www.experts.in.ua

Русский  |  Українська

Помощь  |

Регистрация  |  Логин:


Пароль:


запомнить



Роздуми з приводу Дня Незалежності

П’ятнадцять років для людини, яка вже пройшла певну


ІнтерМедіаКом

Щотижневий моніторинг ЗМІ України


Запитання юристу

Відкриття нової рубрики "Запитання юристу"

Головна

Події

Дайджест ЗМІ

Аналітика

Проекти

Опитування

Регіони

Форум

Експерти

Прогноз експерта

Бібліотека

Партнери

Про портал

Офф-лайн

Фотоархів

Контакти

Відгуки

Посилання

...

Рубрики

Економіка

Політика та суспільство

Освіта

Охорона здоров'я

Культура

Эксперты


Ольга Чурікова-Кушнір

Доступ закрыт ...

Отзывы


Зоя Борисенко

- Те, що ми робимо сьогодні є безпрецедентним

Доступ открыт ...

Запитання юристу



На запитання наших експертів відповідають юристи ЦІРТ та юридичної компанії "LEX-Україна"

Головна  /  Дайджест ЗМІ

Вперед в прошлое! О некоторых экономических инициативах правительства Януковича

10.08.06  |  Подробности  |  Алексей Сахно

В теории государства уже многие десятилетия ведутся споры относительно того, что же для этого самого государства является первичным — политика или экономика. Однако если для большинства демократических и промышленно развитых стран современности этот вопрос еще остается актуальным, то для Украины он, наверное, давно уже решен. Мало у кого вызывает сомнение, что украинская политика — явление во многом производное от украинской экономики. Поэтому действия нового Кабинета министров на экономическом направлении должны вызвать пристальный интерес у тех, кто поспешил заявить о сохранении внутри— и внешнеполитического курса страны

 

Сам с собой за газ договорюсь…

 

Безусловно, одним из первых и главных последствий вопремьерствования Виктора Януковича станет изменение схемы управления «скелетом» отечественной экономики — топливно-энергетическим комплексом. «Донецкие» явно хотят контролировать все ниточки управления энергетической политикой Украины, что позволит щедрым спонсорам Партии регионов ближайшие несколько лет чувствовать себя «сухо и комфортно». Тогда им не придется хвататься за валидол как это было в прошлом, когда Тимошенко ехала в Ашхабад, а Ивченко — в Москву.

 

Кабинет министров Виктора Федоровича уже окрестили правительством большого бизнеса. Очевидно, именно создание благоприятных условий существования крупных предпринимателей станет основным (явным или скрытым) заданием нового Кабмина. И разбор завалов в газовом секторе станет для него первоочередной задачей. Нужно заметить, компания для этого подобралась достойная. Так, министром по вопросам ТЭК стал Юрий Бойко. Думается, не последнюю роль в этом сыграло крайне ограниченное количество в Украине специалистов, достаточно квалифицированных для управления нефтегазовым сегментом на высшем уровне. В этом смысле похвальны действия «регионалов», не пожадничавших и пригласивших в правительство эсдека Бойко (в аналогичной ситуации «оранжевые», помнится, делиться не захотели и не нашли никого «лучше» Плачкова и Ивченко). Именно Бойко, возглавляя в свое время НАК «Нафтогаз Украины», был архитектором многоуровневых и запутанных схем поставок газа в нашу страну. Их иногда связывали с семьей Леонида Кучмы и даже с международным криминалитетом, но, с другой стороны, эти схемы давали и до сих пор дают Украине самый дешевый в Европе газ. Министру в помощь «регионалы» намерены отрядить Владимира Шелудченко (служившего в свое время у Бойко первым заместителем главы «Нафтогаза») — его прочат в председатели НАКа. Но это только если получится сместить Александра Болкисева.

 

Есть еще вице-премьер Андрей Клюев — великий махинатор, возможный фальсификатор, а в сумме — эффективный антикризисный менеджер. Но аналитики полагают, что он будет действовать в основном в электроэнергетике, где его таланты понадобятся в борьбе с Иваном Плачковым (имеет влияние на Нацкомиссию по регулированию рынка электроэнергетики) и Николаем Мартыненко (глава парламентского комитета по вопросам ТЭК, контролирует «Энергоатом»). Так что «газовые» вопросы решать будет, скорее всего, лично Бойко.

 

Думается, Юрий Анатольевич достаточно легко найдет общий язык с российскими партнерами. Во-первых, его взаимоотношения с «Газпромом», Туркменбаши и Дмитрием Фирташем однозначно лучше, чем у они были у Ивченко и есть у Болкисева. Во-вторых, фамилия Бойко достаточно часто звучала в связи с подписанием в январе этого года украинско-российских газовых соглашений в Москве. Так, утверждалось, что Бойко с октября 2004 года входил в координационный комитет… угадайте, какой компании?.. Правильно — «РосУкрЭнерго». Той самой, которая сегодня является монопольным поставщиком газа в Украину. Кстати, достоверных ведомостей о том, что Бойко из координационного комитета был выведен, до сих пор нет. В общем, сам с собой Бойко о поставках газа уж как-нибудь договорится. При этом совершенно очевидно, что не стоит ожидать каких-либо резких движений относительно январских газовых договоренностей. С другой стороны, вопрос о повышения цен на «голубое топливо» также теряет свою прежнюю остроту: если оно и будет происходить, то постепенно и согласованно, а не скачкообразно и односторонне.

 

ЕЭП: Прорыв без перспектив

 

Следующее направление экономической политики Украины, где новое правительство может применить отличные от предыдущих подходы, это участие в международных экономических организациях. Виктор Янукович уже намекнул, что вступление во Всемирную организацию торговли может быть отложено на 2007 год. Во всяком случае, именно так проинтерпретировали его слова журналисты. Формальным поводом для отсрочки послужила необходимость проверить соблюдение интересов украинских товаропроизводителей в законопроектах относительно вступления в ВТО, поданных в парламент предыдущим правительством. Фактической причиной, по мнению политических экспертов, является заигрывание с Россией, руководство которой довольно неодобрительно относится к тому, что Киев может оказаться в ВТО раньше Москвы.

 

Еще одним основанием для торможения процесса вступления Украины в ВТО может служить активизация переговоров в рамках Единого экономического пространства. Именно экономическая интеграция с Россией, Беларусью и Казахстаном была одним из лозунгов Партии регионов, под которыми она шла на парламентские выборы 2006 года. При этом первый вице-премьер Николай Азаров уже не раз заявлял о том, что план действий правительства будет включать основные постулаты программы ПР. Очевидно, немало внимания будет уделено как раз ЕЭП. Однако тут все не так однозначно.

 

Украина согласилась участвовать в ЕЭП на условиях «разноуровневой и разноскоростной интеграции» и до тех пор, пока это не будет вступать в противоречие с Конституцией нашей страны. За такими формулировками скрывается нежелание официального Киева идти в вопросах экономического сотрудничества далее, нежели формирование зоны свободной торговли на территории стран-участниц ЕЭП. Дело в том, что любая другая форма интеграции, предусмотренная соглашением о создании ЕЭП (например, таможенный союз), фактически перекрывает дорогу Украине не только в Европейский Союз и НАТО, но даже в ВТО. Всех предыдущие правительства нашей страны находили в себе силы сопротивляться давлению Кремля, которому просто зоны свободной торговли было недостаточно. Почему-то кажется, что, несмотря на свою пророссийскую риторику, нынешнее правительство не изменит этому курсу.

 

Причина в том, что ЕЭП «донецким», по сути, не выгодно, поскольку затруднит сбыт металлургической продукции и сырья (главный источник богатства спонсоров ПР) в Европу. А ведь там цены намного выше тех, что готовы предложить россияне, казахи или белорусы. Кроме того, велика опасность того, что через механизмы ЕЭП Москва попытается заполучить стратегический контроль над украинской металлургической отраслью и заставить наших с вами олигархов играть по внутрироссийским правилам. А они этого, поверьте, совсем не хотят: Россия им нужна в качестве покладистого партнера, но отнюдь не строгого начальника. Да и Виктор Ющенко через Министерство иностранных дел во главе с Борисом Тарасюком не дал бы интеграционным порывам «регионалов» зайти слишком далеко.

 

Поэтому мы вправе ожидать от правительства Виктора Януковича имитации бурной деятельности на еэповском направлении с соответствующим освещением в СМИ, которая будет призвана убаюкать «региональный» электорат. Дальше формирования зоны свободной торговли дело не пойдет; а если она таки будет создана, то это подадут народу под таким видом, как будто Янукович совершил огромнейший прорыв, которого в свое время не смогли сделать Тимошенко и Ехануров. А в остальном… Наверное, прав российский политолог Станислав Белковский, который называет ЕЭП бесперспективным проектом.

 

Начать все СЭЗнова

 

Что же касается внутренней экономической политики, то здесь сегодня наиболее активно обсуждаются два вопроса: восстановление налоговых льгот для свободных экономических зон и девальвация гривны.

 

Первые свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ) и аналогичные им территории приоритетного развития (ТПР) создавались в Украине еще в начале 90−х годов. В общих чертах СЭЗ определяют как часть территории, на которой товары рассматриваются как объекты, которые находятся вне черты национальной таможенной системы и поэтому не подлежат обязательному таможенному контролю и налогообложению. Следовательно, в СЭЗ формируются максимально благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, развития новых технологий и быстрого экономического роста как отдельного региона, так и страны в целом. Примером эффективного использования механизмов СЕЗ могут служить «азиатские тигры» (Южная Корея, Китай, Индонезия и другие), а также знаменитая «Силиконовая долина» в США.

 

Но сейчас речь не о Корее или Америке, а об Украине. У нас благородная идея СЭЗ была скомпрометирована очень быстро, когда отечественные олигархи поняли, что благодаря несовершенному законодательству их можно использовать как оффшорные зоны внутри страны, уводить в тень свои сверхприбыли и незаконно компенсировать НДС. Совокупные потери бюджета Украины от СЕЗ и ТПР за многие годы подсчитать практически невозможно, но эксперты сходятся во мнении, что они исчисляются десятками миллиардов долларов. Дмитрий Боярчук, эксперт CASE-Украина, считает, что «свободные экономические зоны скомпрометировали себя в Украине. Возвращение СЭЗ в Украине — это возвращение к старым схемам уклонения от налогообложения». Следует также отметить, что возобновление налоговых льгот в форме СЭЗ и ТПР мало соответствует нормам ВТО, поскольку может рассматриваться как форма государственного протекционизма.

 

В то же время Владимир Лупаций, исполнительный директор Центра социальных исследований «София», поддерживает идею СЭЗ, но только «при условии полной ревизии и пересмотра принципов, на которых они строятся». Вот здесь собака и зарыта. Несколько дней назад Николай Азаров заявил, что «в первую очередь, будут восстановлены эффективные СЭЗ. Их будет примерно три или четыре…» Учитывая партийную принадлежность Николая Яновича, можно не сомневаться, что в их числе будут СЭЗ «Донецк» (юг Донецкой области) и «Азов» (город Мариуполь). Очевидно и то, кто больше всех выиграет от этого решения… А ревизия устоявшихся в Украине «бизнес-понятий» этим людям совершенно ни к чему.

 

Еще одним способом заботы нового правительства о большом бизнесе может стать девальвация гривны. Это, кстати, самый простой способ поддержать крупных отечественных экспортеров — хотя бы те же металлургические предприятия. По прогнозам банкиров, гривна может подешеветь до уровня 5,15 -5,20 за один доллар. Эксперт Александр Сабодаш отмечает, что «для снижения себестоимости их (металлургов. — „Подробности“) продукции через повышение продуктивности, путь девальвации гривны выглядит намного более простым и более дешевым, так как „субсидию“ от такого шага можно получить из кармана каждого украинца». Подсластить эту горькую пилюлю правительство может попытаться ручным снижением тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

 

Однако такой шаг может обернуться очередным политическим кризисом, поскольку девальвация гривны невозможна без конфликта Кабмина с Национальным банком. Ведь известно, что глава НБУ Владимир Стельмах является сторонником стабильного курса национальной валюты. Более того, Стельмах пользуется значительной поддержкой своего земляка президента Ющенко, у которого несколько лет работал первым замом в бытность того главой НБУ. Его противостояние с новым правительством может привести к ухудшению международной репутации Украины.

 

Подводя итоги, можно сказать, что, судя по первым заявлениям некоторых членов нового Кабинета министров, правительство Януковича во многих экономических вопросах попытается вернуть Украину в 2003−2004 годы, когда Виктор Федорович создал максимально благоприятный бизнес-климат для крупного капитала. Вопрос в том, насколько хорошо новое правительство освоит управление подобной «машиной времени». И в том, хватит ли оставшихся у Виктора Ющенко рычагов влияния для того, чтобы эти экономические путешествия во времени не вернули Украину в эпоху внутри— и внешнеполитической многовекторности.


: http://podrobnosti.ua/analytics/2006/08/09/338334.html

Назад  | 


Олександр Федута

В Україні щорічно з’являтиметься 1 мільйон робочих місць?

Доступ открыт ...


Розробка і підтримка – Центр інтелектуальних ресурсів і технологій.
© Всі права захищені. Використання матеріалів порталу дозволяється за умови посилання (для Інтернет-видань – гіперпосилання) на www.experts.in.ua
З правилами користування порталом можна ознайомитися тут

Редакція порталу "Всеукраїнська експертна мережа" може не поділяти думку автора публікації. Відповідальність за достовірність та аутентичність фактів, наведених в публікації, несе її автор

Україна, Київ, 01001, вул. Костьольна 4, оф. 8
Тел: +38 (044) 494-24-61, Факс: +38 (044) 494-24-62
E-mail: