www.experts.in.ua

Русский  |  Українська

Помощь  |

Регистрация  |  Логин:


Пароль:


запомнить



Роздуми з приводу Дня Незалежності

П’ятнадцять років для людини, яка вже пройшла певну


ІнтерМедіаКом

Щотижневий моніторинг ЗМІ України


Запитання юристу

Відкриття нової рубрики "Запитання юристу"

Головна

Події

Дайджест ЗМІ

Аналітика

Проекти

Опитування

Регіони

Форум

Експерти

Прогноз експерта

Бібліотека

Партнери

Про портал

Офф-лайн

Фотоархів

Контакти

Відгуки

Посилання

...

Рубрики

Економіка

Політика та суспільство

Освіта

Охорона здоров'я

Культура

Эксперты


Василь Бліхар

Доступ закрыт ...

Отзывы


Олександр Литвиненко

- Сама идея этого проекта...

Доступ открыт ...

Запитання юристу



На запитання наших експертів відповідають юристи ЦІРТ та юридичної компанії "LEX-Україна"

Головна  /  Дайджест ЗМІ

Янукович, бензин и грабли

14.08.06  |  Подробности  |  Алексей Сахно

«Подробности» уже писали о том, что правительство Виктора Януковича во многих экономических аспектах попытается вернуть Украину в 2003−2004 годы. И если способы восстановления старых теневых бизнес-схем нам еще до конца не понятны, то методы борьбы с ежегодным бензиновым кризисом вряд ли будут кардинально отличаться от давно известных — административного регулирования, прикрытого фиговым листком очередного меморандума «о взаимопонимании» между Кабмином и нефтетрейдерами. Помнится, именно от этой вредной привычки больше всего пострадала Юлия Тимошенко в свою бытность премьер-министром; похоже, не может от нее избавиться, несмотря на все свои заверения, и Виктор Федорович. Между тем, ему не стоит забывать, что в 2005−ом подобные действия правительства только усугубили ситуацию.

 

Старый обычай — плохие манеры

 

В будущий понедельник Виктор Янукович ждет к себе важных гостей — ни много ни мало, «всех трейдеров, кто поставляет нефтепродукты в Украину». Разговор пойдет о повышении цен на бензин в ряде регионов Украины, в том числе и на малой родине дважды премьера — в Донецкой области. По задумке Виктора Федоровича, встреча эта должна закончиться подписанием «меморандума». Правда, какого именно меморандума, премьер предусмотрительно не уточнил, мол, «сам еще не знаю». Действительно, сегодня уже сложно подыскать какое-нибудь звучное название для такого значительного документа, ведь такие словосочетания как «о взаимопонимании», «о сотрудничестве» и даже «о стабилизации ситуации» уже были использованы тут или там. А повторяться таким креативным товарищам как «регионалы» как-то не солидно, да и путаницу можно внести: вон их, меморандумов да универсалов, сколько развелось — что туалетной бумаги, честное слово!

 

Но это тот случай, когда как бы ты лодку не назвал — все равно «Титаником» станет. В том смысле, что и методы, и результаты будут те же, что и раньше. Не случайно, ой не случайно у Януковича вырвалось это «по старому нашему обычаю…» — интересно, как бы эти слова проинтерпретировал всезнающий дедушка Фройд? Ну ладно, гадать не будем. Хотя что тут гадать? И к ворожке ходить не нужно, чтобы знать, что для борьбы с бензиновыми кризисами все наши последние правительства используют один и тот же набор инструментов — ограничение или запрет экспорта нефтепродуктов и установление предельно допустимых цен. То есть — чисто административные меры. При этом каждый премьер считал своим долгом заявить, что действия его правительства носят вполне рыночный характер. Непонятно только, кого они своими заверениями обмануть хотели: трейдеров, которым сами же заламывали руки; народ, которому до лампочки какими методами сбивают цены на бензин — главное, что сбивают; или себя, пытаясь выглядеть лучше, чем они были и есть на самом деле?

 

Вот и в этот раз Янукович сказал, как отрезал: все будет происходить «в рамках рыночных отношений». Хотелось бы верить. А то невольно вспоминается 2004 год, когда в аналогичной ситуации Виктор Федорович ответственно заявил: «Первое, что мы должны сделать, — запретить экспорт нефтепродуктов из Украины, и это позволит наполнить украинский рынок». А потом Кабмин еще и установил предельные цены на бензин и ограничил наценку, которую могли делать нефтетрейдеры. С теми, кто не понял этих весьма недвусмысленных намеков и все-таки устанавливал цены на собственное усмотрение, разговор вел уже первый вице-премьер Николай Азаров. В результате на «непокорных» обрушились проверки налоговой, санэпидемстанции, пожарной охраны, Гостехнадзора и Госстандарта. А в офисах крупнейших нефтяных компаний, в частности «Лукойл-Украина» и «Альфа-нафта», даже прошли кратковременные, но эффектные и эффективные «гастроли» типа «маски-шоу»… Такого себе не позволяла даже Тимошенко (или ей не позволил Ющенко?), априори конфликтогенная по отношению к российским нефтетрейдерам.

 

Что мы имеем сегодня? Те же премьер Янукович и его зам Азаров. И — скорее всего, те же плохие манеры, что и в 2004−ом. Во всяком случае, ни во время пребывания в оппозиции, ни в первые дни работы во власти они не дали ни одного повода думать, что в этот раз все будет как-то иначе.

 

В одно место

 

Нынешняя ситуация усугубляется еще и тем, что самые высокие цены на топливо по Украине зафиксированы в Донецкой области — традиционном оплоте Виктора Януковича. Вот этого новый старый премьер позволить никак не может. Мало того, что повышение цен на горючее может серьезно ударить по популярности Виктора Федоровича, так оно еще может продемонстрировать простым (а также очень не простым) людям, что даже в своей вотчине он не все контролирует. А начинать свой второй премьерский срок с подобным неприятным психологическим грузом такому «проффесиональному» хозяйственнику совсем не к лицу. Ситуацию могут спасти только быстрые, решительные и жесткие действия, которые принесут скорый результат.

 

И это еще одна причина, по которой Кабмину не подходят громоздкие по исполнению и имеющие эффект лишь в средне— и долгосрочной перспективе рыночные методы урегулирования кризиса. Кроме того, следует учитывать и мировые тенденции на нефтяном рынке. Поэтому эксперты полагают, что в нынешних условиях любая «стабилизация» цен на нефтепродукты может быть осуществлена исключительно путем административного давления на нефтепереработчиков. «Цены на нефтепродукты в мире последние две недели растут, и тенденция к росту сохраняется», — высказал мнение газете «Коммерсант-Украина» эксперт консалтинговой компании UPECO Виталий Давий. «Когда цены в мире постоянно растут, никакой „стабилизации“ добиться рыночными методами вообще невозможно, — согласен с ним аналитик консалтинговой компании R&J Investments Владимир Плотников. — Нельзя оставаться островком стабильности, когда цена нефти на мировых рынках каждый день повышается».

 

С другой стороны, если Кабмин вновь вернется к практике административного принуждения нефтяников, как это делали правительства Януковича в 2004−ом и Тимошенко в 2005−ом, то он в очередной раз повторит свою прежнюю ошибку. Ведь и в прошлом, и в позапрошлом годах в результате действий чиновников на рынке возникал дефицит топлива.

 

Еще один нюанс ситуации на Донбассе состоит в том, что некоторые трейдеры, в частности компания «Параллель», продают там так называемый «евробензин», который завозится из-за рубежа — с литовского Мажейкяйского НПЗ и белорусского Мозырского НПЗ. Он соответствует европейским стандартам E# 228 и E# 590, которые значительно жестче, чем, скажем, украинский ДСТУ 4063−01. Следовательно, и стоит это горючее процентов на 15−20 дороже, чем производимое отечественными нефтеперерабатывающими заводами. Поэтому с такими трейдерами договориться, вероятно, будет сложнее всего, поскольку в случае введения ограничений они и терять будут больше всех. Кроме того, точечное, но значительное повышение цен на топливо может свидетельствовать о сговоре в среде нефтяников.

 

Кстати, если помните, Тимошенко в свое время обвинила нефтетрейдеров как раз в заговоре, в результате которого подорожал бензин. Но она не была первой. В 2004 году заместитель министра топлива и энергетики Украины в правительстве Януковича Богдан Клюк, объясняя рост цен, заявил, что имел место сговор трейдеров. Тогда Антимонопольный комитет даже оштрафовал 39 операторов розничного рынка нефтепродуктов. Зато в 2005−ом в такой же ситуации, но при другом премьер-министре, никакого сговора АМК не обнаружил. Вот и попробуй тут предугадай, каким образом поведет себя данная структура сегодня…

 

Однако нефтетрейдерам в любом случае стоит насторожиться — уж слишком рьяно взялся Янукович решать бензиновую проблему, возникшую на его малой родине. А тут еще Азаров поменял прежнего тихого руководителя налоговой администрации на своего старого и буйного соратника… В общем, все идет к тому, что Кабмин снова наступит на нефтетрейдерские грабли. И удар, который уже несколько лет подряд приходится в одно и то же место, на этот раз будет даже больнее, чем в прошлом году, ведь у Тимошенко бить-то было особенно и не по чем…


: http://podrobnosti.ua/analytics/2006/08/11/338942.html

Назад  | 


Олександр Федута

В Україні щорічно з’являтиметься 1 мільйон робочих місць?

Доступ открыт ...


Розробка і підтримка – Центр інтелектуальних ресурсів і технологій.
© Всі права захищені. Використання матеріалів порталу дозволяється за умови посилання (для Інтернет-видань – гіперпосилання) на www.experts.in.ua
З правилами користування порталом можна ознайомитися тут

Редакція порталу "Всеукраїнська експертна мережа" може не поділяти думку автора публікації. Відповідальність за достовірність та аутентичність фактів, наведених в публікації, несе її автор

Україна, Київ, 01001, вул. Костьольна 4, оф. 8
Тел: +38 (044) 494-24-61, Факс: +38 (044) 494-24-62
E-mail: