На главную страницу
 
 Главная 
 Экспертная сеть 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу






База знаний / Аналитика / Экономика

Ворон ворону глаз не выклюет

Версия для печати Версия для печати

Продолжение. Начало см.:

Маленькая сказка о большой коррупции

"Я мзду не беру, мне за державу обидно"
(из фильма "Белое солнце пустыни", 1970 г.)



Люди давно заметили, что между собой вороны практически не дерутся. Поэтому еще с времен Древнего Рима бытует пословица, что ворон ворону глаз не выклюет. Конечно, чаще всего в эту фразу вкладывается совсем не биологический, а конкретный социальный смысл: дурные люди легко понимают друг друга и стараются соблюдать взаимные интересы. Особенно это справедливо, когда они связаны корпоративной солидарностью и коррупционной зависимостью

Нередко власть сравнивают с трехголовой гидрой, подразумевая разделение законодательной, исполнительной и судебной ее ветвей. Казалось бы, формально независимые ветви власти должны сдерживать, уравновешивать и контролировать друг друга. Только в жизни почему-то всего этого не наблюдается. Конечно, бывает, что иногда и головы гидры могут поссориться между собой за лакомый кусок выделяемого пайка. Порой случается даже такое, что они покусывают одна другую. Однако чаще всего это делается исключительно для внешнего эффекта, чтобы создать и соблюсти образ видимой самостоятельности и независимости. О какой "системе сдержек и противовесов властей" в нашем государстве можно говорить, когда головы гидры "работают" на один желудок, "растут" из одного государственного тела и "живут" за счет единой крови, где уровень коррупции давно уже превышает все допустимые цивилизованные нормы?!

Чтобы не быть голословным, расскажем нашим читателям быль о том, как в Луганске губернатор "покровительствует", местные депутаты "прикрывают", прокуратура "не замечает", а Гарант Конституции "не гарантирует". Речь пойдет о незаконном строительстве на месте административного корпуса областной филармонии частного бизнес-центра, который полтора года назад стал объектом нашего журналистского расследования.

Луганская областная власть с 2001 г. затеяла реконструкцию здания областной филармонии. Хотя планы реконструкции впечатляли (как по финансированию, так и по строительным работам), однако, как оказалось, это были лишь маниловские прожекты, которым не суждено было сбыться. Чтобы привлечь больше средств из государственного бюджета, местные чиновники в 2007 г. из-за "ветхости" решили снести административный корпус филармонии. Однако, не получив желаемого финансирования из Киева, стройка оставалась в замороженном виде. Лишь после назначения председателем облгосадминистрации А. Антипова строительные работы на месте бывшего административного корпуса резко оживились.

Без единого разрешительного документа, без утвержденного плана строительства, под крышей областной филармонии практически за полгода вырос бизнес-центр частной погрузочно-транспортной компании из Донецкой области. Интересный факт: уставной фонд этого предприятия был сформирован некой английской фирмой буквально за несколько недель до начала незаконной стройки. Трудно себе представить, чтобы где-нибудь в областном центре какой-либо бизнесмен на глазах у вечно голодных проверяющих и контролирующих чиновничьих структур самовольно, без официальной ксивы поставил бы торговую палатку. Здесь же много месяцев строится многоэтажный бизнес-центр на месте административного корпуса филармонии, а государственные инспектора почему-то даже не интересуются, что происходит на самовольной стройке, обходя ее другой дорогой. Единственным полноправным "контролером" самовольного строительства, как выяснилось позже, был губернатор А. Антипов. Он лично инспектировал ход строительства частного объекта (см. фото 1).

Фото 1. "Планерка" губернатора А. Антипова у частного бизнес-центра (июль 2008 г.)

Почему столь высокого руководителя области так интересует самовольная частная стройка, мы решили узнать, начав журналистское расследование.

Первая наша статья в местной прессе так и называлась "Откат" для губернатора?", где в качестве официального журналистского запроса А. Антипову были заданы конкретные вопросы в отношении незаконного строительства в центре города. Однако ни герой этой публикации, ни правоохранительные органы никак не отреагировали на журналистский материал. Единственным результатом первой публикации стало лишь то, что все причастные к новостройке чиновники вдруг стали "немы как рыбы", начали избегать каких-либо комментариев по поводу возведенного здания, ссылаясь на конфиденциальность информации и рекомендуя обратиться за разъяснениями к самому "инвестору" или его покровителю-губернатору.

Справка: В соответствии с Законом Украины "О государственных администрациях", местные государственные администрации осуществляют на соответствующих территориях государственный контроль за соблюдением архитектурно-строительных норм, правил и стандартов (ст. 20). Председатели местных государственных администраций несут ответственность за выполнение возложенных на местные государственные администрации задач и за осуществление ими своих полномочий (ст. 39).

А тем временем, в коридорах областной и городской властей высокие чиновники уже ломали себе голову над тем, как соблюсти чьи-то частные интересы и сделать видимость заботы о нуждах громады. В тех коридорах было принято решение: срочно легализовать незаконно построенное заезжей фирмой здание бизнес-центра и открыть к очередной годовщине области первую очередь филармонии. Тогда же в чью-то буйную голову пришла идея: представить дело таким образом, что будто бы донецкая фирма строит для себя бизнес-центр на месте блока "Д" административного корпуса филармонии не просто так. В знак благодарности за бескорыстную опеку местной власти погрузочно-транспортная компания в будущем должна будет выступить "спонсором" строительства нового здания для филармонии за уже возведенным корпусом. Тогда, как говорится, и волки будут сыты, и овцы целы. На том и порешили.

Закипела в чиновничьих кабинетах бумажная работа, а события стали развиваться с космической скоростью. 30 июля 2008 г. депутаты городского совета принимают решение №37/26 о выделении в постоянное пользование областной филармонии нового земельного участка под строительство здания, которое якобы бесплатно возведет некий будущий "инвестор". На следующий день – 31.07.2008 г. - депутаты областного совета принимают уже свое решение №23/41 о застройке земельного участка, выделенного накануне городскими депутатами в постоянное пользование областной филармонии. В документе, подписанном председателем облсовета В. Голенко, руководителю филармонии местные народные избранники разрешили выбрать "инвестора" и заключить с ним инвестиционный договор, в котором решили обязать последнего за уже построенное им здание бизнес-центра общей площадью 1867,2 м2 возвести новый корпус общей площадью 599,0 м2 и передать его бесплатно областной филармонии. Вот такие чиновники-бизнесмены собрались в известном доме с шарами, где прописаны облсовет и облгосадминистрация. И в самом деле, нашим бюрократам – все по плечу: коль нет ничего иного, можно из топора и кашу сварить!

18 сентября 2008 г. был подписан согласованный с В.Голенко инвестиционный договор №68/106а между областной филармонией и ООО "Объединенная погрузочно-транспортная компания". Чтобы "спрятать" от посторонних глаз проблемную сделку между публичным субъектом и частной структурой, авторы договора внесли соответствующий "конфиденциальный" раздел, согласно которого, обязали стороны строго хранить любую информацию о реализации соглашения. Видимо, руководители области отчетливо понимали противоправность своих действий и, как всегда, кулуарно пытались скрыть свои неправедные делишки. Но шила, как известно, в мешке не утаишь!

После серии наших публикаций и журналистских запросов в начале 2009 года инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) в Луганской области была проведена внеплановая проверка, в ходе которой было установлено, что строительство бизнес-центра на территории областной филармонии проводится без соответствующего разрешения, чем нарушена ч.10 ст.29 Закона Украины "О планировании и застройке территории". Как и полагается, инспекция ГАСК потребовала остановить незаконную стройку и представить справку о стоимости выполненных частными строителями работ, чтобы наложить на нарушителя соответствующий штраф. Однако руководство заезжей фирмы, имея надежных "покровителей" в лице отцов Луганской области, проигнорировало требования государственной контролирующей организации, даже не сочло нужным туда явиться и представить требуемую документацию.

Чтобы привлечь к ответственности погрузочно-транспортную компанию, региональная инспекция ГАСК обратилась за помощью к правоохранительным органам, в управление государственной службой по борьбе с экономическими преступлениями УМВД Украины в Луганской области и областную прокуратуру. После некоторого оживления местные правоохранительные органы, получив указание "сверху", почему-то резко охладели к выявленному объекту экономического преступления. А зачем суетиться, если бизнес-центр очень гармонично вписывается в общий фасад филармонии? (см. фото 2).

 

Фото 2. Частный бизнес-центр под крышей областной филармонии (март 2009 г.)

Чтобы наш читатель мог воочию убедиться, как эффективно работает орган, надзирающий за исполнением закона на подведомственной территории, сделаем маленькое отступление и расскажем о нашей переписке с областной прокуратурой.

Когда председатель областной администрации А.Антипов проигнорировал наш журналистский запрос (от 19.08.2008 г.) по поводу незаконного строительства бизнес-центра под крышей областной филармонии, 02.10.2008 г. мы обратились к областному прокурору с естественными требованиями: 1. В соответствии с действующим законодательством (Законами Украины "Об обращениях граждан", "Об информации", "О борьбе с коррупцией"), привлечь виновных должностных лиц облгосадминистрации к ответственности. 2. Обязать Луганскую облгосадминистрацию немедленно отправить ответ на наш информационный запрос. 3. Провести прокурорскую проверку законности строительства бизнес-центра на территории областной филармонии.

Справка: "Деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное утверждение верховенства закона, усиление правопорядка" (ст. 4 Закона Украины "О прокуратуре");

"Борьбу с коррупцией ведут соответствующие подразделения …органов прокуратуры Украины» (ст. 4 Закона Украины "О борьбе с коррупцией")

Целый месяц прокуратура Луганской области "думала", что ответить журналисту. Лишь 3 ноября 2008 г. прокурор области Е.Трубников известил заявителя о том, что "в связи с большим объемом мероприятий, которые необходимо провести с целью полного и всестороннего исследования всех обстоятельств (выделено автором), пока проверка еще не завершена". Когда же начальник управления областной прокуратуры С. Качан 11.11.2008 г. сообщила, что "по результатам проверки оснований для применения мер прокурорского реагирования нет", то мы обратились к областному прокурору с настоятельной просьбой ознакомить нас с материалами прокурорской работы. Каково же было наше удивление, когда, открыв "дело" проверки о незаконности объекта строительства, обнаружили лишь свои публикации и переписку с прокуратурой и госадминистрацией. Оказалось, что областная прокуратура несколько месяцев никаким расследованием не занималась, а давала лишь отписки заявителю.

