков в стране, всячески препятствуют освобождению шахтеров, даже несмотря на давление европейских профсоюзов и МОТ.
Не решила Румыния и своих проблем с соседями. Наиболее острая ситуация с Трансильванией, где значительную часть населения составляют этнические венгры. В Венгрии уровень жизни гораздо выше, чем у ее соседки, так что призрак сепаратизма будоражит Румынию уже пятнадцать лет. Вместо решения проблемы этнических меньшинств бо/льшая часть румынской политической элиты выступает с откровенно националистических позиций. Третью по численности фракцию в парламенте составляет партия «Великая Румыния», которая выступает с территориальными претензиями к Украине, Сербии и Болгарии, не говоря уже о призывах аннексировать Молдавию и подавить венгерское национальное движение в Трансильвании. Вступление восточноевропейских стран в ЕС и так усилило позиции в Европарламенте крайне правых партий (их объединенная фракция впервые превратилась в силу, по влиянию сопоставимую с «зелеными»). Роль агрессивных националистов в румынской политике делает диалог Брюсселя с Бухарестом особенно сложным.
Адвокат или истец?
На прошлой неделе во время встречи с президентом Украины Виктором Ющенко в пограничном поселке
Не случайно во время встречи Ющенко напомнил Басеску, что украинская сторона выполнила свои обязательства и открыла в Черновцах румынский лицей, а в Одесской области — отдельные классы с преподаванием румынского языка. Тогда как румынские власти до сих пор не возобновили работу двух украинских лицеев, закрытых несколько лет назад по инициативе националистических фракций парламента.
При этом Румыния ускоренно формирует на территории Украины собственное культурное пространство с поддержкой румынского языка, культурных прав румын, упрощенным предоставлением им гражданства (то есть фактически двойного гражданства, которое в нашей стране запрещено). Эти усилия Бухареста имеют не только гуманитарную составляющую, но и сопровождаются мощным политическим давлением на Киев. После вхождение в Евросоюз Румыния получила новые возможности для реализации своей культурной экспансии в регионе. Так, комиссаром в Еврокомиссии от этой страны стал Леонардо Орбан, который будет заниматься вопросами языков в ЕС. Так что теперь давление на Киев в части выполнения положений Европейской хартии региональных языков и языков национальных меньшинств в отношении двухсот тысяч украинских румын, компактно проживающих в Черновицкой области, скорее всего, усилится.
Не решен и главный спор между двумя странами о статусе острова Змеиный, а также об определении континентального шельфа и экономических зон Украины и Румынии в Черном море. Бухарест настаивает, что Змеиный является не островом, а скалой, поэтому при проведении линии делимитации учитываться не может. Для решения этого спора наши соседи в 2004−м обратились в Международный суд ООН в Гааге.
В этом году нас ждет новый этап разбирательства, на котором суд заслушает позиции сторон. В качестве члена Евросоюза Румынии будет легче отстаивать свою точку зрения, так же как и формировать негативное отношение европейцев к развитию нашей страной судового хода через гирло Быстрое в устье Дуная. Украинский МИД инициировал новые двусторонние переговоры по вопросу о статусе Змеиного. Они проходят параллельно с судебным процессом. Вместо того чтобы проводить наступательную информационную кампанию, а также формировать поддержку своей позиции в европейском общественном мнении, наши дипломаты
: http://www.expert.ua/articles/8/0/3229/ Назад | |
Новини31.01.07 | Диалог "Київенерго" просить заплатити за цінами Черновецького, інакше буде аварія 31.01.07 | Гіппократ У Дніпропетровській області продовжують труїтися водою 31.01.07 | Освітній портал В Україні оголошено Третій Всеукраїнський конкурс наукових робіт студентівНаціональна 31.01.07 | Радіо ЕРА У Севастополі з квітня планують у 5 разів підвищити тарифи на воду для абонентів, у яких не встановлено лічильники 31.01.07 | Українська правда Регіонали хочуть вивозити гроші з України баулами 31.01.07 | proUA Ющенка просять ветувати закон про імперативний мандат ... |
|
Розробка і підтримка – Центр інтелектуальних ресурсів і технологій. Редакція порталу "Всеукраїнська експертна мережа" може не поділяти думку автора публікації. Відповідальність за достовірність та аутентичність фактів, наведених в публікації, несе її автор Україна, Київ, 01001, вул. Костьольна 4, оф. 8 |
|