В соответствии со ст. 376 ГК Украины, при самовольном незаконном строительстве здание подлежит сносу самим застройщиком или за его счет. В феврале 2009 г. инспекция ГАСК обратилась в областную прокуратуру и просила выполнить это требование закона, однако надзирающий орган скромно промолчал на обращение контролирующего органа. То, что Луганская областная прокуратура работает по принципу: "Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу!", известно давно. Но, по своей наивности, мы еще надеялись, что государственный орган будет защищать государственные интересы. Поэтому неоднократно обращались в прокуратуру с запросами, понуждая ее к выполнению своих прямых обязанностей, однако, кроме трафаретных отписок эта структура ничего "родить" не могла.

8.04.2009 г. нами в очередной раз было направлено письмо на имя Е.Трубникова с просьбой: 1. В соответствии с действующим законодательством, принять решение о сносе самовольно построенного здания блока "Д" областной филармонии путем подачи искового заявления в интересах государства и территориальной громады. 2. Привлечь к ответственности ООО "Объединенная погрузочно-транспортная компания" (г. Енакиево, Донецкая область) за самовольное строительство. 3. Признать незаконным заключение инвестиционного договора №68/106а от 18.09.2008 г. между ООО "ОПТК" и ОКУ "Луганская областная филармония". 4. Дать правовую оценку действиям должностных лиц Луганской облгосадминистрации и областного совета, использовавших служебные полномочия в осуществлении незаконного строительства блока "Д" областной филармонии. И на это обращение областная прокуратура прислала очередную отписку.

Убедившись, что правоохранительные органы не желают реагировать на очевидные факты выявленной цепочки правонарушений, прикрываемых коррупционными действиями со стороны руководства областью, оставалась последняя надежда – на Гаранта Конституции. Тогда мы еще рассуждали как крестьяне в "Забытой деревне" Н.Некрасова: "Вот приедет барин - барин нас рассудит".

3 июня 2009 г. Луганск посетил Президент Украины В. Ющенко. Во время его пресс-конференции в здании областной филармонии местный журналист передал ему материалы о проведенном расследовании по незаконному строительству рядом расположенного бизнес-центра, поведал о коррупционном поведении руководителей области в этом вопросе и нежелании правоохранительных органов заниматься своими прямыми обязанностями. Выслушав внимательно представителя пишущей братии, Гарант Конституции пообещал разобраться и уехал в столицу.

Скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается! Видимо, много дел у нашего Президента, и за ними ему просто некогда помнить о своих обещаниях. Поэтому 27.08.2009 г. пришлось уже письменно напомнить В.Ющенко, что Гарант Конституции, прежде всего, должен быть гарантом своего слова.

Не зря в народе говорят, что обещанного три года ждут. К сожалению, к тому времени уже не будет ни нынешнего Президента, ни губернатора, ни прокурора. Секретариат Президента Украины на обращение к Гаранту отозвался быстро, уже 4 сентября 2009 г. сообщив заявителю, что его информационный запрос отправлен в … прокуратуру Луганской области. Круг замкнулся…

Сейчас в кабинетах луганских чиновников прорабатывается стратегия продажи незаконно построенного бизнес-центра на территории областной филармонии … самой филармонии. Интересную кашу заварила областная власть! Остается лишь догадываться, на какую сумму придется раскошелиться луганской громаде, чтобы удовлетворить финансовый интерес "инвестора" и его кураторов.

Украинская бюрократия давно уже привыкла работать в условиях "круговой поруки", используя принцип "сегодня я тебе помог, а завтра – ты мне". Поэтому ей не страшно виртуальное пугало, именуемого "коррупцией". Просто такого явления в нашей стране не существует априори, как прежде не существовало секса в СССР. Хотя в опубликованном недавно Международной правозащитной организацией Transparency International отчете об уровне коррупции в мире "Барометр глобальной коррупции – 2009" Украина заняла лидирующую ступеньку по этому показателю среди "новых независимых стран", это еще не предел наших "достижений". Пока над страной кружит стая ворон, коррупция будет не исключением в нашей жизни, а способом выживания населения и существования власти.


| Количество показов: 2793 |  Автор (привязка):  Перетяка Олег Павлович |  Голосов:  5 |  Рейтинг:  2.95 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:





Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (196) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (280) 
Образование (553) 
Общество (472) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (544) 
Энергетика (60) 

Загрузка...

ПОДПИСКА
Параметры подписки

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Ковалик Іван Іванович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Мала гірнича енциклопедія. Том 2, літера М

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2020
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua